101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

СВОБОДНОГО ПОЛЕТА!

  • Наталья Черкасова, Сергей Юрлов
  • 11 октября 2002 г.
  • 4727
Этим людям не надо каждый день ходить на работу. У них нет начальника-самодура, а значит, обязанности выполнять его распоряжения и слушать умные советы.

Эти люди — фрилансеры, вольные стрелки мира дизайна. Вот как расшифровывает слово «free lance» энциклопедия «Британника»:

  1. Наемный солдат в средневековье, кондотьер.
  2. Человек, действующий независимо, не присоединяясь, или не уполномоченный организацией.
  3. Человек, работающий по профессии без долгосрочных обязательств перед нанимателем.
Очень часто отличные специалисты-фрилансеры, заработав имя, репутацию и связи, решаются открыть собственное агентство или дизайн-бюро. Но только единицы выдерживают жизнь в новом статусе. Большая же часть становится банкротом в ближайший год. Фриланс и собственный бизнес имеют не очень заметные на первый взгляд, но довольно принципиальные отличия, о которых и не подозревает творческая личность.

Фрилансерами становятся специалисты, не желающие работать под чьим-то началом или в коллективе. Они могут себе позволить работать в удобной им обстановке и самостоятельно планировать рабочее время. Фрилансеры на рынке дизайна делятся на две яркие категории. Во-первых, это специалисты высокого уровня с устоявшимися связями и постоянными заказчиками. У них есть имя, но нет возможности найти адекватную текущим заработкам оплату в штате. На вольных хлебах у них всегда получается больше.

Во-вторых, это начинающие специалисты, которые в силу отсутствия серьезного коммерческого опыта не могут найти работу в штате. Они соглашаются на малооплачиваемые заказы ради накопления опыта, составления портфолио и просто потому, что лучше все равно ничего нет. Очень часто такие начинающие фрилансеры, составив более-менее приличное портфолио, плавно переходят на новый уровень цен или попросту получают место в штате.

В прошлом году у заказчиков резко вырос интерес к рисункам в стиле японских комиксов — манга. В России есть несколько десятков художников-любителей, освоивших это направление. Но только единицы смогли воспользоваться спросом и стать «фрилансерами» по манге.

Вне зависимости от опыта фрилансер чаще всего выполняет задачу в одиночку, его прейскурант ниже, чем в любом агентстве. Значит, обращаться к нему выгоднее фирмам, которым нерентабельно держать в штате дизайнера-верстальщика и не имеющим средств, чтобы обратиться в дизайн-бюро. А также небольшим коммерческим и общественным организациям, у которых возник разовый заказ (например, на создание или обновление логотипа и фирменного стиля).

Работы фрилансеров украшают профессиональные портфолио большинства рекламных агентств. На самом деле клиенту-заказчику абсолютно все равно, чьими услугами воспользуется агентство: штатного дизайнера или фрилансера. Клиенту хочется увидеть несколько красивых вариантов, из которых можно выбрать. А задача агентства — организовать этих самых дизайнеров и в срок представить результат. Поэтому большинство рекламных агентств постоянно сотрудничает с несколькими фрилансерами. И наоборот — хороший фрилансер регулярно «подкармливается» в нескольких агентствах и редакциях.

Кстати, о редакциях. В издательском доме «Открытые системы» ежемесячно получают гонорары десятки фрилансеров — художников, фотографов и дизайнеров. Между прочим, многие живут и работают далеко от Москвы. И это не мешает им получать «московские» гонорары.

Минусы работы фрилансера — непредсказуемость доходов и необходимость постоянного поиска заказов. Большинство людей связаны обязательствами и не могут позволить себе финансовую неопределенность. Умение распределять рабочее время — это тоже талант. Многие творческие личности нуждаются в организующем факторе. Как говорил Аркадий Велюров из «Покровских ворот»: «Люди эмоционального склада нуждаются в некотором руководстве». Рабочее место — отличный организующий фактор. А регулярная выплата оклада — отличный способ почувствовать себя стабильно. Фрилансер лишен всех этих благ наемного работника.

