По данным консалтингового агентства I.T. Strategies, к 2007 г. прибыль от продаж струйных печатающих устройств, а также расходных материалов и чернил для них достигнет 50 млрд долл. по сравнению с 33 млрд долл. в 2002 г. Общемировой объём розничных продаж продукции широкоформатной печати, по прогнозам, возрастёт до 30 млрд долл. (данные по 2002 г. — 19 млрд долл.). Нет сомнений, что экспансия широкоформатных струйных принтеров будет только расти, причём не только за счёт наиболее близкого для полиграфистов сектора цифровой цветопробы.
Безусловно, закрепиться на рынке баннеров, постеров, рекламных щитов и транспортной графики — задача не из лёгких. Впечатлениями по поводу работы в этих областях широкоформатной печати поделились американские компании Quali-Graphs, Sukolsky-Brunelle, the Campos Group, Graphic Storm, Kew Digital, Print Atlantic Express и H&S Graphics.
Малотиражная печать высококачественных плакатов
Количество салонов оперативной полиграфии и специализирующихся на наружной рекламе агентств в городах Омаха и Линкольн постоянно растёт. Несмотря на это, препресс-бюро Quali-Graphs из Линкольна, оказывающее и посреднические услуги по печати, наряду с офсетными тиражами продолжает получать заказы на изготовление плакатов.
«Одному из наших ключевых клиентов, заказывающему крупноформатные распечатки для презентаций и схемы производственных процессов, пришёлся по душе принтер Agfa Sherpa 43, — поясняет Ренди Виганд, директор по производству Quali-Graphs. — Оказалось, что на бумаге для струйной печати от Agfa можно использовать стирающиеся маркеры, что очень удобно!»
Изначально принтер Sherpa в Quali-Graphs приобрели для вывода точных по цветопередаче пробных экземпляров рекламных заказов, даже не задумываясь о работе с плакатами. «Нам следовало догадаться, что клиенты будут обращаться с подобными просьбами», — говорит Виганд.
Некоторые компании предпочитают не брать заказы на плакаты, чтобы не мучиться с расценками и не перекраивать рабочий график. Но Виганд расценивает это как дополнительный сервис Quali-Graphs: «Клиентам нравится, когда им идут навстречу; а мы можем, при необходимости, быстро выполнить их заказ».
Препресс-бюро из шести человек не чувствует необходимости конкурировать по ценам с местными представителями, предлагающими услуги по изготовлению витринной продукции. «В этом городе масса широкоформатных устройств. Хотя в других компаниях печать обходится дешевле, мы предлагаем более высокое качество, — уверен Виганд. — Мы готовы делать скидки на обычные постеры для внутреннего применения, но подготовка высококачественного презентационного изделия требует времени, а это отражается на цене».
Hummer не завернёте?
Компания Sukolsky-Brunelle уже много лет оказывает услуги по цифровой фотопечати. За это время на своих пяти широкоформатных струйных принтерах они выполнили множество необычных проектов и по праву гордятся репутацией творческого подхода к проблемным заказам. Поэтому генеральный директор Тони Маршалл ничуть не удивился, когда близлежащий курорт Nemacolin Woodlands попросил их оклеить автомобиль Hummer рекламой турнира по гольфу.
Оформление для Hummer H2 распечатали на съёмной самоклеящейся плёнке на струйном принтере Еncad шириной 105 см. В поисках оптимального материала перепробовали множество вариантов, пока не остановились на плёнке Oce, для наружной рекламы. Окна знаменитого внедорожника заклеили плёнкой односторонней прозрачности (типа «я тебя вижу, ты меня нет»).
«Поскольку для Sukolsky-Brunelle это был первый подобный проект, машину оклеивал сам. Припуски в макете составляли 1,5 см, что требовало максимальной точности при нанесении. На всю работу ушло 19 часов», — вспоминает Маршалл.
Среди нестандартных заказов, выполненных компанией на широкоформатном струйном оборудовании, — светорассеивающая плёнка для отреставрированного игрового автомата и напольная графика для прачечной самообслуживания. «Струйные принтеры стали для нас отличным генератором идей, благодаря использованию разнообразных материалов, — считает директор. — Мы наносили изображение даже на клеящиеся обои и хлопковые ткани для эксклюзивных настенных покрытий».
Как распечатать и повесить баннер длиной 14 метров?
Такая задача встала перед компанией Campos Group с персоналом из 12 человек, предлагающей услуги по цифровой печати и нанесению изображений. «Крупная сеть супермаркетов заказала у нас несколько 14-метровых плакатов, которыми планировалось разделить торговые площади, — рассказывает Джордж Кампос, руководитель Campos Group. — Просвечивающие баннеры мы сочли неприемлемыми, поэтому потребовалось пять слоёв: ламинат, отпечаток, разделительная плоскость, ещё один слой ламината и второй отпечаток. Печать шла с рулонов и не отнимала много сил, мы без проблем справились собственными силами».
