101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Зачем и как управлять погодой?

  • Сергей Маликов
  • 3 апреля 2006 г.
  • 5551

Сергей Маликов

В эпоху повсеместной борьбы за качество печатной продукции самое время позаботиться о микроклимате в типографии — важнейшей составляющей производственного процесса. Качество полиграфической продукции зависит от запечатываемого материала, технологии, оборудования и климатических условий в помещении, где оно установлено. Все типографии сталкивались с проблемами, ими обусловленными. Жаль, что персонал часто не осознаёт истинной причины…

Основные параметры, влияющие на качество продукции, — температура и влажность. Оптимальная температура для печати 19–25 °С, относительная влажность 40–60%. Важно и их постоянство. Частенько большую часть дня они в норме, но при открывании ворот или дверей для приёма бумаги или отгрузки готовых тиражей резко меняются. А значит, жди проблем при печати. Причём их масштаб прямо пропорционален разнице в параметрах климата в помещении и за его пределами.

Совокупность показателей температуры и влажности и их постоянство определяет стабильность свойств запечатываемых материалов. Разделим основные проблемы, связанные с климатом, на группы.

  • Сложности при подаче запечатываемого материала.
  • Изменение геометрических параметров материала при прохождении через листопроводящую систему под натиском.
  • Сложности при укладке готовой продукции на приёмно-выводном устройстве.

К первой группе относятся последствия образования статического электричества из-за низкой влажности в помещении: листы при подаче с самонаклада перемещаются по столу не отдельно, а удерживаются друг другом, плохо отделяются, перекашиваются и цепляются за стол. При очень низких значениях влажности в помещении берёшь один лист, а к нему примагничиваются ещё несколько. Это актуально для тонкой бумаги и специализированных запечатываемых материалов. Многие производители печатного оборудования устанавливают на самонакладе специальные устройства — антистатические планки и раздувы различных конструкций. Они ионизируют воздух на подаче и помогают нейтрализовать электростатический заряд на поверхности листа.

Во второй группе имеем дело с геометрией изображения, переносимого на материал, который не является абсолютно жёстким. При печати на односекционной машине многокрасочного изображения бумага перекладывается с приёмного устройства на самонаклад несколько раз. При больших тиражах паузы между прогонами велики. За это время бумага в помещении с низкой влажностью и высокой температурой успевает изменить геометрические параметры, и при печати следующей краски возникают проблемы с совмещением изображения. Направление изменения геометрических параметров запечатываемого материала в большинстве случаев связанно с направлением волокон материала. Если направление волокон материала вдоль оси печатного цилиндра, то изменения геометрии происходят по направлению движения листа. Если же направление волокон материала расположено под углом 90° к оси печатного цилиндра, то геометрические искажения наблюдаются в направлении, перпендикулярном движению листа.

Перейдём к третьей группе. Бумага, проходящая через листопроводящий тракт машины во время печати, соприкасается с поверхностями цилиндров и набирает статический заряд. Если скорость велика, при выводе запечатанные листы складываются неровно, приёмное устройство забивается, и машина останавливается. Во избежание этого производители оборудования ставят на приёмку вспомогательные устройства, снижающие влияние статики. Но даже они не помогут, если климатические параметры не укладываются в нормы.

В некоторых типографиях при низких показателях влажности применяют «дедовский» способ: обильно увлажняют пол, развешивают мокрые полотенца или тряпки на радиаторах отопления. Но куда эффективнее использовать системы увлажнения воздуха (поставщиков хоть отбавляй), как правило, оснащённых устройствами обратной связи, постоянно отслеживающими изменения влажности и в автоматическом режиме поддерживающими заданные параметры. А можно ли использовать бытовые увлажнители воздуха? Во-первых, они не рассчитаны на кубатуру типографских помещений, чтобы обеспечить необходимую влажность, их потребуется несколько. Во-вторых, профессиональные системы, в отличие от бытовых, располагаются на потолках и действуют по всем направлениям.

Но влажность — не единственный климатический параметр, влияющий на качество печати. При нормальной влажности, но запредельной температуре возникают иные сложности. Если в помещении теплее 25 °С, печатная краска меняет физические свойства, что приводит к нестабильной её плотности в тираже и по полю изображения. При температуре ниже 15 °С краска становится густой, отсюда выщипывание и прилипание запечатываемого материала к офсетному полотну.

Недооценка важности соблюдения основных климатических параметров может вызвать жестокое разочарование при взгляде на готовый тираж. И только отлаженная технология гарантирует стабильное качество.

Об авторе: Сергей Маликов (220@terraprint.ru), технический директор «Терра Принт».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ


Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 40