У всех есть свои методы, находки, способы сделать какую-то операцию быстро, изящно. Поделитесь идеями! Вёрстка — дело интересное и захватывающее. Расскажите, какими приёмами вы пользуетесь. И не важно, сами вы их придумали или узнали от кого-то. Если поймаете кураж и найдёте смелость рассказать о них миру, обязательно кому-то эти рекомендации будут интересны, как когда-то они стали интересными для вас. Присылайте советы по адресу m_ivanyushin@hotmail.com. За каждый опубликованный совет журнал Publish будет выплачивать вознаграждение.
О типографике диагональных дробей
Разработчики латинских шрифтов предусмотрели в гарнитурах несколько символов дробей (рис. 1А). Обратите внимание, что в этих символах наклон и высота наклонной черты дроби и линии в знаке процента одинаковые.
Но на практике требуются и другие значения дробей. Можно, конечно, значения числителя и знаменателя отделять одно от другого косой чертой (способ остался со времён машинописного набора), но такие дроби плохо смотрятся. Чтобы в программе QuarkXPress делать дроби, похожие на рис. 1А, для неё разработано расширение Type Tricks. Оно добавляет в меню StyleёType Style команду Make Fraction. На рис. 1Б показано действие этого расширения.
Очевидно, что полученные дроби смотрятся менее красиво. Причина — на клавиатуре машин, работающих под Windows, есть знак наклонной черты (его название Solidus, Alt-код — 0047, шестнадцатеричный — 2F), но он не гармонирует с наклонной линией знака процента. На рис. 1Б видно, что линия начинается ниже линии шрифта, это также смотрится плохо. Поскольку лучше уж иметь такие дроби, чем просто отделять цифры числителя и знаменателя косой чертой, разработчики расширения Type Tricks закрыли глаза на эту дисгармонию.
Но можно быстро сделать все дроби после работы Type Tricks такими же аккуратными, как и на рис. 1А. Для этого надо заменить текущий знак наклонной черты на знак наклонной линии дроби +0164 (шестнадцатеричный код 0х64) из гарнитуры Symbol (рис. 1В). Функция Find/Change без галочки в поле Ignore Attribute позволяет выполнить в дробях эту замену по всему макету.Для программы InDesign также есть подобное расширение для шрифтов TrueType и PostScript. Его можно скачать с www.danrodney.com. Разработчик скрипта исходил из того, что во всех латинских гарнитурах есть как клавиатурный знак наклонной черты, так и знак дроби Fraction Bar (U+2044), отсутствующий на клавиатуре. В процессе работы утилиты Solidus заменяется на Fraction Bar. К сожалению, в русских гарнитурах нет символа Fraction Bar, и с нашим языком эта программа не работает. А знакоместо с кодом (U+2044) в раскладках русских шрифтов пустое, и, если в нём поместить знак дроби, скрипт будет полезен и для русского языка.
Подсказка вида шрифта
Если при просмотре в панели измерений списка установленных шрифтов в программе QuarkXPress удерживать нажатой , название каждой гарнитуры будет отображаться символами этого шрифта. Это верно и для просмотра шрифтов в меню StyleёFont. Но есть более совершенный способ выбора шрифта: выделите текст в полосе набора и начните перебирать гарнитуры в панели измерений при нажатых клавишах и — написание выделенных слов будет меняться. Если при этом удерживается ещё и , то и имя гарнитуры в панели измерений отображается выбранным шрифтом. Это очень удобно, и в 6-й версии фирма пошла дальше: теперь вид выделенного текста всегда изменяется при переборе названий шрифтов в полосе измерений, удерживать и больше не нужно.Забытый параметр вёрстки
В 80-х годах в двух московских типографиях использовалась исчезнувшая ныне американская программа книжной вёрстки Magna Page. Фирма Berthold продавала её под названием Syntax. Она работала под MS-DOS, а результат вёрстки выводился на фотоавтомат.
В современных пакетах есть те же установки, которые в Magna Page определяли вид вёрстки, — число идущих подряд переносов, вид буквицы и пр. В InDesign появилась и существовавшая в той программе возможность сдвигать кавычки, знаки переноса, запятые за пределы полосы набора — теперь это называется оптическим выравниванием знаков. Но один параметр оказался забыт — в Magna Page можно было запретить разрывать переносом последнее слово в последней строке страницы. В этой установке есть смысл — разрыв знаком переноса слова на последней строке нечётной страницы несколько замедляет чтение.
