Какой монитор выбрать для экранной цветопробы?
Рассматривая тему цветопробы, мы уже останавливались на вопросах управления цветом и двух наиболее популярных предложениях по экранной цветопробе — Matchprint Virtual от Kodak Polychrome Graphics (KPG) и Remote Director от Integrated Color Solutions (ICS). В этот раз поговорим об основном компоненте экранной цветопробы — мониторе.
Многие полиграфисты уже заменили неуклюжие мониторы с электронно-лучевой трубкой (ЭЛТ) элегантными дисплеями на жидких кристаллах (ЖК). Новые модели предлагают высокую яркость, расширенные цветовой охват и угол обзора. «Со временем ЖК-мониторы полностью вытеснят ЭЛТ-устройства, — считает Джон Суини, вице-президент ICS по продажам и маркетингу. — За последний год ни один из покупателей Remote Director не укомплектовал его ЭЛТ-монитором, хотя, безусловно, для экранной цветопробы с успехом применяется имеющаяся инсталляционная база». По словам Суини, ЖК-мониторы выгодно отличаются от ЭЛТ высокой яркостью, расширенным цветовым охватом, меньшими площадью, магнитным излучением и энергопотреблением.
Как сообщил Роб Пайп, директор KPG по направлению экранной цветопробы, покупатели Matchprint Virtual предпочитают ЖК: «Пару лет назад ЭЛТ-мониторы выигрывали за счёт стабильного воспроизведения по всей площади экрана, но ситуация кардинально поменялась». По его мнению, цена ЖК-мониторов соответствует качеству.
Видишь то же, что и я?
Модифицированный колориметр X-Rite для MatchPrint Virtual (KPG) разработан специально для экранной цветопробы |
Чтобы гарантировать стабильность и повторяемость цвета, KPG работает только с протестированными и одобренными мониторами: Apple Cinema Display (модели 20, 23 и 30 дюймов), Eizo CG21 и Sony Artisan (ЭЛТ). «Они сертифицированы на соответствие стандарту SWOP и отвечают всем требованиям к воспроизведению цвета», — поясняет Пайп.
MatchPrint Virtual — система из сертифицированного монитора, стандартного ПО и колориметра: количество переменных сведено к минимуму, и каждый видит перед собой страницу с одинаковыми цветами. «Калибровка рабочей станции Matchprint Virtual подразумевает одинаковый результат для всех пользователей, независимо от их местонахождения — в Чикаго, Нью-Йорке, Франкфурте или Токио. У каждого чётко определённые монитор, калибровочное ПО и колориметр», — продолжает Пайп.
KPG не использует стандартные колориметры — это модифицированное устройство от X-Rite специально для экранной цветопробы. Отличается и калибровочное ПО: Пайп объясняет это наличием у компании полных сведений о мониторе, измерительном устройстве и программе. По его словам, ПО от KPG предназначено для получения экранной цветопробы, а не просто калибровки монитора, поэтому отличается повышенной точностью.
Matchprint Virtual необходимо заново калибровать каждые сутки. Просмотреть цветопробу можно не только с откалиброванной рабочей станции, но для контрактного качества обязателен компьютер с установленным ПО Matchprint Virtual и сертифицированным монитором. Система фиксирует все точные по цветопередаче просмотры экранной пробы.
Колориметры и проч.
Pantone и ColorVision, подразделение цифровых технологий Datacolor, представляют колориметр второго поколения Spyder2.
ПО Spyder2PRO корректирует точку белого, автоматически регулирует чёрно-белый уровень яркости и позволяет легко загружать калибровочные данные для настройки. В системах Macintosh и Windows поддерживается калибровка нескольких мониторов.
