101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Оптимальный струйный плоттер

  • Андрей Макачев
  • 6 ноября 2000 г.
  • 4779

В данной заметке я коснусь только одной задачи, которая чаще всего встает перед рекламными агентствами (РА) и издательствами, – создания качественной интерьерной рекламы. Не важно, идет ли речь о печати рекламного плаката, репродукции картины или об изготовлении цветопробы – требования везде практически одинаковые: высокое качество печати, высокая производительность и гибкость в перенастройке.

По моему мнению, качество печати плоттера в основном определяется цветопередачей. Разрешение и переменный размер пикселов играют ограниченную роль, так как широкоформатное изображение не служит для рассмотрения под лупой. Можно спрогнозировать, что достигнутое разрешение 600–720 dpi является оптимальным и дальнейшее его повышение может быть эффективно использовано только в узких областях применения (например, печать фотоформ).

Что касается качества цветопередачи, то оно определяется качеством чернил, работой RIPа (растрированием) и количеством используемых цветов. Выведем за рамки рассмотрения первые два фактора и рассмотрим третий – количество цветов. В борьбе за качество цветопередачи сегодня соревнуются 6-, 8- и 12-цветные плоттеры. С ростом числа цветов возможности плоттера растут. Например, 8-цветный плоттер позволяет одновременно улучшить передачу полутонов (добавив Light Cyan и Light Magenta) и расширить цветовой охват (добавив Orange и Green), а 12-цветный — утроить скорость вывода, установив три комплекта CMYK. Но одновременно с возможностями растет сложность и цена устройства.

Расхваливая многоцветные плоттеры, я не могу удержаться от «ложки дегтя» в их «бочку меда». Дело в том, что сегодня это направление расцветает, в основном, на волне моды, а реально оно востребовано в очень ограниченном круге задач: репродукция картин, изготовление световых коробов с рекламой парфюмерии и косметики (где активно используются изображения фотомоделей), цветопробы и ряд других. Для огромного большинства других типов изображений неважно, как оно напечатано – с использованием только CMYK или с дополнительными цветами. Более того, большинство людей просто не сможет различить, какое изображение как напечатано – кому-то, может быть, больше понравится CMYK. Вместе с тем, интересно отметить, что в тех видах работ, где востребована многоцветная печать, величина прибыльности в абсолютном и относительном выражении максимальна.

Поговорим о производительности плоттеров. Эта очень важная характеристика плоттеров определяется временем растрирования, скоростью печати (которая зависит от числа форсунок в струйной головке и частоты их работы), наличием систем подачи чернил, рулонной подачи и подмотки материалов, а также наличием системы сушки.

Растрирование – важнейшая часть допечатной подготовки, и время выполнения этой процедуры занимает значительную долю всего процесса изготовления печатной продукции. Конечно, многое зависит от типа RIP – аппаратный он или программный. Например, аппаратный RIP Fiery позволяет растрировать файлы в темпе их печати, т.е. при организации очереди файлов плоттер не будет простаивать в ожидании подготовки файла к печати. В случае программных RIP многое зависит как от типа самого RIPа, так и от мощности компьютера.

Говоря о времени растрирования, нельзя не сказать о его зависимости от разрешения и числа градаций размера пиксела. Увеличение разрешения дает прирост времени растрирования в квадратичной зависимости. Что касается числа градаций размера пиксела, то прирост времени зависит от числа предусмотренных комбинаций и растет в линейной зависимости (например, при 3-х градациях размера пиксела число возможных комбинаций может быть 3, 9, 27 и т.д.). В итоге удвоение разрешения и переход на печать 9-ю комбинациями пикселов дает 36-кратное увеличение времени подготовки файла к печати, если не применять каких-либо упрощающих процедур (например, использовать переменное разрешение в различных областях изображения). Это весьма серъезная проблема, которая стоит сегодня перед разработчиками RIP.

Что касается скорости печати, то хотел бы отметить, что оценить ее по табличным данным вряд ли возможно с достаточной точностью – требуются более подробные сведения и консультации специалистов. Время печати впрямую зависит от количества проходов, а сколько нужно задать для конкретной работы, зависит от плоттера.

Интересно поговорить о сушке отпечатков. Прежде всего, хотел бы внести ясность в этот вопрос, так как из-за неразвитости терминологии здесь очень часто смешивают несколько понятий. Время сушки фактически включает в себя два понятия: время готовности к намотке на рулон и время готовности к ламинированию. При печати на обычной бумаге и пленке время готовности к намотке (т.е. время, после которого изображение не будет смазано при соприкосновении с другой поверхностью) составляет от нескольких минут до десятков минут. Это зависит как от типа материалов, так и от плотности заливок. Ряд фирм (ColorSpan, Encad, Roland) применяют в своих плоттерах принудительную сушку (обычно это обдув вентиляторами). В других плоттерах предусмотрен принудительный останов плоттера для обеспечения сушки. Еще одним решением этой проблемы может быть применение специальных расходных материалов – например, фотобумаги со специальным влагостойким покрытием, имеющим пористую структуру. Такие материалы даже можно применять в наружной рекламе, т.к. изображения не смываются водой, но стоят такие материалы существенно дороже обычных видов фотобумаги.

