101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Яркие и стойкие

  • Евгения Баум
  • 13 февраля 2006 г.
  • 5436
На по­ли­гра­фи­че­ском рын­ке пред­ста­в­лен ши­ро­кий ди­а­па­зон УФ-ла­ков. Цель ста­тьи — опи­сать от­ли­чия и осо­бен­но­сти тех, что пред­на­зна­че­ны для уз­ко­ру­лон­ной эти­ке­точ­ной пе­ча­ти. Не бу­дут рас­сма­т­ри­вать­ся по­кры­тия для ла­ки­ро­ва­ния оф­сет­ных от­ти­с­ков, а так­же упа­ков­ки на ши­ро­ко­ру­лон­ных фле­к­со­граф­ских ма­ши­нах.

В ас­сор­ти­мен­те всех про­из­во­ди­те­лей есть т. н. «стан­дарт­ный фле­к­со­граф­ский», или «лак об­ще­го на­зна­че­ния». Ка­ко­вы тре­бо­ва­ния к ли­де­ру про­даж?

До­с­та­точ­ный гля­нец, хо­ро­шая ско­рость за­кре­п­ле­ния, от­но­си­тель­но вы­со­кие ха­ра­к­те­ри­сти­ки по стой­ко­сти и низ­кая це­на — стан­дарт­ные по­же­ла­ния по­да­в­ля­ю­ще­го боль­шин­ст­ва про­из­во­ди­те­лей са­мо­кле­я­щих­ся эти­ке­ток. А ес­ли ну­жен спе­ци­аль­ный лак с осо­бы­ми свой­ст­ва­ми?

Хи­мо­стой­кие (вы­со­ко­стой­кие) ла­ки

Вто­рая ка­те­го­рия по рас­про­стра­нён­но­сти. Оце­ни­ва­ют­ся по стой­ко­сти к во­де, эта­но­лу, мо­ю­щим сред­ст­вам, ще­лоч­ным рас­тво­рам, шам­пу­ням (вы­де­ля­ет­ся в от­дель­ный тест), 5% рас­тво­ру со­ля­ной ки­с­ло­ты, ис­ти­ра­нию, ца­ра­па­нью, тем­пе­ра­ту­ре. Для всех слу­ча­ев есть стан­дарт­ные ме­то­ди­ки ис­пы­та­ния; обыч­ный лак, как пра­ви­ло, име­ет сред­ний по­ка­за­тель 4 (по 5-балль­ной шка­ле), вы­со­ко­стой­кий — не ме­нее 4,8.

Для оцен­ки стой­ко­сти к тем­пе­ра­ту­ре обыч­но ука­зы­ва­ют её пре­дель­ное зна­че­ние, вы­дер­жи­ва­е­мое ла­ком при кон­такт­ном на­гре­ве в те­че­ние за­дан­но­го вре­ме­ни под оп­ре­де­лён­ным да­в­ле­ни­ем (240 0С, 1 с, 2 бар). И в опи­са­нии долж­но быть ука­за­но, о ка­ком слое ла­ка идёт речь. Для фле­к­со­граф­ских обыч­но ука­зы­ва­ет­ся 3-6 г/м2, для ла­ков вы­со­кой пе­ча­ти — 2-4 г/м2, для тра­фа­рет­ных — 10-14 г/м2. Ко­неч­ная стой­кость ла­ки­ро­ван­ной про­дук­ции тем вы­ше, чем боль­ше и рав­но­мер­нее слой ла­ка.

Не сле­ду­ет за­бы­вать о кра­е­вом эф­фе­к­те. Хи­ми­че­ский ре­а­гент, по­па­дая на вы­руб­лен­ный край эти­кет­ки, мо­жет раз­ру­шить са­му под­лож­ку, на­при­мер, бу­ма­гу. Но нель­зя го­во­рить о низ­кой стой­ко­сти ла­ка, речь идёт о не­пра­виль­но вы­бран­ном ма­те­ри­а­ле или во­об­ще о не­при­ме­ни­мо­сти ла­ки­ро­ван­ной эти­кет­ки для дан­но­го ви­да про­дук­ции.

