101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Оперативная полиграфия: на чем печатаем?

  • Елена Демьянова
  • 13 сентября 2002 г.
  • 16170
«Печатный салон» — очень модное сейчас словосочетание. И дело тоже модное, если учесть количество таких заведений на улицах Москвы. Разумеется, энциклопедий здесь не печатают, зато визитки, листовки, брошюры небольшими тиражами — сколько угодно и в кратчайшие сроки. Есть и термин для обозначения этой ниши —«оперативная полиграфия». Какая же техника нужна для организации подобного производства?

На такой машине, как Gronhi YK 1800 E, хорошо печатать бланки, визитки, листовки.
Какие ассоциации возникают при упоминании оперативной полиграфии? Первая — коммерческая малотиражная продукция: представительская, рекламная. Вторая — недорогое офсетное оборудование, небольшие производственные площади, маленький штат обслуживающего персонала. Быть может, раньше оба пункта были верны, но сейчас наблюдается постепенное изменение одного из них. Угадайте — какого? Правильно, второго. Появляются типографии, оборудованные несколькими дорогими «тяжелыми» печатными машинами, занимающие большие помещения. Но заметно увеличение и числа совсем маленьких «заведений», построенных на основе одной-единственной цифровой машины или ризографа и пары резаков с ламинатором. Они гордо именуют себя мини-типографиями. И что самое интересное, абсолютно правы — в наше время достаточно даже такого оборудования, чтобы производить полиграфическую продукцию, за которую клиенты готовы платить.

Итак, остановимся на таком определении: оперативная полиграфия — это отрасль, позволяющая изготовить определенные виды печатной продукции за время от нескольких часов до нескольких дней. Обычно это небольшие тиражи, но главное — срок.

Какое же оборудование лежит в основе предприятий, занимающихся оперативной полиграфией? Оно весьма разнообразно. Возьмем нескольких «готовых» вариантов разных классов. Различаться они будут по ориентации на определенную группу конечной продукции, по сложности оборудования и цене.

Замечу, что это лишь примеры, представляющие своеобразный «вертикальный срез» решений разного класса. На самом деле для каждого выбор оборудования гораздо шире.

Основа полиграфического процесса — печатная машина. Для нашего «оперативного» случая нужны небольшие (для скромного помещения) машины, на которых было бы выгодно печатать маленькие и средние тиражи, от нескольких до тысяч экземпляров в самые короткие сроки. Самые логичные и популярные решения — это ризограф, цифровая печатная машина, недорогой однокрасочный офсет.

Конечно, для производства одной печатной машины недостаточно. В классическом варианте полный цикл начинается с создания макета: сканирования, дизайна, верстки, продолжается на этапах фотовывода, производства печатных форм и заканчивается ламинацией, резкой, фальцовкой и скреплением. Для этого нужна соответствующая техника. «Собственная допечатная база резко повышает оперативность производства. Но фотовыводное устройство или система CtP выгодны для полностью загруженного парка машин в 4-5 устройств», — объясняет Алексей Хватиков, технический эксперт компании «Апостроф». Поэтому многие типографии работают с готовыми пленками, бумажными макетами или выводят пленки «на стороне». Мы тоже не будем учитывать допечатные устройства, т. к. наши варианты основаны на одной печатающей машине.

А вот собственное послепечатное оборудование нужно обязательно — даже с одним резальным устройством уже можно производить листовую продукцию любых форматов.

С тем и приступим.

Вариант первый

Практика «оперативно-полиграфических» предприятий показывает, что около 40% заказов составляют визитки. Еще около 15% — бланки и листовки. Мы исходим из некоторых усредненных цифр, но у каждой типографии всегда есть своя «специализация» — продукция, которую они печатают чаще всего. Обычно ее заказывают достаточно большими тиражами — от 500 экземпляров (для визиток эта цифра, конечно, меньше, но нередко практикуется печать на одном листе нескольких типов визиток, тогда тираж в 500 экземпляров даст, например, 5 видов визиток по 100 штук). Бланки и конверты должны быть напечатаны так, чтобы при последующей печати в лазерном принтере ранее нанесенная краска сохранила свою стойкость. Для заказов такого типа идеально подходит офсетная печать: она выгодна на больших тиражах, а офсетные краски не разлагаются и не размягчаются в офисном принтере.