Решение нового поколения для профилирования мониторов Eye-One Display2 от Gretag Macbeth — это улучшенное аппаратное и программное обеспечение, гарантирующее стабильный и предсказуемый цвет на ЖК- и ЭЛТ-мониторах. Компактный колориметр для эмиссионного измерения цвета по изящности и лёгкости дизайна не уступает оригинальному Eye-One. Новый сенсор обеспечивает быстрое измерение, высокую повторяемость и чувствительность в тёмных зонах. Съёмная головка рассеянного света одновременно защищает прибор от пыли. Подключаемый через USB-порт Eye-One Display2 можно использовать на нескольких рабочих станциях без дополнительных лицензий.
MonacoOPTIXR от X-Rite получил больше всех наград среди систем для калибровки мониторов. Уникальная технология позволяет точно выстраивать ICC-профили для ЭЛТ- и ЖК-мониторов. Укомплектованный ПО для управления цветом нового поколения MonacoOPTIXR предлагает системную работу с цветом — от монитора до печати.
Pulse ColorElite от X-Rite состоит из ручного спектрофотометра, отмеченного наградами калибратора, усовершенствованного ПО для управления цветом, направляющей сканирования Pathfinder и блока хранения. Сканирование производится в любом направлении на удобной для оператора скорости. Спектрофотометр подключается через USB-кабель или используется автономно для сканирования и замера профилировочных эталонов. В памяти хранится до 3000 значений тестовых полей, батареи хватает для построения 10 профилей.
Стандартное ПО предусматривает построение ICC-профилей для мониторов, сканеров, RGB-принтеров и цифровых камер. Пользователям с RIP для CMYK-устройств подойдёт версия Premier. Редактор выходных профилей контролирует значения, ориентируясь на кривые светлоты, насыщенности и выходные. ПО поддерживает все калибраторы мониторов от X-Rite. Для большей точности профиля монитора допускается установка собственной точки белого. Задаваемые пользователем условия просмотра учитывают переменные окружающей среды в профиле дисплея (по умолчанию для D50).
Мониторинг ситуации
Характеристики ЖК-монитора LaCie 321:
- матрица SA-Superfine 21,3 дюйма;
- 10-разрядная гамма-коррекция для плавных цветовых переходов;
- великолепный коэффициент контрастности — 500:1;
- цветовая гамма, соответствующая профессиональному ЭЛТ (72% от NTSC).
LaCie также представляет Blue Eye Pro — устройство для быстрой калибровки и построения ICC-профилей. Настроив монитор в соответствии с колориметрическими параметрами пользователя, Blue Eye Pro создаёт и подключает улучшенный ICC-профиль. Температура точки белого, гамма и яркость настраиваются просто, как никогда.
ЖК-монитор ColorEdge CG220 (22,2 дюйма) от Eizo Nanao Technologies поддерживает цветовое пространство Adobe RGB, предлагает улучшенную передачу тёмно-серых тонов, эмуляцию цветовых характеристик других мониторов и регулировку уровня чёрного. Воспроизводит практически все оттенки цветового пространства по ISO, включая широкий диапазон изумрудно-зелёных и голубых тонов. Разрешение 1920Ё1200, формат 16:10. На широком экране свободно размещаются две страницы А4 вместе с панелью инструментов Adobe Photoshop. Компания доработала и калибровочное ПО ColorNavigator:
- Регулировка точки белого (цветовой температуры) с шагом по 100K в диапазоне 4000–10 000K, гаммы — с шагом 0,1 в диапазоне 1,0–2,6.
- Эмуляция цветовых характеристик другого монитора через ICC-профиль или вводом целевых значений вручную.
- Послекалибровочная корректировка баланса по белому, яркости, уровня чёрного и гаммы для окончательной отстройки цвета.
- Индикатор DЕ для точки белого, отображающий отклонение калибровочного значения от текущего.
- Окно с напоминанием о калибровке после установленного пользователем количества часов.
