101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Как заработать на широкоформатной печати?

  • Александр Глезеров
  • 6 ноября 2000 г.
  • 17840

Наступило время «второго бума» широкоформатной печати. Рынок, насытившийся плоттерами разрешением 300 dpi в 1996-1997 годах и поверженный кризисом 1998 года, вдруг ожил и расцвел новым фотографическим качеством печати.

Технологически подготовленный новыми решениями в области печатных головок, психологически обусловленный новыми требованиями качества, «второй бум» совпал с экономическим подъемом и готовностью компаний инвестировать средства в оборудование и производство. Новым стандартом качества стала шестицветная печать с физическим разрешением 720 dpi. Конечно, менее качественная печать также находит своего клиента, но все труднее и за меньшую цену. Падает оборот и прибыль, и все отчетливей становится необходимость приобретать новое оборудование. С другой стороны, многие рекламные агентства, имеющие большой поток заказов на широкоформатную печать, и неудовлетворенные ценой, качеством и сервисом, существующими на рынке, также проявляют готовность к открытию собственного производства. И, наконец, смежные с широкоформатной печатью производства, такие как сверхширокоформатная печать, офсетная печать, изготовление вывесок, также тяготеют к малотиражной цифровой печати класса HiFi. Явные преимущества такого производства – простота, экологическая чистота и возможность модульного наращивания мощности – привлекают не менее, чем легендарная прибыльность этого бизнеса, рассчитанная в начале девяностых еще Xerox.

Итак, три группы инвесторов ищут дорогу к наиболее выгодному вложению в широкоформатную печать. Что же им посоветовать?

Эра глобализации

Представленные на российском рынке широко, или немного, или не представленные совсем, системы широкоформатной печати развиваются примерно в одном направлении примерно одинаковыми темпами. Любой желающий может через Internet получить исчерпывающую информацию о всех существующих в мире плоттерах, их характеристиках, планах производителей, ценах на конкретную модель в разных странах, а также мнение о ней настоящих пользователей (правда, только на английском). Такая прозрачность мировой торговли и технологий делает практически невозможным заработок на чистой информации – когда продавец утверждал, что его плоттер – единственный в мире или лучший мире, или использует уникальную технологию «микровзрывов», «микроинкапсуляции», «микрогранул» и т.д.

Теперь выясняется, что у каждого производителя припасены на этот случай свои заклинания, и вера к ним определяется его предысторией вообще и конкретного продавца в частности. То есть, нивелировав цены на оборудование благодаря информационной прозрачности мира, эра глобализации сделала реальными ценностями нематериальные активы: сервис, надежность, срок поставки, постоянное наличие расходных материалов. Интересный пример: московская компания предлагает новые, но снятые с производства плоттеры известного в прошлом производителя. Предлагаемые в 3–5 раз дешевле своей старой цены, они не находят спроса. Нет гарантированного сервиса, нет уверенности в поставке запчастей, расходных материалов. Получается, что 60-70% стоимости плоттера определяется имиджем производителя и поставщика.

Другой пример: компания Kodak, известная в мире фотографическим и другим цифровым печатным оборудованием, максимально простым в эксплуатации и дружественным к пользователю, а также системами управления цветом, вышла на рынок плоттерного оборудования. Kodak не производит плоттеры, не производит RIP и лишь частично производит расходные материалы. Все это Kodak поставляют другие фирмы. Однако, доверие к Kodak и его представителям в России таково, что продажа плоттеров Kodak приняла взрывной характер.

Еще одним наблюдением, характеризующим приметы глобализации в продаже плоттерного оборудования, является тенденция к бесприбыльной продаже оборудования с целью заработать на расходных материалах (подобно бесплатной раздаче компьютеров с оплаченным доступом в Internet или мобильных телефонов с оплаченным трафиком).

Немного о тенденциях

Справочник покупателя плоттеров, который можно найти в этом номере журнала, дает достаточно полное представление о возможностях этого типа оборудования, новых технологиях и особенностях конкретных моделей, поэтому в данной статье плоттерам не будет уделяться пристального внимания. Поговорим о тенденциях. Направлениями, в которых происходит развитие струйной печати (как, впрочем, и любой другой) является совершенствование технологии по следующим параметрам:

качество (растет);
себестоимость (падает);
скорость (растет);
стойкость изображения (растет);
экологичность (растет);
сложность обслуживания (снижается).