Поскольку наша рубрика — это не только советы, но и идеи, то, может, кто-нибудь из знатоков Apple-Script напишет программу, реализующую эту идею… На мой взгляд, в InDesign такая возможность есть.
В меню TypeёInsert Special Cha-racter выбор позиции Discretionary Hyphen ставит в текущей позиции курсора мягкий перенос. Если он стоит в начале слова, оно переносами не разбивается. Если бы скрипт находил последнее слово на странице и ставил перед ним знак мягкого переноса, переносов в последних строках не было бы. Но мягкий перенос может ставиться и при вёрстке в пространстве полосы, а при внесении правки слова, стоявшие в последней полосе, могут сдвинуться и даже оказаться в других строках. Как отличить мягкий перенос, поставленный ранее перед последним словом на странице, от такого же знака, поставленного по иным соображениям? Просто. Указателем последнего слова в строке должен быть не один, а два подряд идущих мягких переноса. Скрипт запускается после каждой правки текста. Сначала он пробегает по тексту и уничтожает все двойные знаки мягких переносов. Затем ищутся последние слова в строках, и перед ними ставятся два этих знака.
Работа с бланками
Иногда необходимо сделать по образцу бланки с большим числом клеток и линеек. Но как ни вымеряй, перенося измерения в программу, всё же хочется наложить результат вёрстки на оригинал, чтобы убедиться в правильности выполненной работы. Имеющаяся в программах QuarkXPress и InDesign возможность работы со слоями позволяет легко в процессе работы сравнивать вёрстку и оригинал. Отсканируйте переданный на вёрстку бумажный документ и поместите результат в слой. Макетируйте бланк в другом слое — теперь повторить его несложно.
Слои позволяют работать с бланками и по-другому: хранить в одном слое, а заполнять поля в другом, объединяя слои перед выводом на печать.
Картинка рядом с текстом
В QuarkXPress есть возможность помещать картинку как символ в вёрстку: сначала в режиме Item Tool скопируйте иллюстрацию в буфер, затем в режиме Content Tool поместите содержимое буфера в строку текста. Если интерлиньяж текста не автоматический, он не изменится после помещения картинки, и она накроет верхние строки. В режиме Auto строки раздвинутся на высоту помещённой иллюстрации.
Оказывается, эта замечательная возможность позволяет помещать иллюстрации не только в тексте, но и рядом с ним. Можно размещать на полях картинки, сноски, текстовые комментарии. Примерно так, как это сделано на рисунке.
Вот как этого добиться. Допустим, текст набран с абзацным отступом 3 мм, ширина иллюстрации 20 мм, расстояние между ней и текстом должно быть 10 мм. Рисуем на полях бокс шириной 20 мм, помещаем в него картинку, масштабируем, затем увеличиваем ширину этого бокса на сумму абзацного отступа и расстояния между картинкой и текстом. В нашем случае ширина бокса станет 33 мм. Копируем этот бокс в буфер и помещаем в начало абзаца. Чтобы сместить иллюстрацию влево за пределы текстового бокса, выделите его и на вкладке Runaround окна Modify (ItemёRunaround… Ctrl+T) в окне Left введите со знаком минус ширину бокса с картинкой в миллиметрах. За счёт отрицательного значения сдвига картинка ушла из текста. Важно, чтобы текстовый и иллюстрационный боксы пересекались, поэтому метод хорошо работает, когда в тексте есть абзацный отступ.
Точно так же можно поступить и с текстовым боксом. На рисунке в него помещена сноска. Ширина бокса задаётся, как и для иллюстрационного, а правый отступ для текста (StyleёFormats…, поле Right Indent) в нашем случае должен быть 10 + 3 = 13 мм.
Чтобы боксы с картинкой или текстовым комментарием были рядом с тем абзацем, к которому они относятся, привязывать надо к началу следующего абзаца. На рис. 2 картинка привязана к началу абзаца «Допустим, текст…», а текстовый бокс — к последнему знаку параграфа.
Привязанные к тексту боксы за пределами текстовой полосы |
Ведущий рубрики: Михаил Иванюшин (m_ivanyushin@hotmail.ru)