Поговорим о методиках защиты продукции средствами полиграфии. Мы расскажем достаточно для того, чтобы дать представление о технологиях, но без лишних технических секретов.
О подделках и фальшивых вещах многие в нашей стране знают не понаслышке. C обманом приходилось сталкиваться при покупке самых разнообразных товаров: продуктов питания, вино-водочной продукции, изделий легкой и электронной промышленности.
По мировой статистике более 20% всей продукции в мире поддельные. Это — миллиарды долларов, потерянных производителями и недополученные государством в виде налогов, а также многие случаи отравлений некачественными продуктами питания и просто испорченное настроение обманутых потребителей. В России процент подделок никто не подсчитывал, но он вряд ли ниже среднемирового.
Соблазн заработать большие деньги, воспользовавшись раскрученной торговой маркой, велик. Его подогревает возрастающий уровень полиграфического оборудования, демонстрирующего с каждым годом новые возможности оперативной, экономичной и качественной печати. Лично я помню как еще два-три года назад в информационных сводках приходили сообщения о мошенниках, печатавших денежные знаки с использованием простой офисной техники: принтеров, сканеров, копиров и т. п. Что уж говорить о возможностях более серьезного полиграфического оборудования. А нашумевшие в свое время поддельные чеченские авизо, с которых начались кавказские проблемы России... Думается, приводить дополнительные аргументы для организации борьбы с фальшивками нет необходимости.
Тем не менее, в последнее время вал шумных дел о мошенничестве, связанных с подделкой продукции, пошел на убыль. Важную роль в этом играют и специальные меры, предпринятые производителями для защиты своей продукции. В этой статье мы рассмотрим лишь узкий срез этой проблемы — защиту продукции полиграфическими методами. В технологии полиграфического производства существует множество различных методов, направленных на защиту продукции от дублирования. Некоторые предприятия имеют свои ноу-хау в этой области. Обзору этих методик, достаточному для того, чтобы получить о них общее представление, но без лишних технических секретов, и будет посвящена статья.
Абсолютной защиты не бывает. Любую вещь, созданную одним человеком или группой людей, всегда смогут повторить другие. Но, тем не менее, вопрос организации защиты продукции вовсе не безнадежен, если принять во внимание экономический и временной фактор. Если сделать так, чтобы подделка обходилась в несколько раз дороже оригинала, то она потеряет всякий смысл. То же самое относится и к фактору времени. Недаром, после введения дополнительной защиты и поквартального ограничения сроков действия проездных билетов на наземный транспорт в Москве, их подделки практически исчезли. Мошенников, даже сумевших изготовить фальшивые билеты, встречала проблема экстренной реализации. Экономические соображения накладывают следующие правила защиты. Во-первых, себестоимость оригинального защищенного продукта должна быть минимально возможной. Только этим можно свести на нет все усилия нечестных предпринимателей. Особенно это важно для этикеточной или упаковочной продукции, которая сама по себе идет в нагрузку к пакуемому продукту, и увеличивает его себестоимость. Во-вторых, степень защиты должна соответствовать стоимости защищаемого продукта. Согласитесь, многоступенчатая дорогостоящая защита, имеющая смысл для банковского сертификата, не оправдает себя для водочной этикетки – себестоимость такой этикетки может превысить цену напитка, на бутылку с которым она будет наклеена. Точно также и упрощенная защита, применимая для этикетки, обесценит финансовый документ и подтолкнет махинаторов к действию.
Технология защиты
Все используемые в настоящее время технические и технологические методы защиты полиграфической продукции можно разделить на пять больших групп. Во-первых, это защита на стадии дизайна с помощью особых приемов верстки и специальных программ для обработки изображения. Во-вторых, технологические способы печати (орловская, ирисная печать и т. п.). В-третьих, защита за счет использования особенностей бумаги или другой основы, на которой осуществляется печать. В-четвертых, защита с помощью специальных красок или других носителей печатной информации. И, в-пятых, использование дополнительных финишных и отделочных процедур после печати. Более подробная классификация приведена в таблице 1.
