101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Вёрстка: идеи, советы, приёмы. Выпуск 3

  • Михаил Иванюшин
  • 11 декабря 2003 г.
  • 8638
У всех есть свои методы, находки, способы сделать какую-то операцию быстро, изящно. Поделитесь идеями! Вёрстка — дело интересное и захватывающее. Расскажите, какими приёмами вы пользуетесь. И не важно, сами вы их придумали или узнали от кого-то. Если поймаете кураж и найдёте смелость рассказать о них миру, обязательно кому-то эти рекомендации будут интересны, как когда-то они стали интересными для вас. Присылайте советы по адресу m_ivanyushin@hotmail.com. За каждый опубликованный совет журнал Publish будет выплачивать вознаграждение.

Переполнение автоматического текстового блока многостраничной публикации

(прислал Юрий Клименко, yklmn@kolomna.ru)

Если в многостраничной публикации присутствуют несколько секций, в которых используются шаблоны страниц с автоматическим текстовым блоком, и документ свёрстан разворотами, то изменение вёрстки (небольшое добавление нового текста, вставка дополнительной иллюстрации и т. п.) может вызвать автоматическую вставку новой страницы в конце секции. Это приводит к изменению положения первой страницы следующей секции (она превращается из левой в правую или наоборот). Перевёрстка занимает много времени и сил.

Я применяю следующий приём. После первоначальной вёрстки каждой секции на монтажном столе (Pasterboard), возле её последней страницы создаю новый текстовый блок произвольного размера и связываю его с автоматическим текстовым блоком на последней странице секции (этот блок должен быть последним в цепочке). Теперь, при переполнении автоматического текстового блока, новая страница не создаётся, текст «перетекает» в блок на монтажном столе. Это даёт время на размышление и приведение вёрстки в изменённой секции в порядок без перевёрстки левых и правых страниц публикации (что очень трудоёмко).

Треппинг на белый текст

(прислал Юрий Клименко, yklmn@kolomna.ru)

Когда при дизайне публикации используется белый текст мелкого кегля на чёрном составном (например, 80/60/60/100) фоне, да ещё если шрифт выбран с засечками, при печати, за счёт несовмещения, текст из белого превращается в синий, красный, зелёный и т. д. Выйти из положения можно, конечно, с помощью Illustrator, сделав там треппинг вручную. Но для таких случаев подойдёт и Quark.

Необходимо на чёрную плашку (она делается и в Photoshop как часть коллажа) поместить текстовый блок с белым текстом. Подложку в текстовом блоке окрасить в чёрный составной цвет (он должен совпадать по процентам с цветом плашки). Выделить белый текст и назначить ему треппинг в палитре Trap information, в строке Text.

В выпадающем меню выбрать значение Custom и в окошке значений набрать, например, +0,3 pt. При цветоделении треппинг отработается на плёнках Cyan, Magenta и Yellow. На чёрной же он выведется со значением Knockout. В результате, при печати вокруг белых букв образуется чёрная окантовка. Текст будет белым и резким, даже при печати на машинах с плохой приводкой. Но в чёрном составном цвете значение Black обязательно должно быть 100%, для Cyan, Magenta и Yellow проценты могут быть любыми.

Вёрстка газеты

(прислал Николай Федюнцов, konkur@atnet.ru)

Газета «Коношский курьер» (формат А3) перешла на компьютерную вёрстку и офсетную печать в сентябре 2000 г. Поначалу, как и большинство районных газет, мы оставались верны традициям горячего набора (пятиколонник, линейки, редкие иллюстрации). Не обошлось и без увлечения разнообразными шрифтами с дополнительной трансформацией (текст под углом, тени и прочие изыски).

В нашем районе с населением всего 30 тысяч человек издаётся 4 газеты: конкуренты до сих пор «нажимают» на трансформацию и выворотки. Со временем пришло понимание, что государственное издание должно выглядеть строго и в то же время привлекать читателя новизной оформления. У нас не было резких изменений в дизайне, хотя перепробовали немало вариантов. Газета делается в программе PageMaker 7.

О ширине колонок. Перейдя на шестиколонник и вдоволь насладившись преимуществами, мы осознали и недостатки. Взять хотя бы такой: большой материал (полстраницы и более) смотрится плохо, а разверстать его на три колонки — ещё хуже. Приходилось переходить на 4 или 5 колонок.

Возникла идея применить пробельные коридоры, и тогда, после многих попыток с 12, 13 и 15-ю колонками мы остановились на 18-ти. Суть в том, что колонка шестиколонника оказалась разбитой на три узких, и каждая может играть роль пробельного коридора.

Конечно, верстальщику приходится при вклейке текста каждый раз раздвигать его на 3 или 4 колонки, но считаем, что преимуществ у 18-колонника больше.

