Часть вторая
В прошлый раз мы начали разговор об одной необычной программе — Expression. Она удивительна тем, что делает векторную графику практически неотличимой от некоторых видов «некомпьютерного» рисования, но до сих пор остаётся недооценённой компьютерными художниками. Продолжаем рассказ о её преимуществах с тайной надеждой изменить положение.
Конёк программы — эмуляция традиционных средств рисования: внушительные библиотеки кистей и контуров плюс растровые заливки. Сравнивать с другими векторными программами не имеет смысла — в узком секторе рисования Expression, безусловно, лучшая из-за уникальных возможностей.
Начнём с растровых заливок. Инструмент их создания есть почти у всех, но здесь распространяется не только на площадь объекта, но и на контур. А если он имеет растровую форму, заливка распространяется согласно карте прозрачности контура. Это проще проиллюстрировать (рис. 1).
Рис. 1. Вращение плоскости рисунка облегчает штриховку под нужным углом |
Не трудно догадаться, что входящая в комплект библиотека растровых (и векторных) заливок (Pattern), несмотря на внушительность списка, очень быстро покажется вам ограниченной: непременно захочется её пополнить. Это просто — выбираете значок Image fill и добавляете (+) свой файл бесшовной текстуры. Теперь можно применять заливку к любому объекту и/или его контуру. Замечу, что в программе есть досадная недоработка: текстурам нельзя присвоить разные оттенки цветов. Если решили, что помятая бумага должна быть не серого оттенка, а коричневого, придётся на время покинуть Expression и разукрасить шаблон другими средствами.
Тем, кому рисование в Expression покажется удобным и естественным, очень пригодится функция вращения рабочего пространства (View l Rotate Clockwise — рис. 2). Если работа изобилует штриховкой, с её помощью вы освободитесь от необходимости вращать планшет и изворачиваться самому, чтобы штриховать под необходимым наклоном. К сожалению, шаг вращения фиксированный, хотя его значение можно выбрать в настройках.
Рис. 2. Заливка различными растровыми текстурами: объектов (a), объектов и их контуров (b). Значок, открывающий библиотеку заливок (1). «Наступаем» на «+» (2) и добавляем необходимый файл с узором. Простота реализации Warp-эфекта (3) и Perspective transform (4) |
Одна из самых полезных функций — перспективная трансформация (perspective transform), в терминологии Adobe — free distort. Пользовавшиеся ею в Adobe Illustrator знают, насколько это неудобно. В Expression всё намного проще и изящнее. Как и должно быть! Выделяете объект и тянете «узелки». Результат, естественно, виден тут же, а вот Adobe Illustrator этого пока не умеет.
Несколько слов о работе с растровыми объектами. И здесь у пакета тоже ряд преимуществ. Как и в большинстве других современных векторных программ, можно трансформировать объект, а ещё обрабатывать фильтрами из библиотеки Photoshop и даже редактировать — получается «карманный» растровый редактор. Но наибольшего почтения достоин Warp-эффект (рис. 1), более эффективный и наглядный, чем в программах обработки растровых изображений, где его давно ждут в таком виде! Количество редактируемых узлов можно изменять, а эффект применять не только к растровым объектам.
Рассказ будет не объективен, если не упомянуть о существенных недостатках. Интерфейс Expression не сразу понятен. По-видимому, виной тому корейское происхождение программы. Но самое неприятное — работа со слоями. Да, их можно создавать, удалять, переименовывать, «замыкать», перекрашивать и применять к ним различные режимы отображения. Но слои не могут накладываться разными методами! И хотя таковыми пользуются далеко не все, трудно представить современную программу, которая не в состоянии наложить объекты методом Multiplay, не говоря о более изысканных и реже применяемых Screen и Overlay.
Экспорт файлов в другие форматы необыкновенно долог. Если компьютер не особо мощен, а файл с картинкой содержит штрихованные объекты и мелкие детали, надо заранее настроиться на перерыв (успеете выпить чашечку кофе).
Остаётся надеяться, что нынешние разработчики сделают всё, чтобы модуль графического дизайна Micrisoft Acrylyc (выросший из Expression) соответствовал современным требованиям к программам для компьютерных художников. Причём до того, как оригинальные наработки превратятся в привычный набор средств, присущий лидерам индустрии. В противном случае, Expression и его последователи могут спокойно удалиться на чердак истории, а продукт останется в памяти как забавная программа, подтолкнувшая индустрию к следующему витку.
Об авторе: Олег Тищенков (http://olegti.design.ru), иллюстратор «Студии Лебедева».