101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Не блестит? Пачкается? Истирается? Лакируйте!

  • Я. Близнец
  • 31 августа 2005 г.
  • 13145
Разнообразие лаков радует глаз и вселяет надежду — обязательно найдётся тот самый, идеально подходящий. Осталось только разобраться…

Выбор — это радость или проблема? Пожалуй, чаще второе. Нет выбора — нет и проблемы, что есть — тому и рады. Изобилие, а иногда избыточность, повергают в растерянность. Но свобода лишь кажущаяся, её быстро ограничит суровая производственная действительность: имеющееся оборудование, технологии и материалы. Плюс финансовый фактор — увидев цены, вы поймёте, что часть предложений отпала. Теперь пора сравнить оставшиеся варианты.

Основные характеристики лаков

Свойства лаков делятся на две категории. По составу — на масляные, дисперсионные и УФ. К другой относятся обусловленные «основным» составом лака — механизм и время закрепления, сухой остаток. Они характеризуются одной величиной, с небольшим отклонением, для всех лаков данного вида.

Механизм закрепления — способ образования лаковой плёнки.

Время закрепления — время, за которое лак переходит из жидкого состояния в твёрдое.

Сухой остаток — количество лака, оставшееся на запечатываемом материале после высыхания (в процентах от первоначальной массы жидкого лака).

Но в пределах группы лаки отличаются: при изготовлении в рецептуру добавляют некие вещества, придающие им определённое свойство (повышенную стойкость к истиранию или воздействию низких температур). И таких особенностей немало, под стать многообразию печатной продукции (рекламные буклеты, пищевая упаковка, этикетки, наклейки, пластиковые изделия и т. д.). Наносятся лаки тоже по-разному, соответственно, оборудование и технология влияют на его характеристики. А подчас лак подготавливает последующие операции (лак-праймер перед УФ-лакированием, блистерный лак для последующей склейки и т. д.) или обусловливает отделочные (тиснение фольгой). В спецификациях особое внимание уделяется именно «дополнительным» характеристикам.

Чтобы проще было разобраться в таблицах, рассмотрим основные понятия: свойства лаков, способы нанесения и технологии лакирования.

Свойства и нанесение

1. Глянцевый лак или матовый (какой обеспечивается оптический эффект). Встречаются и развёрнутые описания: «с шелковисто-матовым блеском», «высокоглянцевый водно-дисперсионный лак с эффектом УФ-лака».

2. Материалы, на которые наносится лак. Здесь важны свойства запечатываемой поверхности — впитывающая (бумага, картон) или невпитывающая (самоклеящиеся плёнки, полиэтилен, пластики, металлизированные бумаги). И речь не всегда идёт об «исходном» материале — лак наносится и после отделочных операций, меняющих свойства поверхности. Самое распространённое — печать на бумаге (впитывающем материале), её последующее ламинирование матовой плёнкой (заламинированная бумага имеет уже невпитывающую поверхность) и нанесение выборочного глянцевого УФ-лака.

3. Дополнительные свойства лаковой плёнки, определяющие назначение лака.

Условно обозначим первую группу свойств «стойкость к воздействию». Независимо от фактора (температура, механическое воздействие, химические вещества и т. п.) характеристика указывает, что при его воздействии лаковая плёнка не потеряет и не изменит первоначальных свойств: не начнёт растрескиваться, отслаиваться от подложки, не пожелтеет, не станет мутной, липкой и т. п.

  • К истиранию. Свойство (в разной степени) присуще всем лакам. Часто требуется, чтобы этикетки, упаковка, изделия, которыми интенсивно пользуются (папки), долго не теряли товарного вида. Высокая стойкость к истиранию подразумевает, что при трении на лаковой плёнке не остаётся царапин и частицы лака не отслаиваются с запечатываемого материала.
  • К химическим реагентам (спирта, щёлочи, кислоты, воды и т. д.).
  • К нагреванию.
  • К низким температурам. Актуально при производстве упаковок продуктов быстрой заморозки. Для дисперсионных лаков указывают количество циклов заморозки, которые выдерживает лак без потери свойств.

Пригодность лака для использования в производстве пищевой упаковки определяют следующие свойства.

