101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Ох уж этот Silk...

  • Сергей Сергеев
  • 4 апреля 2008 г.
  • 7268

Сергей СергеевО рачительности

Лаборатория в современной типографии считается непозволительной роскошью, поэтому столь редки приборная база и профессионалы на входном контроле полиграфических материалов. Вроде бы, достаточно вахтёрши со счётами: всё принимается пачками, тоннами, паллетами.

А ведь ничтожная (по сравнению с общими затратами на производство) экономия может выйти боком. Оставим за скобками конфликтные ситуации, но осложнения бывают и с определёнными типами полиграфических материалов. Их надо предвидеть и помнить, что качество оттиска начинается с бумаги.

Меловка матовая

Речь не о качестве бумаги вообще, а об особенностях печати на ней. Вот перечень проблем, к которым надо быть готовым.

Одна из причин дефектного оттиска — неравномерное мелование (осветите в темноте испытуемый лист источником УФ-света — чем ярче участок бумаги, тем толще меловой слой), приводящее к неравномерному впитыванию связующего краски, особенно при работе с жёстким декелем. В первую очередь это заметно на «плашках», выявляющих дефект перед заказчиком (который, кстати, и привёз бумагу). Для компенсации увеличивают давление печати, иногда вызывающее нежелательное растискивание, искажающее мелкие детали оттиска. Следствие — смещение листов в захватах, что при многокрасочной печати скажется на точности совмещения цветов.

Дабы откорректировать вязкость краски, способность к раскатыванию, в неё вводят олифу, мягчительную пасту или прозрачные белила. Но тут может снизиться интенсивность оттиска. Да и выполняется процедура, как правило, «на глазок», в кипсейке, и при повторных или «длинных» тиражах стабильности не жди. Плюс на «длинных» тиражах с не новым увлажняющим раствором «разбавленные» краски склонны образовывать сгустки на красочных валиках и т. д. (чем дальше, тем страшней).

Если увеличить общую подачу краски, красочный слой станет неравномерным, с избыточной толщиной на участках бумаги с повышенной концентрацией мелового покрытия, т. е. слабо впитывающих.

В любом случае компенсация этого дефекта бумаги доступными средствами сопряжена с риском отмарывания: лечим одну болезнь и приобретаем другую.

Чудеса на тиражах

Ощутимый дефект матовой мелованной бумаги — недостаточная или неравномерная связь мелового слоя с её основой. Наибольшая неприятность — расслоение и локальный отрыв поверхностного слоя или частичный сдвиг. Это приводит к местному продаву офсетного полотна, причём, с большой вероятностью, на всех секциях, поскольку вызванное расслоением листа его утолщение не всегда обнаруживают датчики машины. А проявляется дефект не всегда — важны степень заполнения формы печатными элементами и скорость печати, определяющая усилие разрыва красочного слоя между печатающими элементами формы/резины и печатными элементами оттиска. Печально, если брак возникнет не на приладке, а на рабочих скоростях печати тиража…

Неприятность поменьше — выщипывание частиц меловой поверхности бумаги печатающими элементами офсетной резины и оседание на них и печатной форме. Результат — «рябь» на печатных элементах оттисков, наиболее заметная при их больших площадях, особенно многоцветных, сформированных, например, из нескольких красок СMYK.

Микрочастицы на поверхности соседних листов матовой мелованной бумаги при печати могут создать трение, что приведёт к частичному «снятию» ими не закрепившегося красочного слоя печатных элементов соседних оттисков.

Можно, конечно, уменьшить скорость печати, увеличив время первичного закрепления красочного слоя. Можно просто печатать быстро закрепляющимися или красками повышенной прочности к механическому истиранию. Или вводить сиккативы, чётко представляя, «сколько вешать в граммах».

Отмечу, что суспензия для поверхностного мелования бумаги готовится на основе щёлочного связующего, pH которого бывает и 8. Но pH увлажняющего раствора в машине редко ниже 5,9, и щёлочная реакция мелового слоя бумаги может вызвать тенение пробелов. Увеличить подачу увлажняющего раствора? Тогда частично растворится связующее, а меловые частицы будут накапливаться на офсетном полотне и печатной форме (со всеми вытекающими последствиями) или засорять увлажнение. Поэтому перед печатью на матовой бумаге хорошо бы не только откорректировать текущее значение pH увлажнения, но и оценить суммарную площадь пробелов на листе.

И при этом

Все технологические инструкции по подготовке бумаги для печати надо выполнять неукоснительно. Бумага должна пройти акклиматизацию, причём в фабричной упаковке. Продолжительность зависит от разницы температуры и влажности тиражной бумаги и атмосферы печатного цеха, объёма пачек или величины паллет, но редко бывает меньше 48 часов.

Чтобы избежать образования «марашек», вызванных подрезкой бумаги на заданный формат, лучше «подчистить» её встречным резом и зачистить края стопы щёткой.

Нужно управлять значением pH увлажнения, не увлекаясь повышением подач.

Соблюдайте принцип: зарядка–смывка. При ёмкости самонаклада 8-10 тыс. листов машина накопит за время печати достаточно грязи в печатных секциях. Поэтому во время перезарядки самонаклада следует смыть печатные формы и офсетные полотна на всех секциях — всё равно первые листы при запуске «уйдут» для восстановления требуемого баланса краска/вода на форме.

Чтобы обезопасить бумагу от выщипывания печатающими элементами формы/резины, не следует:

  • печатать на не разогретой машине;
  • использовать краски повышенной вязкости;
  • превышать рекомендуемые инструкциями визуальные плотности плашек для матовых мелованных марок бумаги.

Во избежание склеивания или перетискивания оттисков не допускайте большую высоту стопы в приёмном стапеле.

Противоотмарочный порошок с силиконовым покрытием и зернистостью, соответствующей удельной массе тиражной бумаги, обеспечит
в приёмном стапеле наилучшее скольжение листов и распределится между листами, группируясь в местах наибольшей суммарной площади печатных элементов оттисков.

Матовой «меловки» не следует бояться, но и превращать работу на ней в «русскую рулетку» тоже не стоит. p

Об авторе: Сергей Александрович Сергеев (sergeev@animar.ru ), к. т. н., доцент МГУП, технический директор «Анимар».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Стерео/варио для начинающих

В попытках привлечь внимание потребителя создатели печатных продуктов, особенно рекламных, всё чаще экспериментируют с необычными визуальными формами. Одна из них, известная ещё с 80-х годов прошлого века по "переливающимся" календарикам, обязана своим су



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 39