Несмотря на относительно широкий ассортимент переплетных материалов, ориентирующиеся на массовый рынок крупнейшие российские книжные издательства пока вынуждены ограничивать свой выбор почти исключительно отечественной продукцией.
Подробная и все еще актуальная информация о классификации большинства марок переплетных материалов, присутствующих на российском рынке, приводится в статье «Книжная мода на все сезоны: переплетные материалы» (Publish, ? 3, 2000). А сегодня мы рассмотрим наиболее популярные материалы и решения для переплетов на массовом книжном рынке.
Жизнь берет свое. Дефолтами, изменениями законодательства и общей экономической ситуации, сменами сезонов и ожиданий. Наметившееся оживление на книжном рынке позволило художникам и дизайнерам, отвечающим за создание переплетов, задумать и реализовать ряд проектов с использованием более дорогих и разнообразных материалов.
Но с 1 января 2002 г. издательские организации утратили льготу по НДС, и сейчас «книжники» вынуждены занять выжидательную позицию. Поэтому «король» переплетов 7БЦ (бумажный, с целлофанированием) продолжает заполнять книжные прилавки. И это при всем многообразии выбора!*
Причины просты и очевидны. Во-первых, дело в удобной для воплощения практически любых замыслов художников конструкции 7БЦ: переплетный картон покрывается запечатанной бумагой, а сверху ламинируется пленкой. Это обеспечивает максимальную свободу маневра и визуальных решений при относительно небольших затратах, а книга получается прочной и долговечной. Во-вторых, большинство типографий, ориентирующихся на выпуск книг, хорошо освоило процесс изготовления этого самого ходового переплета. Следующий за 7БЦ по популярности переплет ? 7 с бумвинилом применяется намного реже, к тому же его часто сочетают с бумажными суперобложками.
Рынок массовый и не очень
Поскольку основным потребителем переплетных материалов выступает массовый рынок, мы встретились с главными художниками двух крупнейших российских книжных издательств. Как и следовало ожидать, основные тенденции в выборе материалов для переплетов в разных издательствах оказались близки — ведь последнее слово всегда за покупателем, голосующим своим кошельком.
Рассказывает арт-директор издательства «ЭКСМО» Андрей Сауков: «Экономика книгоиздания диктует нам жесткие условия в отношении выбора переплетных материалов. Хотя предлагаемый на рынке ассортимент очень велик, и производственный отдел издательства располагает каталогами большинства известных материалов, импортные, обычно более качественные и разнообразные, существенно проигрывают отечественным в цене». Поэтому чаще приходится имитировать более дорогие материалы и оживлять переплеты за счет дополнительной обработки.
Что значит имитировать? Например, бумага в переплете 7БЦ запечатывается изображением с рельефом и цветом, напоминающими реально существующий более дорогой покровный материал. Особенно удачно «играют» сочетания текстурного изображения с тиснением золотом.
Рис. 1. Все представленные здесь книги издательства «ЭКСМО» выпущены с переплетами 7БЦ. Справа — имитация дизайнерской бумаги с рисунком под «мрамор»; в середине — зеленая текстура, имитирующая рельеф бумвинила. В сочетании с тиснением золотой фольгой они придают подобающий вид книге классического автора. Серо-голубая текстура под «кожу» создает дополнительный визуальный объем. |
Еще один интересный прием (см. книгу Голсуорси на фото): за счет дополнительного тиснения и рамки вокруг изображения, выделяющегося относительно общего фона переплета, имитируется печать на приклейке. Обычно так издаются солидные книги классических авторов.
Благодаря тому, что пленка для ламинирования может быть матовой, у художников появляются дополнительные средства оформления. Отдельные участки изображения выделяются выборочным УФ-лакированием. Естественно, при использовании глянцевой пленки такой вариант оформления был бы лишен смысла.
В том, что касается экономики книгоиздания, со своим коллегой согласен и заместитель заведующего редакции по художественному оформлению Сергей Астраханцев (издательство «ОЛМА Пресс»): «Любая попытка применения относительно дорогих материалов оборачивается тем, что круг потенциальных покупателей книги резко сужается. Для массовых изданий пространство нашего маневра в выборе переплетных материалов пока не очень велико».
Рис. 2. Рисунку в центре переплета, а также обрамляющим его снизу и сверху золотистым полоскам за счет выборочного лакирования придается дополнительный блеск. |
Удачно на обложках сочетаются различные оттенки золотистых цветов, нанесенных как печатным способом, так и тиснением. Своей популярностью книга «Пасха» во многом обязана удачному художественному и техническому решению оформления переплета.
Хотя такие традиционные покровные материалы, как бумвинил и эфалин, нельзя запечатывать полноцветными изображениями, цвет и рельеф сами становятся важными элементами дизайна. Обычно для таких материалов выбирают тиснение фольгой и одноцветную печать.
Тенденции на рынке переплетных материалов
Книжные издательства выступают в роли потребителей переплетных материалов, а что думают о тенденциях на этом рынке поставщики?
