101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Не рекламой единой

  • Мария Коробцова
  • 11 декабря 2003 г.
  • 4815
Нестандартное применение широкоформатных иллюстраций — работа фантазии и новых технологий

Широкоформатная печать плотным кольцом окружает разнообразные сферы деятельности — от дизайна до строительства. Основное направление, где используются буквально все типы новейших материалов и конструкций с печатью широкого формата, — наружная реклама. А ещё — для оформления квартир, офисов, театров, выставочных стендов, предприятий общественного питания, транспорта… Не всегда и догадаешься, что перед глазами результат широкоформатной печати!

Цели же преследуются далеко не всегда рекламные: одни используют большой формат для усиления восприятия информации, другие с помощью ярких фотореалистичных изображений прикрывают неприглядность строящихся зданий, а третьи стремятся привлечь внимание необычным способом.

Нельзя забывать, что «оригинальность» в данном контексте часто связана с развитием технологий. Рекламный баннер 3х6 — самая, казалось бы, стандартная конструкция. А если это не просто огромный плакат со слоганом, а на одном листе выводятся сразу несколько изображений, и каждое появляется под определённым углом зрения? Согласитесь, такое увидишь не каждый день.

Итак, начнём с изобразительного искусства.

Почти подлинники Если вы не можете жить без ярких красок импрессионистов, а сюжеты фламандцев заставляют сердце биться быстрее, значит, время от времени вас посещает непреодолимое желание купить эти картины. Или хотя бы репродукции. К счастью, это возможно: многие книжные магазины предлагают отпечатанные офсетом календари форматом до 70х50 см, в общем, близкие к оригиналам. Если же ваше эстетическое чутьё не воспринимает фоторепродукции на тонкой бумаге и требует реальных мазков на натуральном холсте, обрамлённом в увесистый багет, а кошелёк всё же «голосует» за календарь, отчаиваться не стоит — варианты есть.

Первый — обратиться к студенту Суриковского училища: почти шедевр ждать придётся недолго. Второй — посетить вернисаж: на любом найдутся ещё совсем свежие картины XIII—XVIII вв. Третий (нестандартный) — заказать Digital Art (Near-realistik Art, «жикли»): репродукцию — цифровую картину, напечатанную на холсте.

Качество печати при доскональном соблюдении всех процессов получения и вывода цифрового изображения порой смущает даже истинных ценителей: эффект настоящих мазков, а картина, выполненная на акварельной бумаге, являет мягкую гамму с плавными цветовыми переходами. Разглядеть, что художественный рельеф — всего лишь фотография, и догадаться, что волоски вкраплены в бумагу, а вовсе не сорвались с кисти и прилипли, можно, только рассматривая картину с близкого расстояния.

Как рассказал Виталий Грознов, директор компании V.I.P. Color, имеющей двухлетний стаж изготовления цифровых репродукций, самые придирчивые клиенты — профессиональные художники, главное требование которых — стопроцентное соответствие цветов. Продав полотно за несколько тысяч долларов, мастер вполне может себе позволить качественную репродукцию (нельзя же остаться совсем без личной коллекции). Однако современное оборудование (типа плоттеров HP DesignJet 5500, Roland DG (SC-540), Hi-Fi Jet Pro II Piezo Printer SC-540, Epson Stylus Pro 10600) способно окрашивать холст так, что отличить цифровую картину от подлинника просто невозможно, сколь бы ни был скрупулёзен художник. Такие плоттеры в V.I.P. Color при печати Digital Art работают более чем с тридцатью видами носителей — от акварельной бумаги (InteliСoat) до холстов (Kodak, InteliСoat, Lomond и др.) разных фактур.

Помимо частных лиц, Digital Art привлекает внимание картинных галерей. Уже созданы цифровые архивы в Третьяковке, Историческом музее, и не только. Причём некоторые имеют собственные плоттеры.

«V.I.P. Color около двух лет сотрудничает с Государственным Эрмитажем. Присланные из Санкт-Петербурга широкоформатные слайды сканируются, затем в Photoshop 7.1 корректируются цвета, после чего плоттер готовится к печати на нужном материале. Далее — ряд цветопроб, и можно выводить изображение целиком. Полученную репродукцию остаётся только растиражировать», — объясняет процесс получения Near-realistik Art Виталий Грознов.