От­дель­ный во­п­рос — стой­кость эти­ке­ток, на­пе­ча­тан­ных во­до­ос­нов­ны­ми крас­ка­ми и по­кры­тых УФ-ла­ком. Ис­поль­зо­ва­ние мно­го­сек­ци­он­ной уз­ко­ру­лон­ной ма­ши­ны с суш­кой го­ря­чим воз­ду­хом и УФ-суш­кой под­ра­зу­ме­ва­ет воз­мож­ность та­ких ра­бот. Ла­ки­ру­ют «вод­ную» эти­кет­ку для при­да­ния глян­ца, ино­гда для до­пол­ни­тель­ной стой­ко­сти. Всё ли здесь так про­сто? Ока­зы­ва­ет­ся, нет.

В тех­ни­че­ском опи­са­нии лю­бой во­до­ос­нов­ной фле­к­со­граф­ской крас­ки все­гда упо­ми­на­ет­ся о по­вы­ше­нии глян­ца при по­мо­щи УФ-ла­ки­ро­ва­ния, а так­же о воз­мож­ных про­б­ле­мах с во­до­стой­ко­стью.

Для при­да­ния эти­кет­ке до­пол­ни­тель­ной стой­ко­сти на­сто­я­тель­но ре­ко­мен­ду­ют­ся во­до­ос­нов­ные ла­ки. На пер­вый взгляд, па­ра­докс: за­кре­пив­ша­я­ся во­до­ос­нов­ная крас­ка име­ет хо­ро­шую во­до­стой­кость, и УФ-лак во­до­сто­ек, а нас пре­ду­пре­ж­да­ют о про­б­ле­мах с во­до­стой­ко­стью эти­кет­ки.

Не вда­ва­ясь в хи­ми­че­ские тон­ко­сти, ска­жу, что по­па­да­ние во­ды на гра­ни­цу вод­ной крас­ки и УФ-ла­ка ини­ци­и­ру­ет ре­ак­цию, раз­ру­ша­ю­щую кра­соч­ную плён­ку. Ес­ли лак на­не­сён очень ров­но, без про­ко­лов, то эти­кет­ка дей­ст­ви­тель­но бу­дет во­до­стой­ка, но ес­ли в ла­ко­вой плён­ке при­сут­ст­ву­ют да­же мель­чай­шие, не­за­мет­ные гла­зу ды­роч­ки, то при по­па­да­нии вла­ги на эти­кет­ку крас­ка бу­дет схо­дить с ма­те­ри­а­ла «чул­ком».

Ла­ки с вы­со­кой или сверх­вы­со­кой стой­ко­стью к оп­ре­де­лён­но­му ве­ще­ст­ву раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся и из­го­та­в­ли­ва­ют­ся ин­ди­ви­ду­аль­но. Ес­ли не на­шёл­ся лак, удо­в­ле­тво­ря­ю­щий за­дан­ным тре­бо­ва­ни­ям по стой­ко­сти, при­бе­га­ют к ла­ми­на­ции, в т. ч. УФ. Мно­же­ст­во ла­ков-кле­ев для та­ких за­дач раз­ли­ча­ют­ся по ти­пам ла­ми­ни­ру­ю­щих плё­нок, но это уже дру­гая те­ма.

