101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Рукотворная форма

  • Андрей Короб
  • 16 августа 2005 г.
  • 5486
Правильная подготовка трафаретной формы обеспечивает высокое качество печати, длительный срок её эксплуатации существенно сокращает расходы на замену сеток.

Большое заблуждение считать, что использование ацетона, солярки, стиральных порошков и другой бытовой химии экономично. Содержание фенольных соединений и разнообразных наполнителей в бытовой химии велико, и вымыть их из сетки невозможно даже концентрированной серной кислотой. Такое «обслуживание» в течение месяца приводит сетку в нерабочее состояние, появляются многочисленные пробои в фотоэмульсии («рыбий глаз»), постепенное «зарастание» печатного поля от краёв к центру, механические повреждения волокна и т. н. «засаливание» (сглаживание ворса на волокне), ухудшающее адгезию фотоэмульсии к сетке и делающее невозможным качественную печать растра. Итог — ежемесячная смена сеток на рамах. Стоимость же её (плюс клей, брак и срыв заказов) намного выше цены регулярно закупаемых и рекомендуемых компонентов для обработки. Качество печати на 40% зависит от правильного натяжения сетки, подготовки и копирования формы.

Сетка

Выбор сетки определяется видом работ, характеристиками красок и печатного оборудования, особенностями изображения. При растровой печати номер сетки должен быть согласован с линиатурой. Для работы с сольвентными красками следует брать сетки до 120-140-го номеров. Печать УФ-красками требует высоколиниатурных сеток, обеспечивающих нанесение строго нормированного количества краски, что позволяет избежать многих ошибок при печати и сушке. Обычно при работе с УФ-красками применяют сита 150-200-го номеров — сеток более высоких линиатур на нашем рынке пока нет. При работе на ручных станках рекомендуемая линиатура ограничена 120-м номером, что обусловлено скоростью печати и давлением ракеля. Сетки больших номеров — для печати на скоростных трафаретных полуавтоматических машинах с большим давлением ракеля. Важный момент: сетка с тонкой нитью пропускает больше краски, чем с толстой.

Срок службы сеток зависит от их качества и соблюдения требований эксплуатации. Частая причина их выхода из строя — механические повреждения, в т. ч. цепляние ракелем попавших на сито твёрдых частиц (следите за чистотой на рабочем месте!). Мы работаем с некоторыми сетками по 4 года, и они сохраняют требуемую силу натяжения, хотя регенерируются по несколько раз в день. Сейчас популярностью пользуются экономичные сетки Saati, хотя по сравнению с Sefar они более хрупкие. Силу натяжения нужно выбирать исходя из рекомендаций изготовителя. И чем сильнее натянута сетка, тем меньше отлип, выше качество печати и лёгкость совмещения цветов.

Рама

Трафаретные рамы должны выдерживать нагрузки, обусловленные силой натяжения современных сеток, сохраняя параллельность в плоскости и стабильность размеров. От них также требуется устойчивость к воде и химическим веществам, содержащимся в красках и расходных материалах, используемых для очистки и подготовки формы к печати. Самые качественные рамы изготавливаются из дюралюминия и стали. Они обычно имеют специальный профиль, позволяющий выдерживать очень высокие усилия натяжения.

Лично я рекомендую дюралюминиевые, т. к. они обладают высокой прочностью и, в отличие от остальных, ещё и лёгкие. У многих импортных рам одна из сторон обработана химическим травлением, что значительно улучшает адгезию клея к раме и увеличивает срок службы сетки, другие рамы приходится обрабатывать шкуркой.

Если шероховатость создана некачественно, сетка на раме держаться не будет. Деревянные рамы — это низкая стоимость и возможность самостоятельного изготовления. Основные недостатки — короткий срок эксплуатации, воздействие воды, химии, растворителей приводит к деформации и короблению. Они не выдерживают усилий натяжения современных сеток 40-50 Н/см — прогибаются или просто ломаются. Эксплуатировать дюралюминиевые рамы в течение 5-6 лет выгоднее, чем каждые 2-3 месяца изготавливать новый комплект деревянных.

Подготовка новой формы к печати

  1. Смочить форму холодной водой.
  2. Нанести шерохователь на форму и круговыми движениями тщательно растереть в течение 2-3 минут по всей поверхности формы. Выдержать 10 минут.
  3. Смыть шерохователь холодной водой.
  4. Нанести обезжиривающий состав на всю поверхность формы с двух сторон. Выдержать 5-10 минут.
  5. Смыть форму холодной водой (от горячей может забиться сетка).
  6. Нанести эмульсию и высушить форму в горизонтальном положении, печатным слоем вниз.
  7. Произвести копирование.

Подготовка формы к повторной печати

  1. Очистить форму от краски и тщательно отмыть универсальной смывкой.
  2. Смочить форму холодной водой.
  3. С двух сторон нанести отслаиватель, выдержать 2-5 минут, не позволяя раствору высохнуть на форме, иначе - необратимое задубливание эмульсии.
  4. Смыть отслоившуюся эмульсию холодной водой.
  5. Нанести щeлочную пасту и раствор для удаления остаточных пятен краски с двух сторон формы. Выдержать 5-10 минут.
  6. Тщательно смыть щёлочь водой.
  7. На всю поверхность формы, с двух сторон нанести обезжиривающий раствор. Выдержать 5-10 минут.
  8. Смыть форму холодной водой.
  9. Нанести эмульсию и высушить форму в горизонтальном положении, печатным слоем вниз.
  10. Произвести копирование.

Автор и ведущий рубрики — Андрей Короб, руководитель студии «Рея»

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ


Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 39