Видимо, существует спрос на качественные копии произведений искусства, и искушённый покупатель предпочитает обращаться за ними непосредственно в музей.

В технике Digital Art работает фотохудожница Екатерина Рождественская, известная по проектам в журнале «Караван историй». Её творения — обработанные в цифровом редакторе фотографии, на которых нынешние «звёзды» являются ожившими героями картин всемирно известных художников разных веков. Напечатанные на холсте и подкрашенные красками поверх изображения работы, помещённые в пышные рамы, пользуются большой популярностью у посетителей на регулярно проводимых персональных выставках художницы.

«Вот бы нам такую клиентку!», — мечтает директор V.I.P. Color. Это понятно: Рождественская стабильно готовит к показу всё новые коллекции. Однако подкрашивание напечатанных холстов — далеко не её ноу-хау. Digital Art широко применяется во внутреннем дизайне помещений: от помпезных квартир, офисов, баров-ресторанов до школьных кабинетов. В последнем случае подразумеваются цифровые коллажи с изображением многочисленных исторически значимых персон в подходящем интерьере. Тематические монтажи всё чаще привлекают внимание представителей образовательных учреждений.

Оформители передают репродукцию художнику, тот наносит необходимое количество мазков краской, и — полная иллюзия холста! На изготовление такой картины уходит меньше времени, а главное — денег. Нельзя недооценивать и цифровые технологии: холст не нуждается в особых условиях хранения, краски долго не тускнеют, а при форс-мажоре всегда можно сделать новую копию, вдобавок и лучшего качества: ведь цифровое печатное оборудование и расходные материалы постоянно совершенствуются.

Видеоклип на бумаге Технология, создающая стерео- (объёмный) или варио- (переливающийся) эффекты, существует уже давно. Кто не сталкивался с переливными карманными календариками, объёмными японскими открытками, кошельками и ручками, при незначительном повороте которых изображённые на них азиатские женщины кокетливо подмигивают или разоблачаются!

Сегодня стерео- и вариоэффекты используются куда масштабнее — и технологически, и по размерам современных «открыток», легко заполняющих площадь билборда 3х6 м. Другое дело, что в России подобные щиты пока редкость.

«Живые» изображения состоят из двух основных частей. Первая — непосредственно изображение, имеющее вид полноцветного холста, состоящего из множества тончайших параллельных линий. Каждая полоска содержит часть рисунка одной из картинок (обычно используют 2–4 или больше), собранных в определённом порядке с помощью компьютера. Вторая — линзорастровый экран: пластиковый или плёночный лист (одна поверхность гладкая, другая — ребристая, комплекс параллельных цилиндрических линз). Стереокартинка и линзовый растр накладываются друг на друга и скрепляются с помощью специального клея или двустороннего скотча, линзы направляют части стереокода в нужную точку, а зритель наблюдает стерео- или вариоэффект.

В стереоизображениях линзы всегда направлены вертикально, в варио — вертикально и горизонтально. Здесь предпочтительней горизонтальное расположение линз, т. к. улучшается перекрытие нескольких картинок (одна меньше просматривается через другую). К сожалению, добиться полного перекрытия очень сложно из-за оптических искажений, но приемлемый результат возникает, если все картинки родственны по фактуре. Контраст и светлые однородные заливки неизбежно приводят к проявлению параллельного рисунка.

В зависимости от угла, под которым рассматривается объект, у линзорастровых систем варьируются стереоскопия и величина изменения угла просмотра. Стереоэффект тем ярче выражен, чем меньше угол изменения обзора изображения, необходимый для смены картинок. Если предполагается движение зрителя прямо на пилон 1,2х1,8 м или щит 3х6 м, необходима линзовая система, фазы в которой меняются быстро. При перемещении вдоль изображения интересней смотрится плавное перетекание картинок из одной в другую.

