Цветоделение изображения на смесевые краски.
При подготовке макетов необычной упаковки или рекламных изданий частенько требуется выполнить цветоделение полутонового растрового изображения в смесевые краски. Они обеспечивают большую насыщенность цвета, чем стандартная триада (CMYK), значит, повышают привлекательность печатного продукта. А с помощью металлизированных красок создают потрясающие визуальные эффекты. Например, блеск металлических поверхностей на объектах изображения.
Как это сделать? Можно с помощью дополнительных модулей к Adobe Photoshop. Но для большинства дизайн-студий такие инструменты (особенно, если нестандартное цветоделение требуется только время от времени) слишком накладны: Multi Color Plugin и Fast Films стоят около 1000 долл. Я предлагаю альтернативу — основанные на стандартных возможностях Photoshop приёмы цветоделения на смесевые краски*. Суть методов — разложение изображения на независимые смесевые Spot-каналы за счёт режима Multichannel с последующей ручной обработкой каналов.
В Adobe Photoshop изображение преобразуется в специальный мультиканальный цветовой режим командой Image l Mode l Multichannel. Композитный канал не используется, а все цветовые рассматриваются, как смесевые, т. е. независимые. Сортировать каналы в стопке можно свободно, имитируя последовательность наносимых красок, а также изменять краски, назначенные каналам. Это обеспечивает дополнительную гибкость для управления процессом цветоделения вручную. Но после преобразования изображения в режим независимых Spot-каналов работать со слоями уже нельзя. Может измениться и отображение цветов на экране, ведь система управления цветом в этом режиме не действует. Таким образом, специалист ведёт обработку, не оценивая цвета точно по экранному представлению.
Важное ограничение метода — в сюжете изображения должно присутствовать не более трёх-четырёх относительно простых (чистых) цветов. Цветовое изобилие или сложные цвета (телесные и др.) могут вызвать серьёзные цветовые потери. А теперь рассмотрим примеры техники цветоделения на смесевые краски.
Цветоделение на смесевые краски на основе CMYK-каналов
Возьмём цветное изображение с двумя основными выраженными цветами (рис. 1, слева).
Вначале преобразуем изображение в режим CMYK с помощью одного из стандартных профилей (например, US Web Coated (SWOP)). Затем — в режим Multichannel. Как видно справа на рис. 1, цветоделение можно построить на основе трёх каналов — Cyan, Magenta и Black. Позже четвёртый канал Yellow должен быть удалён без серьёзной утраты в сюжетных цветах, а пока просто отключите его отображение.
![]() |
Рис. 1. Изображение можно цветоделить на три краски: смесевые красную и зелёную, стандартную чёрную |
Для канала Cyan заменим краску на Pantone 369 С, а для Magenta — на Pantone Red 032 C. Для этого достаточно дважды щёлкнуть мышью по пиктограмме канала и в окне параметров определить краску по каталожному номеру из Pantone Solid Coated: окно выбора цвета следует переключить в режим цветовых каталогов (Color Libraries), из списка Book выбрать рабочий каталог Pantone и определить цвет, набрав его номер на клавиатуре.
Результат уже вполне удовлетворительный, но желательна коррекция зелёного канала Pantone 369 С. Стандартно её можно выполнять с помощью Curves. Но это хорошо, если исходная детализация канала удовлетворительна и требуется коррекция плотности деталей. А если надо кардинально изменить или создать новые детали в цветовом канале, потребуются средства обработки каналов — Apply Image и Calculations (меню Image). Первое смешивает два канала — текущий активный с любым, взятым из рабочего изображения или из других открытых изображений (но их размеры в пикселях должны совпадать). Результат смешивания отражается на текущем активном канале изображения. Calculations также смешивает два любых канала, а результат может быть представлен как новый Alpha-канал.