Apple представляет ЖК-мониторы Cinema Display 20, 23 и 30 дюймов. Выпущенный в 2004 г. 30-дюймовый Apple Cinema HD — широкоэкранный ЖК-монитор с активной матрицей и самым высоким на сегодняшний день разрешением 2560x1600 пикселей. Все укомплектованы дуальными портами FireWire и USB 2.0 и подключаются к компьютерам Power Mac/PowerBook и PC через стандартный DVI-интерфейс или адаптер. Если поставить рядом два 30-дюймовых Cinema Display, получаете рабочий стол на 8 млн пикселей. Разрешение 20-дюймового монитора (1680x1050) позволяет редактировать изображения с полным набором панелей инструментов на экране. ЖК-мониторы Apple с широкой цветовой гаммой, стабильной по всей площади монитора, имеют сертификат SWOP для работы с экранными системами цветопробы от ICS и KPG.
В ЭЛТ-мониторе Reference Calibrator V (21 дюйм) от Barco используется собственная технология Color-WAVE ASIC, сохраняющая фокусировку, сведение и чистоту цветов по всей площади экрана. Входящий в стандартную конфигурацию калибратор Optisense V при сборке монитора настраивается на конкретную закреплённую за ним трубку. Программное и аппаратное обеспечение Barco для калибровки использует специальные схемы, связывающие видеокарту с калибровочной цепью. В отличие от других программных пакетов, работающих методом корректировки цветовых LUT-таблиц, Barco оставляет гамму LUT-таблицы без изменений, что предотвращает нежелательные отклонения по цвету между мониторами, полошение и другие аномалии. Reference Calibrator V поддерживает ICC-профили и технологию Color Sync от Apple.
Настройки ЖК-монитора NEC MultiSync LCD2180UX (21 дюйм) регулируются мышью и клавиатурой через графический интерфейс — встроенная схема GammaComp автоматически преобразует данные с ПК в плавные и точные цветовые тона. Другие особенности: ультратонкий дизайн, кристально чистое разрешение 1600x1200, автоматическая настройка уровня чёрного.
NEC-Mitsubishi также предлагает ЭЛТ-монитор Mitsubishi Diamondtron RDF225WG (22 дюйма) с широчайшим цветовым охватом (97,6% цветового пространства Adobe RGB), отличающийся точным, качественным и чётким цветом.
Весной планируется выпуск мониторов с матрицей Advanced от NEC и технологией LED backlight, обеспечивающей стандартизированное цветовое пространство для управления цветом на всех цифровых платформах и устройствах. Новинка будет отвечать всем требованиям цветопробы и полиграфической отрасли в целом.
В сегменте ЭЛТ-устройств ViewSonic представляет мониторы G220f и G220fb (21 дюйм). Устройства с минимальным шагом точки (0,21 мм по горизонтали, 0,25 мм по диагонали) точно воспроизводят изображения по всей плоскости экрана, с чёткими фокусировкой и текстом. В линейке ViewSonic также широкоэкранный ЖК-монитор VP231wb (23 дюйма) с углом обзора 176° (технология XtremeView) и разрешением 1920x1200 (2,3 мегапикселя). По цветовой гамме VP231wb соответствует спецификациям EBU и ITU709-4 и предусматривает расширенные параметры контроля RGB-цвета.
Remote Director 3.0 от ICS — решение кросс-платформенное, совместимое с Mac и PC. «Мы рекомендуем мониторы Apple, Eizo и Sony с сертификатами SWOP», — поясняет Суини. Поскольку новые системы проходят сертификацию, он рекомендует загрузить справочные данные (конфигурация, настройки, цветовые допуски) с сайта www.swop.org.
Система Remote Director поддерживает спектрофотометр EyeOne (Gretag Macbeth) и колориметр Optix (X-Rite). Remote Director не обманешь — система не только требует проверки, но и контролирует состояние всех мониторов в группе. Статус калибровки выводится по аналогии с сигналами светофора: зелёный — DЕ менее 1, жёлтый — до 3, красный — 3 и выше. Поскольку статус заносится в документацию по цветопробе и в архив, стандартных процедур по управлению цветом не избежать. «Впервые мы действительно контролируем условия экранной цветопробы, поскольку компьютер гарантированно отвечает требованиям Remote Director», — добавляет Суини.
