У всех есть свои методы, находки, способы сделать какую-то операцию быстро, изящно. Поделитесь идеями! Вёрстка — дело интересное и захватывающее. Расскажите, какими приёмами вы пользуетесь. И не важно, сами вы их придумали или узнали от кого-то. Если поймаете кураж и найдёте смелость рассказать о них миру, обязательно кому-то эти рекомендации будут интересны, как когда-то они стали интересными для вас. Присылайте советы по адресу m_ivanyushin@hotmail.com. За каждый опубликованный совет журнал Publish будет выплачивать вознаграждение.
О ширине наборных линеек
(Михаил Иванюшин)
Наборные линейки — привычный элемент оформления страниц. И программа вёрстки позволяет задать любую ширину линейки — полпункта, один, два, три… пункта. К сожалению, иногда в изданиях заметно, что какие-то линейки почти одинаковы по ширине, а другие чрезмерно толстые, тяжёлые.
Во времена горячего набора возможности установить любую ширину линейки не было, хотя необходимость в гармоничных размерах была. В дореволюционных книгах и журналах они использовались очень широко, и удивительно, с каким вкусом выбирали их для каждого случая. Существовавшие тогда технологии и желание делать издания красивыми обусловили, что со временем в каждой словолитне сложились свои размеры по ширине.
В документации фирмы Bert-hold тоже есть таблица линеек со своими номерами и шириной. Возможно, цифры пришли из XIX в., когда шрифтолитейное заведение Бертольда изготовляло шрифты и наборные линейки. Эти значения можно взять за основу своего размерного ряда, например, линейки с номерами 3, 6, 9, 12, 15, 18 (ширина 0,15, 0,375, 1, 2, 3, 4 мм) заметно отличаются одна от другой. В пунктах Adobe их размеры соответственно — 0,43, 1,06, 2,83, 5,67, 8,50, 11,34.
На первый взгляд, числа необычны, но ведь оперировали не ими, а номерами линеек. А вот ряд из 0,5, 1, 3, 6, 9, 12 пунктов, построенный на базе этих чисел, легко запомнить, и линейки с такой шириной хорошо различаются.
Из Quark в Word
(Михаил Иванюшин)
Нередки случаи, когда после вёрстки авторы просят вернуть текст публикации в формате Microsoft Word. Это понятно: многое уточняется на этапе правки, и хочется иметь для работы последнюю версию текста.
В QuarkXPress можно сохранить вёрстку в форматах .txt, .doc и .rtf (FilelSave Text…). Но первый не годится: будет потеряно форматирование. Во втором сохраняются только английские тексты. Третий подходит, но, к сожалению, иногда сохранённый текст в Micro-soft Word не читается, вместо русских слов — абракадабра. Такое происходит, когда текст записывается шрифтами PostScript, а переключение на True Type делается в Microsoft Word. Выход — в назначении тексту старого доброго Times New Roman Cyr в Quark-XPress, до его записи в RTF-файл. И последнее, не менее важное: перед сохранением в тексте надо удалить переносы.
Программа разметки текста перед вёрсткой
(прислали Михаил Диков, Михаил Иванюшин)
При допечатной подготовке издания часто возникает дилемма: когда делать разметку текста после его синтаксического контроля? Имеется в виду работа со стилями: разметка заголовков разных уровней, выделений (полужирным, курсивом, подчёркиванием и др.), оформление сносок. Есть два варианта — до вёрстки, т. е. в текстовом процессоре, или в программе вёрстки.
Выбор зависит от степени подготовки авторского текста. Если он изначально грамотно размечен (не самый распространённый случай), нужно лишь всё сохранить при переносе текста в программу вёрстки. Если разметка плохая или вовсе отсутствует, то опять вопрос — где размечать текст?
По нашему мнению, удобнее это делать всё-таки до вёрстки, в текстовом процессоре, пока видна авторская разметка. Очень удобно использовать для этих целей богатый набор встроенных в Microsoft Word инструментов, эффективно обрабатывающих сложные по структуре и стилевому оформлению документы.
После стилевой разметки выполняется очистка текстового файла от повторяющихся пробелов, переносов строки, замена дефисов на тире, где это необходимо, другие процедуры подготовки к вёрстке.
Последняя операция — разметка текста тэгами, понятными Quark-XPress. Первоначально это делалось в полуавтоматическом режиме — были написаны несколько макросов для вставки кодов в нужных местах документа, которые вызывались нажатием «горячих» клавиш (см. статью в Publish ? 10, 2002). Затем мы решили полностью автоматизировать процесс — так появилась программа XpressTags-фильтр для Microsoft Word.
Не мы одни шли по этому пути. Поиск в Интернете показал, что есть, по крайней мере, две подобных разработки для обработки текста. Вот адреса: http://www.editorium.com/editkitplus/TH_10.htm (Quark-Converter); www.dtpro.de (QXPort).
Файл XTAGS.ZIP, который можно загрузить с портала Publish, содержит:
- программу подготовки и разметки текста XpressTags Filter.dot;
- пояснительный текст ReadMe.doc об установке и использовании программы.
Файл QuarkXPress с подготовленным к вёрстке текстом открывается на Macintosh, т. е. можно готовить документы в Windows, а верстать в Mac OS. Это первая версия программы, и мы будем рады узнать все мысли и предложения по её совершенствованию.
Текст по любому контуру
(прислал Валентин Лотыш, gazeta@gazeta.lutsk.ua)
Вот простой способ создания круговой строки текста в QuarkXPress, без обращения к векторному редактору и дополнительным расширениям:
- Рисуем, удерживая <Shift>, Oval Text Box.
- ItemlShapelПроизвольная незамкнутая кривая.
- Набираем текст.
Та же технология для любого замкнутого контура. Если открыть закладку Text Path (ItemlModify), можно управлять видом и выравниванием текста: изменять положение строки, располагать текст как снаружи, так и внутри.
Для его размещения вдоль незамкнутого контура на панели инструментов есть функция Freehand Text-Path Tool.
Кто есть кто
(Михаил Иванюшин)
При публикации групповых фотопортретов трудно точно перечислить всех участвующих. Выходят из положения с помощью уточняющих фраз типа «в первом ряду…», «во втором ряду…», «стоит справа…».
В посвящённой теории вёрстки брошюре Berthold предлагается следующий приём. Рядом с фотографией размещается её осветленная миниатюра, где числами отмечены все персонажи. Подпись под фото выглядит так: число — имя.
Осветлить миниатюру можно в Adobe Photoshop, залив её 50% белым цветом (EditlFill…lContent Use: White; Blending Mode: Normal, Opacity 50% ).
Ведущий рубрики: Михаил Иванюшин (ivanyushin@yandex.ru), независимый автор.
Спонсор рубрики — компания Apple IMC (Россия). Авторы опубликованных советов получат сувениры от Apple.