Метод нерезких разностей в применении к задаче одновременной коррекции нескольких цветов.
Представьте, что отсканировали негатив с высоким разрешением. И сделали это, выставив на интерфейсе сканера галочку «негатив». Естественно, получилась знакомая картина «рваных цветов».
Негативная плёнка рассчитана на обычную фотопечать, где тонкие эффекты наложения красителей при рассматривании отпечатка в отражённом свете приводят совсем к другому представлению цвета, чем на слайдах. ПО сканера пытается исправить яркость, тон и насыщенность цветов. Но, имея дело с цветной зернистой структурой скана, сталкивается с объективно неразрешимой задачей. Ведь зелень при высоком разрешении состоит не только из зелёных зёрен, но и жёлтых, синих, бурых. И каждое весьма далеко от того средне-зелёного, который драйвер сканера пытается исправить, захватывая лишь небольшую часть изображения, часть зёрен. Остальные и не шелохнутся. И чтобы добиться нужного изменения цвета в среднем, программа сверх меры уводит зелёный в запредельные дали цветового пространства. А это — катастрофа: от зелени остаются одни лохмотья…
Но вам пока ещё не пришла в голову эта мысль. Вы убираете галочку и сканируете снова (как диапозитив). Надеюсь, не забыли поставить галочку «16 бит на канал»? Иначе, даже если выставлены предварительные установки по балансу, всё равно можно ожидать значительной цветокоррекции. А отсутствие достаточного количества градаций яркостей приводит их к непоправимому «слипанию» (постеризации).
После сканирования вы — уже в Photoshop — установили с помощью Levels и Curves диапазоны уровней в каналах и гаммы. И обнаружили, что и при правильном балансе по серому получается что-то не то: зелень остаётся очень яркой, изрядно салатного оттенка, жёлтые дорожки — приторно-кремового цвета, а синее небо, которое так красиво получается на слайдах, бледновато.
И вам всё равно предстоит та же самая работа, в бессилии перед которой только что выпустил последние биты какой-нибудь «Супер-Кул-Скан». И снова — Hue/Saturation, Replace color…
Получается неважно. Тогда вы вспоминаете прочитанное где-то: «Давайте сгладим цветовую составляющую картинки — и всё будет хорошо». И действительно, у умирающей картинки начинает что-то подрагивать и смягчаться. Управлять цветами становится легче. Но! Вы видите, что даже до начала первой коррекции всё изображение уже безнадёжно испорчено: маленькие цветовые пятна приняли цвет фона, исчезла игра цветов, губы стали жёлтого оттенка и т. д.
Тогда самые мудрые поступят просто, как наши дедушки с ванночками: начнут тем или иным способом выделять области в снимке, размывать выделения и сквозь них корректировать местный цветобаланс. Остаётся последний шаг: понять, что достойный внук своего дедушки сделал на самом деле.
Он выделил некий средний цвет, например, той же зелени (условно говоря, «прищурив глаз»), и сделал общий сдвиг цветов в этой области. Иными словами — к резкому изображению добавил нерезкие поправки. Да, жёлтые одуванчики «поехали» вместе с зеленью, но цветовой контраст между ними полностью сохранился! И никаких разрывов при творческих родах! Остаётся только оформить это формальной процедурой.
Возьмём типичную картинку простой деревенской жизни, снятую на негатив (рис. 1 и 2), для которой уже откорректированы уровни и сделан баланс по серому. Сначала «сделаем прививку» от метода размытия цветового компонента (копия размывается и накладывается на оригинал в режиме Color; либо, переходя временно в Lab, размывают цветовые каналы), чтобы закрыть этот вопрос навсегда.
1 |
2 |
На рис. 3 мы видим, что одуванчики резко позеленели, губы посерели, а зубы стали розовыми (девушка-вамп). Мы всё видим. Даже не начав коррекцию как таковую, уже имеем брак по всему кадру. Поэтому возвращаемся к оригиналу и двигаемся впредь только верной дорогой.
Дублируем оригинал (Background) и немного размываем (Gaussian Blur) до такой степени, чтобы полностью сгладить зерно (рис. 4), но не более!
3 |
4 |
Снова дублируем размытый слой. И приступаем к коррекциям, не смущаясь, что смотреть приходится на нерезкую картинку.