В нашем случае для коррекции канала Pantone 369 С применим Apply Image: активизируйте канал Pantone 369 С и выполните команду Image l Apply Image. В окне настроек поэкспериментируйте с параметрами. Во-первых, попробуйте выбирать разные каналы, которые будут смешиваться с текущим активным, включая его. Во-вторых, попробуйте включить и отключить режим инвертирования канала (флажок Invert). Самое главное: перебирайте режимы наложения цветов в списке Mode до тех пор, пока результат не понравится. Уменьшение значения Opacity ослабляет эффект смешения. На рис. 2 показаны три результата эксперимента.
![]() |
Рис. 2. Для кардинального изменения деталей в цветовом канале Pantone 369 С используем команду Apply Image |
Коррекция канала может негативно сказаться на некоторых деталях изображения. В данном случае пострадал бутон розы. Избыток зелёного тона не позволяет получить должный уровень насыщенности красного цвета. Чтобы избавиться от излишков зелени на бутоне, понизьте уровень плотности канала Pantone 369 С с помощью Curves (рис. 3, слева). Но такая коррекция вредит зелёному фону. Инструментом History Brush Tool восстановите плотность зелени. Для этого в палитре History выставьте маркер-кисть напротив действия, до которого выполняется восстановление (рис. 3, в центре). В конце работы удалите канал Yellow. Результат цветоделения на три краски — на рис. 3, справа.
![]() |
Рис. 3. Чтобы маскировать коррекцию канала, подойдёт инструмент History Brush из палитры History |
Точно так же выполнялось цветоделение на рис. 4. Хотя цветопередача изменена, общее цветовое различие сохранено, причём за счёт всего двух красок.
![]() |
Рис. 4. Для многих сюжетов важна передача цветовых деталей и различий. Результат смотрится хорошо, даже если исходные цвета изменятся |
Цветоделение на смесевые краски на основе дуплекса
Возьмём цветное изображение с выраженным однотоновым эффектом (рис. 5). Дуплексное цветоделение позволяет определить однотоновое изображение, выполненное одной, двумя и даже более красками (Monotone, Duotone, Tritone и Quadrotone).
Некоторые участки изображения имеют цветовой тон, слегка отличный от характерного для изображения (обложки книг, красноватый тон). Учитывая это, из четырёх каналов CMYK исходного изображения выберем Magenta, в котором лучше всего выражены детали обложек. Дублируем его, перетащив на кнопку создания нового канала. Пока отображение канала Magenta Copy отключите, вернёмся к нему позже.
![]() |
Рис. 5. Такой сюжет отлично подходит для создания дуплексного цветоделения (duotone). Как правило, двухкрасочный дуплекс выполняется на основе цветной краски (смесевой Pantone или триадной) и чёрной |
Дуплексное цветоделение создаётся на основе исходного Grayscale-изображения, поэтому сначала цветную картинку переведём в режим Grayscale. В результате получим два канала — Gray и Magenta Copy (рис. 5). Для создания дуплексного цветоделения выполняется команда Image l Mode l Duotone. В окне настроек ** в списке Type (тип дуплекса) можно выбрать количество красок для деления. Практический интерес представляют два варианта дуплекса — Mo-notone (однокрасочный) и Duotone (двухкрасочный). Щелчком по цветовому полю Ink задайте краску из каталога Pantone или по значениям CMYK. Поле рядом с цветовым полем вызывает градационную кривую регулировки плотности полутонов для выбранной краски. Как правило, для чёрной краски кривую подстраивают в основном для области теней, тогда как кривую для цветной регулируют по всему тоновому диапазону.
В результате дуплекс будет представлен в виде канала с именем, соответствующим типу (рис. 6, слева). Причём это состояние нужно воспринимать как незаконченное дуплексное цветоделение. Всегда можно вернуться к окну Duotone Options и отрегулировать параметры. В конце преобразуем изображение в мультиканальный режим (Multichannel). Тогда образуются «распакованные» каналы смесевых цветов, задействованных в дуплексе. В этом состоянии можно менять краску каналам и выполнять их коррекцию, но вернуться к настойке параметров дуплекса уже нельзя.
