101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Развитие рынка рукавных этикеток <i><A HREF="#vr"><SUP>*</SUP></A></i>

  • Майк Фэйерлей
  • 12 февраля 2007 г.
  • 5464
Благодаря усилиям фирм-первопроходцев, рукавные этикетки оказались на передовой линии рекламных кампаний, дизайнерских решений по оформлению торговых марок, разработок средств защиты товаров от вскрытия.

Если проанализировать темпы развития этикеточных технологий в любой из развитых или развивающихся стран, просмотреть известные журналы по упаковке и дизайну, станет очевидным, что рукавные этикетки вышли на лидирующие позиции в мире по динамике и инновациям. Другими словами, они сегодня в моде.

Изобретённая в середине 60-х японской Fuji термоусадочная рукавная этикетка давно признана идеальным средством оформления продукции, благодаря высокому качеству печати, решениям с защитой от вскрытия, возможности рекламного оформления бутылок и контейнеров любой формы, даже самой необычной. Её первоначальным применением были заказная упаковка и комплекты «два по цене одного».

Ключом к изменению статуса и оперативному развитию технологии в 80-х стали подделки в США и Европе лекарственного средства Tylenol и детского питания Heinz. Производители оперативно перешли на усадочные этикетки с защитой от вскрытия, чтобы обезопасить торговые марки и восстановить доверие покупателей. Защиты от вскрытия стали требовать от поставщиков и супермаркеты — усадочные этикетки начали оперативно завоёвывать новые рынки и ниши.

Благодаря разработкам в сегменте усадочных плёнок, печатных технологий и экологическим требованиям со стороны потребителей сегмент рукавных этикеток быстро эволюционировал. Сейчас объёмы мирового рынка превышают 1000 млн долл. при ежегодном росте более 10% (в ряде развивающихся стран цифра приближается к 20%).

Основным потребителем усадочной рукавной этикетки по-прежнему остаётся её историческая родина — Япония. Рынки Европы и США оцениваются в 200 млн долл. каждый. Здесь быстрый рост спроса стимулируют маркетинговые запросы владельцев торговых марок, рассчитывающих на узнавание и отстройку бренда, закрепление лояльности клиентов, повышение притягательности товара и выделение его на магазинной полке. Рукавные этикетки активно используют везде, где необходимо круговое оформление (360°) продукта с высоким качеством изображения.

Популярность рукавных этикеток в оформлении фирменной продукции объясняется технологическими достижениями в сфере усадочных плёнок, печатных и допечатных технологий, красок, экологичными решениями на их основе. Не последнюю роль в достижении новых высот сыграли осознание важности идентификации бренда, увеличение доли высокотехнологичной продукции, экономичные методики оформления бутылок (в т. ч. за счёт сокращения толщины этикеток).

Усадочные рукавные этикетки стали эффективной альтернативой прямой печати на серии сметаны

Позиции «рукавов» укрепила технология печати с оборота, защищающая нанесённые краски и лаки от истирания и царапин, агрессивных сред (ванные комнаты, рефрижераторы, холодильные камеры), что помогло потеснить на рынке клеевые и (в меньшей степени) самоклеящиеся этикетки. Сейчас сегмент представлен промо-изделиями (клубные и парные упаковки), рукавными этикетками высокого качества, многофункциональными и многоцелевыми этикетками, решениями с защитой от вскрытия, декоративными и защитными насадками для бутылочных горлышек. Появились и набирают популярность рукавные стретч-этикетки. Стало ясно, технология отличается максимальной гибкостью по сравнению с другими методами этикетирования.

Для лидера европейского рынка Decorative Sleeves, поставляющей продукцию на 700 предприятий Великобритании и Австрии, шансом на успех стало распространение и популяризация высококачественных усадочных этикеток среди мировых поставщиков молочных продуктов и прохладительных напитков. Сейчас компания экспортирует до 40% изготовленных в Великобритании рукавных этикеток.

В отличие от конкурентов, в Decorative Sleeves сами усадочную плёнку не делают. Будучи одним из крупнейших европейских потребителей, компания тесно сотрудничает с производителями плёнки в разработке новых продуктов и решений. Сейчас для рукавных этикеток в мире и Европе используют преимущественно ПВХ. PET-плёнки дают наибольшую усадку, отличаются лучшей стойкостью к царапанию и допускают пастеризацию (но при этом самые дорогие). OPS-плёнки оптимально подходят для тубных контейнеров при более низкой стоимости и предсказуемости усадки.

