101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Горячие страсти по холодной фольге*

  • Рон Рожкиевич
  • 5 ноября 2007 г.
  • 12136
Гибкие системы для холодного тиснения фольгой в линию — это высокая производительность и спецэффекты в обычных коммерческих типографиях.
Heidelberg анонсирует модуль холодного тиснения FoilStar для листовых машин Speedmaster CD 74 (на снимке), CD 102 и XL 105

В коммерческой печати набирает популярность технология холодного тиснения с нанесением фольги в линию на высокоскоростных офсетных машинах. Растут требования заказчиков к спецэффектам (плюс экономия и скорость при тиснении в линию), и ранее специфичный автономный процесс переходит в разряд стандартного. Системы, монтирующиеся на секции листовых офсетных машин, — доступный способ нанесения фольги на бумагу с оперативным переходом обратно к печати краской.

Ведущие производители печатной техники, Heidelberg и MAN Roland, уловив спрос, уже предлагают машины со встроенными секциями холодного тиснения фольгой, монтирующиеся поверх обычных. Аналогичные секции для установки на работающее оборудование предлагает OFT Technology (Великобритания), которую в США представляет American International Machinery. Систему OFT Foiltone на машины устанавливают KBA и Mitsubishi. American International Machinery заявляет о 4-х инсталляциях.

Холодное тиснение фольгой выполняется в линию, но не требует для переноса ни температуры, ни дорогих штампов: в первой секции наносится клеящий состав, определяющий области нанесения фольги, во второй фольга отделяется от подложки и наносится на материал.

Вопросы приводки, независимо от уровня сложности изображения, при холодном тиснении фольгой не особо отличаются от решаемых за счёт треппинга и надпечаткой краски. Печатные формы — традиционные, офсетные, отдельной настройки процесса не требуется.

Холодное тиснение — это широкий диапазон цветов и эффектов, складывающихся из надпечатки красочным растром по фольге и разнообразных металлизированных оттенков со стандартными красками и разновидностями фольги. Площадь нанесения — от мельчайших шрифтов вывороткой до плашек на полосу.

Главный конкурент — горячее тиснение, с помощью которого многие годы на упаковку добавляли блестящие элементы, помогающие продать товар. Штампы горячего тиснения для спецэффектов оптимальны для голограмм, защитных ярлыков, уникальных идентификаторов, объёмного тиснения.

Решения для холодного тиснения фольгой в линию — это разнообразные дизайнерские опции, мельчайшие детали и элементы (текст, линии, растровые градиентные заливки). Фольга применяется и для создания цветных эффектов
Фото представлено Heidelberg
По фольге холодного тиснения можно печатать растром и плашками. В упаковочном сегменте фольга служит элементом защиты торговой марки
Фото представлено Heidelberg

Быстро и недорого

Горячее тиснение и конгрев всегда обходились недёшево и отнимали массу времени: дополнительный персонал для оборудования, работа в несколько прогонов, высечка, тиснение и печать голограмм на отдельных агрегатах, требующих соответствующих инвестиций и замедляющих производственный процесс. Именно поэтому горячее тиснение в коммерческой печати не прижилось.

Наряду с массой преимуществ у холодного тиснения, по мнению специалистов, есть и недостатки: тяжёлые рулоны фольги, невозможность индексации, нанесение фольги лишь на мелованные материалы. Фольга не «вжимается» в материал, поэтому блестит меньше, чем при горячем тиснении. Впрочем, если сопоставить pro et contra работы на высоких скоростях — нет ограничений по площади нанесения, возможность тиснения до или после печати, надпечатка плашками и растром по фольге, текстурированные варианты, отсутствие деформации материала, отказ от дорогих штампов и дополнительного персонала, низкое энергопотребление, быстрая приладка, отсутствие проблем с приводкой, — отпадают всякие сомнения в том, кто же фаворит.

Не все эффекты горячего тиснения дублируются по холодной технологии (например, голограммы и объёмный конгрев), но производители уверяют, что и это придёт. Фольга для упаковки и защиты пользуется спросом уже не только на конвертинговых предприятиях, но и в коммерческих типографиях.

Для заказчиков опция холодного тиснения — это, в первую очередь, новые возможности дизайна. Те же причины, по которым фольга присутствует на упаковке (рост продаж), со временем приведут к её появлению на флаерах, журналах и книгах. Интерпретируемая как цвет фольга интегрируется в макет, и дизайнер спокойно работает с металлизированными оттенками без опасения усложнить или задержать печать.

Помимо ассортимента цветов самой фольги, в макете можно предусмотреть надпечатку плашкой или триадой. У фольги для горячего тиснения почти всегда есть базовый материал: первый слой — серебристый алюминий, наносящийся способом вакуумной металлизации на базовую фольгу, второй — цветное покрытие алюминиевой основы. Для полиграфиста это означает либо ограниченный диапазон цветов, либо поставки цветной фольги под каждый заказ. Если результатом становится склад из бесконечных рулонов фольги, дизайнер будет пытаться избежать работы с ней, за исключением абсолютно необходимых случаев. Холодное тиснение не ограничивает количество цветов фольги в одном макете, открывая новые горизонты визуальных эффектов.

