101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Красочное будущее

  • Елена Демьянова
  • 11 октября 2002 г.
  • 7222
Куда дует ветер в море красок?

Полиграфию без краски представить невозможно. Сами основы полиграфического репродуцирования лежат в области тонкого и капризного процесса перенесения слоя краски на бумагу. Со времен Гуттенберга, когда краски представляли собой смесь из древесного угля, натуральных каучуков и высыхающих растительных масел, многое изменилось. Сейчас состав зависит от огромного числа факторов: запечатываемой поверхности, способа печати, прозрачности, яркости, блеска, светостойкости цвета, требуемой эластичности красочного слоя.

Вместе с бурным развитием полиграфии появляются все новые краски — производители улучшают характеристики традиционных и выдвигают на рынок абсолютно новые продукты.

Рассмотрим сначала основные тенденции в мире печатных красок:

  1. быстрое высыхание;
  2. повышение насыщенности;
  3. универсализация.
1) Быстрое высыхание

Этого требуют новые высокоскоростные машины. Как известно, существует несколько механизмов отверждения связующего краски: впитывание, испарение, полимеризация. В традиционных офсетных красках при печати на бумаге все процессы протекают параллельно. Но для большей скорости высыхания разработаны дополнительные механизмы.

Краски УФ-отверждения

На них делают ставку все больше производителей. В Великобритании их используют в 95% случаев при печати упаковки. Прелесть в том, что красочный слой быстро сохнет, обладает высоким глянцем и более устойчив к истиранию. Например, при запечатке картона его можно сразу фальцевать и транспортировать, а с традиционными офсетными красками пришлось бы ждать целые сутки. По крайней мере, так утверждает Род Балмер из Flint Ink Corp., крупнейшей фирмы-производителя печатных красок. Однако и у них есть свои недостатки. «Для изготовления красок УФ-отверждения использовались экологически вредные вещества, — говорит Род. — Но сейчас технология очистки стала намного совершеннее, и остаточные растворители из краски тщательно удаляются».

Михаил Яклаков, технический консультант ТЗПК, отмечает: «Краски УФ-отверждения, несомненно, очень перспективны. Доля их будет расти во всех областях полиграфии. Особенно хороши они при печати по невпитывающим материалам и при необходимости дальнейшей обработки продукции (например, термическая обработка батона колбасы, завернутого в запечатанную оболочку). Тогда УФ-краска проявит исключительную стойкость. Есть и недостатки. Во-первых, компоненты, обеспечивающие УФ-отверждение, часто вызывают сильное раздражение кожи, аллергию. Во-вторых, слишком быстрое закрепление имеет и обратную сторону. Ведь механизм высыхания традиционных красок предполагает некоторую протяженность во времени, и внутренние напряжения, вызванные изменением структуры краски (вследствие впитывания и испарения), успевают релаксировать. УФ-краски затвердевают практически мгновенно, и в структуре слоя возникают высокие внутренние напряжения. Поэтому красочный слой получается жестким, при появлении царапин начинается шелушение, отслаивание». Некоторые источники отмечают и слабые гидромеханические характеристики УФ-красок — их нужно постоянно перемешивать, иначе могут возникнуть проблемы, в т. ч. с цветом.

Гибридные краски

По словам производителей, они сочетают высокую скорость высыхания УФ-красок с привычной консистенцией и легкостью смывания традиционных офсетных. Около 25% их состава приходится на УФ-фракцию. Отверждение проходит по двум параллельным механизмам: УФ-отверждение, как у УФ-красок, и окислительная полимеризация, как у обычных. Достигается оптимальный баланс: УФ-отверждение моментально схватывает поверхность красочного слоя, и он не отмарывается при больших скоростях печати; больший объем краски закрепляется естественным образом, нерелаксированных внутренних напряжений нет. Производители утверждают, что такие краски позволят многим типографиям печатать заказы «под УФ-краску» без дополнительных затрат на специальные химикаты и материалы для роликов.

В России многие относятся к гибридным краскам весьма скептически. Некоторые печатники, опробовав краску в действии, утверждают, что для хорошего результата все равно нужно менять и валики, и химию. «Какой смысл в таких красках, если они стоят дороже, чем стандартные, УФ-отверждения?», — говорят они.