Ryobi 512H – наиболее производительная машина в серии Ryobi 51
Такие производственные средства, несмотря на их скромность, позволяют изготовить множество различной листовой продукции. Допечатная стадия заключается в экспонировании печатной пластины в копировальной раме через пленку. После экспонирования нужно проявить пластину в автоматическом проявочном процессоре, который обеспечит правильное время и температуру проявления, своевременную регенерацию химикатов. Здесь же пластина промывается и сушится. Печатная форма готова. Если на входе мы имеем не пленку, а бумажный макет, то придется искать обходные пути: ведь в качестве фотоформы должно быть использовано лишь зеркальное изображение, нанесенное на более или менее прозрачную основу (многие типографии применяют для несложных работ кальку). Тогда можно отсканировать макет (если нет файла), «отзеркалить» и вывести на принтере на кальку.

Печатная машина Gronhi для полноцветной печати не предназначена. Зато ее отличают удобство управления, простота и надежность конструкции. На такой машине хорошо печатать однокрасочную продукцию, а также двух-трехкрасочную без приводки (визитки или бланки, на которых логотип отпечатан одной краской, а текст — другой).

Финишинг (послепечатная обработка) в данном случае достаточен лишь для производства листовой продукции. Резак Shenweida QZX670 имеет длину реза 670 мм, поэтому поможет не только разрезать готовую продукцию А3, но и подготовить для печати бумагу большего формата.

С помощью биговки изготавливаются открытки, приглашения, а перфорация пригодится при производстве блокнотов и билетов.

Подсчитаем цену отпечатка формата А3 для такого оборудования. Для простоты будем исходить лишь из стоимости расходных материалов, не учитывая аренду помещения и амортизацию оборудования.

Вариант второй

Офсет — классический и наиболее качественный вариант для полноцветной печати. Чтобы печатать полноцветную продукцию триадными красками, необходима машина, обеспечивающая точную приводку. О ней мы и поговорим.

Вне конкуренции по популярности – ЦМП Xerox DocuColor 12. На рисунке – в комплекте с сортером.
Вадим Семенов, менеджер по продуктам и технологиям компании PrintHouse, рассказывает: «Сейчас на рынке сложилась такая ситуация, что стало выгодно покупать серьезную «тяжелую» технику. Уже нет «провалов» в заказах, а цены стабильны. При таких условиях заказчику требуется не столько большее количество, сколько высокое качество».

В качестве «серьезного» классического офсетного оборудования, позволяющего печатать полноцветную продукцию, мы выбрали Ryobi 512H. Это машина планетарной конструкции с высокой скоростью, а автоматизация впрямую влияет на производительность: сокращается время смены работ (при переходе на другой тираж) и уменьшаются расходы на приладку. Машина оснащена системой непрерывного спиртового увлажнения, которая сама поддерживает концентрацию, температуру раствора и его уровень в увлажняющем аппарате. Гарантируется быстрый выход на требуемый режим увлажнения и его стабильность при печати. Планетарное строение машины и передающие цилиндры увеличенного диаметра уменьшают деформацию бумаги, так что можно печатать даже на очень тонкой бумаге и картоне. Имеются две печатные секции, что увеличивает производительность и делает печать по-настоящему оперативной.

Полноцветная продукция пользуется большим спросом: листовки, буклеты, визитки — любое изделие смотрится привлекательно. Но особенно популярны каталоги, проспекты, напечатанные в четыре краски. Для их изготовления резального оборудования уже недостаточно. В нашем случае производственная линия включает листоподборочную машину, фальцовки и проволокошвейки.

Листоподборочная машина нужна для того, чтобы быстро и эффективно подобрать все листы издания в нужном порядке. Это «башня» из нескольких лотков — в каждый складывается тираж одной страницы.

(В нашем варианте листоподборщик имеет 10 лотков, т. е. может подобрать брошюру формата А4 объемом до 40 стр.) Затем происходит их автоматическая подборка: устройство захватывает листы один за другим и переносит в брошюровальное устройство. Здесь они скрепляются проволочными скобами и сгибаются фальцевальным устройством. Далее тетрадь обрезается с торца.

Вариант третий

Цифровые офсетные машины объединяют в себе прелести цифровой печати с мощным потенциалом офсета. Принцип их работы основан на «многоразовой» перезаряжающейся фотоформе, которая всякий раз способна «скрывать» разное изображение. Поэтому каждый экземпляр тиража может отличаться от предыдущего, как у «цифры», а качество печати будет, почти как на офсете. Последнее достигается благодаря специальной краске — электрифицирующейся и при этом жидкой. Печать осуществляется не только на гладких бумагах (как цифровая печатная машина с тонером), но и на текстурированных, легких картонах. Леонид Александров из компании Nissa объясняет: «Одно из основных достоинств системы цифровой офсетной печати — работа практически на любом материале. Машина Indigo может запечатать все, что может подать». И это удовольствие не требует вывода цветоделенных пленок и формных процессов, как в офсете.

