Можно с недоверием относиться к прогнозам о возрастании доли трафаретных технологий на рынке печатной продукции. Скепсиса поубавится после визита в любую профессиональную типографию трафаретной печати.
Особенно, если она оснащена современной автоматической линией трафаретной печати с производительностью до 3300 отт./ч. Такова фирма «Трафарет Универсал», побывать в которой мы смогли при содействии компании «Анимар», установившей здесь прошедшей осенью комплекс SC-102AII от Sakurai Graphic Systems с УФ-сушкой фирмы Natgraph. Автоматическая трафаретная машина формата А1 цилиндрового типа с регулируемым пневматическим самонакладом (настраивается последовательный или каскадный режимы работы) и приёмным столом с вакуумными транспортирующими лентами — несомненный повод для гордости руководителя производства любого ранга.
Принцип работы пневматической «головки» самонаклада тот же, что и в офсетной машине. Вакуум и положение захватов регулируются оператором вручную |
«Трафарет Универсал» — результат инвестиционного сотрудничества двух компаний: традиционно сильной офсетной типографии «ЛБЛ Полиграфсервис» и рекламного агентства «Камелия», располагающего мощной производственной базой трафаретного оборудования. По словам одного из управляющих партнёров Юрия Кондратьева, идея создания специализированного трафаретного производства давно назрела. Времена процветания типографий, в стенах которых успешно сосуществовали несколько принципиально разных производств, ушли, налицо резкое возрастание спроса на услуги специализированных печатных производств. В числе таковых — сплошное и выборочное лакирование, выпуск разнообразной сувенирной и рекламной продукции.
Как рассказала генеральный директор «Трафарет Универсал» Анастасия Волохова, фирма находится в начальной стадии развития. Руководство «Камелии» помогло укомплектовать производство технологами, печатники с многолетним опытом работы на офсетных машинах пришли из «ЛБЛ Полиграфсервис». По словам одного из них, до этого работавшего на Heidelberg Speed-master и KBA Planeta, процесс освоения специфики ручной приводки на SC-102AII не был затяжным.
Действительно, принцип работы цилиндровой машины, оснащённой механическими захватами листа на транспортирующем барабане, близок к офсетному. Единственное отличие — настройка приводки перемещением рамы; дополнительная трудность — невозможность визуального контроля за положением транспортируемого листа на барабане после монтажа трафарета.
Волохова соглашается, что предстоит ещё многое сделать и освоить. Среди основных проблем — формирование чёткой процедуры приёма заказов, исключающей недоработки и ошибки в поступающих макетах. Зачастую привыкшие к офсетному производству заказчики забывают о трафаретной специфике.
Живой пример — печать выбранного по офсетному вееру цвета Pantone поверх чёрной краски, согласно макету, не получившему предварительного утверждения дизайнером типографии. Результат — вынужденное удорожание и задержка исполнения работы.
Работа на скоростной автоматической линии способствует созданию иных, непривычных для традиционного трафаретного производства, стереотипов.
Реально практикуемый диапазон тиражей 2500-200 000 экз. Срок изготовления самого крупного (194 000 отт.) — 13 суток непрерывной работы. Реально достигаемая в типографии производительность, исходя из которой выполняются все расчёты, 10 000 отт. А1 за 12-часовую смену.
При идеальном стечении обстоятельств — 12 000. Столь мощная техника заставляет задуматься и о гораздо больших тиражах. По словам Волоховой, в ближайшее время не исключено получение заказа на 400 000 отт.
Уровень производительности, добавляет она, во многом определяется качеством предоставляемого заказчиком запечатываемого материала. В канун Нового года это особенно заметно — популярнейшим носителем оказался картон.
Перепады температуры, условия хранения, влажность, изначальное качество — всё это накладывает ограничения на максимальную скорость. При работе с высококачественными бумагой или картоном машину можно эксплуатировать при скорости 2800 отт./ч, но поднимать «обороты» выше 2500 отт./ч на материалах худшего качества не стоит.
Трудностей, по мнению работников типографии, хватает. Приобретение машины, аналогов которой в России — по пальцам пересчитать, поставило их в непростое положение.
Под микрометрическими винтами настройки цветового совмещения хорошо видны вакуумные ленты транспортёра запечатанных листов |
Типичный случай — приход заказчика, увидевшего пример исполнения заказа в западной типографии и желающего его повторить. Приходится экспериментировать, опробовать различные подходы и методики. Помогает сотрудничество с поставщиком красок, компанией ATDeSign, дистрибьютором Sericol.
«Сейчас, — говорит Волохова, — мы полностью полагаемся на технологов Sericol, выполняющих все работы по смешению красок. Абсолютно все заказы на Pantone делаются по офсетным веерам, и мы передаём эту информацию специалистам станции смешения, производящим для нас все корректировки. Самостоятельным составлением красок пока не занимаемся».
На очереди — приобретение собственного станка по заточке ракелей. Пока проблему решают, имея в запасе необходимое количество ракелей; часть два раза в неделю отправляют на заточку. Сейчас используют только «мягкие» ножи, расширение их спектра продиктует практика.
Обязательный элемент производства — формный участок. В типографии есть копировальная рама, сетки же пока натягивают «на стороне».
Большие тиражи заставляют всегда иметь под рукой как минимум два трафарета. «Стараемся смывать и менять сетку через каждые 15 000 отт. Лучше перестраховаться для достижения лучшего качества, чем работать на растянутом или случайно поцарапанном трафарете.
Хотя, при благоприятном стечении обстоятельств, ресурс сетки может быть увеличен. Был случай, когда на одном трафарете отпечатали тираж в 43 000 копий».
«Спектр выполняемых работ, — продолжает Волохова, — постоянно расширяется. Один из недавних и интересных заказов — печать рекламы табачных изделий тремя видами лаков (текстурным, матовым и глянцевым).
Высокая точность цветовой приводки машины (до 0,05 мм) позволила идеально совместить три слоя, имитирующих изображение сигареты (матовый лак), угольного (текстурный) и бумажного фильтра (глянцевый)».
Скорость приобретённой машины привлекает в типографию много заказчиков, желающих за два дня до праздника или юбилейной годовщины получить тираж в 15 000 копий. «Вместе с тем, — подчеркнул Кондратьев, — компания не ставит цели обвалить рынок демпинговыми ценами или сыграть на руку недобросовестным клиентам, желающим получить то же, но в два раза больше и подешевле.
Свою задачу мы видим в развитии конкурентного рынка, выходя на него с ранее не предлагавшимися услугами.
В ближайших планах — переезд в новое производственное помещение, формирование дополнительного парка оборудования из полуавтоматических и ручных трафаретных станков».