Погружение в мир широкоформатной печати.
Около года назад компания Zap Digital Graphics из Маунтайн-Вью (шт. Калифорния) потратила значительную сумму на приобретение еще одного широкоформатного принтера для своего производственного подразделения — Raster Graphics PiezoPrint 5000. Цена покупки — около 50 000 долл., кому-то может показаться слишком высокой. «Эта машина стала для нас реальным шагом вперед, — заявляет Джон Поттер, совладелец Zap и главный технический специалист компании. — Без нее мы просто не смогли бы подняться на новый уровень».
Что же такого привлекательного Поттер нашел для себя в PiezoPrint 5000? Скорость. Понаблюдайте PiezoPrint в действии; это ошеломляющее зрелище. В этой модели возможности высококачественного широкоформатного вывода сочетаются со скоростью настольного цветного струйного принтера. Машина редко простаивает — она окупает себя.
Zap Graphics не очень выделяется среди многих других фирм, специализирующихся на широкоформатном выводе. Если коротко, то сфера интересов Поттера и его персонала концентрируется вокруг времени растрирования, управления цветом, возврата капитальных вложений и качества запечатываемых материалов. Они изготавливают плакаты и другую крупноформатную продукцию любой формы и размеров, для помещений и улицы, на картоне, шелке, бумаге, виниле, прозрачных пленках и многих других материалах, включая и тот удивительный носитель с поверхностью из двояковыпуклых линз, изображение на котором меняется в зависимости от расположения наблюдателя. И, как любая другая компания, занимающаяся широкоформатной печатью, Zap оказывает полный спектр услуг по финишингу: ламинирование, монтаж, прошивка люверсами и другие.
Технология широкоформатной печати развивается. Она становится доступной все большему числу заказчиков, улучшается качество печати, пополняется перечень носителей. Объяснения последних технологических новшеств становятся все более сложными, но из них можно сделать вывод, что уменьшаются размеры точек, разрешение растет, а шести- и восьмицветная печать обеспечивает такой широкий цветовой охват, который ранее был просто недоступен в области широкоформатной печати. Однако, хотя цены действительно снижаются, широкоформатные устройства по-прежнему не доступны большинству людей, которые собираются начать собственное дело, располагая одним компьютером Macintosh, DSL и несколькими годами опыта в области графического дизайна. Эта издательская «опция» довольно дорога, даже учитывая перспективы, открывающиеся перед ее владельцами. Покупка широкоформатного устройства печати имеет мало общего с заказом лазерного принтера через MacMall или PC Warehouse, а освоение новой технологии также может потребовать значительных усилий и времени. В этом мире все иначе.
Одной проблемой меньше
Каковы же границы возможностей широкоформатной печати с точки зрения размеров? Можно даже спросить так: «До какой высоты они простираются?» Как насчет 30 этажей? В марте 1999 года, в канун празднования 100-летней годовщины аспирина Байер в 8,8-тонный плакат, имитирующий гигантскую коробку аспирина и отпечатанный на ткани с помощью широкоформатного NUR Blueboard, был «завернут» немецкий небоскреб. Именно так — гигантская коробка аспирина высотой в 30 этажей. С помощью 30 монтажников плакат был спущен вниз как занавес в театре. Телевизионный репортаж об этом событии транслировался на несколько стран. Широкий формат становится элементом поп-культуры.
Как широко? Как высоко? А если спросить: «Насколько реалистично?» Сейчас многие широкоформатные модели могут печатать шестью или даже восемью цветами. Например, дополнение светлых оттенков пурпурных и синих чернил может помочь добиться великолепных телесных цветов на фоне бледно-голубого неба. Уже давно в прошлом те дни, когда широкоформатная печать подходила лишь для воспроизведения текста. Изображения, полученные с помощью современных моделей, поражают своей живостью. Конечно, с близкого расстояния точки становятся заметны, но широкоформатная продукция обычно предназначена для просмотра с расстояния не ближе вытянутой руки. Речь идет об афишах, о плакатах на выставках-ярмарках, о наружной рекламе на бортах автобусов. Но нельзя забывать и о репродуцировании произведений искусства, сбрасывать со счетов фотореалистичные обои. А как быть с материалами для оформления магазинов — ведь такие изображения нередко рассматривают практически в упор? С использованием осветленных триадных цветов продукция широкоформатной печати может обеспечивать высокое качество цветопередачи при разрешении всего 300 dpi.