Критерии перечислены именно в том порядке, в котором они важны на российском рынке. На европейских рынках последние параметры, конечно, переместятся в начало списка. Итак, что же делается в лабораториях производителей плоттеров?

Качество повышается двумя основными способами: уменьшение размера точки и увеличение количества цветов печатного устройства. Причем, если уменьшение размера точки впрямую увеличивает разрешающую способность печати (выраженную в dpi – точках на дюйм), то увеличение количества цветов с использованием менее насыщенных оттенков полиграфической триады – повышает «приведенную» или «видимую» разрешающую способность. Например, фирма ColorSpan, используя печатные головки 300 dpi и четыре дополнительных цвета, обещает клиентам «видимое» разрешение 1200 dpi. По всей видимости, не существует строгой формулы для расчета «видимого» разрешения, а лишь система экспертных оценок, так как другие производители многокрасочных машин (Mutoh, Kodak, Roland, Xerox, Mimaki, EnCad) не обещают повышенного разрешения своих плоттеров, предлагая просто более высокое качество. Еще одним фактором повышения качества является расширение цветового охвата за счет использования нетриадных дополнительных цветов – зеленого, оранжевого, хотя даже при четырех цветах он превышает стандартный офсетный.

Себестоимость снижается в основном за счет уменьшения стоимости чернил и носителей, и главным условием является рост объема их производства. Очевидно, в стоимости чернил большую часть пока составляют постоянные издержки производства и затраты на разработку и исследования. В конечном итоге, стоимость чернил должна максимально приблизиться к стоимости офсетной краски и составлять 20–40 долл. за литр. Сейчас, в зависимости от типа плоттера, они обходится 60–600 долл. за литр. Использование пьезоголовок вместо термоструйных – серьезный шаг в сторону снижения себестоимости, ведь при близкой цене они служат в сотни раз дольше. Затраты, включающие чернила и печатающие головки, можно оценить в 3-8 долл. за кв. м в зависимости от типа чернил и плоттера. Наконец, снижение цены материалов для печати также происходит с увеличением потребления, хотя нестандартные, эксклюзивные материалы всегда будут стоить недешево. (Заметим, что для достижения высокого качества печати требуются материалы со специальным абсорбирующим покрытием, не дающим чернилам расплываться и впитываться вглубь.) Матовая бумага с простым покрытием стоит 1–3 долл. за кв.м, фотобумага – 2,5–8, полиэстеровые пленки – 8–14, виниловые самоклеящиеся пленки – 8–16, баннерные материалы – 10–25, ткани – 15–35.

Скорость растет за счет увеличения размеров печатной головки и частоты выбрасывания капель. Лучшими сейчас можно считать головки с количеством дюз около 500 и частотой 15–20 кГц. Все идет, однако, к тому, что головки будут печатать не поперек полосы материала, а вдоль, оставаясь неподвижными. Уже существуют образцы шириной 20 см, а использующая их печатная машина выдает 20 000 форматов А4 в час.

Стойкость изображения характеризуется способностью противостоять влаге, механическим воздействиям и ультрафиолету. Современные пигментные чернила неплохо с этим справляются, и появляются новые все более стойкие виды. По степени повышения стойкости к внешним воздействиям чернила можно расположить так: водные, масляные, сольвентные (на органических растворителях).

Экологичность струйного способа печати очень высока, за исключением плоттеров, использующих сольвентные чернила. Там при высыхании происходит выделение вредных для здоровья веществ и требуется, как минимум, система вытяжной вентиляции. Другие плоттеры можно использовать в обычных помещениях, без специальной подготовки.

Сложность обслуживания струйных плоттеров невелика, обучение персонала занимает 1–2 дня. Для работы с растровым процессором (управляющей программой) требуются базовые компьютерные навыки. Для грамотного управления цветом необходим уровень компьютерного дизайнера.

Каждую технологию, и даже каждую печатную машину, можно оценить с помощью интегрального фактора, который будет включать все перечисленные параметры с некими весовыми коэффициентами, характеризующими важность параметров в данных условиях. Например, сложность обслуживания и экологичность оборудования играют большую роль в западных странах, где высоки стоимость рабочей силы и экологические налоги, а в российских условиях важнее фактор низкой себестоимости расходных материалов. Просчитав интегральный фактор для разных технологий, можно получить таблицу привлекательности для разных бизнес-приложений широкоформатной печати (табл. 1).