Ла­ки для го­ря­че­го тис­не­ния фоль­гой и тер­мо­пе­ре­но­са

При тис­не­нии эти­кет­ки фоль­гой или на­не­се­нии на неё ин­фор­ма­ции ме­то­дом тер­мо­пе­ре­но­са су­ще­ст­ву­ют ог­ра­ни­че­ния на со­дер­жа­ние си­ли­ко­на в крас­ках и ла­ках, все­гда в той или иной сте­пе­ни при­сут­ст­ву­ю­ще­го. Чем мень­ше си­ли­ко­ни­зи­ро­ва­на по­верх­ность эти­кет­ки, тем мень­ше про­б­лем с тис­не­ни­ем или тер­мо­пе­ре­но­сом. В тех­ни­че­ском опи­са­нии про­ду­к­та ука­зы­ва­ет­ся его при­год­ность для по­с­ле­ду­ю­ще­го тис­не­ния/тер­мо­пе­ре­но­са. Обыч­но на стан­дарт­ной крас­ке оба про­цес­са ре­а­ли­зу­ют­ся без про­б­лем, но во мно­гих ла­ках слиш­ком вы­сок про­цент си­ли­ко­на, улуч­ша­ю­ще­го рас­те­ка­ние.

Вни­ма­тель­но чи­тай­те ре­ко­мен­да­ции про­из­во­ди­те­лей по ка­ж­до­му ла­ку, а луч­ше ис­поль­зуй­те лак спе­ци­аль­ный, не со­дер­жа­щий си­ли­ко­на (Blockable), или для тис­не­ния фоль­гой и тер­мо­пе­ре­но­са. У них спо­соб­ность к рас­те­ка­нию до­с­ти­га­ет­ся дру­ги­ми спо­со­ба­ми. Но и спе­ци­аль­ный лак не спа­сёт, ко­гда при пе­ча­ти в крас­ку вво­дит­ся си­ли­ко­но­вая до­бав­ка. Да, фоль­га на лак, мо­жет быть, и ля­жет, но лак бу­дет сни­мать­ся с крас­ки. Вы­гля­дит точ­но так же, раз­ни­ца пред­ста­в­ля­ет ин­те­рес лишь для по­ис­ков ви­нов­но­го.

Ла­ки для тер­мо­чув­ст­ви­тель­ных бу­маг и кар­то­нов

Из­лиш­не го­во­рить, что речь идёт о тер­мо­ма­те­ри­а­лах с по­кры­ти­ем или TOP. Стро­го го­во­ря, тер­мо­ма­те­ри­а­лы без по­кры­тия (ECO) пред­на­зна­че­ны для чи­с­тых вы­руб­ных эти­ке­ток, в край­нем слу­чае на них пе­ча­та­ют во­до­ос­нов­ны­ми крас­ка­ми. Пре­це­ден­ты пе­ча­ти УФ-крас­ка­ми/ла­ка­ми по ма­те­ри­а­лам без по­кры­тия есть, но риск, не под­да­ю­щий­ся про­счё­ту, да­же в слу­чае ус­пеш­но­го ре­зуль­та­та не име­ет ни­че­го об­ще­го с во­п­ро­са­ми тех­но­ло­гии.

При ла­ки­ров­ке тер­мо­ма­те­ри­а­лов на­до раз­ли­чать две сто­ро­ны во­п­ро­са: на­не­се­ние ла­ка на тер­мо­ма­те­ри­ал и тер­мо­пе­чать че­рез лак. Не­ко­то­рые «стан­дарт­ные» ла­ки по­зи­ци­о­ни­ру­ют­ся как при­год­ные для ла­ки­ров­ки тер­мо­бу­маг TOP. Име­ет­ся в ви­ду, что тер­мо­бу­ма­га не из­ме­нит цвет под ла­ком со вре­ме­нем или в про­цес­се пе­ча­ти, а об­ласть тер­мо­пе­ча­ти долж­на ос­тать­ся сво­бод­ной от по­кры­тия: ла­ки­ров­ка осу­ще­ст­в­ля­ет­ся «с окош­ком».

