101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Как избежать сюрпризов при смене бумаги *

  • В. Н. Румянцев
  • 2 октября 2006 г.
  • 6169
Часть 3 (начало в ? 6).

Научный редактор перевода — В. Н. Румянцев

Печать «по цифрам»

Восприятие цвета субъективно и зависит от возраста, наследственности и даже настроения человека. Поэтому для наилучшего результата печатать нужно «по цифрам».

Во многих отраслях нормами давно стали реализуемое автономно и «в линию» статистическое управление (Statistical Process Controls, SPC), стандарты и контроль качества, позволяющие сократить производственные затраты, внедрить измеряемое качество и диагностику техпроцесса. Подобный подход целиком оправдан и в рулонной печати, где применяются:

  • построение корректных допечатных профилей для всех видов бумаги (оптическая плотность краски, масса 1 м?, баланс по серому, контрастность оттиска и пр.);
  • размещение на печатных формах цветовых и серых контрольных шкал и плашек;
  • систематизированное использование инструментов контроля качества (денситометров, колориметров, измерителей глянца и т. д.);
  • корректность в настройке, применении и техническом обслуживании оборудования и расходных материалов.

Тенденцию к печати «по цифрам» подталкивают требования клиентов к надёжности контроля качества, растущая популярность CTP, переход на ICC-профили, глобализация и использование удалённой полиграфической базы на основе полученных допечатных данных с цифровыми контрольными значениями.

Перемещение данных при печати «по цифрам»: данные по печати поступают от заказчика. Система контроля цвета в печатной машине записывает полученные (эталонные) значения оптической плотности. Собранные при печати значения передаются заказчику и используются для корректировки им допечатных параметров

Реализация упомянутых задач невозможна без эффективного применения устройств контроля качества, но пока во многих типографиях предпочитают обходиться без денситометров или работают с ними неэффективно. (Их применение постепенно ширится там, где печатники повышают квалификацию, знакомясь с денситометрами и их возможностями.)

Измерение различных параметров (оптической плотности красочной плашки, контрастности оттиска, растискивания, высоких светов и треппинга) позволяет оператору лучше контролировать печать, добиваясь оптимальных результатов и даже прогнозируя потенциальные проблемы с машиной и качеством. Замеры одной характеристики ничего не дадут — анализировать нужно картину в целом. Измерение и контроль помогут настроить оборудование и оценить результат, но без финальных корректировок вручную всё же не обойтись.

  • При допечатной подготовке учитывается вид бумаги, а печатники получают данные по плотности, контрастности и растискиванию. На все печатные формы добавлены цветовые шкалы и элементы, а в идеальном варианте у операторов есть цветопробные отпечатки, подготовленные с учётом способа печати и выбранной бумаги.
  • Необходимо внедрить и наладить систематическое техобслуживание устройств контроля качества.
Экран системы контроля цвета «в линию» с 4-мя красочными зонами. Сверху показана оптическая плотность красочных плашек и параметры растискивания, внизу находятся шестиугольники с общим цветовым балансом

Входные и выходные профили для различных видов бумаги *

(Таблица)

Для каждого вида бумаги есть рекомендованные допечатные значения параметров, максимально раскрывающие потенциал материала при печати. Эти профили — определяющий фактор для оптимальной печати. Изменение даже одной переменной отрицательно скажется на результате.

Принятые в индустрии эталонные значения критичны для интеграции цифровых техпроцессов, эффективной эксплуатации CTP и создания ICC-профилей для систем управления цветом, с которыми работает всё больше типографий по всему миру.

Но универсальных характеристик или стандартов для профилей печатных машин не существует. Наиболее совершенным считается стандарт для рулонной печати без сушки (ISO 12647-3): только он включает колориметрические значения ICC и базируется на общепризнанных характеристиках газетной печати, разработанных IFRA. Американский стандарт SNAP совместим с ISO. Что касается рулонной печати с сушкой, то американские типографии работают преимущественно по рекомендациям SWOP и GRACoL, но единого европейского эквивалента пока нет. Частные компании разрабатывают альтернативные спецификации. Например, System Brunner создала комплексные стандарты EuroStandard and GlobalStandard для измерения и оценки 30-ти полиграфических переменных, которыми пользуются во многих странах. Оптимальный подход — 100% совместимая с ICC система управления техпроцессом через полиграфическую цепочку с абсолютно линейными профилями ICC-приложений (для машины, красок, бумаги, печатных форм).