Как видно, струйная печать безоговорочно лидирует, занимая четыре первых и два вторых места.

Организация производства

Итак, факт необходимости заняться именно струйной широкоформатной печатью будем считать доказанным. Теперь опишем технические и организационные требования к такому производству. Для полноценного функционирования участка широкоформатной цифровой печати он должен включать следующее оборудование:

  • рабочее место дизайнера для приема готовых заказов и собственной верстки (графическая станция с большим набором устройств архивирования);
  • сканер (предпочтительное разрешение 3000 dpi);
  • RIP (процессор растрирования изображений для печати) – программно-аппаратный комплекс, рекомендуется реализовать на отдельном компьютере;
  • цветокалибровочное оборудование (денситометр/ колориметр);
  • плоттер;
  • ламинатор;
  • стол для монтажа изображений;
  • резак для пенокартона, пластика и т.д.;
  • климатическая система (для поддержания на постоянном уровне температуры и влажности).

Приведенный список оборудования является исчерпывающим и позволяет реализовывать любые проекты, связанные с широкоформатной печатью. В качестве начального этапа можно предложить использование минимального комплекта, состоящего из элементов 1, 2, 3, 5, 7. В дальнейшем, при увеличении потока заказов и прибыли, комплекс может быть модернизирован и достроен до полного. Гибкость системы обеспечивается также и тем, что некоторые части комплекса могут быть продублированы для увеличения производительности (некоторые печатные салоны имеют по два или три плоттера, два ламинатора, три-четыре дизайнерских рабочих места).

Остановимся подробнее на финишной части производства. Распространенной ошибкой является мнение, что деньги зарабатываются в процессе печати. На самом деле, в процессе печати появляется лишь полуфабрикат для изготовления конечной продукции, а следовательно, клиент за него платить не готов. Платят за него только посредники, которые превращают полуфабрикат в изделие. А посредники, как известно, сбивают цену до минимально возможной. Подобно тому, как в полиграфии полуфабрикат фальцуют, брошюруют, склеивают, вырубают и лакируют, в широкоформатной печати его ламинируют, прикатывают к основам и режут.

Другая распространенная ошибка состоит в том, что все это можно сделать вручную. Как показал опыт, невозможно заламинировать плакат даже 1х1 м вручную ровно, без образования складок, неровностей и пузырьков. Брак при финишной обработке ведет к удвоению времени и средств, а возникая постоянно – выводит производство за грань рентабельности.

Нормальным в широкоформатной печати считается 10–15 % брак, который и закладывают в формулы расчета цены (сразу оговорюсь – браком считается любое отклонение качества продукции от нормативного). Достичь такого уровня можно только при использовании профессионального финишного оборудования. Об отличии классов машин уже неоднократно говорилось (в частности, Publish №8 за 1999 год), и эти слова по-прежнему верны. Хотя кое-что меняется.

Климатическая система, необходимая для электростатических плоттеров, для струйных может быть упрощена или не использоваться совсем. Однако, если плоттер работает по 15–20 часов в сутки и печатает большие однотипные заказы, где важна повторяемость цвета, стоит задуматься о поддержании постоянной температуры и влажности.

Изделия

Итак, что же можно изготовить с помощью оборудования, которым мы укомплектовали производство? Откроем каталог одной из компаний, успешно занимающейся широкоформатной печатью, и выпишем из оглавления основные пункты:

  • плакаты;
  • постеры;
  • баннеры, флаги;
  • световые короба;
  • презентационные конструкции;
  • выставочные конструкции;
  • point-of-sale конструкции.

Разумеется, для того, чтобы производить конечную продукцию, недостаточно иметь только участок широкоформатной печати – необходим также и сборочный участок. Его нужно оснастить обычным набором ручного электроинструмента, отвертками, гаечными ключами, монтажными лентами и спреями, простейшими приспособлениями. Такая простота объясняется использованием специализированных конструкторов, которые производители наделяют целой философией: «Мобильный маркетинг», «Магия трансформации» и т.д. Действительно, простота сборки позволяет конечным пользователям самим изменять форму и назначение графических конструкций, внося в обыденную жизнь столь привлекательный для всех элемент творчества.

