Дружественный раздел сфер влияния листового офсета и рулонной флексографии идёт полным ходом. Это подтвердил второй визит на полиграфическое предприятие, успешно развивающее обе печатные технологии1.
Завод «Спасо-Бородинские воды» (Можайск) входит в Группу компаний «Бородино» и выпускает широкий ассортимент минеральной воды, напитков и кондитерских товаров. Спектр продукции диктует технологические особенности: здесь активно печатают на невпитывающих материалах, из которых изготавливают заметную долю упаковочной и этикеточной продукции.
Заместитель директора по полиграфии Александр Коваленко – ветеран офсетной индустрии с 30-летним стажем. В большом светлом цеху – мощная KBA Rapida 105, пока что отвечающая за 85% печатаемой упаковки (бумага и картон). Этажом ниже – флексографский «филиал», в парке оборудования которого – три года функционирующая 6-красочная планетарная Bielloni и визитная карточка предприятия – приобретённая с выставки Drupa-2004, 8-красочная, работающая на УФ-красках Soma Flex Mini UVG с термостатируемым центральным печатным цилиндром.
Существенный элемент парка оборудования флексографской типографии – широкорулонный ламинатор Soma Lamiflex с макс. шириной покрытия 1370 мм (на снимке) и бобинорезальная машина Soma Pluto (ширина полотна 1300 мм) |
Как рассказал Коваленко, за два года освоена печать на плёнках всех видов (ПВХ, БОПП, полиэтилен), фольге и даже офсетной бумаге (когда клиенту нужна ролевая печать, заказы автоматически передаются на флексографский участок). Хороший показатель возможностей машины – успешная печать на лавсановой плёнке толщиной 12 мкм. Активно развиваемое направление – печать на плёнках ПВХ для рукавных термоусадочных этикеток. Закуплено и соответствующее оборудование – машина для склейки рукавов Seam-3000 американской Karville Development и агрегат Inspect 300 той же фирмы для проверки их герметичности.
Полностью сервоприводный агрегат (отдельные двигатели у формных и анилоксовых валов, центрального печатного цилиндра) экономит гильзы для рукавных форм: их требуется вдвое меньше, чем для «механических» машин, – величина раппорта плавно регулируется в пределах б±2% от номинала. Есть у технологии и оборотная сторона: принудительное скольжение форм относительно печатного цилиндра снижает их тиражестойкость.
Работа с УФ-красками на планетарной машине сопряжена с большим количеством выделяемого секционными сушками тепла, влияющего на параметры печати. Решает задачу система водяного охлаждения/подогрева, центральный элемент которой – водные котлы в верхней части машины. Каждый красочный ящик – фактически термос с двойными стенками, внутри которых циркулирует вода заданной температуры. Водяное охлаждение отвечает и за постоянно поддерживаемую температуру поверхности печатного цилиндра.
На пульте управления флексографской машины Soma Flex Mini UVG – контроль и диагностика всех параметров печати |
Для компенсации расширения печатных форм – автоматическая регулировка натиска по мере роста температуры. В этом же ряду – равномерное и точно заданное натяжение запечатываемого полотна. Как обюяснил Коваленко, оператор машины (слово «печатник» здесь явно не подходит), пользуясь расчётными таблицами, определяет величину требуемого натяжения для трёх корректирующих узлов, расположенных на центральном цилиндре, а также на входе и выходе из машины. Данные заносятся с центрального пульта управления и автоматически поддерживаются при печати. На специальном мониторе – изображение меток приводки, фиксируемое перемещающейся по ширине полотна видеокамерой.
Другой залог успеха – система монтажа форм Soma Flexmont 850 S с двумя видеомониторами и 100-кратными электронными микроскопами. Так что претензий у Коваленко к приводке нет.
«Не хуже, чем в офсете», – замечает он, давно утратив счёт регулярно чередующимся визитам на офсетный и флексографский этажи полиграфического производства.
«Перестройка мышления с офсетного на флексографское по-требовала времени и усилий. Здесь всё наоборот – и наложение красок, и подходы. Как ни странно, флексографские методы помогли при печати офсетными металлизированными красками по невпитывающим материалам. Чтобы исключить отмарывание, возникающее, когда крупный пигмент остаётся на поверхности, а связующее уходит вглубь, стали практиковать предварительное нанесение белил. Результат великолепный».
Электронные микроскопы системы монтажа форм Soma Flexmont 850S – отличный инструмент для оценки укрывистости краски. На снимке сделанная с их помощью микрофотография элемента плашки, запечатанной УФ-лаком, смешанным с имитирующим металлический цвет термостойким перламутровым пигментом |
Есть у медали и другая сторона. Касаясь традиционных проблем с кадрами, Коваленко заметил, что переучивание – не лучший способ воспитания флексографских печатников (хотя «первый номер» на Soma – печатник с большим опытом работы в ролевом офсете). «Практика показала, что лучше брать молодёжь с улицы, чем месяцами изживать постоянно дающий о себе знать офсетный опыт».
Освоение флексографской науки даётся непросто. Поиски оптимального поставщика красок отняли время: лишь третий по счёту удовлетворил требованиям к светостойкости и насыщенности. Одна из текущих проблем – печать крупнопигментной бронзовой краской на ПВХ с последующей термоусадкой здесь же изготавливаемых рукавов. Нежелательный эффект почернения плашки виден на горлышках упаковываемых банок – концентрация пигмента в узких местах становится недопустимо велика2. Среди решений – предварительное нанесение «поднимающей бронзу» жёлтой краски и растровой сетки (печать идёт с оборота). Во время нашего визита успешно прошёл интересный эксперимент – опробование на рукавах из ПВХ имитирующей бронзовый цвет краски, полученной смешиванием УФ-лака с термостойким (до 800н© С) перламутровым пигментом на основе слюды (размер частиц 25 мкм против 120 мкм в стандартных металлизированных красках).
Другая «намеченная к ликвидации» проблема – печать «высоких светов» в интервале 2–5% растра. Как отметил Коваленко, соотношение линиатур анилокса и формы у них классическое для традиционной «спиртовой» флексографии – 6,5. Но вязкие УФ-краски вносят коррективы: растровые точки «проваливаются» в ячейки анилокса.
Наглядно продемонстрированное технологами типографии преимущество флексографских УФ-красок перед спиртовыми. Изображение еловых веток на нижнем оттиске ярче и контрастнее, отчётливо видны детали (вверху – принесённый заказчиком «спиртовой» образец) |
С очевидным решением – закупкой высоколиниатурных валов (400 лин./см) – решили повременить. Причина – появление на рынке анилоксов с ячейками овальной формы (в виде «кофейных зёрен»), теоретически исключающих провалы в них точек. Другое их преимущество – заведомо больший суммарный обюём ячеек, чем у высоколиниатурных аналогов.
Среди прочих, специалистам типографии предстоит разрешить и другую загадку – прямую печать УФ-красками по металлизированной БОПП: хорошей адгезии пока удаётся добиваться лишь при использовании спиртового (! !) праймера.
Приобретением новой машины на производстве довольны: по насыщенности и яркости флексографские УФ-краски не уступают офсетным, а порой и конкурируют с глубокой печатью, ведь главная их особенность – 100% отверждение на полотне. Не менее важно отличное качество автоматической приводки.
1 См. статью «Полиграфический симбиоз», ФСП № 6, 2005.
2 О методе решения проблемы на стадии дизайна и допечатной подготовки читайте в статье Дэйва Вудса «“Кривые” этикетки» на с. 32 этого номера.