Использовать можно весь спектр средств. Только помните: Selective Color работает, лишь пока вы остаётесь в пространстве RGB. В нашем случае для простоты используем лишь Replace Color (Image l Adjustments l Replace Color…), вставив его в Action несколько раз подряд. Сначала выделяем и притемняем зелень (рис. 5), затем высветляем телесные тона (рис. 6), далее — синеватые рефлексы от неба под глазами (рис. 7). В этом случае изменить потребовалось не только светлоту, но и оттенок.
5 |
6 |
7 |
Теперь у нас есть два размытых слоя: с исходными цветами и яркостями (слой Blurred Color) и с изменёнными (слой Blurred Color`Corrected). Получим их разности Delta(L, a, b). Переименуем для порядка изменённый слой и (уже находясь в Lab) начнём вычитать из всех его каналов L, a, b соответствующие каналы размытого слоя с исходными цветами (рис. 8—10). Получили вот такую «разностную» девушку (рис. 11). Немного дополнительно размоем её изображение (R — 0,5-0,7 пикселя), поскольку группы цветов в инструменте Replace Color выделяются довольно грубо, линейно (рис. 12).
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Следующий шаг: уничтожаем ненужный теперь размытый слой с исходными цветами, выделяем созданную загодя копию оригинала (т. е. резкую копию) и прибавляем к его резким каналам L, a, b соответствующие нерезкие, только что полученные разности. На рис. 13 и 14 показано состояние канала до и после операции сложения, а на рис. 15 — результат для одного из цветовых каналов (b). Не смущайтесь, что на скриншоте в диалоговом окне всё наоборот: вместо Add стоит Subtract, включена галочка Invert, и вместо offset = -127 стоит +127. Просто Photoshop 8.0 начинает сбоить, если в 16-битном режиме значение offset окажется меньше нуля… Кстати, можно было использовать режим наложения Linear Light, но с Opacity = 50%.
13 |
14 |
15 |
Подходим к финишу. Сравним результаты. Для строгости во время каждого применения Replace Color я записал его параметры и повторил процедуру с нулевым размытием (это эквивалентно случаю, когда инструмент напрямую применяется к резкому оригиналу), без всяких сложных ходов в Lab и обратно. Прямое применение Replace Color привело к поистине трагическим результатам на зелени, лице девушки и особенно под добродушным глазом молодого человека. А использование нерезких разностей, применённых к резкому оригиналу, дало совершенно естественный эффект. Сравните рис. 16—18, где последовательно показаны оригинал, прямое применение Replace Color и, наконец, метод нерезких разностей.
16 |
17 |
18 |
Представим на обозрение общую картинку, на которой я дополнительно притемнил и сделал насыщенней небо и немножко побаловался с песочком (рис. 20; оригинал на рис. 19).
Разохотившись, я попробовал было и тёмно-сиреневую маечку джентльмена заменить на какую-нибудь ярко-зелёную тем же способом. Просто хотел узнать, что получится. Но всему есть предел, и добрый дух Photoshop осторожно удержал меня за манжетку…
19 |
20 |
Разумеется, никто не отменял эффективности коррекции разных участков изображения сквозь нерезкие маски. Более того, самые аккуратные результаты (хотя и за существенно большее время) получаются именно так. Здесь тоже есть что улучшить. Например, заставить удобный инструмент Color Range реагировать только на цвет, но не на яркость. Можно вообще от него отказаться и создавать более гармоничную маску, используя некоторые манипуляции в Lab с выбранным цветом и режимом наложения Difference (правда, тогда нельзя делать добавления к цветам). Причём естественно и легко получаются независимые маски для яркости и цвета, которые потом объединяются, как вам заблагорассудится (см. метод Relative Saturation, Publish ? 2, с. 90).
Об авторе: Александр Юферев (http://www.photographer.ru/~shu-yu), независимый автор.
Динамическое управление слой-масками
В Photoshop возможно до некоторой степени динамически управлять слой-масками и смешивать их. Пусть, например, мы создали две их составляющие (яркостную и цветовую) и хотим применить, не смешивая физически. Для этого над Adjustment Layer, который осуществляет нужную коррекцию (но без маски), помещаем два слоя (например, неизменённые Curves) с инвертированными масками обоих типов и назначаем слоям режим Knockout Shallow. Белые места масок слоёв отменяют действие корректирующего слоя, а их действие суммируется. Дублируя слои, можно динамически сужать «эффективную» маску в той или иной её составляющей.