Еще один немаловажный вопрос: «Как быстро?» Ответ на него сегодня значительно отличается от того, чтобы было всего два года назад. Широкоформатные устройства сейчас достаточно производительны, чтобы использовать их для вывода изображений «по требованию». Две компании из Торонто, Icon Digital Productions и ICC Cactus Imaging, занимающиеся широкоформатной печатью, недавно объединили свои усилия для проведения кампании «First On-Demand», инициированной Xerox. Этот проект был предназначен для того, чтобы пропагандировать идею скорости и качества, а также продемонстрировать преимущества широкоформатной электростатической цветной печати, и особенно — тот огромный эффект в рекламе, которого можно добиться, используя возможности печати «по требованию». Компания Xerox не поскупилась на расходы. Поздно ночью в течение восьми недель — а иногда это было уже под утро — файл в формате Adobe Acrobat PDF с заглавной страницей утренней газеты Торонто The Globe and Mail посылался в обе компании. И каждое утро огромное изображение вывешивалось в семи местах по всему городу. Да, все семь плакатов — полученных с помощью принтеров Xerox ColorgrafX — менялись каждый день. Изображения со свежими новостями обновлялись в самые горячие утренние часы, когда все спешат на работу. Сработал ли этот ход? Безусловно. Люди в Торонто и по всему миру теперь знают, что большой плакат можно сделать и вывесить всего за одну ночь. Вот пример подхода к просвещению заказчиков. Уже идет работа над следующими проектами в области широкоформатной печати «по требованию».
Тонкости
За последние два года технологии широкоформатной печати претерпели существенные изменения. Естественно, увеличилась скорость — но так и должно быть. Каждый раз, покупая новую машину, вы видите, что она — настоящий «супермен», по сравнению с использовавшейся вами ранее. Однако Джим Стасьяк, директор по технологиям компании Wesbury Press из Энгльвуда (шт. Нью-Джерси), выделяет и несколько других важных достижений, включая стабилизацию чернил, расширяющийся диапазон предложений запечатываемых материалов (хотя и не так быстро, как хотелось бы) и постепенное снижение себестоимости. «По мере того, как заказчики начинают лучше разбираться в возможностях широкоформатной печати, — отмечает Стасьяк, — производственные процессы становятся более эффективными, а соотношение «цена-качество» улучшается. Наши клиенты очень требовательны, причем их интересует не только качество, но и сроки выполнения работ». Что помогает Стасьяку удовлетворять потребности его клиентов? Установленный в Wesbury Press принтер Epson Stylus Pro 9000. «Это наше оружие в конкурентной борьбе».
Все промышленные широкоформатные принтеры недешевы, все они обладают определенными преимуществами и всем производителям еще есть над чем работать для улучшения своих продуктов. Но существуют некоторые функции, которые выделяют определенные модели из общего ряда.
Для примера рассмотрим один из недавних проектов Стасьяка из Westbury Press, где целый день работы сберегли отнюдь не скорость печати и не качественная цветопередача. Важную роль сыграла функция автоматической резки материала в Stylus Pro 9000. Заказ предусматривал печать 150 плакатов и баннеров для оформления магазинов в ходе рекламной акции, причем эта продукция должна была совпадать по формату с плакатами, уже отпечатанными тиражом в несколько тысяч традиционным офсетным способом. «Наш Epson шириной 112 см позволял напечатать в ширину три плаката форматом 33Ё61 см и четыре баннера — 23Ё61 см, — рассказал Стасьяк. — Автоматическая функция обрезки позволяет нам создавать листы, где изображения выровнены очень точно, поэтому мы можем отрезать и подрезать листы стандартным резаком для бумаги, как будто они только что вышли с наших прессов Heidelberg». Вывод: Westbury Press дает своим клиентам именно то, что им нужно, и делает это наиболее простым и эффективным способом, причем — и это главный вывод — сохраняя невысокую стоимость заказа.
Кто нам помогает
Но скорость и все остальные «примочки» требуют поддержки. Терри Харрисон, основатель Creative Images из West Melbourne (шт. Флорида), объясняет это так: «Конечно, мы были готовы ко всем обычным проблемам с запуском нового оборудования, но установка одной системы оказалась особенно хлопотной». В новом принтере AgfaJet Montana (восемь цветов, 1200 dpi, 157 см), который был поставлен в Creative Images, обнаружились нарушения в работе электроники. В соответствии с сервисным контрактом Agfa прислала техника для ремонта и запчасти. Новый блок был установлен, но машина по-прежнему отказывалась работать. Еще две попытки привели к аналогичным результатам. «Ситуация ухудшилась тем, что мы не смогли выполнить в срок очень важный заказ, — объяснил Харрисон. — Положение осложнялось и тем, что другой заказчик компании Agfa из Теннесси сообщил о такой же неисправности. Инженеры Agfa, ремонтники, конструкторы и я даже разместили сообщение в электронной конференции пользователей принтера Montana с просьбой о помощи. В результате нам все же удалось выяснить, что один из электронных компонентов перегорал сразу после установки нового блока». Тремя днями позже была изменена конструкция, а Creative Images смогла приступить к работе. Харрисон остался доволен. «Такое хорошее сервисное обслуживание предоставляют не многие компании».
