101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Вам пора

  • 6 ноября 2006 г.
  • 3334

Александр Шнайдер

В последних колонках я пишу, в общем, об одном и том же. О реальном, мягко говоря, не вполне благополучном положении дел в отечественной полиграфической отрасли. О том, что предложение в большинстве секторов нашего рынка существенно превышает спрос, убийственно низкие цены сдерживают развитие производства, а роста рынка почти нет. И о том, что такое положение, судя по всему, сохранится в ближайшем обозримом будущем.

Меня часто спрашивают: почему я решил «возвысить голос» и стал об этом писать? Даже если это и соответствует действительности — зачем?

Отвечаю.

Ничего, кроме правды

Прежде всего, я не очень умею и совсем не люблю говорить (писать) неправду. Издавна повелось — общественное мнение в нашей индустрии формируется не разрозненными голосами представителей относительно небольших и не слишком хорошо организованных бизнесов — типографий, а значительно более консолидированными, крупными и напористыми «ораторами» — поставщиками оборудования, бумаги и расходных материалов. А им, естественно, нет абсолютно никаких резонов говорить о реальном положении дел. К чему пугать клиентов и покупателей? Так ведь и объёмы продаж могут упасть…

Помните, совсем недавно: какие радужные картины развития отрасли рисовали некоторые производители полиграфического оборудования! Это ведь тогда, в середине прошлого десятилетия, была пущена в оборот крылатая фраза: полиграфический бизнес находится на третьем месте по прибыльности — «сразу после торговли наркотиками и оружием».

Да, тогдашняя полиграфическая база в нашей стране практически отсутствовала; производители выходили на огромный рынок, и им было за что бороться. По мнению многих специалистов, именно эти прогнозы и привели в 1995–1998 гг. к слишком бурным и неоправданным инвестициям в полиграфию. Мощное, высокопроизводительное оборудование приобреталось и устанавливалось «на авось», без всяких расчётов и оценок ёмкости рынка. Плоды этого бума мы с вами сейчас и пожинаем…

Пусть производители и поставщики восхваляют темпы роста, а новоиспечённые полиграфические консультанты им вторят. Я остаюсь при своём мнении, а вместе со мной — десятки людей, которые каждый день видят и ощущают реальное положение дел.

Но это лишь одна из причин. Смею надеяться, что мои слова возымеют действие, пусть даже в малой степени.

На выход с вещами

Обращаюсь к тем, кто должен уйти и освободить место. К аутсайдерам, маргиналам, дилетантам и начинающим. Надеюсь, кто-то из них читает эти строки.

Уходите, пожалуйста! И как можно скорее. Вам нечего делать на этом рынке, сложном, высокотехнологичном, затратном и малоприбыльном. Найдите другой вид деятельности, их же предостаточно.

Уходите, пока не влезли в долги, которые наверняка не сможете отдать. Пока ещё не набрали в лизинг кучу оборудования, которое в ваших руках никогда не окупится. Пока не начались сложности с вашими акционерами, учредителями и инвесторами.

Уходите, пока вас внезапно не выгнал с насиженного места арендодатель (который прежде почему-то мирился со смешным уровнем арендной платы), и вы не оказались на улице, с оборудованием и мебелью и без каких бы то ни было перспектив найти новое помещение за такие деньги. Пока не ушли, один за другим, печатники и переплётчики, оставляя вас наедине с убийственной мыслью, что новых квалифицированных работников за те копейки, что вы платили прежним, уже не найти.

Уходите, пока не уволился тот единственный, взращённый годами «специалист широкого профиля», который за обычную зарплату выполнял работу нескольких профессионалов (я уже писал об этом в статье «Загадка академика», Publish, № 6, 2005). Та самая «надежда и опора», позволявшая вам не вкладывать деньги и силы в создание нормальной производственной структуры. Уход такого человека оставит вас на пепелище, а заменить будет некем.

Уходите, пока вы не успели внести свою лепту в ужасающий демпинг, царящий на нашем рынке. Демпинг, который создают такие же, как вы, ещё не давшие себе труда понять, сколько реально должна стоить работа типографии, чтобы дать хоть минимальную выгоду её владельцам. Пока вы полновесно не поучаствовали в создании у наших уважаемых клиентов неколебимой уверенности, что любую типографию можно и нужно «прогибать» как угодно и на чем угодно.

Уходите, пока ещё не напугали своей необязательностью и хронической неплатёжеспособностью очередной банк или лизинговую компанию, которые после сотрудничества с вами поостерегутся связываться с типографиями.

Это из-за вас и таких, как вы, клиенты думают, что «полиграфия является высокодоходной отраслью», что типография вполне может (если её заставить) снизить цены до немыслимых пределов, но всё равно обязана обеспечить самый высокий уровень качества, надёжности и сервиса; что дизайн макета и вёрстка, препресс и корректура, биговка и лакирование на самом деле ничего типографии не стоят и должны поэтому выполняться бесплатно, из любви к заказчику.

Это вы, снова и снова, содействуете распаду рынка труда в нашей отрасли, где работник — привыкнув к тому, что работодатель его обманывает, меняет на ходу условия, месяцами не выплачивает зарплату и, в конце концов, выгоняет без предупреждения, — и сам считает себя свободным от каких бы то ни было обязательств. Например, исчезает без предупреждения на следующий день после получения очередной зарплаты. Ещё пять-семь лет назад такие случаи были редкостью, а сейчас, скорее, правило. В этом виноваты вы и такие, как вы.

Это вы низвели менеджера по продажам — специалиста, который, по логике вещей, должен быть наиболее востребованной и почитаемой фигурой в любой типографии, до уровня заштатного дилетанта, а его деятельность сделали позорным и бессмысленным занятием, подходящим только тем, кто ни к чему полезному не годен. Это из-за вас возникла целая прослойка «менеджеров» в кавычках, твёрдо уверенных — заниматься активными продажами глупо и бесполезно. И эта уверенность возникла у них после работы в ваших типографиях.

Хотите вы того или нет, но вам пора уходить с этого рынка. Уходите ради вашего же блага сейчас. С каждым годом это будет гораздо сложнее.

Об ав­то­ре: Але­к­сандр Шнай­дер (http://www.alexschneider.ru), ге­не­раль­ный ди­ре­к­тор ООО «Ти­по­гра­фия “Арес”».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ


Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 39