Если для обычных офсетных красок возникает необходимость УФ-лакирования, то между слоями краски и лака нужно нанести дополнительный слой дисперсионного лака. Для гибридных красок этого делать не нужно. Однако компания KBA обнаружила интересную вещь: если все же нанести лак поверх такой краски, то получится эффект структурированной бумаги — поверхность красочного слоя становится рельефной. Такой «брак» можно использовать в дизайнерских целях!

2) Повышение насыщенности

Насыщенность краски зависит от чистоты цвета пигмента, степени его диспергирования, взаимодействия пигмента со связующим. Современные технологии позволили производить пигменты, размеры частиц которых стали меньше, чем прежде; подбирать состав краски так, чтобы взаимодействие пигмента со связующим давало более насыщенный цвет. Высокое содержание пигмента позволяет добиваться высокой насыщенности слоя при малой его толщине. Это, во-первых, экономит краску, а во-вторых, увеличивает скорость печати (ведь тонкий слой сохнет быстрее). Появляется и возможность печати с большими оптическими плотностями. Для среднестатистических красок такого типа можно добиться плотностей около 2,0. Их выпускают многие производители: ТЗПК, Sun Chemical МПК и др. Особенно интересна триада Novaspase от Basf (Heidelberg), ее даже называют «фотореалистичной» — вместо обычных 1,5-1,6 получаются до 2,8 единицы плотности. Особенность пигмента этой краски — смещение цветов при повышении поверхностной концентрации. Три цветных краски (CMY), изначально холодные, при увеличении слоя становятся более теплыми. Что это дает? Высокая плотность улучшает цветопередачу и проработку полутонов. Цветовой охват такой триады просто ошеломляет: 713 320 000 (CIELAB) против 440 000 (CIELAB) для обычной! Естественно, что первая триада может воспроизвести намного больше деталей и нюансов. Это и делает отпечаток похожим на фотоснимок: он объемнее, четче и реалистичнее.

рис. 1

В России пока есть только один случай работы с высоконасыщенными красками — это календарь, созданный препресс-студией «Литоскан» и напечатанный типографией «Л-Офсет» красками Aniva Euro от КВА (см. рис. 1). Александр Батиевский, руководитель препресс-студии, отзывается об этом опыте так: «Краски нам предложила немецкая компания, и мы решили попробовать. Сразу возникла проблема: не было ни программного обеспечения для проведения цветоделения, ни каких-либо технологических инструкций. Поэтому мы действовали на глаз: сначала напечатали пробный экземпляр при обычном цветоделении и, сделав выводы, подкорректировали его. Может быть, с инструкциями, все вышло бы гораздо лучше. Однако календарь получился интересный. Особенно красивы изображения в желто-оранжевых и коричневых тонах».

3) Посмотрите на систему классификации печатных красок по ГОСТ: они различаются в зависимости от видов печати, работ, печатной машины, ее скорости, запечатываемого материала… Сколько же различных красок должно быть для всех областей полиграфии? Неудивительно, что возникает тенденция к универсализации. Конечно, создать краску «все в одном» невозможно, но универсальные краски все же есть. Например, с помощью «Рольуниверсал» от ТЗПК можно печатать как на офсетной, так и на мелованной бумаге. Это значит, что при переходе от одного заказа к другому не нужно промывать всю машину, добавлять специальные растворы, сиккативы и корректирующие масла.

Некоторые поставщики придерживаются иной точки зрения. Татьяна Кузнецова, менеджер-технолог московского офиса представительства компании Tanzor-France (поставщика красок Brancher, Франция) в России, объясняет: «Наша фирма отказалась от универсализации. Во-первых, специализация нужна для достижения лучшего результата в данном виде работ. Во-вторых, у каждой типографии своя специфика заказов и особенности производства, и целесообразно поставлять продукт под конкретные условия. После кризиса, конечно, печатали все подряд, но времена изменились. А универсализм — вариант для ленивых».

***

В заключение еще несколько тенденций.

Краски для «сухого» офсета

В последнее время технология офсетной печати без увлажнения становится все более популярной. Возможно, это связано с чрезвычайной сложностью соблюдения баланса краска/вода при печати с увлажнением: чуть что — и произошло эмульгирование, вся работа насмарку.

Для «сухого» офсета изготавливаются краски с нулевой адгезией к пробельным элементам формы (например, серия Irodry от Sun Chemical МПК).

«Ночные» краски

Все для удобства печатника! Краски долго (до 48 часов) не сохнут в красочном аппарате, но мгновенно закрепляются на оттиске, поэтому можно оставить печатную машину с раскатанной краской даже на ночь. Такими свойствами обладают серии Quickson Speciale Fresh от Van Son, Novaboard C 990 BIO от Basf, Edito от Brancher.

