Выпуск 3
У всех есть свои методы, находки, способы сделать какую-то операцию быстро, изящно. Поделитесь идеями! Вёрстка — дело интересное и захватывающее. Расскажите, какими приёмами вы пользуетесь. И не важно, сами вы их придумали или узнали от кого-то. Если поймаете кураж и найдёте смелость рассказать о них миру, обязательно кому-то эти рекомендации будут интересны, как когда-то они стали интересными для вас. Присылайте советы по адресу m_ivanyushin@hotmail.com. За каждый опубликованный совет журнал Publish будет выплачивать вознаграждение.
Два отклика на опубликованные советы в № 10, 2003
О треппинге белого текста
Наталья Дерябина
Проблема треппинга белого текста при печати файла из программы Adobe Photoshop в том, что из-за несовмещения возможен брак: вместо белого текст получается синим, красным или жёлтым (в зависимости от того, какая сепарация напечаталась не на своём месте).
Чтобы этого избежать, надо поступать следующим образом:
- Выделить текст.
- Расширить область выбора (Select•Modify•Expand) 1-2 pixels (или на величину треппинга).
- Сделать размытие выделения (Select•Feather) 3 pixels.
- В каналах C, M, Y уменьшить плотность краски; работать с большим увеличением (не меньше 300%) и значением Opacity не больше 5% для Eraser Tool. В результате вокруг белого текста будет почти 100% чёрный цвет. Проблема с приводкой решена
Overprint чёрной краски
Наталья Дерябина
Если нужно добиться оверпринта чёрной краски, в частности, текста при печати файла из Photoshop, он должен быть окрашен в цвет 0/0/0/100, а свойство текстового слоя установлено в Multiply (а не Normal по умолчанию). После этого файл PSD сохраняется как TIFF, можно даже не объединять слои.
Игорь Клименко, автор совета о треппинге белого текста
Да, всё это верно. Только замечу, что оверпринт чёрного текста сохраняется после применения к текстовому слою режима Multiply и при сливании слоёв. Можно объединить все слои и сохранить файл как TIFF. Но я считаю, что с текстом в Photoshop нужно работать только в самых крайних случаях (например, если применяешь к нему какой-либо эффект — iboss, bevell и т. д.). Даже если текст — часть коллажа, после завершения работы в Photoshop его лучше набрать снова в программе вёрстки или в Adobe Illustrator. Всё будет выглядеть гораздо контрастней и резче, особенно мелкие кегли и выворотка. Из программы вёрстки текст на RIPе растрируется с максимальным разрешением выводного аппарата, а если набран в Photoshop, при сведении слоёв и записи в TIFF он растрируется с разрешением записанного файла, например, 300 dpi. В результате текст, особенно мелкий, будет слегка размыт.
Ошибка позиционирования EPS-файлов
Михаил Иванюшин
Поводом для написания заметки стал случай. В QuarkXPress 4.11 готовилась к выпуску брошюра, на страницах которой были элементы оформления, выходящие за обрезной формат издания. Поэтому для спуска полос все EPS-файлы страниц были подготовлены с 5-мм выпуском под обрез. В нашей организации идёт не только вёрстка, но и изготовление спусков полос перед печатью (также в QuarkXPress).
Произведён спуск работы, отправлен на вывод, печатник сделал оттиск. И в нём обнаружилась грамматическая ошибка. К сожалению, букву на форме исправить было нельзя. На первый взгляд, ничего страшного: надо исправить ошибку в вёрстке, сделать форму для чёрного цвета и печатать тираж. Но когда повесили новую форму и притиснули, оказалось, что оттиск чёрного цвета сместился примерно на 0,5 мм. Причиной стала ошибка округления в QuarkXPress.
Вот объясняющий эксперимент.
- В QuarkXPress на полосе формата А4 делаем по контуру листа рамку толщиной 0,1 пт.
- Сохраняем EPS-файл этой работы, в поле Bleed (так в программе QuarkXPress называется выпуск под обрез) ставим 5 мм, Format: DSC 2.0, Data: Binary, пусть имя файла будет «5.eps».
- Повторно открываем окно Save Page as EPS.
Обратите внимание, что содержимое поля Bleed изменилось: оно теперь не 5 мм, а 4,939 мм. Разница, хоть и мала, но есть, и мы увидим, что она станет причиной расхождения размеров иллюстраций. Сохраним файл с именем «4.939.eps».