  • Запах сухой лаковой плёнки. Наряду с отсутствием запаха, важно, чтобы компоненты лака не проникали в запечатываемый материал и в сам продукт. Обычно указывают, что лак получил сертификат на использование в печати пищевой упаковки для непрямого или прямого контакта с продуктами.
  • Барьерные свойства - способность лаковой плёнки предотвращать впитывание веществ (влаги или жира) в запечатываемый материал. Свойство востребовано в упаковочном производстве, лаки наносят на "внутреннюю" сторону упаковки, чтобы вещества из продукта не впитывались в картон. Обязательна сертификация на прямой контакт с продуктами питания.

4. Технология лакирования («по сухому»/«по сырому», выборочное/сплошное) и способ нанесения.

Лакирование «по сырому» (или «сырое по сырому») — нанесение лака на невысохший слой краски, то есть сразу после последней краски до её схватывания. Такое лакирование («в линию») возможно на машинах, оснащённых дополнительной лакировальной секцией, или если последняя печатная секция офсетной машины используется для нанесения лака через красочный или увлажняющий аппарат. При лакировании «по сухому» (или «сырое по сухому») лак наносится на высохший слой краски на отдельной лакировальной или печатной машине, настроенной на работу с лаком. Лакирование «по сухому» также возможно «в линию» на машинах с промежуточной сушкой (у которых после последней печатной секции установлена сушка) или на машинах с двумя лакировальными модулями (первый лак наносится «по сырому» на краску, потом сушка, второй лак — «по сухому» и снова сушка).

Во всех перечисленных случаях лак должен хорошо смачивать запечатываемую поверхность. Поэтому необходимо уделить внимание совместимости печатных красок и лака, особенно при лакировании в линию «по сырому» дисперсионными и УФ-лаками. Они должны равномерно смачивать оттиски по всей площади лакирования. По сути, подбирается система «печатная краска—лак» или «печатная краска—лак-праймер—УФ-лак» (если речь идёт о УФ-лакировании в линию по масляным краскам на машинах с двумя лаковыми модулями). В спецификациях красок часто указывается, что данная триада (например, офсетных масляных красок) подходит для лакирования УФ-лаками. От корректности выбора зависит, насколько в технологическом плане «безоблачно» пройдёт лакирование, качество покрытия и визуальный эффект. Фирмы-поставщики лаков часто по результатам тестов рекомендуют такие системы или уже протестированные пары.

5. Лак наносится на всю поверхность оттиска (сплошное лакирование) или на отдельные участки — выборочное (фрагментарное). Помимо визуально-декоративного эффекта приходится учитывать и технологические особенности производства: может потребоваться отсутствие лака на местах будущей склейки при печати упаковки, или сплошное лакирование нежелательно при использовании тонкой бумаги. Иногда в спецификации производитель указывает, что лак хорошо подходит для выборочного лакирования.

6. Что касается способов нанесения, то лакирование проводится через печатную секцию офсетной машины, лакировальную секцию или на отдельной лакировальной машине.

В печатной секции лак наносят через красочный или увлажняющий аппарат. В первом случае используются более вязкие лаки, а развитая система валиков позволяет наносить лак равномерной тонкой плёнкой. Соответственно, расход лака и толщина лаковой плёнки будут минимальными. Хотя при уменьшении толщины наносимого слоя может снижаться глянец, при лакировании тонкой бумаги, которая коробится от избытка лака, минимальная толщина слоя — преимущество, а не недостаток. Лак для нанесения через увлажняющий аппарат имеет меньшую вязкость, но его слой будет толще. Может потребоваться и перенастройка увлажняющего аппарата (снять валики, заменить или снять чехлы, изолировать корыто, перенастроить систему рециркуляции, термостатирования и т. д.).

Лакировальные секции имеют разные системы подачи и дозирования лака, соответственно, параметры нанесения (рис. 1).

Поскольку все системы рассчитаны на лаки с разной вязкостью, параметр указывается всегда. Но если в спецификации дано значение вязкости, обязательно уточните, по какому стандарту и при какой температуре, т. к. вязкость лаков меняется в зависимости от неё. Хотя стандартов для измерения вязкости несколько, чаще указывается значение вязкости, измеренное на воронке 4 мм при температуре 20 °С (DIN 4).

Иногда производитель указывает время схватывания. Это особенно важно для водно-дисперсионных лаков. Если они наносятся «по сырому» и время схватывания слишком маленькое, лаковая плёнка будет мешать удалению из нижележащих слоёв краски продуктов окисления и коробиться («апельсиновая корка»).