Краски для машин со слабым балансом краска/вода

Еще одна попытка облегчить жизнь печатника, страдающего от проблем «мокрого» офсета. Изготовляются на основе специального связующего, которое забирает в себя не более 10% воды против обычных 25-30% (пример — серия Quickson Special Plus от Van Son).

Водорастворимые краски

Все возвращается на круги своя: в прошлом существовал опыт изготовления полиграфических красок на воде, и вот теперь люди вновь проявляют к ним интерес. Конечно, они стали намного более совершенны. Но главные преимущества сохранились — легкость в использовании и нетоксичность. По сравнению с органорастворимыми (основной растворитель — спирт, ранее использовали даже толуол и ксилол) они менее пожароопасны и не требуют сложной системы очистки. «Для больших предприятий, где сложно установить качественную систему очистки, водорастворимые краски будут хорошей альтернативой органорастворимым, — считает Михаил Яклаков. — Но их применение требует высокой культуры труда. Если вовремя не смыть краску с машины, она засохнет намертво. Кроме того, водная основа красок предполагает лучшую защиту машины от коррозии». При изготовлении «водных» красок не требуется тщательного перетирания пигмента — нужно просто растворить красящее вещество в воде. Оно мгновенно образует раствор, а его цветовые свойства проявляются в полной мере.

Особенно широко водорастворимые краски используются во флексопечати. Пример — серии «Аквапак», «Аквароль» и другие от ТЗПК. Сейчас такими красками запечатывают картон, обои. Появляются «водные» краски и для невпитывающих поверхностей, пленок. Так как их закрепление происходит в основном за счет испарения воды, необходима очень мощная сушка (что повышает расходы на электричество).

Краски без запаха

Или почти без него. Используются в производстве упаковки особого качества (для сигарет, шоколада, парфюмерии). Такими свойствами обладают, например, WеMаTес (серия Sericryl-Plus), Brancher (серия Natura).

Кроме таких красок — по сути, улучшенного варианта обычных офсетных или флексографских — появляются совершенно новые.

Термокраски

Широко известный почитателям «знакового» пива эффект — изменение цвета этикетки при охлаждении/нагревании. В серии Novatherm имеется два вида такой краски: одна становится голубой из прозрачной при понижении температуры ниже 10 оC. Это очень удобно для наглядного представления о температуре продукта. Естественная сфера применения — напитки. Другая краска, при комнатной температуре красная, становится прозрачной при нагревании выше 25 оC. Для печати подойдет любая офсетная машина. Пигмент у красок крупнодисперсный, а печать должна производиться тонким слоем — поэтому они не рекомендуются для печати крупных плашек. Пример — Novatherm Offset Inks от Basf (Heidelberg).

Краски с особым УФ-эффектом

У него много имен: его называют и «эффектом цветовой вибрации», и «эффектом крыла бабочки». Суть в том, что цветовой тон краски изменяется в зависимости от угла наблюдения. Сравнение связано с интересным открытием ученых-биологов: они обнаружили, что цветные крылья бабочек не содержат никакого пигмента, который бы этот цвет обеспечивал. Оказалось, что дело в оптических явлениях, происходящих при взаимодействии света с сетчатой структурой крыльев. Краска действует похожим образом. Она состоит из смеси прозрачных бесцветных (т. е. не поглощающих в видимой области спектра) компонентов, содержащих кристаллические вещества. Но структура, образуемая кристаллами и связующим, отражает избирательно, образуя цвет, причем трехмерная структура отражает лучи различных длин волн при изменении угла падения. Поэтому бесцветная краска при наложении на окрашенную поверхность создает эффект цветовой вибрации. Наилучшее впечатление достигается при печати по кроющей краске. Краску-«бабочку» можно выбрать из 14 оттенков. Отличное средство не только для художественных работ, но и для страховки продукции от подделки. Однако для защиты эффекта необходимо покрытие УФ-лаком или пленкой. Пример — Ultraking Paliocolor от Basf (Heidelberg).

Автор благодарит за сотрудничество сотрудников фирм Heidelberg, HGS, Sun Chemical Московские Печатные Краски, Tanzor-France, WMT, YAM International, «Л-Офсет», «Торжокский завод печатных красок».