Специальные «дефекты»
Элементы защиты можно предусмотреть еще на стадии дизайна и верстки. Так, например, можно ввести в картинку мелкие «дефекты» – нестандартный шрифт, неровные по высоте или ширине «прыгающие» буквы. Линии, хаотически меняющие толщину и т.п. При большом объеме текста есть очень большая вероятность, что злоумышленники не заметят этих недостатков или не смогут легко и быстро их повторить. Кстати, обнаружению подделкок способствует и противоположная ситуация, когда ошибки допускают сами поддельщики. Лет пять назад в Москве во всех магазинах кассирам было дано указание «ловить» фальшивые 50-ти рублевые купюры, у которых в слове РОССИИ была пропущено одна буква «С». Причем, деньги были подделаны так искусно, что именно этот признак явился чуть ли не определяющим при диагностике. К сожалению, этот прием применим не всегда. Например, он мало подходит для защиты этикеток. Ведь здесь получается двоякая ситуация. Чтобы покупатели могли отличать хороший товар от поддельного, они должны быть информированы об элементах защиты. Но если предать эту информацию широкой огласке, то преступники используют ее в своих целях. В то же время, метод прекрасно работает с бумагами, которые должен проверять лишь ограниченный круг должностных лиц. В эту категорию входят билеты, удостоверения, банковские документы и т.п.
Контрольные и штриховые коды
Говоря о контрольных элементах, я имею в виду не товарные штрих-коды, которые используют для удобства считывания информации о товаре электронными методами. Хотя и они могут выполнять защитные функции. Ошибка в их воспроизведении моментально диагностируется, но надеяться на такие грубые ошибки мошенников не приходится. Скорее речь идет о различных видах контрольных или закодированных рисунков в виде линий, геометрических фигур или растровых картинок. Наглядный пример — сто долларовая купюра старого образца, у которой линия сгиба пополам проходит точно через зрачок глаза изображенного на ней президента.
Гильоширные элементы
Гильоширными элементами называют фоновый рисунок из взаимно пересекающихся кривых тонких линий, покрывающих всю поверхность листа. Согласно существующим нормативам, гильоширные элементы должны занимать не менее 70% площади ценных бумаг. Причем из этой площади большая часть должна содержать многоцветные гильоширные композиции. Гильоширную композицию невозможно воспроизвести на цифровом множительном аппарате, поскольку очень маленькая толщина (40—70 мкм) и постоянно меняющаяся кривизна каждой линии создают непреодолимые препятствия перед рисующим блоком с недостаточной на сегодняшний день разрешающей способностью. Повторить гильоширную композицию, полученную методом орловской печати, когда ко всем сложностям добавляется еще плавно и произвольно меняющийся цвет каждой линии невозможно другими способами (офсет, трафарет, высокая или глубокая печать). Поддельная линия получится либо непрерывной, но монохромной, либо меняющей цвет, но прерывистой, состоящей из растровых точек. Выдержать оба требования одновременно не получится.
Кроме всего прочего, даже монохромные гильоширные элементы сложны для сканирования, так как нередко содержат повторяющиеся периодические элементы, способные загрузить огромные массивы памяти и затруднить работу компьютера. В то же время, для облегчения работы легальных производителей существуют специальные программы, мгновенно вычерчивающие необходимые рисунки по закодированным математическим формулам.
Микротекст
Микротекстом называют одну или несколько строк символов, воспринимаемых человеческим глазом в виде тонкой сплошной линии и в тоже время великолепно читаемвх с помощью лупы или микроскопа. Обычная высота шрифта микротекста порядка 250 мкм. Этот метод защиты также несет в себе элемент неожиданности и может быть оформлен как в виде позитивного (на светлом фоне), так и «вывороточного» изображения на плашке. Помню свое удивление, когда мне показали небольшой прямоугольник (размером где-то 10х10 мм) тисненной матовой фольги на бланке и дали в руки микроскоп. Оказалось, что по всей площади тиснения выдавлены координаты фирмы, гравирующей штампы и ее рекламная информация. Такие элементы защищают продукцию и повышают сложность ее воспроизведения на традиционном полиграфическом оборудовании. Микротекстовые включения должны обязательно присутствовать на всех ценных и полуценных бумагах.