Поскольку готовые баннеры должны находиться в непосредственной близости от покупателей, немаловажно было качество изображения. «После длительного изучения всех вариантов, мы остановили выбор на Roland HiFi JET Pro II за его 6-красочную систему воспроизведения, — объясняет Кампос. — Оранжевый и зелёный расширяют цветовой охват, и мы очень довольны печатью чёрных заливок с высоким глянцем».
POS-продукция
Найти покупателей на широкоформатную продукцию не так уж и просто, но у Graphic Storm затруднений не возникло. «Даже наш ветеран продаж с 30-летним опытом работы в офсете пришёл к выводу, что база его заказчиков прекрасно подходит для новых цифровых технологий», — рассказывает Джон Преттиман, владелец и президент компании, наряду с традиционным офсетом, репрографией и финишными работами предлагающей полноцветную цифровую печать и дизайн.
«5 лет назад мы установили пару принтеров Hewlett-Packard, и всё это время они были полностью загружены, — говорит Преттиман. — Изначально они приобретались для POS-заказов. На них мы выполняем двусторонние наружные стенды для сети супермаркетов Wal-Marts, заказы для бакалейных магазинов и других торговых точек. Производительность принтеров позволяет нам менее чем за два дня распечатать от 50 до 100 крупноформатных плакатов отличного качества». В недалёком будущем Graphic Storm планирует приобрести ещё один HP 5500.
Стабильная цветопередача
Kew Digital, компания-поставщик полиграфических услуг, в т. ч. и фотопечати, тоже предпочитает оборудование от HP для цифровых и широкоформатных струйных заказов. Из шести установленных HP 5000 четыре работают исключительно на фотобумагах, один отведён под заказы для световых коробов и один — под печать баннеров.
«Теперь, когда у нас есть принтеры HP, клиенты всё чаще предпочитают цифровую печать, поскольку цвета Pantone и корпоративные логотипы струйные устройства воспроизводят гораздо лучше, чем традиционная фотопечать», — рассказывает президент компании Стив Зорф. Персонал строго следит за калибровкой и качеством печати каждого принтера, добиваясь стабильной цветопередачи.
По мнению Зорфа, именно благодаря струйным принтерам компания уверенно чувствует себя в сложной экономической обстановке. «Прошедший год стал для нас лучшим, — признаётся руководитель Kew Digital. — Наши объёмы выросли, а многие конкуренты попросту выбыли из борьбы».
В то время как клиенты начинали понимать, что струйные принтеры могут заменить офсет на коротких широкоформатных тиражах, в Kew Digital уже готовились к будущим заказам. «Мы постоянно инвестировали средства в инфраструктуру и оборудование — в основном в участки подготовки работ и ламинации, — вспоминает Зорф. — Мы принимаем и срочные заказы (например, на 300 панелей в конце декабря, хотя в это время обычно уже украшаем офис). В этом году мы трудились даже по выходным!»
Усовершенствованное производство и удалённая цветопроба
Несмотря на новые тенденции и сферы применения широкоформатной струйной печати, многие типографии по-прежнему используют её для традиционной цветопробы. Теперь благодаря усовершенствованиям в производственном процессе максимальная производительность и стабильный результат стали ещё доступнее для компаний, состоящих из нескольких типографий.
В компании Print Atlantic Express (Канада), недавно вошедшей в концерн Transcontinental, для стабилизации и контроля струйной печати внедрена новая система управления производством. «У нас несколько типографий, поэтому мы установили пять цветопробных устройств Creo Integris», — объясняет Марк МакГован, директор по допечатной подготовке в типографии с листовым и рулонным офсетом. На четырёх производственных площадках из девяти работают упомянутые устройства, на остальных — система цветопробы Iris.
В Print Atlantic струйные устройства — часть системы управления цветом с использованием профилей печатных машин. Они применяются для контрактной и двусторонней спусковой цветопробы рулонных и листовых работ. Но МакГован отмечает, что по-настоящему надёжными цветопробные устройства стали только после приобретения цифровой консоли управления Brisque с возможностью однократного растрирования (RIP Once, Output Many, ROOM). Теперь, когда цветопробные устройства получают те же данные, что и при изготовлении печатных форм, в Print Atlantic Express воцарились стабильность и покой. «Пока не внедрили ROOM, у нас были проблемы с подстановкой шрифтов и перезаливкой текстов. Сейчас система стабильно работает, и проблемы испарились», — делится впечатлениями МакГован.