На основе ризографов создано немало типографий – от школьных до коммерческих
Для нашего варианта выбрана машина hp indigo press 1000 — она имеет наилучшее соотношение цены, качества и функционала из всей линейки листовых машин Indigo и новую экспонирующую систему, обеспечивающую более качественную печать однотонных полей, плашек и заливок. На такой машине удобно печатать как традиционную офсетную продукцию (буклеты, брошюры, листовки), так и срочные или персонифицированные заказы.

Имея на вооружении наши традиционные листоподборку, резак и брошюровщик, можно быстро изготавливать и листовую, и скрепленную продукцию типа брошюр.

Сочетание супероперативности (макет посылается прямо на печатную машину), качества печати и персонификации продукции просто уникально. На таком оборудовании выгодно печатать то же, что и на любой другой цифровой машине, при этом качество выше (впрочем, как и цена).

Вариант четвертый

Цифровые печатные машины все чаще появляются в копи-салонах и мини-типографиях. И неудивительно, ведь они позволяют печатать действительно очень быстро — минуя стадии изготовления пленок и формы, необходимых в офсете.

Машина Xerox DocuColor 12 — абсолютный рекордсмен по популярности в своей области: печатает с разрешением 600x600 dpi, а максимальная плотность бумаги — 250 г/м2.

И хотя многие сторонники цифровых машин считают, что DC12 – это лишь «принтер» по сравнению с многими более совершенными (и дорогими) цифровыми печатными машинами, многие типографии «поставили» именно на него.

Конфигурация интерфейса Fiery EX12 имеет простое встроенное решение для печати переменных данных, позволяющее персонализировать любые виды печатной продукции без затрат на программирование и обучение персонала

В нашем варианте на основе DC12 можно производить брошюры и каталоги. Константин Кравченко, печатный салон «Арсма-Т»: «На DC12 удобно печатать небольшие тиражи буклетов к выставке или конференции (потребность в такой продукции весьма велика), а также визитки, флаеры, приглашения. Сейчас мы на ней делаем карточки для IP-телефонии, видеопрокатов, где есть переменные данные, цифровые и штриховые коды». На цифровой машине, действительно, очень удобно печатать различные «пластиковые» карточки (в кавычках, потому что на самом деле они изготовлены из ламинированной бумаги). Сейчас они очень популярны, т. к. нужны и в магазинах в качестве дисконтных карт, и в библиотеках, переходящих на электронные каталоги, и в видеопрокатах. Напечатанные на плотной бумаге листы ламинируются толстой пленкой и режутся. Карты готовы!

При покупке машины Xerox вы получаете сервисное обслуживание от дилера, включающее в свою стоимость все расходные материалы, кроме бумаги. Цена обслуживания высчитывается так: количество оттисков (неважно, с 5% или со 100% заполнением) умножается на коэффициент (в компании RVK на 0,32 долл.). Из чего следует, что обладателю DC12 не нужно задумываться над стоимостью расходников, а следует учитывать лишь бумагу и стоимость обслуживания. Кстати, бумага должна быть специальная, сертифицированная для полноцветных лазерных принтеров. Конечно, можно печатать и на других бумагах (например, текстурированых, офсетных), но при этом страдает не только качество оттисков, но и само оборудование – бумага пылит.

Но существуют и другие мнения по поводу сервиса. Максим Шматов, директор печатного салона «Спринт принт»: «Любому русскому человеку с инженерным образованием не составит труда разобраться в этой машине и исправить неполадки. Поэтому мы взяли DC12 без сервисного обслуживания». В таком случае расходные материалы нужно покупать и менять самостоятельно.

У цифровых печатных машин есть немало недостатков. В основном это ограничения по краске и бумаге. Невозможно на «цифре» точно воспроизвести некоторые цвета Pantone, в том числе «золото» или «серебро». Не приспособлены такие машины и для печати на картонах и фактурных бумагах. При печати с двух сторон тоже появляется проблема: краска на той стороне, что была запечатана первой, проходит через печку 2 раза — в результате цвета разных сторон, запечатанных одинаковым образом, различаются. Многие замечают «эффект пластиковой пленки»: запечатанные области выглядят глянцевыми и объемными, как будто на бумагу нанесли не краску, а пластиковую пленку в форме букв или рисунков. Однако этот факт можно использовать и в благих целях: некоторые типографии таким образом имитируют тиснение, глянцевый рельеф.