![]() |
Рис. 6. Alpha-каналу можно всегда назначить режим смесевого цвета Spot Color |
Теперь добавим красноватый оттенок, прежде всего для обложек книг. Для этого каналу Magenta Copy назначим режим смесевого цвета и необходимую краску. В результате дублирования цветового канала Magenta получился Alpha-канал. Двойным щелчком по Alpha-каналу назначим ему режим смесевого цвета Spot Color и сопоставим краску Pantone 192 C из каталога Pantone Solid Coated. Далее регулируем плотность краски с помощью Curves (рис. 6, центральный вариант). Затем везде, где требуется, восстановим исходную плотность с помощью History Brush. Результат на рис. 6, справа.
![]() |
Рис. 7. Режим Color Channels in Color интересен только для удобной демонстрации однокрасочных дуплексов |
На рис. 7 показано изображение, для которого создан однокрасочный дуплекс Monotone. Интересно, что после преобразования такого изображения в мультиканальный режим, оно выглядит как чёрно-белое, хотя канал несёт информацию о цветной краске. Это нормально: Photoshop по умолчанию один канал отображает в ч/б режиме, а два и более — в цвете. Но одноканальный завершённый дуплекс всё же можно увидеть в цвете, включив режим Color Channels in Color (отображать цветовые каналы в цвете) в окне настроек Edit l Preferences l Display&Cursors (рис. 7, справа).
Создание металлизированного блеска на участках изображения
Если в обычном CMYK-печатном проекте используется пятая металлизированная краска, то её можно применять для создания натурального отблеска металлических поверхностей на объектах изображения. Возьмём изображение с металлическим предметом, для поверхности которого будем создавать металлический блеск (рис. 8, слева).
![]() |
Рис. 8. С помощью Calculations смешиваем два канала, а результат сохраняем в новый Alpha-канал |
С помощью Calculations поэкспериментируем со смешиванием каналов Magenta и Yellow. В результате получим изображение нового Alpha-канала (рис. 8). Преобразуем его в режим смесевого цвета и назначим краску Pantone 8643 C из каталога металлизированных цветов Pantone Metalic Coated.
Области, которые не должны иметь металлического блеска в канале Pantone 8643 C, определяются как белые. Проще всего закрасить их в канале обычной кистью белым цветом. В результате получатся детали металлика (рис. 9). Одновременное отображение CMYK-каналов и металлического, конечно, не покажет никакого блеска. Эффект проявится только на оттиске.
![]() |
Рис. 9. Рисуя белым цветом в цветовом канале, удаляем детали |
Преобразуем смесевой канал в триадное представление
Часто встречается другая задача — преобразование смесевого канала растрового изображения в триадный режим (RGB или CMYK). Это может быть вызвано необходимостью вывода изображения, подготовленного для печати в типографии смесевыми красками, на цифровом печатном устройстве или без использования смесевых красок. Операция выполняется командой Merge Spot Channel из меню палитры Channels (рис. 10).
![]() |
Командой Merge Spot Channel сводим смесевой канал в каналы CMYK (RGB), используя сопоставленный ему триадный эквивалент |
Триадный CMYK (RGB) эквивалент по умолчанию автоматически рассчитывается системой управления цветом Photoshop по текущему профиля изображения, т. е. за счёт преобразования Lab -> CMYK (RGB). Lab-значения о каждом смесевом цвете берутся из файла каталога Pantone****.
Чтобы выяснить, какой триадный эквивалент рассчитан для смесевого цвета, зайдите в окно параметров канала Spot Channel Options и щёлкните мышью по цветовому полю Color. Режим окна Color Libraries переключите в Color Picker, в котором и будут указываться значения CMYK и RGB рассчитанного эквивалента.
