У всех есть свои методы, находки, способы сделать какую-то операцию быстро, изящно. Поделитесь идеями! Вёрстка — дело интересное и захватывающее. Расскажите, какими приёмами вы пользуетесь. И не важно, сами вы их придумали или узнали от кого-то. Если поймаете кураж и найдёте смелость рассказать о них миру, обязательно кому-то эти рекомендации будут интересны, как когда-то они стали интересными для вас. Присылайте советы по адресу m_ivanyushin@hotmail.com. За каждый опубликованный совет журнал Publish будет выплачивать вознаграждение.
Переполнение автоматического текстового блока многостраничной публикации
(прислал Юрий Клименко, yklmn@kolomna.ru)
Если в многостраничной публикации присутствуют несколько секций, в которых используются шаблоны страниц с автоматическим текстовым блоком, и документ свёрстан разворотами, то изменение вёрстки (небольшое добавление нового текста, вставка дополнительной иллюстрации и т. п.) может вызвать автоматическую вставку новой страницы в конце секции. Это приводит к изменению положения первой страницы следующей секции (она превращается из левой в правую или наоборот). Перевёрстка занимает много времени и сил.
Я применяю следующий приём. После первоначальной вёрстки каждой секции на монтажном столе (Pasterboard), возле её последней страницы создаю новый текстовый блок произвольного размера и связываю его с автоматическим текстовым блоком на последней странице секции (этот блок должен быть последним в цепочке). Теперь, при переполнении автоматического текстового блока, новая страница не создаётся, текст «перетекает» в блок на монтажном столе. Это даёт время на размышление и приведение вёрстки в изменённой секции в порядок без перевёрстки левых и правых страниц публикации (что очень трудоёмко).
Треппинг на белый текст
(прислал Юрий Клименко, yklmn@kolomna.ru)
Когда при дизайне публикации используется белый текст мелкого кегля на чёрном составном (например, 80/60/60/100) фоне, да ещё если шрифт выбран с засечками, при печати, за счёт несовмещения, текст из белого превращается в синий, красный, зелёный и т. д. Выйти из положения можно, конечно, с помощью Illustrator, сделав там треппинг вручную. Но для таких случаев подойдёт и Quark.
Необходимо на чёрную плашку (она делается и в Photoshop как часть коллажа) поместить текстовый блок с белым текстом. Подложку в текстовом блоке окрасить в чёрный составной цвет (он должен совпадать по процентам с цветом плашки). Выделить белый текст и назначить ему треппинг в палитре Trap information, в строке Text.
В выпадающем меню выбрать значение Custom и в окошке значений набрать, например, +0,3 pt. При цветоделении треппинг отработается на плёнках Cyan, Magenta и Yellow. На чёрной же он выведется со значением Knockout. В результате, при печати вокруг белых букв образуется чёрная окантовка. Текст будет белым и резким, даже при печати на машинах с плохой приводкой. Но в чёрном составном цвете значение Black обязательно должно быть 100%, для Cyan, Magenta и Yellow проценты могут быть любыми.
Вёрстка газеты
(прислал Николай Федюнцов, konkur@atnet.ru)
Газета «Коношский курьер» (формат А3) перешла на компьютерную вёрстку и офсетную печать в сентябре 2000 г. Поначалу, как и большинство районных газет, мы оставались верны традициям горячего набора (пятиколонник, линейки, редкие иллюстрации). Не обошлось и без увлечения разнообразными шрифтами с дополнительной трансформацией (текст под углом, тени и прочие изыски).
В нашем районе с населением всего 30 тысяч человек издаётся 4 газеты: конкуренты до сих пор «нажимают» на трансформацию и выворотки. Со временем пришло понимание, что государственное издание должно выглядеть строго и в то же время привлекать читателя новизной оформления. У нас не было резких изменений в дизайне, хотя перепробовали немало вариантов. Газета делается в программе PageMaker 7.