Теперь ширина столбцов текста не одинакова, а варьируется в зависимости от величины материала и может составлять 3, 4, 5 или 6 узких колонок. В результате исчезают сплошные (сверху вниз) пробелы. Маленькие материалы делаем или на самых узких (по 3 колонки) или самых широких (по 6 колонок) столбцах. По правилам горячего набора максимум ширины колонки текста — 5 квадратов 12 пунктов; у нас это примерно 7 маленьких колонок. Минимум ширины колонки — 2 квадрата 12 пунктов (3 колонки). Большие материалы (огромных «кирпичей» стараемся избегать, ведь у нас всего 4 страницы во вторник и 8 страниц в пятницу) делаем на столбцах средней ширины — 4 или 5 узких колонок.

Ещё один плюс — установка выключки любой ширины, её можно совместить с иллюстрацией и подписью к снимку. Причём подпись желательно сделать уже на одну узкую колонку.

О пробельных коридорах. Они нужны нам и чтобы выделить информационные блоки. Через весь коридор посередине проходит широкая серая линия, на которую как бы нанизаны буквицы первых строк заголовка на белых бляшках, обведённых чёрной линией. Заголовки набираем 18-м кеглем, а буквицы — 36-м.

Отпала необходимость обводить информационные блоки рамкой, достаточно серой бляшки с названием блока сверху и линии с буквицами.

При использовании пробельного коридора в больших материалах заголовок и подзаголовок занимают и колонку коридора, подчёркивая его. По возможности внизу ставим иллюстрацию, которая также перекрывает коридор.

О горизонтальном совпадении строк. Газета, строки в которой не всегда совпадают по горизонтали, выглядит неряшливо — особенно если несовпадение составляет 30-50%. После долгих попыток ручного выравнивания строк на каждой полосе мы пришли к решению: задавать направляющие для КАЖДОЙ строки прямо в макете.

Основной текст у нас — 9-й кегль и 9-й интерлиньяж. Все заголовки ставим кеглями, кратными 9 — 18, 27, 36, 45, 54, 63, 72, 81, 90, 99, 108. Подзаголовки — 18, 27, 36. Вся полоса, начиная снизу, разлинована через 9 пунктов фиксированными направляющими. Любой материал начинаем ставить с направляющей, отстоящей от верхнего материала или от колонтитула на 9 пунктов. В итоге добились 100% совпадения строк по горизонтали на всём развороте.

Исключение составляют выключки (кегль — 10, интерлиньяж — 10) и выделения в тексте (кегль — 8, интерлиньяж — 8). Их обязательно ставим отдельно от основного текста, верхнюю границу текстового блока — на направляющую, на которую не попадает нижняя граница, этим обеспечивается небольшой пробел между выключкой и текстом.

Вместо заключения. Теперь макет похож на полосу, мелко разлинованную кирпичиками, из которых можно быстро сделать неплохую газету. Хотя верстальщиков из других редакций сбивает с толку обилие направляющих, наши мастера считают, что данный принцип вёрстки имеет больше преимуществ, чем недостатков.

Ведущий рубрики: Михаил Иванюшин (m_ivanyushin@hotmail.com), независимый автор.


Спонсор рубрики — компания Apple IMC (Россия). Авторы опубликованных советов получат сувениры от Apple.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Тире без отступа

Году в 2008-м в комментариях тогда ещё «Живого журнала» случился прелюбопытнейший спор об оформлении абзацного отступа: ведь правый край текстового фрейма даже при множестве переносов и с отключённой оптической компенсацией всегда выглядит сносно, а вот левый по умолчанию страдает — от красных строк и реплик; как с этим быть?

RGB-workflow в печати: почему «цифра», а не традиционный офсет

У дизайнеров есть мечта: получать в печати на бумаге нечто близкое по насыщенности к RGB-охватам, нежели тот маленький цветовой охват, что традиционно позволяют получить печатные краски европейской, да и любой другой триады CMYK.

Иллюстрируем мобильно

Приложения векторной графики для графического планшета Apple iPad почти готовы стать настоящими рабочими инструментами для профессионалов, ценящих мобильность. Предлагаем вам первую часть обзора таких приложений.

Допечатные эксцессы или 6 «детских» ошибок

Рейтинг самых частых ошибок в макетах печатной продукции по опыту типографии FastPrint, принимающей заказы через автоматизированную систему онлайн-проверки.

Лак и фольгирование со скоростью «цифры»

Подготовка макетов для цифрового облагораживания: выборочного УФ-лакирования и фольгирования.



Новый номер

Тема номера: Бумага и картон в России. Детали: Ausje tech MFB. VIPColor VP660. Обзоры: LIYU Platinum Q-Cut. Sprinter TC -F2132. Отметка «1000» пройдена. «Реклама-2024». Цифровые перспективы России. Варианты будущего для этикеточных типографий.



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 44