Ог­ра­ни­че­ние свя­за­но со сро­ком служ­бы до­ро­го­сто­я­щих тер­мо­го­ло­вок прин­те­ров. При не­об­хо­ди­мо­сти сплош­ной ла­ки­ров­ки и пе­ча­ти че­рез лак, обя­за­тель­но при­ме­не­ние спе­ци­аль­ных УФ-ла­ков для тер­мо­бу­маг, обес­пе­чи­ва­ю­щих срок служ­бы тер­мо­го­ло­вок не ни­же за­я­в­ля­е­мо­го из­го­то­ви­те­лем. Ес­те­ст­вен­но, лак дол­жен быть пол­но­стью за­кре­п­лён­ным.

Ла­ки, стой­кие к ис­ти­ра­нию

Для серь­ёз­ной ме­ха­ни­че­ской за­щи­ты эти­кет­ки воз­мож­но при­ме­не­ние спе­ци­аль­но­го ла­ка или вве­де­ние в стан­дарт­ный спе­ци­аль­ной до­бав­ки, по­вы­ша­ю­щей стой­кость к су­хо­му ис­ти­ра­нию. От­ме­тим, что стой­кость силь­но за­ви­сит от слоя на­не­сён­но­го ла­ка. В об­щем слу­чае, чем боль­ше ла­ка, тем она вы­ше, хо­тя слиш­ком тол­стый слой мо­жет рас­тре­с­кать­ся.

Ес­ли за­каз­чик тре­бу­ет по­вы­шен­ной стой­ко­сти эти­кет­ки к ис­ти­ра­нию, на­сто­я­тель­но ре­ко­мен­ду­ем об­ра­тить­ся к про­из­во­ди­те­лям ла­ков за со­ве­том и сна­ча­ла в ла­бо­ра­тор­ных ус­ло­ви­ях оп­ре­де­лить оп­ти­маль­ные ме­то­ды ре­ше­ния за­да­чи. К со­жа­ле­нию, ошиб­ка вы­яв­ля­ет­ся на ста­дии упа­ков­ки, транс­пор­ти­ров­ки или ис­поль­зо­ва­ния го­то­вой про­дук­ции, ко­гда ис­пра­вить си­ту­а­цию не­воз­мож­но.

Ла­ки для вы­со­кой пе­ча­ти

Мно­гие ма­ши­ны вы­со­кой пе­ча­ти, ра­бо­та­ю­щие с УФ-крас­ка­ми, ос­на­ща­ют­ся по­с­лед­ней фле­к­со­граф­ской сек­ци­ей для на­не­се­ния УФ-ла­ков. Свя­за­но это и с тем, что до­бить­ся вы­со­ко­го глян­ца вяз­ки­ми крас­ка­ми или ла­ка­ми для вы­со­кой пе­ча­ти пра­к-­ти­че­ски не­воз­мож­но. Ес­ли фле­к­со­граф­ский УФ-лак име­ет по­ка­за­тель глян­ца 75-85 еди­ниц, то глян­це­вый лак вы­со­кой пе­ча­ти — лишь 50 еди­ниц.

Та­к­тиль­ный (Брай­лев­ский) лак

Для сле­пых или лю­дей с ос­лаб­лен­ным зре­ни­ем пе­ча­та­ют­ся спе­ци­аль­ные кни­ги и эти­кет­ки, где «бу­к­вы» пред­ста­в­ля­ют со­бой вы­пу­к­лые точ­ки. Обыч­но пе­чать идёт тра­фа­рет­ным спо­со­бом и тол­щи­на ла­ко­во­го слоя до­с­ти­га­ет 300 мкм. Ос­нов­ная осо­бен­ность УФ-ла­ка — за­кре­п­ле­ние столь тол­сто­го слоя. По по­нят­ным при­чи­нам цвет­ных ва­ри­ан­тов нет. При ис­поль­зо­ва­нии для офор­ми­тель­ских це­лей его мож­но не­мно­го под­кра­сить тра­фа­рет­ной крас­кой, не бо­лее 3%, ина­че пиг­мент не даст ла­ку за­кре­пить­ся. Та­к­тиль­ный лак рас­счи­тан на вос­про­из­ве­де­ние то­чек. Боль­шие эле­мен­ты, на­при­мер, плаш­ки по­лу­ча­ют­ся пло­хо, до­бить­ся ров­ной по­верх­но­сти край­не слож­но.

