В декабрьском номере лицензии Publish — ведущего американского полиграфического журнала American Printer, опубликована статья Боба Розена «8 признаков успешного руководителя типографии». Это продолжение разговора, начатого известным консультантом по печатной индустрии в программном материале с жизнеутверждающим названием «Кто доживёт до выставки Print’05?». Розен делает нелицеприятный анализ положения в полиграфической отрасли (речь о США, но скоро вы поймёте, что это несущественно). Я бы назвал это анамнезом, в медицинских терминах. Диагноз неутешительный: дела индустрии плохи, пациент скорее жив, чем мёртв; доктор, мы его теряем!
Меня прежде всего поразила откровенность рассуждений автора о бедственном положении отрасли, к которой он имеет прямое отношение. В нашей отраслевой прессе практически не встретишь столь искренних и прямых слов. В том числе потому, что разговор о насущных делах ведут действующие полиграфисты: руководители и специалисты типографий. Это относится и к отраслевой прессе, и к свободным площадкам типа Print-Forum. Люди полагают, что открытый разговор о трудной доле полиграфиста может быть интерпретирован конкурентами (или клиентами) как свидетельство слабости и нестабильности предприятия. И, в определённой мере, правы.
Откровенный разговор могут и должны вести люди, глубоко интегрированные в рынок, но не связанные жёсткими рамками дозирования информации в условиях межкорпоративной конкуренции. Я говорю о полиграфистах-консультантах, каковым Розен и является.
Проблема в том, что на нашем рынке такой категории не существует. Точка. Отраслью они пока не востребованы. И это ещё одно доказательство слабости и разобщённости отечественной полиграфии.
«Боже, как грустна наша…»
Упомянутая статья интересна тем, что практически всё, сказанное автором, актуально и для нашего рынка. Порой мне казалось, что Розен писал не об Америке, а про нас с вами.
Вот тезисы его статьи.
Положение в отрасли тяжёлое: лишь четверть типографий получает достаточную для нормального существования прибыль. Причины:
- неспособность большинства типографий поддерживать стабильный уровень продаж;
- неэффективность их работы;
- убийственно низкий уровень цен как результат борьбы типографий за клиента в условиях низкой загрузки и неспособности привлечь заказчика, иначе как снижая и снижая цены.
На положение в индустрии негативно влияют семь объективных факторов («ледниковых сил») :
- значительный объём недозагруженных мощностей;
- убийственная ценовая конкуренция;
- возрастающая от месяца к месяцу непредсказуемость уровня продаж;
- вынуждаемые прогрессом постоянные инвестиции в модернизацию производства;
- рост стоимости оборудования;
- рост требований клиентов, настаивающих на повышении уровня услуг и снижении цен;
- нежелание акционеров продолжать инвестиции без существенных прибылей.
Коренных изменений к лучшему автор не предвидит. Всё больше типографий, не находя возможностей для выживания, будут уходить с рынка, но процесс, к сожалению, не настолько интенсивен, чтобы значительно облегчить положение тех, кто остаётся.
Исторический факт
В фильме «Солдат Джейн» мастер-сержант, в блистательном исполнении Вигго Мортенсена, говорит курсантам, прибывшим для обучения на «морских котиков»: «60% из вас не дотянут до окончания курса. Откуда я знаю? Это исторический факт».
Оставляя в стороне некоторое любование собственным скептицизмом, характерное для Розена, следует признать: в целом, он прав. Почти всё в его статьях (и всё, изложенное мною в кратком пересказе) соответствует действительности. Как ни странно, и нашей с вами. Почему? Потому что это исторический факт.
Факт, что недозагруженные мощности и связанная с этим непрекращающаяся« «ценовая война» тяжким бременем лежит на нашей индустрии.
Факт, что уровень продаж непредсказуем, и в условиях крайне малой нормы прибыли типографий даже пара неудачных месяцев может испортить показатели всего года.
И факт, что спустя пару лет мы не увидим на рынке многих из тех, кто сегодня ещё печатает (как и сегодня не видим многих, активно печатавших пару лет назад).
Есть о чём задуматься
Несомненно, есть серьёзные отличия между американской ситуацией (в изложении Розена) и тем, что наблюдаем мы. Подробнее я поговорю об этом в следующей колонке. Надеюсь помочь отечественным полиграфистам понять: наши проблемы не локальны. Их источник — не в слабости или дефектах нашего рынка. Ситуация характерна для всей отрасли. Это значит, что глупо и непродуктивно заламывать руки и сетовать на неумелых конкурентов, мешающих нормально работать, или неадекватных заказчиков, выдвигающих всё новые требования и не желающих за это платить (подобные сетования, что греха таить, сегодня слышны от многих полиграфистов). А ещё глупее сидеть и ждать, когда рынок или отрасль выправятся. Спасение не придёт снаружи, через изменения в законе на рекламу или вступление в ВТО. В ближайшее время на нашем рынке почти ничего не изменится.
Значит, нужно учиться выживать в таких условиях. Или уходить с рынка. Третьего не дано.
Статья Боба Розена« «8 признаков успешного руководителя типографии» в оригинале — на сайте журнала American Printer (http://americanprinter.com/management/business/ 8_habits_ceos_1205/), в русском переводе — на моём персональном сайте (http://www.alexschneider.ru/articles/other_authors/ 8_habits/).
Об авторе: Александр Шнайдер (http://www.alexschneider.ru), генеральный директор ООО «Типография “Арес”».