Триадный эквивалент можно подобрать по CMYK (RGB) каталогам. Если макет печатается офсетом на мелованной бумаге, воспользуйтесь веером Pantone Color Bridge (Pantone Solid to Process — старое название). В нём показаны в сравнении смесевой цвет и его аналог в CMYK, указаны цифровые значения аналогов в CMYK, sRGB и HTML. Подойдёт и Pantone Process EURO, в котором можно визуально подобрать ближайший CMYK-аналог для смесевого цвета. Тогда именно этот эквивалент вводится в окно Color Picker и сопоставляется смесевому каналу (рис. 11).
![]() |
Рис. 11. Считаете, что можете добиться лучшего результата имитации? Внесите коррекцию в цифровые значения эквивалента вручную |
Команда сведения смесевого канала в триадные Merge Spot Channel будет недоступна, если изображение представлено в мультиканальном режиме (Multichannel). Сначала придётся воссоздать в изображении триадный режим, а потом сводить смесевые каналы.
Для возврата изображения в триадный режим выполните команду Image l Mode l CMYK (RGB). Тогда первые 4 (3) канала в стопке смесевых будут представлены как каналы CMYK (RGB). Это, скорее всего, вызовет кардинальные изменения цвета в изображении, что недопустимо. Поэтому создайте 4 (3) пустых смесевых канала и сопоставьте режиму CMYK (RGB). Пустые каналы должны быть обязательно размещены вверху стопки каналов (рис. 12). Тогда выполнение Image l Mode l CMYK (RGB) не приведёт к цветовым искажениям, а триадный режим в изображении будет восстановлен. Далее по очереди или все сразу выделите смесевые каналы и сведите в триаду командой Merge Spot Channel, не забыв уточнить триадный эквивалент для каждого.
![]() |
Рис. 12. Восстановление триадного режима изображения основано на преобразовании трёх (четырёх) пустых смесевых каналов в RGB (CMYK) |
Расширьте охват
Надеюсь, рассмотренные методы цветоделения изображения на смесевые цвета раскроют новые возможности технического воплощения творческих идей. Использование смесевых красок не только в векторной части макета, но и в растровых полутоновых изображениях позволяет реализовать единый стиль цветового оформления, подчеркнуть важные цветовые детали и даже красиво сэкономить. А стандартные функции Photoshop как инструмента для выполнения цветоделения на смесевые краски позволяют добиться качественных результатов без дорогостоящих дополнительных модулей.
Автор: Сергей Фомин (fomins@specialist.ru), преподаватель, специалист по допечатным технологиям. Преподаёт авторский курс «Допечатная подготовка макетов для типографской и цифровой печати» в центре «Специалист».
* В российских типографиях и большинстве европейских для изготовления смесевых красок чаще используют базовые краски Pantone (Pantone Basic Color). Цветовая система Pantone — установившийся стандарт на нашем рынке. Но есть и другие системы: DIC или Toyo, распространённые на Востоке; HKS — в Германии. Все популярные системы смесевого цвета поддерживаются основными издательскими пакетами. Примеры цветоделения на смесевые краски ориентированы на системы Pantone. — Прим. автора.
** Настройки окна Duotone Options можно сохранять (кнопка Save) и загружать (Load) в виде файла. Рекомендую для работы с дуплексами использовать веер Pantone Duotone Studio Coated/Uncoa-ted и CD с файлами красок и кривых
*** Подробнее тонкости создания дуплексного изображения рассмотрены в статье Е. Кузнецова «Дуплексные изображения в Photoshop: взгляд технолога» (Publish ? 8, 2004).
**** Файлы для стандартных каталогов Pantone в Adobe Photoshop располагаются в папке Program Files\Adobe\ Adobe Photoshop CS2\Presets\Color Books (для системы Windows) и Applications\Adobe Photoshop CS2\ Presets\Color Books (для системы Mac OS X)