О ширине колонок. Перейдя на шестиколонник и вдоволь насладившись преимуществами, мы осознали и недостатки. Взять хотя бы такой: большой материал (полстраницы и более) смотрится плохо, а разверстать его на три колонки — ещё хуже. Приходилось переходить на 4 или 5 колонок.
Возникла идея применить пробельные коридоры, и тогда, после многих попыток с 12, 13 и 15-ю колонками мы остановились на 18-ти. Суть в том, что колонка шестиколонника оказалась разбитой на три узких, и каждая может играть роль пробельного коридора.
Конечно, верстальщику приходится при вклейке текста каждый раз раздвигать его на 3 или 4 колонки, но считаем, что преимуществ у 18-колонника больше.
Теперь ширина столбцов текста не одинакова, а варьируется в зависимости от величины материала и может составлять 3, 4, 5 или 6 узких колонок. В результате исчезают сплошные (сверху вниз) пробелы. Маленькие материалы делаем или на самых узких (по 3 колонки) или самых широких (по 6 колонок) столбцах. По правилам горячего набора максимум ширины колонки текста — 5 квадратов 12 пунктов; у нас это примерно 7 маленьких колонок. Минимум ширины колонки — 2 квадрата 12 пунктов (3 колонки). Большие материалы (огромных «кирпичей» стараемся избегать, ведь у нас всего 4 страницы во вторник и 8 страниц в пятницу) делаем на столбцах средней ширины — 4 или 5 узких колонок.
Ещё один плюс — установка выключки любой ширины, её можно совместить с иллюстрацией и подписью к снимку. Причём подпись желательно сделать уже на одну узкую колонку.
О пробельных коридорах. Они нужны нам и чтобы выделить информационные блоки. Через весь коридор посередине проходит широкая серая линия, на которую как бы нанизаны буквицы первых строк заголовка на белых бляшках, обведённых чёрной линией. Заголовки набираем 18-м кеглем, а буквицы — 36-м.
Отпала необходимость обводить информационные блоки рамкой, достаточно серой бляшки с названием блока сверху и линии с буквицами.
При использовании пробельного коридора в больших материалах заголовок и подзаголовок занимают и колонку коридора, подчёркивая его. По возможности внизу ставим иллюстрацию, которая также перекрывает коридор.
О горизонтальном совпадении строк. Газета, строки в которой не всегда совпадают по горизонтали, выглядит неряшливо — особенно если несовпадение составляет 30-50%. После долгих попыток ручного выравнивания строк на каждой полосе мы пришли к решению: задавать направляющие для КАЖДОЙ строки прямо в макете.
Основной текст у нас — 9-й кегль и 9-й интерлиньяж. Все заголовки ставим кеглями, кратными 9 — 18, 27, 36, 45, 54, 63, 72, 81, 90, 99, 108. Подзаголовки — 18, 27, 36. Вся полоса, начиная снизу, разлинована через 9 пунктов фиксированными направляющими. Любой материал начинаем ставить с направляющей, отстоящей от верхнего материала или от колонтитула на 9 пунктов. В итоге добились 100% совпадения строк по горизонтали на всём развороте.
Исключение составляют выключки (кегль — 10, интерлиньяж — 10) и выделения в тексте (кегль — 8, интерлиньяж — 8). Их обязательно ставим отдельно от основного текста, верхнюю границу текстового блока — на направляющую, на которую не попадает нижняя граница, этим обеспечивается небольшой пробел между выключкой и текстом.
Вместо заключения. Теперь макет похож на полосу, мелко разлинованную кирпичиками, из которых можно быстро сделать неплохую газету. Хотя верстальщиков из других редакций сбивает с толку обилие направляющих, наши мастера считают, что данный принцип вёрстки имеет больше преимуществ, чем недостатков.
Ведущий рубрики: Михаил Иванюшин (m_ivanyushin@hotmail.com), независимый автор.
Спонсор рубрики — компания Apple IMC (Россия). Авторы опубликованных советов получат сувениры от Apple.