Василий Рыбин, специалист по отраслевым решениям компании Xerox смотрит на проблемы цифровой печати оптимистично: «Я думаю, что недостатков у ЦМП очень мало, и самый большой из них – высокая стоимость отпечатка, которая снижается очень хорошими темпами и уже достигла вполне разумных значений. Просто большинство печатников еще находится в плену традиций, и ниша ЦПМ еще занята менее эффективными оборудованием, технологическими и рабочими процессами. Но это изменится. Буквально за год-два».

Кстати, DC12 печатает на самоклейке и пленках. Последнее особенно интересно: некоторые типографии выводят на этой машине штриховые пленки для офсета!

Вариант пятый

Цифровые дупликаторы прочно заняли свою нишу в полиграфии: они незаменимы на малых тиражах, еще невыгодных для офсета и уже слишком дорогих для офисных принтеров (от 30 до 10 000 отт.). Одно из самых популярных решений — дупликаторы от фирмы Riso, называемые ризографами. Печатная форма изготавливается из пленки внутри самого устройства, поэтому ее стоимость не превращает небольшой тираж в очень дорогой, как в случае с офсетной печатью, и все же позволяет существенно экономить при увеличении тиража, что невозможно при печати на принтере.

Ризограф позволяет печатать однокрасочную или двух-трехкрасочную продукцию без точной приводки. Недорогие отпечатки среднего качества нужны везде — поэтому многие мини-типографии уже обзавелись цифровым дупликатором. Недорогие (в основном одноцветные) рекламные листовки, брошюры и даже книги — типичный заказ для ризографа.

Встроенный сканер ризографа считывает информацию с оригинала. Затем она оцифровывается, обрабатывается и «выжигается» на мастер-пленке (будущей трафаретной форме, ее тиражестойкость — не менее 4000 отт.). В большинстве ризографов имеется встроенный интерфейс, позволяющий подключить ризограф к компьютеру, миновав стадию сканирования. При этом повышается качество оттисков.

Я выбрала ризограф модели RP3700, т. к. он позволяет печатать не только текст, но и фотографии с разрешением 600x600 dpi. Мини-типография, оснащенная таким устройством, справится со сложными заказами с монохромными иллюстрациями хорошего качества. Замечу, что ризограф печатает на бумагах плотностью 46–210 г/м2, и не только гладких. Галина Зикеева из Московского представительства фирмы Riso рассказывает: «Мы проводили эксперименты по печати на различных бумагах с тиснением «Лен», «Облако». Оказалось, что ризограф может печатать и на такой бумаге. И хотя конкретных рекомендаций у нас нет, главное — пробовать».

По поводу красок: существует стандартный набор из 19 основных цветов. Но кроме них можно использовать и краску любого цвета Pantone, изготовленную специально по заказу (правда, не менее 5 туб). Существуют также флуоресцентные краски и даже защитная «секретная», светящаяся в ультрафиолете.

Итак, тираж отпечатан, посмотрим, какие возможности предоставляет нам финишное оборудование, входящее в наш комплект. Для производства листовой продукции (листовок, прайс-листов) достаточно резака. Остальное оборудование поможет нам выполнить более сложные изделия типа брошюр. Так как ризограф печатает быстро (по 2 листа в секунду), необходима листоподборочная машина. В нашем варианте листоподборщик имеет 10 лотков — можно подобрать брошюру или проспект формата А4 объемом до 40 страниц.

Далее будущую брошюру нужно сфальцевать и скрепить: эти функции выполняет брошюровщик, работающий в одной линии с листоподборщиком. Он сталкивает листы сбоку и сзади, фальцует их и скрепляет скобами (до двух скоб). При необходимости можно обрезать готовую брошюру на резаке. Максимальная длина реза резака Ideal 4810 — 475 мм, так что можно резать листы А3 не только поперек, но и вдоль. p

Автор благодарит за помощь в написании статьи сотрудников компаний Nissa, PrintHouse, Riso, Xerox, «АлиС-Графикс», «Апостроф», «Арсма-Т», «Спринт принт», «Типография ”Арес”».


Стоимость отпечатка (тираж — 500 экз.)