Специальные линейные растры
Существуют фирмы, имеющие лицензии на производство ценных бумаг, специализирующиеся наряду с прочим на использовании специальных растров. Многим читателям наверняка известно, что для воспроизведения полиграфического полутонового изображения необходимо заполнить каждую его прямоугольную ячейку определенным количеством печатной краски, занимающей от 0 до 100% его площади. Обычно используют стандартные формы растровой точки в виде круга, эллипса, ромба и т.п. В то же время известно и так называемое стохастическое растрирование, при котором вообще нет понятия растровой ячейки. Здесь используют изображения, состоящие из множества хаотически разбросанных по площади листа мелких точек (15—30 мкм). Основное условие размещения этих точек — их концентрация на любом участке должна соответствовать цветовой плотности изображения. Стохастика высокого разрешения сама по себе является защитной технологией, т.к. не каждое печатное устройство сможет воспроизвести мелкие точки, формирующие изображения, но разработчики защитных технологий пошли дальше. Они совместили оба вышеназванных принципа и использовали необычные формы точек растра. Появился так называемый линейный, концентрический и любой другой по форме растр. Основной секрет этих растров в том, что при создании изображения используется сетка, состоящая из концентрических окружностей, прямых или кривых линий. Элементы изображения при этом формируются за счет изменения толщины этих линий. Такая защита прекрасно работает даже при достаточно крупном «зерне» растра, так как создает непреодолимые препятствия для стандартных фотонаборных аппаратов.
Эффект объема
Эффект объемного изображения строится на особенностях человеческого зрительного восприятия. Если изображения скомпоновать с помощью сложных математических программ и точно его напечатать, можно достигнуть специального эффекта. При продолжительном взгляде на картинку наблюдатель начинает замечать скрытый рисунок или текст. Думается со временем этот прием будет часто использоваться для защиты полиграфической продукции.
Скрытые изображения или совмещенные рисунки
Эффект скрытого изображения заключен в том, что если повернуть лист бумаги под определенным углом, то в нем появляются новые элементы. Существует множество способов создавать такие эффекты. Например, программное обеспечение JSP PIXEL может делать два линейных растра, замаскированных перпендикулярно один в другом. В этом случае скрытая картинка проявится при взгляде на рисунок под очень маленьким углом.
Технологические приемы защиты
Защита изображения за счет использования оригинальных технологий печати является самой эффективной. Предприятия, производящие защищенную продукцию, как правило, оснащены очень дорогостоящим совершенным полиграфическим оборудованием. Странно было бы не использовать богатые возможности, предоставляемые этой техникой. Ведь то, что можно сделать на мощной качественной машине, сложно повторить на более простом оборудовании. А если кому-то это и удастся, то он проиграет по экономическим соображением. Себестоимость подделки может оказаться во много раз дороже оригинала.
Разные технологии печати имеют свои особенности, легко различимые на продукции. Например, трафаретная печать позволяет положить очень толстый слой краски. Глубокая печать — менять размер печатных точек на растровой ячейке не только по площади, но и по высоте. За счет чего может быть получено очень качественное изображение. Сухой, или безводный, офсет обеспечивает возможность печати с очень высокими линиатурами растра (хоть 800—900 lpi).
Орловская печать
В ряду защитных технологий особое место занимает способ печати, изобретенный нашим соотечественником И. Орловым в 1890 году. Построенная им машина имеет несколько формных цилиндров, один из которых формирует графические элементы (контур) изображения, а другие — произвольные площади перемены цвета. По вполне понятным причинам здесь не будет рассматриваться устройство орловской машины. Ограничимся лишь тем, что продукцию с орловской машины, технически невозможно повторить на другом оборудовании, а также на самой этой машине, не имея оригиналов форм. Вычислить множество использованных форм по готовой продукции также не просто. Чего стоят одни гильоширные композиции, когда проходящие рядом тонкие непрерывные линии имеют разные цвета, меняющие свой оттенок и насыщенность по длине линии.
Ирисная печать
Ирисная печать может быть получена на обычной офсетной машине, если в ее красочный аппарат заложить несколько красок и выключить раскат валиков. Например, в одну половину красочного ящика закладываем желтую краску, а в другую голубую, предварительно разделив их перегородкой. При прохождении через систему валиков красочного аппарата, эти две краски взаимно проникают друг в друга и образуют переходный участок с плавно меняющимся цветом. Разумеется, ширина этого переходного участка постепенно растет и через какое-то время вся краска может стать зеленой. Но за это время можно отпечатать короткий тираж, у которого штриховое изображение на оттисках будет иметь плавный градиент перехода цвета из одного в другой. Процесс можно развить и дальше, использовав вместо двух большее количество красок.