А искать новые заказы и новых клиентов приходится, даже когда заказов «и так хватает». Самый надежный и перспективный путь поиска — рекомендации. Увы, он доступен не всем и не сразу. Особенно тяжело приходится немосковским специалистам, решившим осваивать столичный рынок. Но энергичность, хорошее портфолио, четкое и качественное исполнение работы довольно быстро могут обеспечить регулярные заказы.

Еще одна серьезная проблема — за выполненную работу могут и не заплатить. Только очень хорошие и решительные специалисты-одиночки требуют выплаты аванса. Остальным приходится «развивать нюх» на нечестного заказчика. Впрочем, не заплатить могут и по иным причинам. Заказчик передумал или принял другое предложение (оказывается, это был тендер! Ах, вас не предупредили? Забыли, знаете ли: вас много, а мы одни). Между прочим, заказчику, возможно, нужна была свежая идея, не больше. А исполнить ее он и сам сможет…

Бывают и другие ситуации: журнал обанкротился, интернет-издательство и вовсе разорилось. А так как фрилансер обычно получает деньги после публикации, то и ситуацию с тяжелым положением заказчика он узнает слишком поздно. Поэтому фрилансер, как и наемный специалист, заинтересован в стабильности компаний, для которых он выполняет работу. Но правила игры таковы, что обжечься все равно придется. Рано или поздно.

Фрилансерами чаще всего становятся дизайнеры-верстальщики, способные слайды и текст свести в единое целое и грамотно подготовить макет. Реже это только дизайнер или только верстальщик — работодателю не очень-то удобно бегать в поиске сначала дизайнера, а потом верстальщика. Отдельная категория — фотографы и художники, не умеющие работать за компьютером.

Быстрее всего обрасти необходимыми связями можно, работая в рекламном агентстве или дизайн-бюро. Часто фрилансерами становятся люди, успешно работающие в штате, но имеющие время, желание и возможность работать по частным заказам. В этих обстоятельствах наниматель — пострадавшая сторона, потому что очень часто специалист берется делать «левый» заказ на рабочем оборудовании, да еще и в рабочее время. Уследить за этими действиями непросто, но «вычисленного» сотрудника, как правило, увольняют. Очень редко работодатель приглашает специалиста на очень скромную зарплату в штат со своеобразным бонусом — разрешением использовать рабочее оборудование в личных целях. На памяти агентства Enter такие случаи были — но это, скорее, исключение, подтверждающее правило.

Теперь несколько добрых советов дизайнерам, мечтающим попробовать себя на нелегких вольных хлебах:

  1. Ведите себя как «большие». Посмотрите, как работают опытные фрилансеры — художники, фотографы, дизайнеры и даже журналисты. Поучитесь у старших товарищей. Возможно, после знакомства с их работой у вас отпадет желание переходить на вольные хлеба.
  2. Потратьте несколько недель на самого себя. Соберите приличное портфолио и прилично его оформите. Напечатайте сотню нарядных визитных карточек для раздачи потенциальным клиентам. Фрилансер — не только дизайнер, он еще и менеджер по работе с клиентами.
  3. Сделайте себе симпатичный сайт. Хотя бы на бесплатном интернет-ресурсе. Главное, чтобы количество представленных ваших работ было больше двух десятков. Иначе как-то несерьезно.
  4. Хорошо продумайте вопрос о техническом обеспечении. У хорошего фрилансера всегда должен быть доступ к различным устройствам: фотонабору, плоттеру, хорошему сканеру. И, разумеется, такие профессиональные мелочи, как цветной принтер, цифровая камера и хороший компьютер. Фрилансер должен вкладывать деньги в себя.
  5. Приготовьтесь хорошенько побегать, предлагая свой талант потенциальным клиентам. Ведь фрилансер — он еще и менеджер по продажам.

Об авторах: Наталья Черкасова (cher@osp.ru) и Сергей Юрлов (jourlov@osp.ru) работают в специализированном кадровом агентстве Enter и пишут статьи о карьерном росте в журнал Publish в качестве фрилансеров.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ


Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 28