101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

KBA и Heidelberg объединяют усилия *

  • Юрген Вейль
  • 4 июня 2007 г.
  • 6020

9 ноября 2006 г. на форуме пользователей Fogra в Мюнхене KBA и Heidelberg объявили о совместном проекте по стандартизации УФ- и гибридных технологий для повышения надёжности, безопасности и стабильности параметров расходных материалов.

Йенс Арне Кнобль (слева) от Heidelberg и Юрген Вайль от KBA подписывают декларацию о намерении стандартизировать УФ- и гибридные технологии

Компании объявили о намерении разработать, определить и внедрить:

  • универсальные общедоступные стандарты в форме сертификации и аккредитации УФ- и гибридных красок;
  • универсальные общедоступные стандарты в форме сертификации вспомогательных средств для печати и расходных материалов на совместимость с оборудованием;
  • универсальные общедоступные формы цветопробы и нормативы для УФ- и гибридных красок.

В 2004 г. Fogra (Forschungsgesellschaft Druck, Мюнхен) по просьбе KBA протестировала 6 видов гибридных красок. Более 600 тестов должны были определить, влияют ли краски на разбухание валиков и офсетных полотен; насколько, как и какими составами краски эффективно смываются.

Результаты проверки прочих расходных материалов (заявленных как совместимые с гибридными технологиями) показали, что те крайне далеки от установленных норм. Более того, они портили материалы и оборудование, угрожая стабильности процесса.

Повод для тревоги

Расширенные тесты, результаты которых мы приводим, подтвердили необходимость в стандартах, регулирующих применение УФ- и гибридной технологий в офсетной печати.

1. Определение хроматических координат по ISO 2846-1

Стандарт описывает цвет и прозрачность серий красок для 4-красочной печати. Тестирование проводилось с помощью устройства Prufbau на специальной тестовой бумаге. Для каждой краски выполнялась серия монохромных оттисков с градуированной плотностью красочного покрытия. Для соответствия стандарту значения CIELAB при заданной толщине красочной плёнки не должны были выходить за рамки граничных значений.

Если цветовые отличия в тестовых оттисках отложить на одной оси, а толщину красочной плёнки на другой (рис. 1), соединяющая их кривая должна пересекать стандартный диапазон допусков. Краска также считается допустимой и при незначительном пересечении кривой с диапазоном.

2. Определение цветовых отклонений по ISO 12647-2 (цветоделение 1)

Стандарт описывает контроль процессов цветоделения, цветопробы и печати. Максимально допустимые цветовые отклонения между контрактной цветопробой и проверяемым пробным оттиском — ∆E*ab5. В отсутствие эталонного листа за эталон цвета принимаются указанные в стандарте значения.

Основные цвета соответствовали норме. Отклонения для красок с промежуточным отверждением (в отличие от неподвергавшихся промежуточной сушке) оказались ниже ∆E*ab5. Утолщённая красочная плёнка для чёрного цвета дестабилизировала баланс краска/вода: выявлены отдельные залитые и забитые фрагменты.

Со значениями для плашек дополнительных цветов (рис. 2) оказалось сложнее: в ISO 12647-2 приводится информация по значениям без допусков.

Координаты составных оттенков в цветовом пространстве CIELAB зависят от:

  • параметров краскопереноса в оттисках, где происходило многократное наложение красок;
  • толщины красочной плёнки для отпечатанного вторым цвета;
  • реологических характеристик;
  • остановки печатной машины;
  • температуры в печатных секциях;
  • стойкости увлажняющего раствора;
  • запечатываемого материала.

3. Цветовой охват

На рис. 3 результаты тестовой печати на листовой офсетной машине. График отображает уровни a* и b* в цветовом пространстве CIELAB; оси a* и b* соответствуют типу краски и её цветности.

Координаты цветности для основных цветов на рис. 3 в пределах эталонных значений, а смесевые цвета ощутимо отклоняются от нормы. Из-за снижения величины b* для зелёного оттенок смещается в голубой спектр — цвет приобретает голубизну, отклоняясь от нормы. Та же проблема с красным, оттенок которого пурпурнее и менее жёлтый. Синий, смещаясь к голубой зоне, приближается к ахроматической точке и становится ещё «синее».

Рис. 3. Тестовая печать на листовой офсетной машине. a* + b* цветовой охват, цветовая шкала для бумаги, три вида бумаги и два вида картона. Промежуточное УФ-отверждение в печатных секциях
Источник: отчёт Fogra 32.137

4. Растискивание в УФ-офсете

Для определения растискивания измерялась разница между тональным значением растровой шкалы на тестовых оттисках и тем же участком на печатной форме (рис. 4).

