101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Там, где печатают... костюмы

  • Игорь Кистенев
  • 10 апреля 2006 г.
  • 5162
Когда речь заходит о печати на тканях, вспоминается трафаретный её способ, используемый в традиционной текстильной промышленности и на рынке рекламных технологий. Но не все знают о возможностях широкоформатной струйной печати, активно вторгающейся в эту область. За примером ехать за рубеж не надо, достаточно посетить уже три года работающую компанию «ЛюксТекстиль».
Важная черта текстильного принтера d. gen 740 TX/C — сложный механизм равномерной протяжки текстильных материалов с помощью валов большого диаметра, скорость вращения и прижим которых регулируются в автоматическом и ручном режимах

Как рассказал директор «ЛюксТекстиль» Павел Новичков, одна из сильных сторон компании — замкнутый технологический цикл, позволяющий осуществлять не только сублимационную печать по полиэфирным тканям, но и прямую по натуральным — льну, хлопку, шёлку. Среди видов запечатываемых материалов — атлас, шифон, мебельная ткань любой плотности и длины. Хотя процесс сложен и находится в стадии становления, специалистам компании уже есть о чём рассказать. Поскольку кредо «ЛюксТекстиль» — печать сложных дизайнов с максимальным качеством, его логическим воплощением стала работа с российскими модельерами одежды. «Цифровая печать, — говорит Новичков, — открывает потрясающие перспективы. Представьте небольшой цветок или веточку, аккуратно, без каких-либо изломов и смещений относительно тканевых волокон, «лежащие» на плечевом шве платья или костюма. Подобные изыски — результат объединения компьютерного дизайна с высокоточной цифровой печатью и мастерством наших специалистов». А точность действительно достойная: для установленного здесь широкоформатного пьезоэлектрического текстильного принтера 740 TX/C (разрешение 1440х1440 dpi, ширина печати 1879 мм) корейской d. gen геометрическая погрешность печати составляет ±0,3 мм. Другая особенность — валковая система подачи материала, обеспечивающая, по заявлению производителя, работу с тянущимися тканями — трикотажем и даже некоторыми видами лайкры.

Существенный элемент эффективной промышленной печати по тканям — система непрерывной подачи чернил. Специальные концевые контакты задают требуемую высоту их подкачки относительно печатающих головок.Стандартный объём заправочных ёмко-стей — 3000 мл

На практике ситуация упрощается: печатают лишь по тканям, прошедшим специальную пропитку, предотвращающую растекание чернил по волокнам. Это меняет их свойства, превращая в подобие бумаги: они хрустят, становятся жёстче. Печатать легче, да и мо-дельерам больше нравится — легче экспериментировать, не нужно специально растягивать. Возвращают тканям исходные свойства паровым закреплением в т. н. «зрельнике» и последующим полосканием (смывка остатков пропитывающего состава и излишек чернил).

Система пропитки Precoat-W (ширина полотна 2200 мм, макс. скорость 100 м/ч) австралийской Rimslow создана для подготовки ткани к цифровой печати. Работает по традиционному для текстильной промышленности принципу «плюсовки» — ткань намачивается в специальной ванне и протягивается между системой отжимных валов. Важнейшая задача этапа — равномерная пропитка ткани, ни одно из волокон не должно остаться сухим. Иначе неизбежен брак, вызванный растеканием чернил на плохо пропитанном участке. Затем — специальный сушильный шкаф и блок намотки постоянного натяжения, регулируемого с помощью «танцующего» вала. Сушка — путём равномерной проводки ткани «змейкой» между нагревательными элементами. При попытке выполнения этой операции иными методами (например, сушкой на воздухе) ткань, подчёркивает Новичков, неизбежно покоробится.

«Зрельник» непрерывного типа Steam-X 1850 RDA (ширина полотна до 1830 м) той же фирмы функционирует автономно, хотя может устанавливаться в линию с принтером. Суть процесса — постоянная протяжка запечатанного полотна сквозь среду горячего воздуха или перегретого пара (в зависимости от типа материала). Система тэнов обеспечивает заданный температурный диапазон, предотвращающий нежелательную конденсацию воды на запечатанной ткани. Главная особенность «созревшего» текстильного материала — полностью восстановленные исходные свойства, благодаря переходу в «зрельнике» чернильных капель со слоя пропитки во внутреннюю структуру ткани. По окончании операции отрезки запечатанной ткани приобретают заданные геометрические размеры, исходя из которых разрабатывались наносимые на них изображения.