И дру­гие

Пе­ре­чис­лим про­чие спе­ци­аль­ные ла­ки: раз­де­ли­тель­ный (при­ме­ня­ет­ся в эти­кет­ках-кни­жеч­ках для ос­лаб­ле­ния ад­ге­зии кле­е­во­го слоя верх­ней эти­кет­ки), «убий­ца клея» (в мно­го­слой­ных эти­кет­ках или упа­ков­ках с кла­па­ном для удоб­но­го от­кры­ва­ния), улич­но­го при­ме­не­ния (вы­со­кая стой­кость к по­год­ным яв­ле­ни­ям, от­сут­ст­вие по­жел­те­ния на сол­неч­ном све­те), с по­ни­жен­ным за­па­хом (для упа­ков­ки пи­ще­вых или пар­фю­мер­ных про­ду­к­тов). В ас­сор­ти­мен­те про­из­во­ди­те­лей есть мно­го экс­клю­зив­ных и эк­зо­тич­ных ла­ков. Мож­но да­же за­ка­зать раз­ра­бот­ку но­во­го, со спе­ци­аль­ны­ми ха­ра­к­те­ри­сти­ка­ми. Всё за­ви­сит от фан­та­зии или по­треб­но­стей про­из­во­ди­те­лей про­дук­ции.


Ев­ге­ния Ба­ум (baum@xsys-printsolutions.ru), ме­нед­жер ком­па­нии XSYS Print Solutions по про­да­жам кра­сок для уз­ко­ру­лон­но­го обо­ру­до­ва­ния.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Найти и освоить: как устроена исследовательская лаборатория

Владислав Левицкий, более 20 лет проработавший в качестве руководителя исследовательской лаборатории «Танзор» (ныне он — консультант компании по научно-техническому развитию производства), поделился своими мыслями о том, как лаборатория может помочь продажам, какие тренды в материалах сейчас набирают силу, какие узкие места присутствуют и в каком направлении можно расти и развиваться.

Семейные чернила

Философия германской Marabu — одного из ведущих мировых производителей печатных красок и чернил для цифровой печати — следует двум принципам: максимально возможному качеству продуктов и максимальной безопасности для человека и окружающей среды при использовании на всех этапах — от производства до конечного потребления. Как эти принципы помогают компании оставаться в тренде, о новых точках роста и о том, как создаются новые чернила, рассказывает директор по региональным продажам направления цифровой печати концерна Marabu Франк Мишо.

В активе — модернизация производства

В предыдущем интервью генеральный директор Chembyo Александр Арцимович рассказал, как компания работает в условиях кризиса, постоянно оставаясь в русле производственных тенденций и при этом создавая доступную и качественную химию для печати в России*. О том, какие изменения случились в Chembyo за это время, что происходит сейчас и какие есть планы на будущее, — читайте прямо сейчас.

Интерес в стабильности

В этом году «ОктоПринт Сервис» исполняется 21 год. Достижения, которыми гордятся в компании: 10 филиалов, 11 технологов, 13 станций смешения красок, 200 сотрудников, 1200 постоянных клиентов и 8000 стандартных ассортиментных позиций на складе. Поговорили с техническим директором «ОктоПринт Сервис» Татьяной Климовой о проблемах в типографиях с расходными материалами, о новых интересных продуктах для полиграфических производств, о расширении услуг компании и поиске новых направлений.

Интерлакокраска-2024

С 27 февраля по 1 марта 2024 года в Москве прошла 28-я выставка «Интерлакокраска», традиционно собравшая всех причастных к производству материалов, сырья и оборудования для лакокрасочной отрасли. И хотя на первый взгляд данная выставка имеет весьма опосредованное отношение к полиграфии, именно динамика развития технологии покрытий весьма красноречиво отражает будущее печатной отрасли.



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 40