Металлографская печать
Металлография — одна из разновидностей глубокой печати, под большим давлением и с использованием специальных красок — позволяет получить различные полутона, а также рельефное изображение, которое можно проверить пальцами на ощупь. Этот метод, наряду с орловской печатью, рекомендован для использования при печати ценных бумаг.
Сухой офсет
Сухим или безводным офсетом называют способ печати на специальных машинах с помощью специальных форм и красок. Подробно с этой технологией Вы сможете ознакомиться в статье «Расцветет ли безводный оазис» на личной интернет-страничке автора по адресу http://poligraph.chat.ru Здесь же ограничимся краткой информацией. Как уже говорилось выше, сухой офсет позволяет получать качественные изображения с очень высоким разрешением. Эта технология требует строгого соблюдения климатических условий в типографии и температуры валов и узлов печатной машины. Есть случаи перестройки обычных офсетных машин для печати сухим офсетом. Ввиду редкости и большой цены расходных материалов, себестоимость продукции при этом увеличится, что делает неоправданными такие переделки для производства обычных тиражей, но если вопросы защиты являются приоритетными, то такие жертвы могут окупиться.
Другие технологии
Чтобы не превращать статью в полиграфический учебник, на этом мы закончим рассказ о различных методах печати. Защита при использовании глубокой, трафаретной печати или гибридных технологий, использующих их сочетания, основана на том, что все способы печати имеют свои особенности, которые можно визуально распознать на оттиске. Поэтому перед фальшивомонетчиками встает сложная задача поиска не очень распространенного специального оборудования или покупки дорогостоящей техники.
Защита за счет основы
После разговора об абстрактном дизайне и высоких технологиях перейдем к более насущным методам защиты. К тому, что можно увидеть и потрогать руками на ценном бланке или защищенной этикетке. Известно, что защита за счет использования специальной основы, наряду с использованием особых технологий печати, является самой действенной. Так для печати денежных знаков используют многослойную бумагу, которая сама по себе содержит целый комплекс защитных элементов. Это водяные знаки, металлизированные вкрапления, защитные полоски. К ним же можно отнести эффекты «похрустывания» и «растягивания» (попробуйте слегка надорвать американский доллар, после снятия нагрузки растянутый участок спружинит и вернется в нормальное состояние) и многое другое. Подробнее о бумаге, обладающей защитными свойствами, можно прочитать в статье Игоря Терентьева «Бумажные тайны» на стр. 42.
Пленки типа VOID
Наверняка многие покупатели импортной бытовой аппаратуры сталкивались с гарантийными защитными стеккерами на них. Это и есть самоклеющаяся пленка типа VOID. Главное достоинство многослойного материала заключается в сочетании очень слабой связи между внутренними слоями и сильным клеевым слоем, для приклеивания пленки к изделию. Оторвать эту пленку можно только один раз, и при этом сразу становится видимым слово VOID, что по-русски означает «недействительный». Повторная заклейка с удалением проявившегося слова невозможна.
Краски
Защита за счет использования специальных красок не менее важна, чем выбор основы. Собственно краски могут иметь все защитные элементы, которые уже перечислялись применительно к печатным материалам. Это специальные включения в состав красителя, металлизированные, магнитные, флюоресцентные, химически нестойкие краски и многое другое. Мы не будем повторяться, и расскажем лишь о новых защитных технологиях, применяемых за счет красящего вещества на ценных бумагах.
Несохнущие краски
Несохнущие, но сильно впитывающиеся краски долгое время сохраняют изображение и в то же время легко диагностируются на наличие подделки. Подобной зеленой краской напечатаны например доллары США. Попробуйте намочить эту купюру и потереть о чистый лист бумаги. Останется хорошо заметный зеленый цвет. В то же время эти краски глубоко впитываются в бумагу и их невозможно стереть без уничтожения носителя.