Плакаты – самый простой и дешевый вид продукции, бывают одноразовыми и многоразовыми. Первые печатаются на простой матовой или полуглянцевой фотобумаге, живут несколько дней и крепятся на стену с помощью кнопок или скотча. Назначение – информирование участников мероприятия. Вторые – та же бумага плюс двухсторонняя ламинация. Здесь возникает несколько возможностей: покрытие может быть матовым, глянцевым или текстурным, толщиной от 32 до 250 микрон с каждой стороны. Критериями выбора типа поверхности является как вкус заказчика, так и тип освещения: при точечном освещении глянец сильно бликует, делая плакат нечитаемым, а матовая ламинация приглушает цвета, хотя изображение становится более естественным, как бы и не ламинированным вообще.

Толщина определяет, в основном, жесткость плаката: чем толще ламинация, тем удобнее переносить плакат и менее удобно его монтировать. Назначение – сопровождение выступлений, недорогой промоушен в магазинах. К плакатам можно отнести и изображения, напечатанные на самоклеящихся материалах, которые легко крепятся к гладким поверхностям стен, стеклу, пластику. Есть специальный тип пленок, который монтируется на стекло силой электростатического притяжения, и может быть использован неоднократно.

Постеры – самый распространенный вид изделий салонов широкоформатной печати. Он осваивается сразу после обычных плакатов и заключается в прикатке изображений на твердую поверхность и монтаже в рамку. Назначение – представление информации длительного пользования, графического и фотодизайна, простейшее оформление интерьеров и выставочных стендов. Основой является пенокартон (если постер вешается на стену раз и навсегда), вспененный пластик (при необходимости перемещать или использовании в агрессивной среде), сотовый поликарбонат (если делается постер очень большого размера, который надо перевозить или переносить). Монтаж в рамку – первая операция, относящаяся к сборочным. Наиболее распространенные конструкторы – Nielsen (алюминиевые и пластиковые багетные рамки) и Flexiframe (пластиковые рамки с системой соединений и крепежа).

Баннеры, флаги – наиболее распространенный вид продукции для одной группы – плоттеров на сольвентных чернилах. Для всех остальных – продукция дорогая и эксклюзивная, но очень перспективная. В частности, печать на текстиле становится для многих западных печатных салонов единственным способом выжить в условиях, когда их традиционные корпоративные заказчики приобретают собственное печатное оборудование. Речь идет об изготовлении не только флагов в традиционном понимании, но и концептуальном оформлении интерьеров с помощью драпировок, изготовлении уникальной ткани для домов моделей и т.д. Правда, для получения стойких изображений на обычных плоттерах и обычных тканях надо использовать нетрадиционные чернила и, главное, дополнительное финишное оборудование – сублимационные чернила и термопрессы или реактивные чернила и стиммеры (устройство, в котором рулон ткани обрабатывается перегретым паром).

Световые короба – любимое изделие мастерских наружной рекламы. Использование алюминиевых профилей и соединителей позволяет изготавливать короба любого размера для интерьера и улицы, а высококачественная печать на специальной пленке – backlit (backprint) – использовать его как ночью (в прямом свете), так и днем (в отраженном). Если короб подразумевает частую смену изображений, их помещают между двумя стеклами, если нет – монтируют на акриловое стекло специальным скотчем повышенной прозрачности. Новинки в этой области – динамические дисплеи и стереоизображения. Динамические дисплеи представляют собой световые короба очень высокого качества с системой автоматической перемотки изображений с рулона на рулон. Назначение – информация о фирмах, расположенных в бизнес-центре, о бутиках в торговом центре, о разных видах оборудования или деятельности на выставке.

Стереоизображение – обычный световой короб, изображение для которого разбивается на узкие полоски специальной программой и закрывается стеклом, состоящим из лентикулярных линз. Эффект при высокой точности изготовления и высоком разрешении печати – потрясающий. Проблема – добиться этой точности. Пока мало кто смог получить хорошие результаты и know-how держится в секрете.