«Плюсовка» Rimslow Precoat-W оснащена ИК-сушкой и электронной системой удержания температуры в сушильном шкафу

Специфичный для текстильной печати спектр оборудования дополняют непривычные для «традиционной» широкоформатной печати чернила фирм Ciba и Manoukian — крупнейших поставщиков текстильных и трафаретных красок. Активные — для печати на тканях растительного происхождения (лён, хлопок, шёлк), кислотные — для текстиля животного происхождения (шерсть). Одна из особенностей, подчеркнул Новичков, — «текстильные» синий и бирюзовый цвета, не имеющие аналогов в полиграфии. Работа с цветом идёт по всем правилам: каждая ткань имеет цветовой профиль, который строится с помощью известного пакета Monaco Profiler, спектрофотометров GretagMacbeth и X-Rite. Подготовка файлов — в растровом процессоре TexPrint для печати по текстилю от компании ErgoSoft. Его часто используемая в «ЛюксТекстиль» функция — Key Colors для создания «ключевых цветов», позволяющих точно определить рецептуры цвета заказчика, уменьшить зернистость тканевого оттиска, вызванной каплями тёмной краски на светлом фоне. Помогает и задание на полотне повторов изображения (раппортов) в любом порядке и количестве.

Сложность технологического процесса прямой текстильной печати сказывается на цене продукции. Что, впрочем, не отпугивает модных отечественных модельеров (Дениса Симачёва и Алёну Ахмадуллину), с которыми «ЛюксТекстиль» работает. По словам Новичкова, себестоимость элегантного шёлкового шарфа размером 25х210 см — от 1500 до 2000 руб. Но развитие технологии и рост спроса на неё обязательно приведёт к падению цен, в первую очередь на чернила (натуральная ткань вряд ли подешевеет). Среди таковых используемый модельерами поплин — хлопчатобумажная ткань высшего качества с длиной продольной нити до 50-60 см.

Удобство работы со «зрельником» Rimslow Steam-X 1850 RDA обеспечивается наличием «заправочных концов» материала, предварительно проведённого по обрабатывающему тракту. Для обработки очередного рулона необходимо прикрепить его к уже выведенному из устройства краю полотна

На требующем инвестиций и специальных знаний производ-стве уже выпускают рекламную продукцию, по ряду параметров превосходящую привычные виниловые баннеры. «Ткань, — говорит Новичков, — удивительный материал, способный имитировать объём и движение. Представьте выставочный стенд, на атласном потолке которого облачное небо, а немного ниже — завеса легчайшего шифона, «плывущего» в струях обтекающего воздуха. Имитация движущихся облаков стопроцентная. Не стоит забывать и о мобильности ткани (в обычном кейсе уместится оформление небольшого стенда, для перевозки винилового аналога которого придётся заказывать «Газель»); её экологичности (аромат ткани вряд ли сравним с запахом сольвентных чернил); огромном ассортименте».

Эффект усиливается многократно, если в дело вмешивается цифровая печатная техника. Точное позиционирование изображения позволяет аккуратно разместить его на тканевой структуре, выполнить полноцветную печать. «Увы, — разводит руками Новичков, — в текстильных вузах не обучают цветоделению: невысокая точность установленных на фабриках ротационных трафаретных машин допускает лишь многоцветную печать».

Окно Color Picker растрового процессора ErgoSoft TexPrint позволяет самостоятельно создавать и сохранять в собственной библиотеке заданные оттенки в требуемых цветовых координатах

«Конечно, мы не в состоянии конкурировать по производительности (макс. скорость печати 740 TX/C — 28 м2/ч при разрешении 360х450 dpi) и тиражности с трафаретной печатью. Наше главное преимущество — оригинальные, индивидуальные и высококачественные дизайны, максимально востребованные на рынке моды и рекламных технологий» , — в заключение подчеркнул директор.

Редакция выражает благодарность фирме «Смарт-Т» за содействие в организации визита на производственный участок компании «ЛюксТекстиль».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ


Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 39