Классификация и индексация печатных красок

В России принята стандартная классификация и индексация. Каждая краска имеет шести- или семизначный (для четырехцветной и специальных видов печати) номер.

Первая цифра обозначает способ печати:
1 — высокая;
2 — офсетная;
3 — глубокая;
4 — специальные виды печати;
5 — краски специального назначения.

Вторая цифра обозначает тип печатного оборудования (ограничимся красками для наиболее распространенной, офсетной печати):
1 — газетные машины со скоростью до 25 тыс. об./ч;
2 — газетные машины со скоростью до 40 тыс. об./ч;
3 — ротационные машины со скоростью до 15 тыс. об./ч;
4 — книжно-журнальные машины со скоростью до 30 тыс. об./ч;
5 — листовые машины со скоростью до 8 тыс. об./ч;
6 — листовые машины со скоростью до 15 тыс. об./ч;
7 — малые офсетные машины;
8 — листовые машины со скоростью до 10 тыс. об./ч со спиртовым увлажнением.

Третья цифра обозначает назначение краски:
1 — для простых работ;
2 — для сложных работ;
3 — для высокохудожественных работ;
4 — для фоновых работ;
5 — для картографических работ;
6 — для специальных работ.

Четвертая цифра обозначает вид бумаги:
1 — газетная и газетная высококаландрированная;
2 — для сложных работ;
3 — типографская ? 1, офсетная ? 1 и ? 2, для глубокой печати ? 1 и ? 2;
4 — машинного мелования;
5 — типографская ? 1 мелованная;
6 — мелованная повышенной гладкости;
7 — специальная;
8 — картографическая, картон «Хром-эрзац».

Пятая и шестая цифры обозначают цвет:
01–09 черные;
10–19 оранжевые;
20–29 красные;
30–39 синие;
40–49 зеленые;
50–59 желтые;
60–69 коричневые;
70–79 фиолетовые;
80–89 белые.

Седьмая цифра (для триадных красок) обозначает номер триады.


Полезные ссылки:

www.inkworldmagazin.com
www.printinginks.com

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
С иголочки: всё о брендировании текстиля

Брендированный текстиль — это эффективный маркетинговый инструмент и отличный способ повысить лояльность клиентов и команды. Одежда — это беспроигрышный корпоративный подарок, поскольку люди хотят комфорта, удобства и при этом оставаться стильными и сопричастными общему делу. Но текстиль должен быть качественным и соответствовать ожиданиям целевой аудитории, чтобы обеспечить максимальную эффективность. Рассказываем о том, что делает мерч по-настоящему узнаваемым и индивидуальным, — о персонализации.

Бумага и картон в России: кто и что делает в 2024 году

В октябре 2022 года Евросоюз запретил импорт древесной массы и бумаги из РФ, поэтому отечественным ЦБК пришлось переключиться на поставки своей продукции в первую очередь российским предприятиям, а также перенаправить экспортные потоки на азиатские рынки, рынки Латинской Америки и Северной Африки. Как обстоят дела в сфере производства бумаги и картона — читайте прямо сейчас.

Брендирование мерча: всё, что нужно знать в 2024 году

Нанесение изображения на сувенирную продукцию (мерч) помогает в формировании индивидуального, хорошо узнаваемого, продающего образа компании. Технологии не стоят на месте, и в последнее время на рынке появилось множество новинок в области персонализации. Мы побеседовали с участниками рынка промопродукции и выяснили, какие виды нанесения с «вау-эффектом» они могут предложить клиентам.

Прометей Пролеткульта

К концу тридцатых годов прошлого века советская экономика развернулась во всю свою мощь, вырвавшись на второе место в мире по валовой продукции машиностроения, по выработке электроэнергии, алюминия, чугуна, по добыче ключевых природных ископаемых, а по темпам среднегодового роста экономики СССР поставил непревзойдённый никем до сих пор рекорд в 13,8%. А в апреле 1939 года после быстротечного судебного процесса был расстрелян Алексей Гастев — один из создателей советского экономического чуда. В жернова «чистки» попал основатель НОТ (научной организации труда) и самый передовой в области производительности труда идеолог эпохи.



Новый номер

Тема номера: Бумага и картон в России. Детали: Ausje tech MFB. VIPColor VP660. Обзоры: LIYU Platinum Q-Cut. Sprinter TC -F2132. Отметка «1000» пройдена. «Реклама-2024». Цифровые перспективы России. Варианты будущего для этикеточных типографий.



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 45