Презентационные конструкции. К классу презентационных конструкций (quick display, banner system) относятся все конструкции, позволяющие за 1–3 минуты установить отдельно стоящее изображение, а в собранном виде умещающиеся в специальный переносной тубус весом 3–5 килограмм. Размер изображения практически стандартизирован и колеблется в пределах от 0,85х2 м до 1х2,2 м. Такие размеры выбраны не случайно, как правило, презентационная конструкция сопровождает выступление (шоу, показ, демонстрацию) одного человека – его пропорции она и повторяет. Назначение – работа торгового представителя, презентация, задник небольшого выставочного стенда. Перечисленные области применения требуют от конструкций разных свойств, часто взаимоисключающих. Они должны быть легкими и прочными, быстро собираться и разбираться, быть устойчивыми и занимать маленькую площадь. Главное, что их объединяет – наличие упругого элемента, являющегося основой конструкции:

спиральной пружины («экран») – быстрее других собираются и разбираются, меньше других занимают места, прочны, надежны – но дороги;

обычной пружины – быстро собираются и дешево стоят, но тяжелы или неустойчивы;

упругих стержней – легкие, устойчивые, относительно недорогие, могут состыковываться в единое панно, но несколько дольше собираются и занимают много места;

упругого изображения – легкие, дешевые, но самые неудобные в сборке и неустойчивые.

Качество изготовления российских изделий повышается с каждой новой моделью, приближаясь к западному, цена ниже в полтора–два раза, а идеи – опережают время (в основном, за счет мелкосерийного производства).

Процесс изготовления полотен для стендов достаточно прост. Напечатанное на фотобумаге изображение ламинируется с двух сторон одинаковыми по типу пленками (PVC+PVC или полиэстер+полиэстер). Тип поверхности определяется по общим правилам (см. выше), а общая толщина полотна должна составлять 300–400 микрон. (Это относится ко всем конструкциям, кроме упругих изображений – там толщина 600–700 микрон).

Выставочные конструкции – носители широкоформатной печати можно определить двумя типами:

POP-UP – складная решетка с тремя степенями свободы, на которую с помощью магнитных полос монтируются гибкие фотопанели;

FOLD-UP – складная конструкция из жестких фотопанелей на разъемных шарнирах с одной степенью свободы.

Главное их назначение – служить основой для фотоизображения, никоим образом не выдавая своего присутствия; организовывать пространство выставочной площади; собираться и разбираться десятки и сотни раз без поломок и потерь точности соединения. Размер изображения обычно составляет несколько квадратных метров, например, 2,2х4 м. Расположенные на нем основные образы не должны быть мелкими, так как с достаточно большого расстояния стенд должен восприниматься как единое целое. С другой стороны, изображение будет рассматриваться и с близкого расстояния, 0,5–1 м, а, значит, должно предлагать некоторую дополнительную информацию, недоступную издалека. Поэтому, если для обычного плаката такого размера достаточно разрешения файла 30–40 dpi (в натуральную величину), то для систем POP-UP – минимум 100 dpi. Соответствующие требования накладываются и на сканирование. Еще одной особенностью макетирования является необходимость разбиения на полосы, которые в дальнейшем будут резаться внахлест для достижения точного совмещения.

Напечатанное на бумаге изображение необходимо заламинировать текстурной пленкой, имеющей эффект глянцевой яркости, но не бликующей. Для получения необходимой жесткости (для систем POP-UP) обратная сторона изображения также должна быть заламинирована толстой пленкой. Многие просто используют толстый горячий ламинат – проявляется нередкий дефект, полупрозрачные панели. Чтобы избежать этого, применяются специальные непрозрачные основы типа StopLight, имеющие в своей основе алюминиевую фольгу, не толстые, но непрозрачные и жесткие. Последней стадией изготовления стенда является резка панелей. Вероятность ошибки очень велика. Поэтому обеспечение точности реза – одна из самых серьезных задач того, кто берется печатать для POP-UP систем.

Изготовление панелей для FOLD-UP не требует такой прецизионной точности, поэтому стоит дешевле. Как правило, используются постеры на основе пенокартона.

P-O-S конструкции – то, что реже всего предлагается клиентам печатных салонов. А напрасно. Оформление мест продаж – крупнейший на западе рынок для широкоформатной печати. Надо лишь подсказать заказчикам, как именно они могут это сделать. В упоминавшемся каталоге можно найти десятки приложений на базе конструкторов Newton и Flexiframe, использующих широкоформатную графику: стойки, ширмы, подставки разной формы, подиумы, башни, перекидные устройства (листалки), штендеры, подставки для брошюр и прайсов, указатели и таблички. Все это может быть снабжено удобной упаковкой для перевозки: сумками на колесиках и пластиковыми боксами.

