Внимание должно быть своевременным…
С. Джонсон
С каждым годом печатные машины становятся сложнее, модернизируются механизмы и детали, появляются новые дополнительные устройства. Изменения в конструкции машины требуют внимания обслуживающего персонала. В предыдущей статье мы коснулись темы обслуживания дополнительных устройств печатной машины, а сегодня поговорим о профилактических работах на ней самой.
Очень часто приходится сталкиваться с непониманием важности проведения профилактических работ. Мол, если речь об очистке, смазке всех узлов и механизмов, такое дорогостоящее оборудование должно само себя обслуживать, а оператор — тратить время только на работу. При подобном отношении можно легко попасть в ситуацию, когда оборудование выйдет из строя из-за отсутствия или плохого обслуживания, а потери в результате последующего ремонта в несколько раз превысят спад производства из-за планового простоя оборудования на время профилактики. Часто приходится слышать от руководителей типографий о невозможности остановить оборудование на профилактическое обслуживание в течение нескольких месяцев при 24-часовой загрузке. При этом они заверяют, что проведут все работы… как только уменьшится загрузка оборудования. А этого не происходит! Самое интересное: когда у таких руководителей техника ломается, причину поломки никогда не связывают с отсутствием своевременного обслуживания.
Профилактические работы по виду действий делятся на три категории: очистка механизмов, смазка, замена деталей и проведение настроек. К первой категории относятся работы по очистке фильтров, датчиков, электромагнитов, шлангов, захватов, цепей и т. д. Ко второй — смазка подшипников, кулачков, цепей, захватов и других указанных в документации на машину точек. К третьей — замена запасных частей, проверка и регулировка машины. Например: замена смывочных ножей красочного аппарата или ножей системы очистки офсетного полотна, красочных или увлажняющих валов, фильтров, противоотмарывающих покрытий или деталей, ранее приобретённых и требующих замены. Каждая работа требует определённых навыков, квалификации и степени ответственности операторов.
Периодичность проведения профилактики определяется необходимостью проведения тех или иных работ через определённый интервал времени — раз в день, неделю или месяц. Как правило, к оборудованию прилагается документация, где расписаны периодичность и содержание обслуживания с подробным описанием всех особенностей. Для простоты восприятия все работы сведены в карту смазки, которая должна всегда находиться рядом с оборудованием и быть доступной для прочтения. В карте схематически (иногда в фотографиях) указаны места смазки оборудования с указанием периодичности работ и типа смазочного материала. Его выбор играет огромную роль в увеличении или уменьшении срока службы деталей. Там, где указана жидкая смазка, нельзя использовать консистентную, и наоборот. Важно, чтобы смазка проникала внутрь узлов — пользуйтесь пресс-маслёнкой. Правильность смазки определяется наличием выдавливаемой смазки из пары трения. Если этого не происходит, узлу необходимо уделить особое внимание. В противном случае через некоторое время он обязательно выйдет из строя.
Ежедневные работы: очистка и смазка контактных колец цилиндров верхней и нижней пары, очистка датчиков передней кромки листа, смазка определённых узлов.
Еженедельные работы: очистка фильтров, работающих в агрессивных средах, смазка кулачков листопроводящего тракта, луз красочного аппарата и т. п.
Ежемесячные работы: замена рабочих жидкостей, глубокая очистка и смазка цепей приёмно-выводного устройства, очистка листопроводящего тракта, проверка и настройка красочных и увлажняющих валов и т. д.
Периодичность и качество профилактических работ необходимо чётко соблюдать и контролировать. Для этого план загрузки оборудования составляется так, чтобы предусмотреть время на выполнение всей профилактики. Чтобы у проводящего работы была ответственность за качество, обязательно ведите «Журнал учёта профилактических работ». В нём фиксируется выполнение работ с указанием фамилии и личной подписи, даты и затраченного времени. Там же необходимо отражать замены всех запчастей, регулировочные работы и т. д. Для удобства можно пользоваться условным делением на категории по выполняемым действиям. Если подобного журнала нет, судить о периодичности и составе профилактических работ невозможно. Особенно хорошо это должны понимать руководители типографий, так как ответственность за работоспособность оборудования лежит на них.
Своевременное и качественное проведение профилактики избавит от многих проблем и позволит добиваться хорошего качества продукции на протяжении всего срока эксплуатации оборудования.
Не откладывай на завтра то, что надо было сделать вчера!
Об авторе: Сергей Маликов (220@terraprint.ru), технический директор «Терра Принт».