«Не так давно у нас был заказ на целую серию пилонов для «Альфа Банка», — приводит пример из практики Олег Дадабаев, технический директор рекламной группы «Витрина А». — Стрелка часов, при движении к ним, показывала разное время, придавая дополнительный вес словам слогана: время банка, мол, пришло. Висели рекламные пилоны на околодорожных столбах, привлекая внимание как прохожих, так и автолюбителей».

Рассвет в театре Легко догадаться, что театральные и киноафиши зачастую печатают на широкоформатном плоттере, но о том, что в театрах используются фотореалистичные декорации, напечатанные на широком формате, мало кто знает. Иногда театральные режиссёры заменяют напечатанными декорациями традиционные, нарисованные художниками, но пока это редкость.

Мария Рыбасова, главный художник Государственного академического театра им. Моссовета, почти три десятка лет посвятившая оформлению театральных декораций, столкнулась с необходимостью применения широкоформатной печати на сцене лишь однажды.

«С самого начала было ясно, что в том единственном спектакле, где задействованы цифровые декорации, художник вряд ли передаст замысел режиссёра. Надо было придать изображению фотореалистичность. Кроме того, изначально делалась ставка на создание эффекта присутствия на сцене известного киноактера, и мы использовали стоп-кадр из фильма с его изображением для оформления одной из декораций, напечатанных на виниловом баннере. Для остальных же мы просто раздобыли слайды с требуемыми изображениями, а с них нам напечатали гигантские иллюстрации», — рассказывает художница.

Самое интересное, что театральные работники не прогадали. Огромные фотографии в спектакле «Мужчины по выходным» с изображением пейзажей в разное время суток пришлись по вкусу зрителям, а Клинт Иствуд, напечатанный на баннере круглой формы с трёхметровым диаметром, и подавно не оставил равнодушным ни одного посетителя театра.

«В данном случае широкоформатная печать оказалась для нас находкой. Положительная реакция зрителей — главное тому доказательство. Помимо прочего, немнущийся материал, из которого сделаны баннеры, легко транспортируется, что очень удобно во время гастролей. Но существует ряд характеристик, которыми должны обладать театральные декорации. В первую очередь — не терять вид при разном освещении. К сожалению, наши, напечатанные на виниле, эффектно смотрятся только при фронтальном свете, а малейшее смещение источника приводит к бликам, да и неравномерность натяжки баннера на круглую раму заметна», — расстраивается Мария Рыбасова.

Печать на тканях — эксклюзивный костюм на любом мероприятии, от маскарада до выставки

Учитывая, что художница много лет сотрудничает с ведущими театрами, среди которых «Современник», театры на Малой Бронной, имени Пушкина, Гоголя, Маяковского, напрашивается вывод: напечатанные декорации пока ещё новинка в театрах и в ближайшее время ручную работу полностью не заменят.

Тем не менее цифровая печать для декораций постепенно завоёвывает симпатии постановщиков. Особенно полюбилась печать на тканях. Режиссёры мюзиклов, идущие в ногу со временем, легко отступают от театральных традиций, стремясь сократить временные и финансовые затраты на оформление сцены. Цифровая печать для них бывает незаменима. В отличие от театра им. Моссовета, где использовались баннеры, в таких музыкальных проектах, как «Иствикские ведьмы», «Чикаго», в театрах им. Вахтангова и «Сатирикон», для оформления декораций применяется печать на тканях. Получившиеся конструкции не отсвечивают и не бликуют.

Закрывая тему театра, упомяну, что разнообразные красочные рисунки на театральных костюмах часто тоже результат работы широкоформатного плоттера. Для штучных изделий это экономично. Но жаждущих эксклюзивных балахонов с фотореалистичным рисунком придётся расстроить — ткани, на которые наносится печать, имеют синтетическую основу, а химические краски и печатный слой едва ли принесут пользу организму. В повседневной жизни такая одежда попросту вредна.

На прошедшей недавно выставке «Реклама-2003» удалось побеседовать с Ниной Щетининой, представляющей стенд компании «Смарт-Т». А предметом разговора оказалась её роскошная блузка с альпийским пейзажем.