Начальник отдела полиграфических материалов по отделочным процессам ФГУП «Полиграфические ресурсы» Елена Объедкова отмечает, что в последнее время увеличился выпуск дорогих изданий с качественными обложками из материалов на тканевой основе. Поскольку отечественных аналогов такого качества и такого разнообразия цветов нет, применяются импортные материалы (чаще всего —голландской компании BN International, BNI). Среди материалов на бумажной основе этой фирмы особой популярностью пользуются материалы серии Tango из коллекции 1999 г. В прошлом году BNI разработали новый материал Termobalacron, который обладает свойством изменять окраску при горячем тиснении, что сразу же привлекло к нему внимание потребителей. Еще один интересный и доступный по цене материал, который появился в ассортименте «Полиграфических ресурсов» в прошлом году — влагостойкий бумажный покровный материал с тиснением и акриловым защитным лакированием Nortex производства голландской фирмы Meersen&Palm. Он пригоден не только для традиционной отделки, но и для полноцветной офсетной печати, УФ-лакирования, ламинирования. В отличие от «Эфалина», Nortex стоек к истиранию.
Рис. 3. Типичный пример имитации текстуры: для оформления переплетов серии классических приключенческих книг для детей в издательстве «ОЛМА Пресс» выбран коричневый фон, имитирующий текстуру бумвинила. Изображение в центре имитирует приклейку, а тиснение фольгой и уголки из «меди» довершают формирование образа. |
С мнением коллеги по поводу интереса к некоторым продуктам BNI согласна и руководитель направления переплетных материалов группы компаний «Дубль В» Екатерина Баранова, отмечая возросший в 2001 г. спрос на Tango, а также Balacron Soft. В основном эти материалы применяются для изготовления ежедневников, блокнотов и альбомов. Интересно, что значительное количество немецкого материала «Эфалин» (Zanders) закупается для изготовления пакетов.
Существование стабильного спроса на «Эфалин», а также покровный материал с синтетическим покрытием «Мирадур» подтверждает и менеджер по продаже переплетных материалов компании «Регент-Арт» Татьяна Якунина, причем в прошлом году обозначилась тенденция к его увеличению.
Переплетные материалы: коротко о главном
К переплетным традиционно относят покровные материалы (переплетные ткани и их заменители), материалы для скрепления книжных блоков (марля, каптал, нитки), фольгу для тиснения на переплетных крышках и переплетный картон.
Рис. 4. Вначале бумага для переплета запечатывалась золотистой краской, затем ламинировалась матовой пленкой, поверх которой выполнялось тиснение узора золотой фольгой. |
Наиболее общее деление покровных материалов — по виду основы: на бумажной, тканевой и синтетической основе. Существуют покровные материалы из натуральной кожи, применяющиеся только для эксклюзивных изданий.
Пленка для ламинирования
Хотя применяемую при изготовлении переплета 7БЦ прозрачную пленку для ламинирования (припрессовки) обычно относят не к переплетным, а к отделочным материалам, в массовом производстве книг без нее никак не обойтись.
Рис. 5. Зеленый цвет и текстура «Эфалина» хорошо сочетаются с золотым тиснением и черной запечаткой |
Пленки бывают глянцевые и матовые, а также с антискручивающим эффектом (антистатической обработкой). Существуют и пленки с тиснениями. Специальная обработка поверхности позволяет запечатывать пленку, но это актуально лишь при производстве упаковки.
Важнейшие параметры пленок: диапазон рабочих температур (для горячего ламинирования), общая толщина (в микронах, обычно это значение присутствует в маркировке) и толщина слоя сополимера, глянец (%), непрозрачность (%), эластичность (Н/мм2), усадка при припрессовке (%), адгезия (при припрессовке к материалу), поверхностное натяжение основы и клейсодержащей стороны (дин.), прочность на разрыв в продольном и поперечном направлениях (кг/м2), относительное удлинение при разрыве в продольном и поперечном направлениях (%). Поставляется пленка в рулонах как стандартной ширины, так и на заказ.
Один из самых известных в России изготовителей пленки — Владимирский химический завод. Среди его продуктов: ПНЛ-5 толщиной 30 мкм и ПНЛ-23 (23 мкм). Ширина рулона — 965 и 600 мм.
Сейчас отечественная пленка уже не имеет существенного ценового преимущества перед импортной. Поэтому в России популярны пленки компании GBS (Великобритния-США) толщиной 24, 27 и 30 мкм, серии Ultralen (22, 24, 27, 30 мкм) компании LOFO High Tech Film (Германия), «Валотен» (Германия) толщиной 25 мкм, MagData (Япония) толщиной 15 мкм и других производителей.
Материалы на бумажной основе
Бумвинил и бумажный ледерин изготавливаются на основе специальной сульфатной бумаги с хорошей впитывающей плотностью 80–90 г/м2. Бумвинил (по ГОСТ 9996-84 — ПМБ-2) — это переплетный материал на бумажной основе с поливинилхлоридным покрытием (ПВХ). Существуют и другие материалы на бумажной основе с ПВХ-покрытиями, имеющие свойства, близкие к бумвинилу: узорвинил, винипор, бумвинил-экстра, белвинил. Основные сферы применения бумвинила: переплеты книг, фотоальбомов, ежедневников, удостоверений личности, телефонных книг, папок для документов, папок-меню, отделка подарочных упаковочных коробок.
