Есть такое явление: Неудовлетворенный Заказчик. Коротко — НЗ. НЗ встречается на любой стадии развития печатной индустрии. Большинство НЗ недовольны состоянием дел в конкретных типографиях. Но есть и более интересная категория — недовольные состоянием отрасли в целом.
НЗ № 1 никак не может напечатать себе визитные карточки. Дизайнер сделал ему макет, и он носится с ним по разным типографиям. Проблема в том, что макет полноцветный, к тому же весьма сложный. Визиток же нужно совсем немного. Большинство типографий отказываются. А те, кто берет заказ, печатают плохо: цвет не тот, все карточки в тираже разные. В общем, беда, да и только.
У НЗ № 2 сложности с каталогом. Он показывает всем американский проспект, напечатанный на желтоватой мелованной бумаге. Ему, видишь ли, нужен точно такой же. В России такую бумагу не продают; значит, нужно печатать фон. Но оттенок настолько бледный, что в шкале Pantone его нет. Большинство типографий отказываются, те же, кто берут… и т. д. (см. выше).
Оба НЗ жалуются на плачевное положение в отрасли, отсутствие профессионалов, нежелание идти навстречу клиенту, в один голос утверждая, что лет 7-8 назад таких проблем не возникло бы: тогда, дескать, от сложных заказов никто не отказывался.
Могу лишь посочувствовать бедам и мытарствам НЗ. Что же касается отмеченных ими изменений на нашем рынке, то они не вызывают у меня тревоги. Напротив, я даже удовлетворен: наша отрасль наконец-то вступила в первую стадию формирования развитого капиталистического производства — технологизацию.
Главное условие эффективности промышленного производства — жесткое соблюдение технологического процесса, адекватное характеру этого производства. Продукция всегда является производной от технологического процесса. Тот, кто пытается выпускать товар, выходящий за рамки имеющейся технологии, во-первых, деньги потеряет, а во-вторых, людей насмешит. Беда, коль пироги начнет печь сапожник.
Западные производители давно это поняли. У них даже термины есть специальные: manufacturability, producibility. Даже printability, вот как.
Печатать мизерный тираж визиток на машинах, предназначенных для полноцветной офсетной печати, крайне нетехнологично. Отсюда — проблемы НЗ № 1.
Сложности НЗ № 2 тоже связаны с нетехнологичностью заказа. Ведь нужного ему оттенка в шкале Pantone нет, и это не случайно. А заниматься подбором цвета, не имея проверенной рецептуры, — значит, обрекать себя на длительный и мучительный процесс с малопредсказуемым результатом.
Типографии, отказавшиеся от этих заказов, поступили честно, не пожелав выйти за рамки своей технологии. И правильность их действий подтверждается неудачей тех, кто все-таки взялся за заказ.
Что делать нашим НЗ? В общем случае, совет только один — ждать. Ждать наступления момента, когда отрасль перейдет на следующий этап: дивергенцию, или многообразие предложения.
Понять, что такое настоящая дивергенция, можно, сравнив средний московский супермаркет со, скажем, американским.
И тут, и там полки ломятся от разнообразных продуктов. Но разница есть, притом существенная.
В американском супермаркете множество абсолютно немыслимых продуктов. Их никогда никто не купит. Но они есть. У нас подобные продукты тоже встречаются, но… Их либо крайне мало, либо скоро на их месте появится что-то другое: это была пробная партия, покупатель не отреагировал, и поставки прекратились.
Вот эта избыточность ассортимента и есть дивергенция, непременный атрибут действительно развитого рынка. Рынка, на котором обязательны производители эксклюзивной продукции, необходимой лишь для малой части заказчиков.
Условие для возникновения дивергенции лишь одно: наличие Заказчика, Готового Платить. Появится такой заказчик — и сразу возникнут те, кто напечатает единичные тиражи на больших машинах, и те, кто сможет покрасить бумагу в любой оттенок.
Надо только понимать, что подобные услуги будут стоить очень дорого. Дорого, ибо для того, чтобы изготовить сотню качественных полноцветных визиток, нужно напечатать раз в двадцать больше, а потом выбросить 95% тиража. Дорого, ибо на составление краски бледного оттенка уходит много времени. Да и просто потому, что таких заказов мало, работа штучная, и, не имея возможности зарабатывать на объемах, производитель вынужден держать гигантскую норму рентабельности.
Почему до сих пор таких производителей у нас почти нет? Очень просто: пока нет такого заказчика. Заказчика, не просто желающего эксклюзивности, но и понимающего, что она стоит действительно больших денег. И готового эти деньги платить.
Спросите у НЗ № 1: согласен ли он заплатить за свой визитные карточки, скажем, доллара по 3-4 за экземпляр? Вот так-то…
Об авторе: Александр Шнайдер (alex@printing.ru) — генеральный директор ООО «Типография Арес».