Таблицы

Все лаки разбиты на две группы (масляные и водно-дисперсионные) и приведены в алфавитном порядке по фирме-производителю. Описания, свойства и марки приводятся по данным информационно-рекламных материалов и сайтов российских поставщиков. Информация об УФ-лаках будет опубликована в след. номере.

Небольшой комментарий к параметрам лаков в таблицах. Вязкость можно измерять разными способами, поэтому приводятся разные единицы. Способ измерения по воронке прост, поэтому получил наибольшее распространение. Суть метода — секундомером засекают время истечения определённого объема краски из воронки. Результат -- значение вязкости в секундах, диаметр воронки в миллиметрах и температура (поскольку от неё зависит вязкость краски), кроме того часто ещё добавляют стандарт, по которому производились измерения (DIN, ISO).

Второй метод – измерение вязкости на стержневом вискозиметре Лорея. Суть – измерение времени падения стержня в краске при разных нагрузках (при определённой температуре). По результатам эксперимента на стандартной номограмме строится график, который позволяет определить величину вязкости краски, выраженную в Па с (Паскаль секунда).

Не теряйтесь!

В таблицах сделана попытка охватить все имеющиеся на нашем рынке предложения. Как видите, недостатка в выборе нет — не потеряться бы! Надеюсь, статья поможет сориентироваться в ассортименте и не сделать ошибки. К счастью, большинство фирм-поставщиков предлагают продукты на тестирование — не стоит этим пренебрегать. Ведь если сравнивать лаки по характеристикам и рекламным проспектам, все один другого лучше. Но выбираем мы не просто лак, а тот единственный, оптимально сочетающийся с материалами, уже обкатанными в типографии. Он должен стойко переносить все особенности налаженного техпроцесса и удовлетворять самым строгим требованиям и капризам заказчика.


Об авторе: Я. Близнец (twin17@mail.ru), полиграфист-технолог.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Незаменимых нет

Несмотря на то, что уходящий год не был столь драматичным для отечественного рынка расходных материалов, как 2022-й, назвать его простым отнюдь не получается. На смену экстренным поискам альтернатив пришло время серьёзной работы и вдумчивого планирования. О том, каким оказался 2023 год на самом деле, поговорили с ведущими российскими компаниями-поставщиками и производителями лакокрасочных материалов.

Энергично и молодёжно

9 ноября 2023 года в петербургской гостинице «Россия» состоялся семинар для полиграфистов, организованный компаниями «ОктоПринт Сервис», «Европапир» и Koenig & Bauer, которые в этом году отмечают своё 20-летие на российском рынке, и производителями картона и бумаги с ещё более богатой историей — компанией «КАМА» и Сыктывкарским ЛПК.

Круглая дата — на троих

7 сентября 2023 года «ОктоПринт Сервис», «Европапир», Mondi и «Кама» провели полиграфический семинар в Нижнем Новгороде.

Так много и такие разные: 25 наивных, но важных вопросов про полиграфические лаки

Требования к качеству полиграфической продукции постоянно растут. Заказчики хотят не только красивое изделие, но и тактильно приятное и надёжное, если речь идёт об упаковке. Один из видов послепечатной обработки оттиска – лакирование. Разбираемся в разнообразии видов лаков, их свойствах и особенностях с руководителем направления «Полиграфические лаки» компании «ОктоПринт сервис» Еленой Ютишевой.

От расходников до оборудования

2022 год был уникальным: в этот период так стремительно менялись события, что кажется, будто за эти 12 месяцев мы прожили несколько лет. С уходом с российского рынка зарубежных поставщиков наши компании столкнулись с дефицитом расходных материалов и оборудования. Заполнение пустующих ниш стало возможностью для развития отечественных предприятий. Об итогах непростого во всех смыслах года и наметившихся перспективах поговорили с первым заместителем генерального директора ООО «Танзор» Анной Перовой и директором по развитию Дмитрием Токманцевым.



Новый номер

Тема номера: Текстильная печать: итоги, тренды, планы. Женский взгляд на цвет. GO!Digital WJ-640S. ARK-JET UV 2942. DRUPA 2024. О людях-барометрах и кадровых проблемах. Пути листового офсета. «Притяжение» будет. Широкоформатная печать. ПРОДЭКСПО 2024.



Как сегодня привлекать и удерживать персонал?
    Проголосовало: 105