Питер Эванс, вице-президент и партнер компании Icon Digital Production, выбрал принтер Xerox «главным образом из-за мощной сервисной инфраструктуры и больших вложений этой компании в широкоформатную цветную печать». Эванс отмечает, насколько важно для Icon было наличие местной квалифицированной сервисной службы. «Наша компания специализируется исключительно на широкоформатной цифровой печати, а Xerox инвестировал значительные суммы в этот тип печати еще в то время, когда эта индустрия только зарождалась. Для нас было важно сотрудничать с теми, кто уже довольно давно освоил широкоформатную печать», — говорит он.
Даже учитывая поддержку Xerox, по признанию Эванса, им потребовалось значительное время на обучение собственного технического персонала. И не удивительно, что Icon Digital Productions, да и вся индустрия широкоформатной печати в целом, испытывали определенные трудности в поиске подходящих людей для эксплуатации подобных устройств.
До идеала пока далеко
Итак, широкоформатные устройства уже работают для конечных пользователей, но до идеала здесь пока еще далеко. Важнейшие вопросы, которые пока не решены окончательно — это управление цветом (что совсем не удивительно) и технологии RIP. Успешные компании все также отличаются от своих менее удачливых конкурентов, не успевающих выполнять заказы в срок и не способных удовлетворить все пожелания клиентов, наличием средств ламинирования и возможностью выполнения других послепечатных работ. И, конечно, как и в любой отрасли, где ведущую роль играют машины, независимо от скорости их работы в настоящий момент, любое повышение производительности только приветствуется. Стасьяку хотелось бы, чтобы производители бумаги выпускали больше различных типов материалов для его Epson Stylus Pro 9000. «Они работают неплохо, — объясняет он, — но я думаю, что им стоило бы приложить больше усилий для выпуска материалов, по своим свойствам приближающихся к традиционной офсетной мелованной бумаге». И хотя Поттер выполняет значительный процент заказов на установленном у него PiezoPrint 5000, выбор бумаги для этого принтера невелик — устройства Encad позволяют использовать значительно более широкий диапазон экзотических материалов. «Критерий простой — если мы можем выполнить заказ на Piezo, мы делаем это, — говорит партнер Поттера Жаклин Зуазо. — Этот принтер быстрее и обеспечивает более высокое качество печати. А Encad NovaJet Pro 50 и NovaJet Pro 36 применяются для печати на таких материалах, которые мы называем экзотическими, например, тканях, WeatherTex, Jetflex, пленках для обратной подсветки, шелке и хлопке». Если только, как добавляет Поттер, компания Raster Graphics не начнет выпускать эти материалы для его «любимой» машины.
«Для термоструйных принтеров выбор носителей шире, — признает Келли Рамирес, директор по маркетингу компании Raster Graphics. — Поскольку они были разработаны раньше, «рецепты» покрытия для них оптимизированы, а сами материалы больше распространены». Здесь есть над чем работать — например, над впитываемостью чернил и растискиванием, — но, как и в случаях с другими развивающимися технологиями, со временем все утрясется. Новые материалы обязательно появятся; просто сейчас их нужно тщательно проверить и подготовить к выпуску на рынок.
Помощь идет
Большой список
|
Впрочем, новые разработки объявляются постоянно, причем от различных производителей. Agfa выпустила и проводит агрессивный маркетинг линии AgfaJet высококачественных носителей, подходящих не только для собственных принтеров компании, но и для многих других моделей. Среди наиболее интересных материалов AgfaJet — двусторонняя бумага Photograde. На одной стороне у нее матовое покрытие, а на другой — глянцевое, причем обе стороны подходят для печати, а высокая непрозрачность делает изображение незаметным с противоположной стороны. Бумага покрыта смолой (что должно особенно понравиться фотографам) и обеспечивает высокую устойчивость изображения к воздействию УФ-лучей. Более того, слой под названием PE предотвращает растекание капель чернил. Все это кажется слишком хорошим, чтобы быть правдой — но Харрисону нужен именно такой материал. «Большинство заказов мы печатаем на матовой стороне, поскольку почти все изображения в итоге подвергаются ламинированию». Однако Харрисон столкнулся с другой проблемой. Установленный в его компании ламинатор Seale не особенно «заботится» о сохранении глянцевой стороны бумаги Photograde. «Нас просто пробирает дрожь, когда при сдаче заказа из 10 плакатов покрытие оборотной стороны крошится прямо в руках клиента».