- Откроем EPS-файлы в программе WordPad и в обоих найдём строку, начинающуюся словом %%BoundingBox. После двоеточия в ней идут значения координат левого верхнего и правого нижнего углов иллюстрации — %%BoundingBox: X1 Y1 X2 Y2. Координаты указаны в пунктах Adobe (0,35278 мм).
Bleed = 5 мм
%%BoundingBox: -15 -15 610 857
Ширина = Х2 — Х1 = 610 — (-15) = 610 + 15 = 625 пт
Высота = Y2 — Y1 = 857 — (-15) = 857 + 15 = 872 пт
Bleed = 4,939 мм
%%BoundingBox: -14 -14 609 856
Ширина = Х2 — Х1 = 609 — (-14) = 609 + 14 = 623 пт
Высота = Y2 — Y1 = 856 — (-14) = 856 + 14 = 870 пт
Оказывается, QuarkXPress округлила значение выпуска под обрез в меньшую сторону (точнее, сделала размеры иллюстрации кратными пункту), и теперь размеры иллюстраций различаются на 2 пункта.
- Смотрим разницу на экране в Adobe Photoshop.
Если провести эксперимент с параметром Bleed = 3 мм, после первого сохранения EPS-файла значение Bleed станет 2,822 мм, и внесённая погрешность составит 0,3 мм по горизонтали и 0,4 мм по вертикали. Для полиграфии это очень большая ошибка несовмещения. Как её избежать? Надо сохранять EPS-файлы всегда с одним и тем же значением параметра Bleed. Тогда не будет проблемы с несовмещением, если придётся переделывать одну из форм.
При самостоятельном изготовлении спусков полос также важно контролировать Bleed. Если в макете издания есть горизонтальные оформительские линии, уходящие в корешок, то их концы на соседних полосах спуска должны совпадать. Для этого нужно, во-первых, чтобы размеры всех EPS-файлов страниц были одного размера. Это достижимо, если позаботиться об одинаковом значении параметра Bleed при подготовке файлов всех страниц публикации. Во-вторых, позиционировать образы полос на спуске надо не на глазок, ориентируясь на preview, а по координатам иллюстрации в боксе.
Направление текста на корешке изданий
Михаил Иванюшин
С появлением настольных издательских систем выпуск книг стал бизнесом. И людей, желающих достичь здесь успеха, вопросы успешного распространения часто волнуют больше, чем собственная неосведомлённость в вопросах полиграфии. В результате снижается качество оформления изданий (висячие строки, большое число переносов, знаки дюйма вместо кавычек, дефисы вместо тире и т. п.).
Другое, заметное всем «новое слово» в оформлении книг — изменение направления текста на корешке. Появились книги и журналы, у которых текст на корешке идёт и снизу вверх, и сверху вниз. А есть ли правила, регламентирующие оформление?
В СССР текст на корешках изданий шёл снизу вверх. Это было разумно: если книга лежит на столе, и видно название на обложке, не важно, что на корешке текст перевёрнут. Но при расположении лицом вниз, название можно прочитать на корешке. И у старшего поколения сохранилась привычка просматривать названия стоящих на полках книг снизу вверх.
В США другое понятие правильного оформления: там считается, когда книга лежит на столе, должен читаться текст и на обложке, и на корешке. Этого можно достичь, написав его сверху вниз.
Приход в нашу страну новых технологий и книг, поверхностное знакомство молодого поколения издателей со стандартами стали причиной отхода от российских традиций. К сожалению, направление текста на корешке сверху вниз с 2003 года стало стандартом и в России (ГОСТ 7.84—2002). Это значит, что в службы разработки законов пришли новые люди, не знающие укоренившихся законов и традиций. «Прервалась связь времён» — известные слова Шекспира применимы и к состоянию дел в российской полиграфии.
Вот мнение А. Э. Мильчина в «Издательском словаре-справочнике» (М., Олма-пресс, 2003), статья «Корешок обложки (переплёта, суперобложки)», с. 215–216:
«С 1 янв. 2003 г. необходимость помещать выходные сведения на корешке узаконена ещё и в ГОСТ 7.84—2002 … Указание этого стандарта размещать сведения на корешке сверху вниз противоречит всей многовековой практике российского изд. дела и вряд ли будет выполняться».
Сразу вспоминается наблюдение П. А. Вяземского, что «в России суровость законов умеряется их неисполнением». Действительно, может, кому-то и всё равно, но совсем не хочется, ради следования непонятному закону, отказываться от российских традиций книжного оформления.
Спонсор рубрики — компания Apple IMC (Россия). Авторы опубликованных советов получат сувениры от Apple.