Бумвинил и его аналоги — наиболее популярные переплетные покровные материалы. Ассортимент формируется на основе комбинации цветовых оттенков, видов тиснения и нанесенного печатного рисунка. Тиснение выполняется специальным тиснильным валом. Материал поставляется в рулонах. Длина материала в рулоне — 150 м, ширина — 835±15 мм, масса 1 м2 — 230±20 г.
Сильные позиции по выпуску бумвинила занимают отечественные производители (см. таблицу): ЗАО «Ивановоискож» (г. Иваново), АООТ «ИКОФЛОК» (г. Санкт-Петербург), ООО «Каландр» («Мамонтовка», г. Пушкино, Моск. обл.), ЗАО «Казанский завод искусственных кож» (г. Казань), «Искож» (г. Пинск, Беларусь) и др. Наибольшая доля производства бумвинила приходится на ЗАО «Ивановоискож» (около 300 образцов), АООТ «ИКОФЛОК», ООО «Каландр» (24 стандартных цвета, семь рисунков тиснения, семь видов печатных рисунков). Отечественные материалы дешевле импортных аналогов, хотя иногда уступают им по качеству.
Переплетный картон
Поскольку в самых массовых переплетах сторонки из картона оказываются оклеены бумагой или покровными материалами, для переплетного картона важнее не внешний вид, а физические свойства. Согласно ГОСТ 7950-77, допустимые отклонения по размерам листов не должны быть более 3 мм, а абсолютная косина — не более 3 мм. Другие важные характеристики, стабильность которых оказывает существенное влияние на ход переплетных процессов: толщина (мм), масса 1 м2 (г), плотность (г/см3), жесткость при статическом изгибе в поперечном направлении (Нxсм), предел прочности при расслаивании (кПа), впитываемость при одностороннем смачивании за 60 с (г) и влажность (%).
Переплетный картон может быть монолитным, либо состоять из нескольких склеенных слоев.
Он хорошо поддается тиснению и выпускается нескольких марок: А, Б, ПКС, БП, ВП, Э (по ГОСТ 7950-77: А; Б и ПКС). Толщина подбирается в зависимости от формата и массы блока. Картон толщиной до 1 мм используют для крышек из одной детали (типа 6). Для крышек, оклеиваемых покровным материалом, необходим более толстый картон — не менее 1,25 мм. Картон толщиной 2,5-3,0 мм обычно применяют для изданий большого формата и объема (энциклопедии, словари, справочники и т. п.).
Картон марки А вырабатывается из бурой древмассы с возможным добавлением до 20% других волокнистых полуфабрикатов. Его толщина составляет от 1,25 до 3,00 мм, плотность — от 1010 до 2500 г/м2. Картон марки Б чаще всего изготавливают из смеси волокон макулатуры, белой древмассы и целлюлозы. Толщина — 1,25 мм, плотность — 850 (высший сорт) и 825 ( первый сорт) г/м2.
Картон марок А и Б не проклеивается, так как к поверхности проклеенного картона плохо приклеиваются переплетные ткани.
Толщина картона БП составляет от 0,5 до 1,0 мм, плотность — 340-670 г/м2.
Для марки ВП толщина — 0,7 мм, плотность — 510 мм. Картон ПКС бывает высшего и первого сортов. Его толщина — от 1,5 до 3,00 мм, а плотность — 1025-2100 г/м2.
Следует помнить, что допуски на массу 1 м2 для картона могут составлять до 10% от общего значения.
Картон марки Э толщиной 2 и 2,5 мм предназначен для энциклопедических и репринтных изданий.
В России переплетный картон производится, в частности, на производственном объединении «Полиграфкартон» (г. Балахна) – Б, ПКС и Э; ОАО «Каменская БКФ» («Кувшиновский картон») — ТУ-5442-041-00278942-98; ОАО «Серпуховская бумажная фабрика» — ТУ ОП-13-0279336-21-96.
На перепутье
Очередной «сюрприз» российских законодателей в виде отмены льгот по НДС существенно осложнил ситуацию на книжном рынке. Сумеют ли «книжники» найти иные способы сохранить прибыльность своих изданий, кроме экономии на качестве материалов? И хотя тенденция увеличения количества наименований книг, скорее всего, сохранится и в этом году, ожидать расширения ассортимента переплетных материалов в таких условиях не приходится. А значит, «король» переплетов 7БЦ сохранит свой трон.
* * *
Автор благодарит за помощь в подготовке публикации работников издательств «Олма Пресс» и «ЭКСМО», а также компаний «Берег», ГК «Дубль В», ФГУП «Полиграфические ресурсы», ЗАО «Ивановоискож», ГК «Регент».
* Подробнее о видах переплетов см. Publish ? 1, 2002, с. 50. — прим. автора.