101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

ЭТИКА ДИЗАЙНЕРА

  • Вивиан Дель Рио, Ирина Драгунская
  • 12 ноября 2002 г.
  • 19544
Ах, скажете вы, экий высокий стиль! Но давайте без излишней напыщенности и дидактичности остановимся на некоторых этических моментах профессиональной деятельности дизайнера.

Лет десять назад профессия дизайнера стала особенно прибыльной и манящей. Именно поэтому на престижном поле стали пастись самые разные люди — от маститых художников старшего поколения до студентов технических вузов. Последние привнесли на рынок некоторое смятение — работящие и не амбициозные, они стали снижать цены (демпинговать) и теснить молодых профессионалов дизайна. Под профессионалами мы имеем в виду не только тех, кто деньги зарабатывает, но, главным образом, обладателей сильной базовой подготовки, носителей суммы художественных знаний. Это люди, прошедшие тернистый путь длительного обучения — от художественной школы или студии до всеми уважаемых вузов (Строгановки, Полиграфа или МАРХИ). А как же талантливые самоучки, возразите вы? Да, конечно, но это лишь исключения, подтверждающие правила. Немного смешно кичиться своим образованием, но недооценивать себя и ставить на одну доску с прошедшими какие-нибудь «двухмесячные курсы компьютерного дизайна» тоже не следует.

В нынешней ситуации мы бы посоветовали заказчику попристальней вглядеться в первые строчки резюме. А дизайнеру вспомнить те долгие годы обучения и армию педагогов, которые его сформировали. Тогда станет стыдно хвататься за первую попавшуюся работу, соглашаться на любые условия и слушаться каждого, кто громче всех высказывает свое «компетентное» мнение.

Итак, этика дизайнера имеет три основных аспекта: взаимоотношения с заказчиком, с коллегами и со своей совестью. Почти любой спорный вопрос, на наш взгляд, трехмерен. Соглашаясь, скажем, выполнить сомнительный с моральной точки зрения заказ (например, web-сайт публичного дома), дизайнер позорится перед всем профессиональным сообществом, явно идет на сделку с совестью, да еще заказчику доказывает, что за деньги покупается все. А ведь нет такой суммы, за которую можно дать себя осрамить. Ибо понятие честного имени, или репутация, должно стоять для дизайнера на первом месте. С долей здорового цинизма заметим, что честное имя ценится гораздо дороже, чем имя профессионала, «согласного на все». Начиная решать наши задачки, договоримся, что у дизайнера (впоследствии именуемого «Д»), прекрасное образование, опыт работы от пяти лет, отличная репутация и доверительные отношения с совестью. А у заказчика (впоследствии именуемого «З») — солидная фирма, чистые помыслы и желание привлечь отменного профессионала к решению своих проблем. Начнем со знакомства.

Нашему «Д» назначают встречу в офисе «З» на определенный час. Время и того и другого не бесплатно, поэтому опаздывать на встречу неэтично. Можно, конечно, отговориться «пробками» на дорогах и вовремя не подошедшим троллейбусом, но не стоит ждать после этого серьезного отношения к своей персоне. С другой стороны, если «Д» пришел вовремя, ему не стоит сидеть в приемной «З» дольше двадцати минут. Такое поведение покажет, насколько он низко ценит свое время и насколько жизненно важен для него этот заказ. Впрочем, если «З» созванивается с «Д» по мобильному телефону и, извиняясь за опоздание, просит еще подождать, можно и оказать такую любезность. Во время встречи «З» просматривает портфолио «Д» и решает, предоставлять ли ему заказ. Тут надо заметить, что каждый «Д» имеет свой индивидуальный стиль (от самой пышной эклектики до минимализма), который должен найти отклик в душе «З». Без этого не случится плодотворного сотрудничества, а только взаимное разочарование. Поэтому, если «Д» чувствует, что «З» постоянно просит его играть на другом стилевом поле, то вполне этичным будет порекомендовать кого-нибудь, кто работает в данном конкретном стиле. Иного решения проблемы просто нет.

Если же решение «З» положительное, то для «Д» начинается самая важная часть. Он должен оговорить условия сделки. В идеале надо сразу же подписать договор или назначить новую встречу для оформления отношений. Разговоры о том, что сначала «Д» должен показать эскизы, варианты, и лишь потом можно обсуждать цену, крайне неэтичны. «Д» вправе вообще не начинать работу до получения 50% аванса.

Когда договоренность достигнута, «Д» предоставляет «З» три варианта визуальной концепции. Разумеется, они должны сильно отличаться друг от друга. Считается, что показывать более трех вариантов бессмысленно, т. к. выбор будет сильно затруднен. «Д» должен вежливо, но жестко отклонить просьбу «З» о «скрещивании» вариантов по принципу «если бы к носу Иван Иваныча…» — воплощение подобных просьб выглядит уродливо и неорганично. Можно напомнить «З» о том доверии профессионалу, которое он выказал, наняв именно вас выполнять работу. Ведь, сидя в кресле дантиста, человек не начинает энергично давать доктору указания и делать замечания — он доверяет себя специалисту. Поэтому вопрос доверия так важен. Помните, что «Д» не менее уважаем, чем зубной врач, и не должен позволять постоянно влезать в свою работу. Это сильно замедлит весь процесс и уведет в сторону обоих его участников.

