101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Отмарывание и перетискивание

  • Сергей Сергеев
  • 4 марта 2008 г.
  • 20549

Сергей Сергеев

Что это?

Отмарывание — переход не закрепившейся краски с лицевой стороны предыдущего оттиска на оборотную сторону последующего листа в процессе печати.

Перетискивание — частный случай отмарывания, когда не закрепившаяся краска с предыдущего листа переходит на оборот последующего под весом стопы листов.

В полиграфическом обиходе эти понятия объединяются, обозначая обидный вид брака: вроде бы отпечатали всё хорошо, а вышел «косяк»… А может, печатник, в силу исторической принадлежности к концу технологического процесса, просто оказался «крайним»?

Почему?

Первично краска закрепляется на оттиске после окисления связующего — полимеризации с образованием на поверхности красочного слоя эластичной плёнки, которая и препятствует отмарыванию оттиска. Связующее также частично впитывается между волокнами бумаги, в результате чего печатный элемент закрепляется на оттиске.

В плоской офсетной печати толщина красочного слоя печатных элементов оттиска одинакова по всей площади и составляет не более 1,5 мкм. Зачастую этого мало для требуемой насыщенности оттиска, но вполне достаточно для возникновения брака.

Даже самой напичканной современными средствами контроля и управления качеством печатной машине далеко до инструментов допечатных процессов, когда речь заходит об управлении толщиной красочной плёнки. Ведь именно допечать задаёт распределение относительных площадей растровых точек на отдельной полосе и формирует спуски полос. Чем правильнее всё зададим, тем легче отпечатаем и отделаем!

Следует помнить, что в растровых оттисках часть печатных элементов СМУК, как правило, накладываются друг на друга. Это связано с самим принципом цветной растровой печати — автотипным синтезом. В результате от 2-х до всех 4-х печатных элементов 4-красочного оттиска могут быть наложены друг на друга.

Если задать интенсивный чёрный цвет на оттиске из СМУК с суммарным значением относительных площадей растровых элементов в 400%, то при печати со скоростью 10 тыс. отт. и выше сохнуть такому «бутерброду» красочных слоёв будет и некогда, и некуда. Чем грамотнее будет задано распределение относительных площадей печатных элементов оттиска на допечатной стадии, тем меньше вероятность отмарывания при печати и перетискивания в стопе.

Допечатка

Существуют процедуры вычитания цветных красок из-под чёрной (UCR) и частичной замены цветных красок на чёрную в нейтрально-серых участках (GCR). Заданное в Photoshop (панель Color settings) «по умолчанию» значение суммарного красочного покрытия (total ink limit) 300% частично оберегает будущий тираж от отмарывания.

А грамотное применение профиля избавит, в том числе, и от отмарывания.

Краска + вода

Но и грамотная допечатная подготовка не страхует от отмарывания, поскольку ошибиться можно и при печати.

Например, если не контролировать максимальные оптические плотности наносимых красочных слоёв СМУК (т. е. их толщину), а «валить» краску «по красоте», расплатой за это будет отмарывание.

Когда же нужно печатать ярко, красочно и с превышением денситометрических норм, лучше использовать, например, высокоинтенсивные краски. Подойдут они и для серийных работ — для достижения требуемых визуальных плотностей оттиска можно уменьшить толщину красочных слоёв, что повысит скорость их закрепления на оттиске и убережёт от отмарывания.

Причиной отмарывания может быть неправильно подобранная кислотность увлажняющего раствора или его повышенная подача из-за невнимательного отношения к увлажнению. Зачастую имеющиеся pH-метр и спиртомер используются не для ежедневных замеров, а только при полной замене увлажнения. И дело здесь не только в лени и нежелании печатника. Эти приборы хрупки и капризны, а в сумме стоят больше 500 долл. Поэтому контроль увлажняющего раствора с обязательным фиксированием значений в специальном журнале лучше доверить технологу или мастеру.

В любом случае, следует проводить регулярную промывку системы увлажнения и замену раствора, например, во время ежемесячной профилактики машины.

Бумага

Одна из причин отмарывания — бумага, «набравшая» статическое электричество. Для его устранения в печатной машине включают нейтрализаторы и (дополнительно) используют спрей-антистатик.

Отмарывание может возникнуть и при печати на бумаге с большой относительной влажностью. Универсальна принудительная акклиматизация тиражной бумаги, скажем, её прогоном через машину без печати.

Но если заказ срочный, в краску или увлажняющий раствор можно ввести сиккатив. Концентрация его меняется в зависимости от серии красок, но не должна превышать рекомендованную фирмой-изготовителем, иначе эффект будет обратным.

Перетискивание устраняет противоотмарывающий порошок (при двусторонней печати — только на втором прогоне). Его гранулярность обязательно должна соответствовать удельной массе бумаги. Для визуального контроля регулировки подачи порошка можно запечатать часть тиражных листов сплошной «плашкой» контрастного цвета (лучше чёрного) и прогнать через машину без печати при включённом противоотмарывающем аппарате.

И не только

Но любой идеально подготовленный и отпечатанный тираж не застрахован от перетискивания, поскольку он пока «ничейный»: его уже отпечатали, но ещё никому не передали.

Причиной могут быть грязные противоотмарочные полотна на печатных и передаточных цилиндрах. Поскольку моют их чем придётся (вплоть до ацетона), то лучше раз потратиться на их замену, чем многократно терять деньги на перепечатках.

Среди причин — банальная выбоина в полу перед приёмкой, на которую регулярно наезжает тележка с отпечатанными листами (при этом часть стопы сдвигается); слишком узкое пространство между стапелями свежеотпечатанной продукции, на которые регулярно натыкается погрузчик; желание оперативно порезать тираж. Всё это приводит к отмарыванию или перетискиванию. Впрочем, как назвать брак, уже не важно — тираж-то всё равно перепечатывать…

Об авторе: Сергей Александрович Сергеев (sergeev@animar.ru), к. т. н., доцент МГУП, технический директор «Анимар».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Стерео/варио для начинающих

В попытках привлечь внимание потребителя создатели печатных продуктов, особенно рекламных, всё чаще экспериментируют с необычными визуальными формами. Одна из них, известная ещё с 80-х годов прошлого века по "переливающимся" календарикам, обязана своим су



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 38