«Поскольку мы занимаемся продажей оборудования, печатающего на тканях, хотелось привлечь максимум внимания к широкоформатной печати на материале. В какой-то момент отделу маркетинга пришла идея сшить из запечатанной ткани блузку для меня и платье для манекена. Лично я никакого дискомфорта не ощущаю. Отработать несколько дней на выставке в блузке из полиэфира вполне реально», — поделилась Нина Щетинина.

Коль скоро мы завели разговор о широкоформатной печати на тканях, возьмём на заметку, что так изготавливают эксклюзивные занавески, покрывала, скатерти, салфетки, фартуки и другие предметы ресторанно-офисного обихода.

Без окон и дверей Печать на плёнках One Way Vision (односторонней видимости) — интересный и всё более популярный способ оформления прозрачных конструкций: витрин, окон, стеклянных дверей, стен и др.

Материал — перфорированная виниловая плёнка с высокой светопропускной способностью на самоклеящейся основе. Изображение выводится струйным плоттером на печатный слой белого цвета, закрашивая плёнку и, естественно, подложку, на которой остаются следы от перфорированных отверстий. Чудеса же начинаются после приклеивания готового объекта к прозрачной поверхности.

Оптический эффект можно описать следующим образом. Если One Way Vision помещён в наружной стеклянной витрине магазина, то, при слабом освещении изнутри, прохожими изображение будет восприниматься целиком (хотя оно и сетчатое). Интерьер магазина не будет заметен. Когда помещение ярко освещено, снаружи рисунок кажется почти прозрачным, а всё, что внутри, — отлично видно. А из торгового зала — через обратную сторону плёнки чёрного цвета — отчётливо просматривается улица. Материал пропускает до 60% света, что обуславливает необычность применения One Way Vision: не удивлюсь, если в ближайшее время запечатанные по всему периметру железнодорожные вагоны (вместе со стёклами) или многоэтажные дома, со стороны кажущиеся закрытыми сплошным рисунком (включая все окна), станут обычным явлением для россиян. Правда, придётся преодолеть непонимание со стороны МПС и жильцов. Хотя в Европе и Америке уже привыкли к автобусам в красочном широкоформатном фантике.

По словам Дадабаева, при печати на One Way Vision никаких сложностей не возникает, а вот при использовании, с целью сохранения привлекательного вида, края плёнки требуют обработки специальным герметиком, защищающим материал от влаги. Иначе от краёв потихоньку будут отколупываться кусочки плёнки, а изображение приобретёт неопрятный вид.

Скидки из-под ног Нередко решения о покупке в розницу принимаются импульсивно, непосредственно на месте продаж. Чтобы выбор пришёлся на нужную торговую марку, мобилизуется множество крупноформатных информационных плакатов и баннеров. Но рекламоноситель, находящийся постоянно в одном месте, перестаёт привлекать внимание, какого бы внушительного размера он ни был. Куда же его переместить? В Европе и Америке уже давно приспособились подкладывать напечатанные широким форматом рекламные сообщения прямо под ноги покупателей! У нас «напольная» графика пока только завоёвывает симпатии.

Помимо магазинов, различная информация, напечатанная «на полу», встречается в ресторанах, кинотеатрах, выставочных комплексах, аэропортах, метро, используется для украшения помещений и указания направления пути.

По сути, напольная графика — цветной стикер, разработанный для приклеивания к любому более-менее гладкому напольному покрытию — от керамики (кафельная плитка) до шлифованного камня (мрамор) и дерева (паркет).

Самый известный производитель надёжных материалов для напольной графики — компания 3М. На полиэфирной плёнке струйными плоттерами (например, с помощью систем производства 3М, Autotype International) выводится изображение водными или пигментными чернилами. Это экономически оправданно — напольная графика заказывается, как правило, малыми тиражами, а процесс печати не требует специального дорогостоящего оборудования. Существуют и системы для трафаретной печати.

Для напольной графики обязательна защитная полиэфирная, поликарбонатная или ПВХ-плёнка, предохраняющая печатный слой от стирания, графику от бликов, а главное, — резко снижающая риск падения на поверхности изображения. Нельзя забывать, что некачественная плёнка делает небезопасной влажную уборку.

Слой ламината наносится поверх изображения, в результате чего оно теряет яркость. Стоит подбирать системы, печатающие на обратной стороне защитной плёнки, что не требует дополнительного клеевого слоя между ламинатом и изображением. Самый надёжный ламинат — из полиуретана.