Вместо заключения

Думаю, всех необходимых вопросов мы хотя бы коснулись, кроме одного – сколько все это стоит и сколько можно заработать. Предложенная мной концепция салона широкоформатной печати требует следующих единовременных вложений:

1 Плоттер (например, Kodak 3062 c программным RIP Best Color и денситометром) 21 520 долл.
2 Ламинатор (например, Image 600) 15 900 долл.
3 Система для резки (например, Neolt 250 см с электроприводом и лазерной линией реза) 5392 долл.
4 Сканер (например, Umax PowerLook 3000) 5000 долл.
5 Компьютер для RIP (PC) 1200 долл.
6 Компьютер для графики (Power Mac G4) 3500 долл.
7 Стол для монтажа (2х3 м) 200 долл.
Итого: 52 712 долл.

Теперь рассмотрим возможности такой системы. Производительность при полуторасменной работе – примерно 30 кв. м готовой продукции в день или 720 – в месяц. Средняя себестоимость по расходным материалам с учетом брака – 12 долл. кв. м. Средняя цена продажи – 45 долл. кв. м.

Общая прибыль ((45-12)*720) 23 760 долл.
Аренда помещений 1000 долл.
Зарплата персонала 2000 долл.
Затраты на маркетинг 2000 долл.
Затраты прочие 1000 долл.
Налоги 3000 долл.
Чистая прибыль 14 760 долл.
Окупаемость (52 712/14 760) 3,5 мес

Предложенная модель весьма приблизительна и оптимистична, реальные сроки могут составить 6–8 месяцев. Однако, для традиционных областей полиграфии этот срок даже по расчетам не меньше 2 лет. Вот так можно заработать на широкоформатной печати.

Об авторе: Александр Глезеров – генеральный директор компании «Экспо Графикс».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
С иголочки: всё о брендировании текстиля

Брендированный текстиль — это эффективный маркетинговый инструмент и отличный способ повысить лояльность клиентов и команды. Одежда — это беспроигрышный корпоративный подарок, поскольку люди хотят комфорта, удобства и при этом оставаться стильными и сопричастными общему делу. Но текстиль должен быть качественным и соответствовать ожиданиям целевой аудитории, чтобы обеспечить максимальную эффективность. Рассказываем о том, что делает мерч по-настоящему узнаваемым и индивидуальным, — о персонализации.

Бумага и картон в России: кто и что делает в 2024 году

В октябре 2022 года Евросоюз запретил импорт древесной массы и бумаги из РФ, поэтому отечественным ЦБК пришлось переключиться на поставки своей продукции в первую очередь российским предприятиям, а также перенаправить экспортные потоки на азиатские рынки, рынки Латинской Америки и Северной Африки. Как обстоят дела в сфере производства бумаги и картона — читайте прямо сейчас.

Брендирование мерча: всё, что нужно знать в 2024 году

Нанесение изображения на сувенирную продукцию (мерч) помогает в формировании индивидуального, хорошо узнаваемого, продающего образа компании. Технологии не стоят на месте, и в последнее время на рынке появилось множество новинок в области персонализации. Мы побеседовали с участниками рынка промопродукции и выяснили, какие виды нанесения с «вау-эффектом» они могут предложить клиентам.

Прометей Пролеткульта

К концу тридцатых годов прошлого века советская экономика развернулась во всю свою мощь, вырвавшись на второе место в мире по валовой продукции машиностроения, по выработке электроэнергии, алюминия, чугуна, по добыче ключевых природных ископаемых, а по темпам среднегодового роста экономики СССР поставил непревзойдённый никем до сих пор рекорд в 13,8%. А в апреле 1939 года после быстротечного судебного процесса был расстрелян Алексей Гастев — один из создателей советского экономического чуда. В жернова «чистки» попал основатель НОТ (научной организации труда) и самый передовой в области производительности труда идеолог эпохи.



Новый номер

Тема номера: Бумага и картон в России. Детали: Ausje tech MFB. VIPColor VP660. Обзоры: LIYU Platinum Q-Cut. Sprinter TC -F2132. Отметка «1000» пройдена. «Реклама-2024». Цифровые перспективы России. Варианты будущего для этикеточных типографий.



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 46