(расчет верен для любой офсетной машины, т. к. расходные материалы универсальны)

Бумага 115 г/м2 — 18 долл. за 500 листов А3

100 г краски — 1 долл.

Формная пластина — 1 долл.

Химия — 1 долл.

Итого: (18 + 1 + 1 + 1) / 500 = 4 цента

Плюсы: Хорошее качество, высокая скорость печати, выгодность больших тиражей, печать смесевыми красками, по любой бумаге широкого диапазона плотностей и с различными текстурами, изготовление продукции для дальнейшего запечатывания в электографических устройствах.

Минусы: Сложность технологического процесса, невыгодность малых тиражей, невозможность полноцветной печати и персонификации.


Стоимость отпечатка (тираж — 500 экз.)

(расчет верен для любой офсетной машины, т. к. расходные материалы универсальны)

Бумага 115 г/м2 — 18 долл. за 500 листов А3

Триадные краски — 11 долл./кг.

Из расчета по 100 г краски — 4,4 долл.

4 формные пластины — 4 долл.

Химия — 1 долл.

Итого: (18 + 4,4 + 4 + 1) / 500 = 5,5 цента

Плюсы: Хорошее качество, высокая скорость, выгодность средних и больших тиражей, возможность печать полноцветная, смесевыми красками, по бумаге широкого диапазона плотностей, текстурированной и мелованной.

Минусы: Сложность технологического процесса, невыгодность малых тиражей, невозможность персонификации, высокая цена оборудования.


Стоимость отпечатка

(складывается из стоимости бумаги, краски, масла, фотоформы, офсетной резины)

Итого: около 10 центов

Плюсы: Простота и скорость печати, отсутствие подготовительной стадии, полноцветная печать практически на любом материале.

Минусы: Невозможность печати смесевыми красками, высокая стоимость оборудования.


Стоимость отпечатка (тираж — 500 экз.)

Бумага А3 100 г/м2 — 26 долл. за 500 листов

Все остальные расходные материалы (сервисное обслуживание) — 0,32 долл.

Итого: 26 / 500 + 0,32 = 37 центов

Плюсы: Простота и скорость печати, отсутствие подготовительной стадии, полноцветная печать.

Минусы: граничение по виду бумаги, невозможность воспроизведения некоторых смесевых красок, высокая цена отпечатка.


Стоимость отпечатка (тираж — 500 экз.)

Мастер-пленка формата А3 – 43 долл. (хватает на 125 форм А3), т. е. по 0,34 долл. за форму

Краска – 24 долл. (хватает примерно на 9000 оттисков А3), т. е. по 0,0027 долл. за лист

Бумага 115 г/м2 —18 долл. за 500 листов А3

Итого: 18/500+0,0027+ 0,34/500 = 3,9 цента

Плюсы: Простота печати и обслуживания, отсутствие подготовительной стадии, высокая скорость печати, низкая цена оттиска, печать смесевыми, флуоресцентными красками, на некоторых сортах бумаги с тиснением, выгодность малых и средних тиражей, экологическая чистота.

Минусы: Качество печати уступает лазерному и офсетному, невозможность полноцветной печати, по бумаге с покрытием и персонификации.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Автоматизация:ожидания vs реальность

С каждым днём всё меньше руководителей предприятий выступают за сохранение привычных, но устаревших технологий в производстве. Приверженцы консервативных взглядов имеют ложные убеждения о том, что автоматизация процесса управления предприятием — это затратное мероприятие, которое не сможет принести очевидной выгоды для компании. Надо ли говорить, насколько глубоко они заблуждаются?

Типография, которая поверила в свои возможности

Большие пространства и много книг — это первое, что бросается в глаза при посещении Дома культуры «ГЭС-2». Самой привлекательной и интересной литературой для меня стала серия детских книг, выпущенная в рамках издательской программы V–A–C. Это известные классические сказки, оформленные современными художниками. В серии вышли книги Х. К. Андерсена, Оскара Уайльда, Льюиса Кэрролла и Виктора Драгунского.

Дела семейные

Publish стремится к экспансии: рост и развитие — это неизбежность любого проекта, который не планируется к закрытию. Зафиксировать состояние невозможно, «стабильность» — это просто другое имя деградации.

drupa в поисках себя

Индустриальные выставки — и drupa не исключение — проекты коммерческие. Их процветание или упадок связаны с тем, насколько успешно они решают задачи своих клиентов — экспонентов и посетителей. И в последние годы мы можем видеть здесь глубокие изменения.



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 38