Чтобы не терять завоёванных позиций и иметь возможность консультировать клиентов, особое внимание в компании уделяют меняющимся требованиям к продукции, технологиям и материалам, рыночным тенденциям, безопасности и вопросам экологии. Значительную часть продукции можно по праву назвать инновационной. «У нас много решений, выгодно отличающих рукавные этикетки от альтернативных», — объясняет директор по продажам Йон Коуан. Примеры — этикетки для бутылок необычной формы, круговые рекламные этикетки, серии с несколькими вариантами для коллекционирования, съёмные рукавные этикетки «сотри и выиграй», серийные номера на внутренней поверхности, цельные этикетки с защитой от вскрытия, инновационная отделка (глянец, свечение в УФ-лучах, имитация кожи, объёмные эффекты, термохромные и флуоресцентные краски, краски с запахом для этикеток «потри и понюхай»).

«Мы настроены на знакомство с массой новых плёнок, которые должны появиться на рынке в 2006 г., — добавляет Коуан. — Это удобные для вторичной переработки материалы низкой плотности, тонкие сополимерные плёнки, сопоставимые с PET по усадке и прозрачности, материалы с ярко выраженным металлическим блеском и голографией.

Технологические тенденции сегодня выражаются в сокращении доли глубокой печати в пользу УФ-флексографии и офсета. Допечатная подготовка за последние годы стремительно прогрессировала, став полностью цифровой, — почти вся предварительная дисторсия макета выполняется автоматически. Среди прочих новшеств — разработки в области тактильных рукавных этикеток: мягких на ощупь, с эффектом апельсиновой кожуры или тиснения. Следуя общей тенденции, изделия становятся изощрённее — переливающиеся цвета и тактильные эффекты, барьерная защита, теплоизоляция, стойкость к УФ-излучению и разного рода обработке. Средства цифровой печати добавили возможности персонализации и выпуска сверхкоротких тиражей.

Появились новые разработки и в сфере устройств для нанесения рукавных этикеток. Выставка Drintec-05 в Мюнхене ознаменовалась несколькими анонсами: Comag представила этикеточный аппликатор, интегрированный с термоусадочной системой, SIG/Simonazzi — сварку швов непосредственно в машине, Krones — устройство для одновременного нанесения нескольких рукавных этикеток. Все решения в последующие годы будут дополнительно стимулировать развитие рынка рукавной этикетки».

В сегмент приходят всё новые производители (особенно гибкой упаковки и самоклеящейся этикетки). Сейчас в Европе рукавными этикетками занимается около 100 компаний, существенно осложняющих жизнь лидерам.


* Перепечатывается в сокращённом варианте с разрешения журнала Labels & Labeling.


 

НАШИ

«Эксимпак-Ротопринт» — крупнейший производитель термоусадочной этикетки в России, и нам приятно, что журнал решил обратиться к этой теме. Безусловно, у нас те же тенденции — термоусадочная рукавная этикетка медленно, но верно занимает лидирующие позиции: ежегодный рост 10-15%. Как и за рубежом, в нашей стране она наиболее востребована у производителей молочной и соковой продукции, хотя в мире область её применения заметно шире и охватывает многие отрасли, от строительной и до фармацевтической. Мы внимательно следим за мировыми тенденциями, технологиями и материалами, дизайном, инновационными видами отделки. Производим этикетки с большинством из перечисленных в статье эффектов: глянец, матирование, свечение в УФ-лучах, имитация кожи и металлизация. За последние годы в России термоусадочная этикетка стала более популярным и широко используемым видом упаковки, но доля занимаемого ею рынка на порядок меньше, чем в Америке и Европе. Что, впрочем, стимулирует его стабильное развитие, обещая большие перспективы роста.

Андрей Смирнов, директор компании «Эксимпак-Ротопринт»

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ


Новый номер

Тема номера: Мир ламинаторов. Послепечать на конвейере. УФ-принтер на «троих». DTF-комплекс Yinstar. Художественное конструирование в СССР. Реальная роботизация полиграфии. Книги как военная добыча. Обзор этикеток с испанских полок. Свежий взгляд на QAZPAK.



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
Широкий УФ
25%
25 %
Сувенирный УФ
27%
27 %
ДТФ (текстиль)
20%
20 %
УФ ДТФ
20%
20 %
Латекс
7%
7 %
Экосольвент
12%
12 %
На водных чернилах
7%
7 %
Сублимацию
8%
8 %
Для прямой печати по ткани
10%
10 %
ДТГ («футболочный»)
3%
3 %
Проголосовало: 59