Для того чтобы делать качественную продукцию, сначала нужно научиться, и такие люди, как Харрисон, понимают это. Прежде всего, нужно терпение. Если у вас есть проблема — решите ее. Если нельзя получить определенные материалы из одного источника — поищите другой. Например, Agfa пока не поставляет поликарбонатные пленки для изображений с обратной подсветкой; Харрисон покупает их у других производителей. Значит ли это, что он недоволен продукцией Agfa? Вовсе нет. Но, как вы только что убедились, одна единственная компания не может удовлетворить все потребности индустрии широкоформатной печати.
Эмили Котлер — дизайнер и писатель из Окленда (шт. Калифорния).
Движение — жизнь |
Творческая мысль инженеров-разработчиков никогда не стоит на месте. Не успели наши коллеги из американского журнала Publish опубликовать обзор широкоформатных принтеров, как он тут же устарел. Уже объявлено сразу несколько новых моделей. Hewlett-PackardЭта компания выпустила сразу три широкоформатных модели.Весьма доступный по цене HP DesignJet 488CA поставляется в двух версиях — шириной 610 мм (3200 долл.) и 914 мм (4200 долл.). По информации разработчиков, время печати изображения форматом 610 х 914 мм с разрешением 300 dpi в цвете составляет менее 18 минут. В комплекте с принтерами может поставляться программный Adobe PostScript 3 RIP для Windows и Mac OS. HP DesignJet 2800CP и HP DesignJet 3800CP с максимальным разрешением 600 dpi, которые призваны заменить модели 2500CP и 3500CP, являются самыми быстрыми в серии HP DesignJet CP (2,92 м2/ч в режиме наилучшего качества на бумаге HP Heavyweight Coated Paper). Они предназначены для коммерческих бюро печати, которым важна скорость, и профессиональных центров печати, таких как полиграфические салоны и студии цветной цифровой печати. Скорость механизма печати принтеров HP DesignJet 2800CP и HP DesignJet 3800CP на 60% быстрее, чем у существующих принтеров серии HP DesignJet CP. Кроме того, новые модели снабжены аппаратным RIP EFI Fiery X2. Благодаря совместному использованию разработанного в HP языка управления принтерами Varware, который позволяет тонко настраивать режимы печати, и широкополосной (wide-mask) технологии, используемой в серии принтеров HP DesignJet CP, значительно улучшена функциональность. Интересно, что компания Hewlett-Packard осуществляет специальную программу для владельцев принтеров серии HP DesignJet CP, где предусмотрена поддержка тех клиентов, работающих с графикой, которые хотят самостоятельно выбрать RIP из предлагаемых HP в рамках проекта HP RIP Speed. CanonCanon также дебютировал на рынке широкоформатной печати сразу тремя пузырьково-струйными (они же — термоструйные) моделями: BJ-W7000 (около 7000 долл.) шириной до 914 мм с разрешением 360 dpi, BJ-3000 шириной до 914 мм и BJ-W3050 шириной до 610 мм (две последние модели с разрешением 360 dpi в цвете и 720 dpi в монохромном режиме ориентированы прежде всего на САПР). Скорость вывода отпечатка формата А0 на BJ-W7000 составляет около 20 минут. Принтер предназначен для использования в коммерческом и корпоративном секторе печати, дизайн-студиях и рекламных агентствах, а также конструкторских бюро. В качестве опции с BJ-W7000 поставляется контроллер печати imagePASS-W10 от Fiery, поддерживающий Adobe PostScript 3. Он создан на основе Fiery X2-W и оснащен RISC-процессором R5000 с частотой 200 МГц, содержит специализированные микросхемы для обработки графики, 64 Мбайт оперативной памяти и жесткий диск объемом 4,3 Гбайт. В комплект контроллера входит система управления цветом ColorWise 2.0. Еще ширеНовый пьезоструйный Grandjet V2 компании Scitex может печатать на носителях шириной до 2,2 м с разрешением 370 dpi. В действительности это уменьшенная версия двух старших моделей V5 и V3 с шириной поля печати 5 и 3 метра соответственно. Скорость печати Grandjet V2 в режиме максимального качества составляет 25 м2/час, а в черновом режиме — 51 м2/час. В принтере используются пигментные чернила на основе растворителя, а объем емкостей для чернил составляет 1 л. Для обработки изображений применяется специализированный Scitex Grandjet RIP. Файлы TIFF CMYK с разрешением 23 или 11 dpi (вполне обычные разрешения для наружной рекламы) растрируются «на лету», то есть их печать начинается сразу после начала передачи данных на принтер. |