С помощью плёнки, обе стороны которой покрыты клеевыми слоями, весь «бутерброд» монтируется на пол. Следует учитывать, что клеевой слой должен легко отделяться от пола при удалении декорации, а вся конструкция не отставать от пола в течение гарантийного периода эксплуатации, достигающего шести месяцев. Интересно, что напольная графика, приклеенная в Токийском метрополитене, пассажиропоток которого с трудом поддаётся подсчёту, не стаптывается до двух лет.

Если материалы и технологии верно подобраны, изображение правильно нанесено на защитную плёнку, у размещённой на напольной графике информации появляется уникальный шанс привлечь всеобщее внимание.

К сожалению, рассмотреть подробно все случаи нетрадиционного применения широкоформатной печати вряд ли удастся. Остаётся лишь констатировать, что огромный потенциал этой технологии обещает нам ещё немало приятных открытий…

Автор благодарит за помощь в подготовке статьи представителей упомянутых компаний и частных лиц, а также заместителя директора по маркетингу фирмы «Лир» Игоря Парамонова.


Оптимальные композиции для получения стерео- и вариообъектов

Для стереоизображения, цель которого придать изделию эффект одной объёмной композиции, подбираются картинки, имеющие не менее четырёх чётко различимых планов. Задний не должен перегружаться чрезмерными деталями. Третий план содержит крупный фоновый объект или их группу. Ко второму (основному) предъявляются максимальные требования по читаемости слов, качеству изображения и т. д. Первый (передний) не так значим, но по цвету и тональности обязательно должен быть ярче и контрастнее главного объекта, расположенного как бы под ним.

Для изготовления варио требуется несколько изображений одинакового формата без резких контрастов, иначе в конечном варианте при смене картинок тёмные участки будут заметно проявляться на светлых.

Перемещение одного или нескольких объектов в картинке, а также эффект перелива цвета получаются в результате совмещения 6-12 раскадрированных фаз движения объекта или того же количества фаз растяжки цвета.


Полноцветную широкоформатную печать наносят:

  • на жалюзи (результат - красочное оформление офиса изнутри и фасада снаружи);
  • на баннерную сетку, которой, как правило, завешивают строящиеся объекты. Отверстия в материале избавляют от парушения - конструкция, в отличие от сплошного винилового баннера, не надувается ветром;
    За брандмауэром из баннерной сетки «Москвы» не видно
  • на двери - современные технологии позволяют печатать даже на рельефной поверхности;
  • на кондитерские изделия съедобными чернилами. Портрет юбиляра в окружении близких на вафле - не проблема. Только печать эта пока не совсем широкая, но тоже нестандартная.

Баннеры внушительных размеров отлично зарекомендовали себя:

  • суде, производя нужное впечатление на присяжных;
  • музеях, привлекая внимание к экспонатам;
  • качестве потолочного покрытия, создавая иллюзию нужного времени суток, хорошей или плохой погоды. В своей рекламной кампании одна из фирм, реализующих спорттовары, использовала баннер, приклеенный к потолку, с изображением бассейна как бы со дна. Стоящие на твёрдом полу посетители торгового центра приходили в шок при виде ныряющих и плавающих прямо над ними фигур;
  • как гигантские объявления. Не так давно в центре Берлина можно было видеть билборды, с помощью которых уволенный топ-менеджер искал работу;
  • на Арбате. Местные умельцы приспособились делать холсты с отверстиями для лиц желающих сфотографироваться прохожих. Секреты производства владельцы не раскрывают. И правильно делают;
    Фотоколлажи — находка фотографов Старого Арбата
  • на выставках. Их очень культурно раскладывают на полу за пределами стендов: вроде как реклама - внимание привлекает, а за аренду платить не надо. Вообще, любая выставка, независимо от специализации, является сокровищницей широкоформатной печати. При оформлении стендов фантазии дизайнеров приобретают совершенно неожиданные формы, цвета и конструкции.
    Широкоформатная печать на выставке всегда привлекает повышенное внимание к стендам

Вторая жизнь баннера

Размеры современной печати впечатляют. А как утилизировать баннеры, отслужившие своё?