Рекомендации GRACoL (вверху) прекрасно иллюстрируют взаимосвязь входных переменных бумаги и характеристик готового оттиска. При работе с ними за пределами Северной Америки нужно учитывать возможные отличия по насыщенности красок, методам денситометрии, линиатурам растра (в Европе они выше) и особенностям изготовления печатных форм (в США в основном работают с негативными пластинами, когда при переэкспонировании элемент растра увеличивается, а при работе с позитивными пластинами уменьшается).

Пример фирменной системы для оптимизации печатного техпроцесса и контроля за профилями

Отклонения в значениях. Приведённые значения оптической плотности красочных плашек, растискивания и контрастности являются средними. В реальных условиях цифры могут варьироваться. В таблице приводятся достижимые значения, которые можно использовать в качестве эталонных. Допустимые отклонения от средних величин составляют:

  • для оптической плотности красочных плашек ±0,10;
  • для растискивания ±3%;
  • для контрастности ±5%.

Гораздо важнее абсолютных значений баланс значений триадных цветов. Так, для поддержания баланса по серому разница в растискивании для трёх красок по рекомендациям SWOP не должна превышать 4% от эталонного значения.

Эффект от меняющегося растискивания при печати с одинаковой плотностью красочных плашек особенно заметен в средних тонах (телесные оттенки на фото)
Линиатура растра. Ошибочно считают, что с повышением линиатуры растёт качество печати. Как правило, эффект оказывается обратным, поскольку для каждого вида бумаги есть своё оптимальное значение линиатуры. На шероховатых материалах результаты будут лучше с низкими линиатурами, поскольку высокие значения линиатуры увеличивают растискивание.

Линиатура растра должна соответствовать виду бумаги.

Суммарное красочное покрытие (total area coverage, TAC) — контролируется при подготовке изображения с помощью техники вычитания из-под чёрного (UCR, Under Colour Removal). Некоторые типографии рекомендуют при печати на суперкаландрированной бумаге сокращать его на 15% (с 270-280 до 230-240).

Оптическая плотность красочной плашки (solid ink density, SID) — измеряется работающим на отражение денситометром, анализирующим плашку цветовой шкалы. По GRACoL сухая краска замеряется денситометром Status T (без поляризационных фильтров), при этом учитывается вероятность отсыхания. Масса 1 м? бумаги не фиксируется.

Основная задача — предотвратить увеличение массы красочной плёнки при печати.

Растискивание — ключевая переменная. В зависимости от печатной машины, технологии, бумаги, количества наносимой краски и её вязкости, составляет 15-35%. Чем ниже качество бумаги, тем выше растискивание.

  • Стабильность и баланс важнее абсолютных значений.
  • Растискивание зависит от типа печатной машины и офсетного полотна. Правильный выбор компенсирует отклонения при растискивании для разных видов бумаги.

Контраст печати (Print contrast) — отсутствие сливания точек в тенях даже при высокой насыщенности плашек (оптической плотности).

Растискивание обычно замеряется на 50% элементах растра, контраст — на 75%. Атрибуты взаимосвязаны: при падении контраста растискивание увеличивается. На оптической плотности плашек это может и не сказаться, но на оттиске будет выглядеть как отклонение по цвету.

Допечатная подготовка

Корректный профиль печатной формы, соответствующий выбранной бумаге, определяется правильностью подготовки файлов макета на начальных этапах.

Величина растискивания

Физическое и оптическое растискивание непосредственно зависит от поверхности запечатываемой бумаги. Это ключевой для профиля контролируемый фактор. Важная для растискивания переменная — линиатура растра: при переходе с 52 на 69 лин./см (со 133 на 175 lpi) растискивание обязательно увеличится. При переходе с мелованной бумаги на немелованную разница будет ещё заметнее.