Краски, меняющие свои свойства от внешнего воздействия
К таковым можно причислить красящие вещества, меняющие свой цвет от изменения температуры или под воздействием излучения. Причем диапазон чувствительности температурных красок может быть разным. Наиболее популярны краски, которые сильно реагируют на нагрев в диапазоне от 20 до 40 градусов Цельсия. Для проверки подлинности документа с такими красками достаточно подержать его несколько минут в руке и дождаться изменения цветового оттенка.
Аналогичный принцип диагностики заложен в красках, меняющих свой цвет в зависимости от спектра и интенсивности внешнего освещения. Такую продукцию можно проверить, например, специальной УФ или ИК лампой или просто сильным освещением естественного дневного спектра. Чтобы результат был заметнее, можно один из цветов перехода (начальный или конечный) сделать прозрачным, т.е. невидимым.
Отделка продукции
Защитные элементы могут быть внесены в полиграфическую продукцию не только при печатном процессе, но и позже, на стадии финишной обработки. Наиболее распространенными способами дополнительной обработки ценных бумаг и этикеток являются процедуры тиснения, нанесения голограмм, внутренняя или внешняя высечка, перфорация или просечка продукции и т.п.
Горячее тиснение (блинтовое или фольгой)
Тиснение выполняется на специализированном оборудовании и может быть слепым (блинтовым) или выполненным с помощью цветной фольги. В зависимости от рельефа различают плоское и конгревное тиснение, когда на поверхности изделия остается четко выраженное рельефное изображение. Само по себе тиснение легко доступно, но высокая себестоимость материалов и малая производительность дешевых аппаратов делает кустарное малотиражное производство очень нерентабельным. Сейчас горячее тиснение фольгой стало стандартом де-факто при производстве элитных этикеток для алкогольных напитков.
Припрессовка голограммы
Голограмма, как и специальная бумага, является наиболее сильным средством защиты. Она может быть частью основного сюжета или иметь собственный сюжет. Как правило, голограммы делают на основе фольги, прикрепляемой к бумаге методом горячего тиснения или ламинированием. Сейчас это основной вид защиты аудио и видеокассет. Недостатком голограмм является то, что покупатели удовлетворяются одним фактом наличия и не вникают в содержащееся в ней изображение. Голографическую фольгу сделать самостоятельно невозможно, обычно покупается готовое изображение или при достаточно большом тираже заказывается индивидуальное изображение.
Нумерация и персонализация
Нумерация и персонализация изделий предотвращает возможность их легкого дублирования, так как большой объем однотипных изделий превращается в множество индивидуальных. Попытка тиражировать их обычными средствами ведет к повторению номеров и легкому обнаружению подделок. Если же при нумерации пользоваться специальными цифровыми или буквенными головками или внести намеренные дефекты в знаки нумерации, то подделка и вовсе становится затруднительной.
Высечка под оригинальную форму
Внутренняя или контурная высечка изделий значительно увеличивает себестоимость изделий, изготавливаемых малыми и средними тиражами, из-за высокой стоимости штампов. Сейчас практически уже невозможно встретить этикетки или кольеретки простой прямоугольной формы.
Просечки, уменьшающие прочность
Кроме защиты товаров от подделки, часто возникает необходимость предохраниться от повторного использования фирменной упаковки. Кроме дорогостоящих пленок VOID, для этой цели можно использовать принудительное ослабление прочности этикетки или упаковки. За счет просечек можно добиться того, чтобы упаковку невозможно было открыть (этикетку отклеить) без ее разрушения.
Заключение
Приведенный обзор методов защиты полиграфической продукции, конечно, неполон. Кроме перечисленных, существует еще множество других, может быть более секретных методов, список которых регулярно пополняется. Тем не менее, даже из рассмотренных технологий можно сделать вывод, что производители имеют множество путей для сохранения своего авторского права. При этом важно найти удачный компромисс между стоимостью средств защиты и ее эффективностью. Важным фактором снижения себестоимости защиты продукции является большой тираж. При этом можно воспользоваться всеми преимуществами дорогостоящего высокопроизводительного оборудования.
Марсель Шарифуллин, ведущий эксперт компании «Апостроф».
С другими статьями автора можно ознакомиться в Internet по адресу http://poligraph.chat.ru