Отработавшие свой срок на улицах щиты 3х6 м, как ни странно, пользуются большой популярностью. Казалось бы, кому и зачем могут понадобиться билборды с устаревшей информацией?

Игорь Ерастов, генеральный директор компании «Омис», одним из направлений работы которой является полноцветная крупноформатная печать на разнообразных материалах, рассказал, что определённый спрос на списанные билборды есть. Оказывается, большие размеры баннеров вкупе с материалами, из которых они изготовлены, — интересный товар.

В ООО «Омис» несколько раз обращались желающие купить баннеры 3х6 м, изготовленные из мягкого непромокаемого материала, — ими накрывали машины, защищая от дождя и грязи. Если же спаять несколько баннеров, получается уникальная упаковка для целой яхты.

Существует и проблема утилизации баннеров. Действительно, куда деваются тысячи использованных баннеров? Выбросить их нельзя — огромные устойчивые к различным температурам и осадкам листы очень долго разлагаются, сжигание вредит окружающей среде и т. д. Поэтому продажа баннеров — ещё и отличный способ утилизации.

Заплатив 1-2 долл. за 1 м?, любой желающий становится счастливым обладателем навеса, палатки или напольного покрытия для строительных работ. Не говоря уже о том, что, учитывая тенденцию сегодняшней наружной рекламы, на дачной постройке может невзначай расположиться в меру экзальтированная полноцветная дама, ранее рекламирующая колготки где-нибудь на Дмитровском шоссе. И дама эта будет не только радовать хозяина гаража, забора или сарая, но и предохранять их от дождя, растений, а в случае с забором, частную жизнь от посторонних глаз.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
С иголочки: всё о брендировании текстиля

Брендированный текстиль — это эффективный маркетинговый инструмент и отличный способ повысить лояльность клиентов и команды. Одежда — это беспроигрышный корпоративный подарок, поскольку люди хотят комфорта, удобства и при этом оставаться стильными и сопричастными общему делу. Но текстиль должен быть качественным и соответствовать ожиданиям целевой аудитории, чтобы обеспечить максимальную эффективность. Рассказываем о том, что делает мерч по-настоящему узнаваемым и индивидуальным, — о персонализации.

Бумага и картон в России: кто и что делает в 2024 году

В октябре 2022 года Евросоюз запретил импорт древесной массы и бумаги из РФ, поэтому отечественным ЦБК пришлось переключиться на поставки своей продукции в первую очередь российским предприятиям, а также перенаправить экспортные потоки на азиатские рынки, рынки Латинской Америки и Северной Африки. Как обстоят дела в сфере производства бумаги и картона — читайте прямо сейчас.

Брендирование мерча: всё, что нужно знать в 2024 году

Нанесение изображения на сувенирную продукцию (мерч) помогает в формировании индивидуального, хорошо узнаваемого, продающего образа компании. Технологии не стоят на месте, и в последнее время на рынке появилось множество новинок в области персонализации. Мы побеседовали с участниками рынка промопродукции и выяснили, какие виды нанесения с «вау-эффектом» они могут предложить клиентам.

Прометей Пролеткульта

К концу тридцатых годов прошлого века советская экономика развернулась во всю свою мощь, вырвавшись на второе место в мире по валовой продукции машиностроения, по выработке электроэнергии, алюминия, чугуна, по добыче ключевых природных ископаемых, а по темпам среднегодового роста экономики СССР поставил непревзойдённый никем до сих пор рекорд в 13,8%. А в апреле 1939 года после быстротечного судебного процесса был расстрелян Алексей Гастев — один из создателей советского экономического чуда. В жернова «чистки» попал основатель НОТ (научной организации труда) и самый передовой в области производительности труда идеолог эпохи.



Новый номер

Тема номера: Бумага и картон в России. Детали: Ausje tech MFB. VIPColor VP660. Обзоры: LIYU Platinum Q-Cut. Sprinter TC -F2132. Отметка «1000» пройдена. «Реклама-2024». Цифровые перспективы России. Варианты будущего для этикеточных типографий.



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 44