Растискивание обычно измеряют на 50% элемента растра с компенсацией +3% для негативных форм и -3% для позитивных, для CTP — 0%

Влияние на растискивание позитивных и негативных оригиналов

В Европе предпочитают работать с позитивными пластинами, в США — с негативными. Единственное отличие в характеристиках — линиатура растра. Печатные формы, полученные с позитивных плёнок, чётче из-за естественного сжатия точек при экспонировании. При переэкспонировании негативной плёнки неизбежно увеличение растровых элементов.

  • Экспонирование печатных форм с негативов гарантирует точное (или близкое к этому) воспроизведение в высоких светах с минимальным элементом растра в 0,5%. В средних тонах (50%) прирост, в среднем, на 3%, что может привести к смещению цветов (из-за растискивания при печати и специфики растра) в сторону критических телесных тонов.
  • Минимальный элемент растра для форм с позитивных плёнок - 2%, но переэкспонирование может сократить его площадь до 1% и менее. Уменьшая размеры элементов за счёт переэкспонирования, рулонные типографии борются с избыточным растискиванием, в т. ч. при переходе с легкомелованных на суперкаландрированные виды бумаги. При экспонировании с негативов это невозможно: сокращение времени обработки снижает тиражестойкость печатной формы.
В рулонном офсете растискивание составляет 15–35% в зависимости от вида бумаги и количества нанесённой краски. На диаграмме показан эффект растискивания для линиатуры 52 лин./см (133 lpi). Данные откорректированы и не зависят от типа растра

Основные приёмы допечатной подготовки

Описанные ниже методики помогают повысить качество печати, улучшить тиражестойкость форм, сократить потребление краски. Они незаменимы при печати на бумаге с пониженной массой 1 м? и пониженного качества.

Удаление серого компонента (Gray component removal, GCR) — вместо триадной краски с ахроматическим эффектом используется чёрная. Обрабатываться может любой участок макета. (Не путать с техникой добавления к чёрному, сокращающей количество триадных красок в глубоких и нейтральных тонах с заменой на чёрный.) Важно добавить дополнительную краску под чёрную, чтобы сохранить глянец и плотность (с помощью техники UCA).

Добавление к чёрному (UCA, Under Colour Addition) — добавление хроматических цветов до нужного уровня плотности и глянца в тенях. В комбинации с GCR и UCR гарантирует приемлемую плотность и глянец чёрных плашек без избыточной подачи краски, проблем с сушкой и слипанием.

Вычитание из-под чёрного (UCR, Under Colour Removal) — удаление лишних триадных красок в тёмных и нейтральных тонах макета с заменой на чёрный. При правильной работе тоновые отклонения в нейтральных зонах изображения отсутствуют (даже при уменьшенном количестве голубого, пурпурного и жёлтого). Применяется только к тёмным, ахроматичным участкам макета.

  • Обработка изображения на ранних этапах практически не влияет на стоимость заказа.
  • Допечатная подготовка предотвращает массу проблем с печатью текста. Не стоит помещать текст в одну краску на фон и использовать выворотку мельче 6 пунктов. Обратите внимание: треппинг текста вывороткой для позитивной формы может не подойти для негативной из-за большего увеличения элементов при негативном техпроцессе.

Стохастический растр (Stochastic screening) — становится всё популярнее среди американских типографий рулонной печати, поскольку позволяет повысить качество рекламных объявлений и журнальных обложек. Считается, что уменьшенный элемент растра сокращает пыление. Стохастический растр облегчает получение на CTP-системах стабильного элемента растра высокого разрешения в первом поколении. Для работы с ним понадобятся новые эталонные значения оптической плотности и растискивания (более высокие). Из-за очень маленького размера элемента тиражестойкость печатных форм снижается, поэтому они требуют обжига.

Кривые цветоделения (Separation curves) — тон и контраст готового оттиска определяются кумулятивным эффектом всех этапов техпроцесса. Именно от их взаимодействия зависит воспроизведение точных оттенков серого. Самый высокий контраст у оттисков на мелованной бумаге, чуть ниже — на немелованной, самый низкий — на газетной.

Практически во всех современных коммерческих RIP предусматривается назначение профилей печатной машины и сохранение отдельных комбинаций машина–бумага с помощью следующей процедуры.