Но даже самым совершенным мониторам и калибровочным схемам приходится бороться со слабым звеном в цветопробной цепочке — человеческим восприятием. «Цвет — понятие субъективное, ведь глаза мы не калибруем, — замечает Пайп. — На него влияют эмоциональные факторы (у рассерженного оператора в буквальном смысле слова глаза застилает красным) и окружающие условия (безделушки возле монитора и даже одежда)».
Если не удастся убедить неравнодушных к моде дизайнеров одеваться только в серое, по крайней мере, запретите красные свитера и следите за освещением, как при оценке бумажных цветопробных копий.
Что же дальше?
Списывать ЭЛТ-устройства пока преждевременно (компании продолжают анонсировать новые модели), но для экранной цветопробы всё чаще выбирают ЖК-мониторы. ICS и KPG перенесли технологию экранной цветопробы в печатный цех, осталось дополнить её крупноформатными дисплеями.
Мониторами инновации в сфере экранной цветопробы не ограничиваются. В частности, ICS недавно представила Flash Proof — программную надстройку, позволяющую пользователям Remote Director 3.0 просматривать цветопробу, варьируя материалы, типы лакирования и настройки освещения. С помощью Flash Proof можно «наклонить» изображение на экране, чтобы проверить блеск или глянец, увидеть, как преломляется или отражается свет от разных лаков, красок и металлизированных поверхностей.
Доверяй своим глазам
Сторонники ЭЛТ- и ЖК-технологий ссылаются на спецификации и результаты тестов, но обе стороны согласны, что окончательную оценку цвету и деталям на мониторе даёт человеческий глаз. Сравните высказывания некоторых экспертов по цвету.
«Хотя потенциально охват цветов у ЭЛТ-монитора шире, эти тона всё равно не воспроизвести на печатной машине. Для тех, кто долго работает за компьютером, я порекомендовал бы ЖК», — Майкл Клеппер, издатель, Kleper Report on Digital Publishing.
«Предпочитаю ЖК, поскольку от них меньше устают глаза, а стабильность в последнее время стала значительно выше и продолжает улучшаться. Кроме того, они компактнее и удобнее», — Тэз Талли, консультант и президент, Taz Tally Seminars.
«Мой опыт показывает, что по стабильности воспроизведения цветов характеристики профессиональных ЭЛТ-устройств выше, а добиться одинакового результата с группой мониторов в этом случае проще. Зато ЖК-мониторы не так восприимчивы к колебаниям освещения», — Дэвид Хантер, директор Pilot Marketing Group.
«Предпочитают их комбинировать: на 20-дюймовом Apple Cinema оцениваю чёткость и детали изображения, а с цветом работаю на Sony Artisan. Мне кажется, для экранной цветопробы у последнего выше точность цветопередачи и диапазон контрастности», — Патти Руссотти, профессор, Рочестерский институт технологий.
«Я провожу перед монитором много времени, поэтому всегда задавался проблемами мерцания. С ЖК-монитором глаза не устают, а при больших нагрузках это существенно сказывается на качестве работы», — «MK» Тимме, менеджер проекта Internet & Buyers Guide, журнал Interior Design.
«Любая цветопроба несовершенна — пуристы заранее проиграли эту битву. Множество моих клиентов доверяют экранной цветопробе, другие считают её исчадием ада. Цвет, как и красота, подчиняется старому принципу: не по хорошу мил, a по милу хорош», — Тэд Макилрой, президент, Arcadia House.
Источник: www.halhinderliter.com
* Журнал «Американский печатник», март 2005 г. © 2005, American Printer Magazine, a PRIMEDIA publication. All Rights Reserved.