Централизованная проверка допечатных процессов
Компания H&S Graphics поставила цель добиться идеального соответствия цветопробы печатным оттискам, для чего требовалось решение с расчётом сразу на несколько типографий и устройств прямого вывода форм. Поскольку фирма осуществляет допечатную подготовку для всех типографий Von Hoffmann Press, было решено отправлять одни и те же полностью отрастрированные однобитные файлы TIFF на три собственных струйных принтера Canon и на плейтсеттеры в типографиях Von Hoffmann.
«Перед отправкой файла в типографию мы распечатываем пробу из однобитного файла TIFF на струйном Canon W8200, — объясняет технический менеджер Эндрю Джованни. — Это гарантирует, что на месте файл будет открыт без ошибок, и устраняет необходимость в специалистах по допечатной подготовке непосредственно в типографиях». Установленные в H&S Graphics принтеры Canon укомплектованы RIP CGS Oris.
Об авторе: Хэл Хиндерлитер (hal@halhinderliter.com), внештатный редактор журнала «Американский печатник» и директор Института графических коммуникаций при университете Cal Poly State University (США).
* Сайт Americanprinter.com, март 2004. © American Printer, a PRIMEDIA publication. All rights reserved.
Лаборатория «Портрета»
На заре своего существования каких-то полтораста лет назад фотография радовала лишь избранных. Ныне, благодаря вездесущим минилабам и домашним фотопринтерам, цветные и ч/б снимки как никогда доступны — собственный фотоархив есть в любой семье. Любимые фотографии хранят и показывают с особым трепетом. Продлить их жизнь, превратив в настоящие картины — идея, воплощённая в проекте «Портрет» (дочерняя фирма рекламного холдинга We R. Signs). Как рассказал коммерческий директор проекта Андрей Неучев, технологически процесс организован так: вначале оригинал фотографии сканируется (если он не цифровой), ретушируется и увеличивается до необходимых размеров. Далее изображение с помощью системы цифровой широкоформатной печати на жёстких носителях Inca Digital Eagle (первая в Восточной Европе инсталляция модели) наносится на предварительно загрунтованный и натянутый на подрамник холст. Затем картина покрывается лаком, вставляется в раму из багета — и возвращается заказчику, которому остаётся лишь выбрать место на стене. Как подчеркнул Неучев, все материалы — импортные, подобраны очень тщательно: настоящие художественные холст, грунт и лаки, подрамники и багеты.
Важнейшие достоинства УФ-отвердаемых чернил,применяемых на Inca Digital Eagle |
Генеральный директор компании «Портрет» Алексей Сорокин объяснил, что изготовление портретов цифровым способом — не новость, но комплексное предложение с выходом на массовый рынок — явление уникальное. С ним можно согласиться, особенно учитывая размах и продуманность предприятия. Начинается всё с организации приёма заказов: через собственный call-центр, web-сайт Vashportret.ru, несколько десятков пунктов в крупных торговых центрах Москвы. Стандартный срок выполнения — 3 дня, а экспресс-заказ будет изготовлен всего за сутки. Забрать портрет клиент может сам или оплатить доставку курьеру (с его помощью можно и оформить заказ, заполнив простой бланк, передав оригинал, внеся плату). Востребована услуга доставки к точному времени, особенно когда портрет делается в подарок и его приносят в разгар торжества.
Как подчеркнул Неучев, «Портрет» не имеет конкурентов по ценам: небольшое полотно размером 30х40 см обойдётся в 119 долл., а самое дорогое стандартное предложение — 248 долл. за картину размером 90х110 см. С начала работы проекта в конце декабря 2003 г. ежемесячно изготавливается 300-400 портретов, хотя, по оценкам Неучева, в течение года вполне реально выйти на объём в 2000 полотен.
Прежде чем эти портреты попадут к заказчикам, работники компании упакуют полотна в аккуратные фирменные коробки (снизу) |
Оба руководителя с удовлетворением отмечают поразивший их факт — высокий процент повторных продаж. Некоторые клиенты с каждым разом заказывают всё больше картин. В практике проекта — не только портреты, но и репродукции известных полотен (в качестве оригиналов пока используются библиотеки готовых изображений, свободных от отчислений). Неучев признался, что, помимо расширения пунктов приёма заказов и сети партнёров в регионах, среди его задумок — организация студий постановочной съёмки: «Люди смогут участвовать в формировании творческого замысла, выбирать костюмы и реквизит, а в итоге — получать настоящие портреты. Свою миссию мы видим не только в том, чтобы проект стал коммерчески успешным и принёс прибыль — мы хотим, чтобы люди чаще получали возможность украсить свою жизнь». И кто знает, может через пару лет термин «портрет-лаб» станет обыденным? — И. Т.