Продолжим рассуждения о сушке и поговорим о времени готовности к ламинированию. Дело в том, что даже если чернила уже не смазываются, это не означает готовности отпечатка к ламинированию. Время сушки для обеспечения готовности к ламинированию может составлять от нескольких часов до нескольких суток. В первую очередь это касается горячего ламинирования фотобумаг, в покрытии которых имеется желатин, не терпящий высоких температур. Конечно, можно применить низкотемпературные пленки (95°С) для горячего ламинирования, но они дороже обычных. По нашим данным, в РА 90% всех печатных работ на струйных плоттерах делается с ламинированием, и большая часть выполняется горячим ламинированием. Мне неизвестны другие фирмы, кроме Encad, предлагающие решения по сокращению времени сушки перед ламинированием. Encad в 1999 году выпустила на рынок новые расходные материалы – бумагу Photo Gloss/Semigloss Plus и чернила GS Plus, позволившие сократить время готовности к ламинированию в 3–4 раза.

(Редакции известен еще как минимум один продукт подобного рода. Это бумага DMPS EDEN компании Rexam. Свойства этого материала позволяют ламинировать изображения сразу же после того, как они были напечатаны. DMPS EDEN может использоваться практически со всеми выпускаемыми пьезо и термоструйными принтерами для работы как с пигментыми чернилами, так и с чернилами на базе красителя. Можно предположить, что именно этот материал поставляет под своей торговой маркой компания EnCad. – Прим. ред.). А в августе 2000 года была анонсирована новая модель плоттера NovaJet 850, в которой впервые была применена система динамической сушки. Ее свойства таковы, что позволяют сократить время готовности к ламинированию до 10 мин, то есть сушка фактически идет в реальном времени (в темпе печати).

Гибкость в перенастройке – последний пункт нашей остановки в этом заметке. Необходимость в перенастройке диктуется многообразием задач, которые приходится решать на струйном плоттере. Для многих из них необходимы специальные типы чернил. Мне известны стандартные (dye-based), архивные (UV-resistant), пигментные (pigmented), сублимационные (sublimable), активные (reactive), кислотные (acid), масляные (oil-based) чернила, а также чернила на базе растворителя (solvent based inks) и чернила с повышенной оптической плотностью (для печати фотоформ). Видимо, разнообразие чернил будет продолжать расти (также надо учесть, что ряд изготовителей предлагает 2–3 сорта чернил одного типа).

Пьезоплоттерам для смены чернил необходима промывка специальной жидкостью тракта подачи чернил и самой головки. Эта процедура может занять несколько часов. В современных термоструйных плоттерах все гораздо проще (особенно в плоттерах с резервными магистралями подачи чернил) – сменил картриджи и банки с чернилами, и плоттер готов к работе. Поэтому термоструйные плоттеры в качестве универсальных устройств более предпочтительны.

Aндрей Макачев – директор фирмы «ЛИР».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
С иголочки: всё о брендировании текстиля

Брендированный текстиль — это эффективный маркетинговый инструмент и отличный способ повысить лояльность клиентов и команды. Одежда — это беспроигрышный корпоративный подарок, поскольку люди хотят комфорта, удобства и при этом оставаться стильными и сопричастными общему делу. Но текстиль должен быть качественным и соответствовать ожиданиям целевой аудитории, чтобы обеспечить максимальную эффективность. Рассказываем о том, что делает мерч по-настоящему узнаваемым и индивидуальным, — о персонализации.

Бумага и картон в России: кто и что делает в 2024 году

В октябре 2022 года Евросоюз запретил импорт древесной массы и бумаги из РФ, поэтому отечественным ЦБК пришлось переключиться на поставки своей продукции в первую очередь российским предприятиям, а также перенаправить экспортные потоки на азиатские рынки, рынки Латинской Америки и Северной Африки. Как обстоят дела в сфере производства бумаги и картона — читайте прямо сейчас.

Брендирование мерча: всё, что нужно знать в 2024 году

Нанесение изображения на сувенирную продукцию (мерч) помогает в формировании индивидуального, хорошо узнаваемого, продающего образа компании. Технологии не стоят на месте, и в последнее время на рынке появилось множество новинок в области персонализации. Мы побеседовали с участниками рынка промопродукции и выяснили, какие виды нанесения с «вау-эффектом» они могут предложить клиентам.

Прометей Пролеткульта

К концу тридцатых годов прошлого века советская экономика развернулась во всю свою мощь, вырвавшись на второе место в мире по валовой продукции машиностроения, по выработке электроэнергии, алюминия, чугуна, по добыче ключевых природных ископаемых, а по темпам среднегодового роста экономики СССР поставил непревзойдённый никем до сих пор рекорд в 13,8%. А в апреле 1939 года после быстротечного судебного процесса был расстрелян Алексей Гастев — один из создателей советского экономического чуда. В жернова «чистки» попал основатель НОТ (научной организации труда) и самый передовой в области производительности труда идеолог эпохи.



Новый номер

Тема номера: Бумага и картон в России. Детали: Ausje tech MFB. VIPColor VP660. Обзоры: LIYU Platinum Q-Cut. Sprinter TC -F2132. Отметка «1000» пройдена. «Реклама-2024». Цифровые перспективы России. Варианты будущего для этикеточных типографий.



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 46