Технические нормативы MedienStandard Druck 2004 для данных, цветопроб и плёнок, разработанные Немецкой федерацией печати и издательства (bvdm), предусматривают эталонные показатели растискивания во всём цветовом диапазоне. Пороговые значения растискивания отмечены на графике пунктирными линиями.

Кривые на графике — усреднённые параметры растискивания для тонового охвата. Сам график отображает средние параметры растискивания для одного отпечатанного на мелованной бумаге цветоделённого цвета, которые выведены из значений 12-ти тестовых оттисков. Вертикальные линии — диапазон колебаний, на основании которого рассчитывались стандартные отклонения.

Растискивание значительно превышает нормы стандарта ISO 12647-2. На участке с 40% растровыми элементами чёрного цвета отмечено растискивание более 30%, хотя допускается не более 16%. В средних тонах значения для триадных цветов 17–25%.

Попытки уменьшить площадь растровых элементов при экспонировании в CTP-системе чреваты потерей тонового охвата на растрируемых участках. Качество печати лучше повышать за счёт стабилизации процесса: создавая отдельные профили для УФ-красок и внедряя их на этапе допечатной подготовки.

5. Толерантность увлажняющего раствора

При сравнении рис. 5 и 6 чётко видны различия в тонах.

Рис. 5 наглядно подтверждает критичность баланса для данной комбинации УФ-краски и увлажняющего раствора IPA. Значение 60 для дукторного валика — единственное, при котором кривая тонового значения соответствует спецификациям стандартов bvdm для офсетной печати. Даже незначительные изменения в подаче увлажняющего раствора, в т. ч. при колебаниях температуры и других переменных в процессе печати, практически всегда приводят к существенным отклонениям в цветопередаче. Оператору приходится постоянно контролировать и корректировать процесс.

На рис. 6 результаты серии тестов на той же печатной машине с теми же УФ-красками, но с толерантным увлажняющим раствором — процесс, несомненно, стабильнее. Кривые растискивания для всех настроек дукторного валика лежат практически в одном диапазоне, в непосредственной близости от стандартных значений.

Выводы

Результаты тестов свидетельствуют, что лишь некоторые УФ-краски основных цветов соответствуют допускам CIELAB, предусмотренным стандартами ISO 2846-1 и ISO 12647-2. Таким образом, эталонные значения для УФ-красок допустимо применять также к бумаге и картону. Приблизить передачу составных цветов в УФ-печати к показателям традиционного офсета можно только при внесении изменений в формулы и пигменты УФ-красок.

Рекомендуется проверять стабильность воспроизведения красочной плёнки заданной толщины на высоких скоростях и длинных тиражах.

Распространение норм ISO 2846‑1 и ISO 12647-2 на гибридные и УФ-технологии будет опираться на упомянутую в начале статьи декларацию о намерениях, отнюдь не подрывающую авторитет поставщиков расходных материалов, а завоёвывающую для офсетной УФ-печати статус, которого она заслуживает.

Об авторе: Юрген Вейль (veil@kba-planeta.de).


* KBA Report 29, 2007. Публикуется при содействии «КБА РУС».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Автоматизация:ожидания vs реальность

С каждым днём всё меньше руководителей предприятий выступают за сохранение привычных, но устаревших технологий в производстве. Приверженцы консервативных взглядов имеют ложные убеждения о том, что автоматизация процесса управления предприятием — это затратное мероприятие, которое не сможет принести очевидной выгоды для компании. Надо ли говорить, насколько глубоко они заблуждаются?

Типография, которая поверила в свои возможности

Большие пространства и много книг — это первое, что бросается в глаза при посещении Дома культуры «ГЭС-2». Самой привлекательной и интересной литературой для меня стала серия детских книг, выпущенная в рамках издательской программы V–A–C. Это известные классические сказки, оформленные современными художниками. В серии вышли книги Х. К. Андерсена, Оскара Уайльда, Льюиса Кэрролла и Виктора Драгунского.

Дела семейные

Publish стремится к экспансии: рост и развитие — это неизбежность любого проекта, который не планируется к закрытию. Зафиксировать состояние невозможно, «стабильность» — это просто другое имя деградации.

drupa в поисках себя

Индустриальные выставки — и drupa не исключение — проекты коммерческие. Их процветание или упадок связаны с тем, насколько успешно они решают задачи своих клиентов — экспонентов и посетителей. И в последние годы мы можем видеть здесь глубокие изменения.



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 40