  1. Выведите плёнку или печатную форму с тестовым файлом, замерьте форму денситометром.
  2. Откорректируйте % элемента растра, выведите новую форму и проверьте линейность.
  3. Если всё в порядке, выведите полный комплект форм с тестового файла с линейной калибровкой.
  4. Выполните печать на разных видах бумаги, измерьте результаты и постройте профили.

CTP-фактор

При переходе с традиционной технологии изготовления печатных форм на CTP кривую воспроизведения придётся откорректировать. По европейским нормам печать на лёгкомелованной бумаге — это 20% растискивание при линиатуре 52 лин./см (133 lpi) (в США 25% из-за иной технологии изготовления печатных форм).

Фотополимерная технология (Photopolymer) — воспроизводится негатив изображения. Величина элемента растра зависит от условий экспонирования. Как и при любой работе с негативами, чем дольше экспонирование — тем крупнее элемент. Фотополимерные пластины держат очень мелкие точки в высоких светах, но отличаются значительным растискиванием в средних тонах и тенях.

Серебросодержащая технология (Silver) — воспроизведение позитивного изображения. Площадь элементов растра сокращается меньше, но в высоких светах отдельные элементы теряются.

Термальная технология (Thermal) — при надлежащем контроле воспроизведение линейно. Элементы растра невозможно уменьшить в процессе экспонирования, поэтому необходимо корректно готовить файл.

УФ-чувствительная технология (UV-light sensitive) — оптимальная для низкого и среднего разрешения диазо-технология подходит для позитивных и негативных пластин. Обычные обрабатываются в экспонирующей раме в комбинации с системой «компьютер–плёнка» (CTFilm). Система «компьютер–обычная пластина» (CTcP) напрямую экспонирует формы с помощью цифрового источника света.

  • CTP-технологии отличаются по характеристикам воспроизведения. Важно, чтобы калибровочные кривые для устройства экспонирования обеспечивали линейность, особенно если печатные формы с одной и той же работой выводятся разными способами на нескольких предприятиях.
  • Протестируйте несколько видов бумаги и постройте калибровочные кривые для каждого вида.

Калибровочные кривые для CTP

Уменьшение точек на серебросодержащих пластинах и увеличение на фотополимерных можно компенсировать за счёт калибровочных кривых. В большинстве устройств экспонирования результат корректируется двумя способами:

  • линейный вывод (или соответствие предыдущим выведенным позитивным формам), который ещё называют "формной калибровкой" или "X-кривой";
  • изменение параметров вывода в соответствии с характеристиками печатной машины - "машинный профиль"; нужны разные файлы в зависимости от вида бумаги.

Особые моменты:

  1. Осторожнее с векторными элементами (текст вывороткой и текстовые блоки на плашках) - калибровка к ним неприменима.
  2. Значения увеличения и уменьшения, заданные дизайнером для позитивных пластин, не подходят для фотополимерных - текст окажется сжатым. Корректировать эту проблему в устройстве экспонирования невозможно - только в файле.
  3. Благодаря линейности термальных пластин вывод для них тоже будет линейным. Внимательнее согласовывайте растискивание с заказчиком при использовании позитивных пластин: растискивание в средних тонах будет выше, если не компенсировать его в формной калибровочной кривой.
  • Не вносите компенсаций в полученные файлы, поскольку меняется кривая воспроизведения при выводе форм, что влечёт за собой сжатие данных, потерю деталей и воспроизведение меньшего количества тонов.
  • Не рекомендуется управлять размером элемента растра с помощью параметров экспонирования в CTP-системе, поскольку это может негативно сказаться на других характеристиках воспроизведения.

Условия экспонирования и обработки должны соответствовать линейному воспроизведению на тестовой форме, а кривая — учитывать конкретный вид бумаги и компенсацию уменьшения элемента растра, отображая требования заказчика.

Примечание: если выбора нет, можно сократить кривые передачи растровых элементов растра, чтобы оттиск не получился грязным и/или неконтрастным. Это поможет извлечь максимум из запечатываемого материала.

Тиражестойкость CTP-форм. 100–200 тыс. отт. без обжига при нормальном содержании спирта. После обжига форма выдерживает несколько миллионов оттисков, становится более стойкой к повреждениям и открывает широкие возможности для выбора расходных материалов. Для больших тиражей рулонной печати с сушкой позитивные и термальные формы рекомендуется обжигать.