Когда же выбор стиля и эскиза сделан, «З» должен подписать эскиз и выплатить «Д» как минимум половину суммы. По окончании работы над произведением «З» может внести незначительные коррективы и высказать чисто субъективные пожелания. Просьбы пересмотреть концепцию кардинально неэтичны — это равносильно требованию начать работу с нуля.

Если вдруг «З» повел себя непредсказуемо, стал намеренно порочить уровень работы с целью снизить цену и настоять на своем (далеко не оптимальном) решении, говорить фразы вроде «мой мальчик-компьютерщик сделает то же самое за 100 (50, 5, 1) долларов», — стоит распрощаться с ним и предупредить всех коллег-дизайнеров, что иметь дело с этим «З» опасно и невыгодно. Информировать своих собратьев по цеху о ненадежных и бесчестных заказчиках — этично; чем больше дизайнеров откажется вести дела с таким «З», тем меньше вреда он принесет (глядишь, и сам поумнеет).

Но вернемся на грешную землю. «З» может и этаким учительским тоном спросить: «А сколько, собственно говоря, реально потрачено времени на эту работу?». Вопрос крайне неэтичен и имеет явно оскорбительный оттенок (если вы, конечно, не договаривались о почасовой оплате). В случае таких нападок нужно ответить, что оно прямо пропорционально времени, проведенному в учебных заведениях, у частных преподавателей, а также работоспособности, таланту и опыту.

Если потенциальный «З» рассказывает о своем сотрудничестве с дорогой дизайнерской фирмой (намекая, что их услуги ему не по карману), соглашаться или нет на сотрудничество на других условиях, должен решать сам «Д». Все зависит от предлагаемой разницы в оплате одной и той же работы. Нужно учитывать, что любая дизайнерская фирма платит за аренду, имеет дорогое оборудование, штат обслуживающего персонала (бухгалтер, менеджер, уборщица). И вполне естественно, что услуги такой фирмы дороже. Ради справедливости стоит оговорить, что дизайнеры, работающие в ней по найму, как правило, ничем не отличаются от фрилансера «Д». И еще вопрос — кто из них более уважаем. Тот, кто, работая на зарплате в престижной фирме, отчасти защищен от произвола своими менеджерами, или другой, способный в свободном полете выдержать конкуренцию крупных компаний?

Если «З» показывает работы другого дизайнера с просьбой оценить их, следует избегать жестких оценок, даже если уровень произведений низок, т. к. корпоративная солидарность важней приятности светской беседы. Особенно некрасиво выглядит ситуация, когда маститый и увенчанный всеми мыслимыми регалиями специалист критикует, а то и разносит в пух и прах работу молодого конкурента. Точнее говоря, своего коллеги.

Особенно зазорно должно быть для «Д» воровать идеи или просто копировать с небольшими изменениями работы других профессионалов. Даже если они живут далеко за границей и никогда об этом поступке не узнают. Уважающий себя «Д» никогда не скажет: «Зачем изобретать велосипед?». Ведь тем он и отличается от просто ремесленника, что может придумать оригинальную идею для любого заказа.

У каждого уважающего себя дизайнера должен быть черный список услуг, которые он не предоставляет ни под каким видом. Это реклама и пропаганда проституции, явно недоброкачественных препаратов, экстремистских политических партий и (что тоже очень важно) выполнение заказов в откровенно вульгарном, антихудожественном стиле. «Торговать можно всем, кроме женщин, наркотиков и оружия» — такой девиз должен быть на щите Профессионала.

Не следует забывать, что коллеги аккуратно отслеживают успехи и провалы друг друга, и браться за заведомо постыдную работу попросту невыгодно. Тем более что все мы работаем на свое имя и стремимся к тому, чтобы оно оставалось незапятнанным. Поэтому вполне этично бороться за то, чтобы ваши работы были всегда подписаны. Некоторые «З» по какой-то причине «забывают» ставить вашу подпись. Не стоит стесняться напоминать — это ваше неотъемлемое право. И обязанность. Вы отвечаете за свою работу! Еще на раскопках древних городов находили бронзовые застежки с именем автора. Может, и нас помянут добрым словом спустя много лет?..

Нелегко, конечно, придерживаться этических норм, особенно здесь и сейчас, когда права и обязанности часто не оговариваются, суды не способны удовлетворить все иски, и дизайнеру часто могут сказать: «У нас таких, как вы, очередь стоит». Придерживаться этих норм так же нелегко, как до блеска начищать каждое утро ботинки, выходить из дома, улыбаясь, не толкаться в транспорте, разговаривать, не повышая голоса, и не употреблять бранных слов. Но мы стараемся вести себя именно так. Мы стремимся к этому изо всех сил. Так же мы стремимся к максимально этичному поведению в профессиональных отношениях. Будь наш клиент скромный клерк, которому понадобился дизайн визитки, или олигарх, заказавший оригинал-макет еженедельного журнала, — мы одинаково внимательно отнесемся к их пожеланиям. И будем ждать такого же уважения в ответ. И от олигарха, и от конторского служащего. И таких, как мы, очередь не стоит. Хотя бы потому, что мы не любим стоять в очередях.

Об авторах: Вивиан Дель Рио (vivi@iwi.ru) — художник, Ирина Драгунская (irdr@mail.ru) — дизайнер.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ


Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 39