101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Правильная бумага

  • Сергей Сергеев
  • 25 апреля 2008 г.
  • 9091

Сергей СергеевГладко было на бумаге | В конце второго тысячелетия на 1/6 части суши функционировала Комплексная система управления качеством полиграфической продукции. Она предусматривала обязательный входной контроль соответствия свойств полиграфических материалов (в первую очередь — бумаги) отраслевым стандартам. И даже отбор проб бумаги должен был осуществляться по стандарту — по ГОСТ 8047-78; был и ГОСТ 20807-75 на метод определения её печатно-технических свойств.

Качество определяли пошагово, начиная с поиска внешних дефектов — складок и морщин, волнистости, сорности и пр. Брак поставщику возвращали сразу, если выявленный объём превышал 1% в партии мелованной бумаги и 2% в офсетной. При этом партией считалось любое количество бумаги одного наименования, имевшее общие сопроводительные документы.

Пусть ныне мы и не очень признаём всякие ОСТы и ГОСТы, но любой товар должен сопровождаться документацией, например, паспортом соответствия, в котором зафиксированы основные характеристики. И если для бумаги они отличаются от декларированных, её использование для полиграфических целей чревато проблемами.

Что делать? | В нашей жизни всё регламентируется. В стране — конституцией, в армии — уставом, а в полиграфии — технологическими инструкциями (ТИ), в частности, для офсетной печати, которые содержат раздел: «Подготовка бумаги для печатания тиража». Они предполагают обязательное наличие у заказчика информации от поставщика или продавца: рекомендаций о применимости бумаги для данного способа печати и вида издательской продукции; обязательно — минимально необходимый перечень её печатно-технических характеристик. Их требуется проверить: бумага — материал сложный и даже капризный.

Бумага должна вылежаться | После отлива бумага высушивается до определённого содержания влаги в волокнах (3-5%) и изменяется в размере: вытягивается в продольном направлении и усаживается в поперечном. В ней присутствуют напряжения — временные исчезают в течение первых 24-36 часов, остаточные же в листовой бумаге сохраняются до месяца, а в рулонной — более 3-х, в зависимости от условий хранения. «Отсутствие выдержки» напрямую влияет на качество и потребительские свойства будущего издания.

Что стерпит бумага | Прежде всего она должна обладать определёнными механическими свойствами, чтобы пройти через бумагоподающую, бумагопроводящую и бумагоприёмную системы, а также печатные секции машины.

Механические свойства:

  • прочностные — сопротивление разрушению при механических воздействиях в машине;
  • деформационные — реакция бумаги на нагрузки в процессе печати (они же отвечают за эксплуатационные свойства готового изделия).
  • При прохождении через печатную машину бумага должна воспринять и зафиксировать от одного до нескольких красочных изображений. Значит, должна обладать:
  • краскоёмкостью;
  • впитывающей способностью.

Любые виды бумаги (особенно офсетные) должны обладать влагопрочностью, а также оптическими свойствами, поскольку качество оттиска оценивается визуально. Всё это дополняют потребительские свойства, определяемые требованиями к готовому изделию.

Окончательный анализ | Прочностные характеристики бумаги выражаются прочностью на разрыв и удлинением при растяжении. При этом предел прочности бумаги характеризуется её разрывной длиной.

Для рулонных печатных машин важно относительное удлинение бумаги. Чем оно выше, тем лучше: мягкая бумага менее подвержена разрывам, чем жёсткая.

Знание прочности бумаги на раздирание, определяющей усилие её разрыва от передней кромки, определит её поведение в захватах листовой машины. А прочность поверхностного слоя скажет о сопротивлении трению и пылении в процессе печати.

Если при настройке бумагопроводящей системы нас интересует в первую очередь деформация бумаги при растяжении, то для настройки печатных секций — деформация сжатия, влияющая на эффективную гладкость её поверхности.

От гладкости, точнее, микрошероховатости, плавно переходим к краскоёмкости, определяемой количеством краски, заполняющей неровности поверхности бумаги. Если говорить о печатном процессе, структура поверхности определяет смачиваемость краской, т. е. притяжение краски поверхностью бумаги, а также её впитывающую способность, выраженную в способности бумаги не только смачиваться, но и впитывать краску.

Дать бумаге ход | Для подготовки к печати должна приниматься только проверенная бумага. Под этим в первую очередь подразумевается акклиматизация. Необходимость в ней возникает, когда условия хранения или транспортировки бумаги отличаются от климата печатного цеха офсетной печати, т. е. практически всегда.

Цель — минимизация деформации бумаги при печати, вплоть до полного устранения. При этом должны исключаться такие проблемы, как скручивание бумаги, волнистость и пр. Можно печатать и на бумаге «с колёс», но только если её влажность выше влажности в цехе не более чем на 1-2%, а это тоже нужно проверить.

Влажность тиражной бумаги должна быть равной относительной влажности атмосферы печатного цеха, желательно с учётом увлажнения бумаги при печати. То есть акклиматизацию следует проводить при относительной влажности, превышающей влажность воздуха печатного цеха, что и должно обеспечить равновесную влажность бумаги. За счёт этого при печати влажность бумаги уже не увеличится, что гарантирует неизменность размеров оттисков. Чем исходная влажность бумаги будет ниже 6%, тем больше затруднений вызовет (и займёт времени) акклиматизация. Относительная влажность воздуха в помещении для неё должна быть на 5-8% больше, чем в печатном цеху.

Вышеупомянутые ТИ дают рекомендации по продолжительности температурной акклиматизации бумаги в зависимости от её веса и начального перепада температур. Так что можно и справиться — при желании.

После завершения акклиматизации бумагу выдерживают в стапеле не менее 36 часов, после чего передают для подрезки (подготовительная операция) или прямо на печатную машину.

И только тогда бумага придётся по вкусу печатной машине, которая, урча от удовольствия, создаст шедевр…

Об авторе: Сергей Александрович Сергеев (sergeev@animar.ru ), к. т. н., доцент МГУП, технический директор «Анимар».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Стерео/варио для начинающих

В попытках привлечь внимание потребителя создатели печатных продуктов, особенно рекламных, всё чаще экспериментируют с необычными визуальными формами. Одна из них, известная ещё с 80-х годов прошлого века по "переливающимся" календарикам, обязана своим су



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 40