С внедрением CTP предсказуемость офсетной печати стала выше за счёт чётких краёв точки первого поколения, что сокращает дефекты нанесения краски

* © 2000 Graphic Communications Association. Все права защищены.


* В части пособия «Как избежать сюрпризов при смене бумаги» (How to avoid surprises when changing paper grades) собраны эффективные приёмы работы и организации труда для типографий рулонной офсетной печати. Опубликовано Web Offset Champion Group (WOCG).

© 1998 & 2002. Все права защищены.

Группа WOCG сформирована в 1998 г. для пропаганды эффективного опыта работы в индустрии рулонной офсетной печати, позволяющего повысить производительность, качество, безопасность труда и добиться настоящих «чемпионских» результатов. WOCG — совместный проект международных компаний, сотрудничающих с ведущими специалистами отрасли, типографиями и ассоциациями по всему миру. Члены группы являются ведущими поставщиками технологии, материалов и оборудования для всех этапов технологического процесса — допечатного, печатного и послепечатного: Aylesford Newsprint, Kodak Polychrome Graphics, MacDermid Printing Solutions, MAN Roland, MEGTEC Systems, Muller Martini, Nitto-Permacel, QuadTech, SCA и Sun Chemical.


Чтобы цвета при печати соответствовали цветопробе, она должна как можно точнее отображать готовый оттиск и тогда станет инструментом контроля цвета для заказчика, допечатного отдела и печатников. Добиться абсолютного соответствия цветопробе невозможно, а несовпадение материала для цветопробы и печати по оттенку и отсутствие растровых розеток для оценки растискивания осложняют задачу.

  • Пробный оттиск должен печататься на той же бумаге, что и тираж.
  • Не забудьте о контрольных цветовых шкалах.
  • Предпочтительнее цветопробные системы с калиброванным воспроизведением растра и эмуляцией растискивания.

Не соответствующие этим требованиям цветопробные системы не позволяют давать предварительную оценку качества печати, что затягивает приладку, повышает отходы и может разочаровать заказчика.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Вы не поняли главную идею РОП

И нет, РОП — это не только «руководитель отдела продаж», но и уже пару лет — «расширенная ответственность производителей» упаковки. И ответственны теперь будут вообще все, кто либо завозит в страну, либо производит прямо на месте эту самую упаковку. Кажется, что идея РОПа лежит на поверхности. Но вы точно её правильно поняли?

Оптимальный старт для сувенирки

Чёртова дюжина наивных вопросов про UV DTF, которые вы хотели, но стеснялись задать.

Планы не успевают

Для того чтобы делать медиапродукт, необходимо определить некие его базовые установки.

Музейная полиграфия

Мы в Publish решили составить список музеев — полиграфических и не ограничиваться только столицей. Начинаем мы с Москвы, рассказывая о большой коллекции Музея истории полиграфии, книгоиздания и МГУП имени Ивана Фёдорова, находящегося в структуре Московского политехнического университета.

Как расширить парк оборудования при ставке ЦБ 21%?

Занимаясь поставками оборудования почти 30 лет, мне пришлось пережить целый ряд кризисов и падений спроса. Из последнего больше всего запомнился архисложный период COVID-19. Теперь же особенно дороги кредиты и лизинговые схемы, которыми мы привыкли пользоваться для покупки и оснащения производств новым оборудованием. В этой ситуации неизбежно возникает вопрос: как расширить парк оборудования при ставке ЦБ 21%?



Новый номер

Тема номера: Ответственность в деталях и примерах. Узкорулонный DTF-комплекс Yinstar – мал да удал. Автоматическая режущая система INTEC ColorCut LC700. Лазерный раскройщик Colors KD1816-SY. #Ефорум 2025: слёт производителей рекламы в Сибири.



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
Широкий УФ
25%
25 %
Сувенирный УФ
27%
27 %
ДТФ (текстиль)
20%
20 %
УФ ДТФ
20%
20 %
Латекс
7%
7 %
Экосольвент
12%
12 %
На водных чернилах
7%
7 %
Сублимацию
8%
8 %
Для прямой печати по ткани
10%
10 %
ДТГ («футболочный»)
3%
3 %
Проголосовало: 59