В сентябре на Graph Expo в Чикаго машины с возможностью интеграции холодного тиснения фольгой представляли AIM, эксклюзивный представитель OFT Technology в Северной Америке, Heidelberg и MAN Roland.

Установленная в печатную секцию система OFT Foiltone

Решение Foiltone для тиснения фольгой в один прогон, подходящее практически для любого листового оборудования, OFT Technology анонсировала ещё год назад. С тех пор компания установила 30 систем и за два года планирует продать ещё 100.

Принцип работы тот же, что у конкурентов: в первой секции клеем наносится изображение (выведенная обычным способом офсетная форма вместо штампа), после чего лист поступает во 2-ю секцию. Перемотчик с прямым сервоприводом подаёт фольгу вниз по секции, вокруг офсетного цилиндра, и выводит сзади, где она наматывается на второе устройство, находящееся над секцией. В отсутствие фольги секции применяются для печати краской.

4 модуля для работы с двумя рулонами фольги не мешают параллельной эксплуатации машины. Защитные лаки не требуются, но при желании наносятся при надпечатке.

В бочке мёда и есть ложка дёгтя: система Foiltone, как и её аналоги, занимает две секции печатной машины, которые бы могли наносить краску и лак. Эффекты зависят от расположения системы в машине. Если она за печатными секциями перед лакированием, фольга напоминает эффект горячего тиснения. Если это первые две секции печатной машины, краски наносятся по контуру фольги или прямо на неё.

Heidelberg FoilStar

Heidelberg на Graph Expo представила модуль холодного тиснения FoilStar для листовых Speedmaster CD 74, CD 102 и XL 105.

Тиснение выполняется в двух стандартных печатных секциях. В первой обычный красочный аппарат с традиционной офсетной пластиной наносит адгезионный состав на лист или его часть. Вторая служит для тиснения, комплектуется устройствами подачи и отвода фольги. Вместе с листом фольга проходит между офсетным и печатным цилиндрами и под давлением переходит на проклеенные зоны. После удаления подложки остаётся металлизированный слой. Сразу после тиснения эти секции могут переключаться на режим обычной печати, что значительно ускоряет настройку.

Холодное тиснение фольгой выполняется в 6-ти режимах, в зависимости от ширины полотна. Металлизированная отделка с высоким качеством гарантирована на любых материалах массой 70–400 г/м? на скорости до 18 000 отт./ч с отличной приводкой. Популярность холодного тиснения в коммерческой печати объясняется именно высокими скоростями, а вот быстрая настройка и сокращённое время обработки делают решение актуальным и для коротких тиражей.

MAN Roland InlineFoiler Prindor

6-красочная листовая MAN Roland 700 HiPrint, укомплектованная модулем лакирования и системой InlineFoiler Prindor

MAN Roland представляет решение Inline-Foiler Prindor, отмеченное наградой InterTech Technology Awards в 2006 г. Систему для холодного тиснения впервые продемонстрировали на прошлогодней Graph Expo на машине Roland 700. Опция устанавливается на две печатные секции любой из последних полноформатных моделей серии 700, которые могут использоваться и для обычной печати (переключение между режимами занимает от получаса до часа).

Для нанесения фольги в линию компания рекомендует как минимум 6-красочные машины. В 1-й секции традиционно наносится специальная адгезионная краска с помощью стандартной печатной формы и красочного аппарата. Клеящий состав окрашен, поэтому его количество контролируемо с помощью ден-ситометра. На 2-ю монтируется перемотчик фольги, а офсетный цилиндр прижимает её к покрытым клеящей краской зонам. Лишняя фольга остаётся на подложке, наматываясь на устройство над 3-й печатной секцией, в которой, равно как и в последующих, на свободные от фольги зоны листа можно нанести сохнущую за счёт впитывания краску.

«Металлик» смесевой и комбинированный

Рулонов для тиснения теперь может быть несколько, что позволяет смешивать и комбинировать оттенки серебряной, золотой и дифракционной фольги.

Помимо экономии от работы в линию, это ещё и разнообразные цвета и возможности с надпечаткой без дополнительных прогонов, в отличие от автономного холодного тиснения (с конгревом и горячим тиснением надпечатка вообще невозможна).

По информации MAN Roland, надпечатка традиционными, УФ- и гибридными красками улучшает адгезию фольги, но обычную краску лучше покрывать лаком из-за увеличения времени сушки при нанесении на фольгу. Компания заявляет о получении эксклюзивного патента на экономически и технически выгодную методику комбинирования тиснения в линию с последующей надпечаткой.

Помимо упомянутых «плоских» эффектов, технология позволяет выполнять и объёмное (трёхмерное) тиснение. MAN Roland подала патентную заявку на комбинацию «холодного тиснения фольгой с объёмным». В этой области поступило уже 6 патентных заявок от разных разработчиков.


* Журнал Graphic Arts Monthly, сентябрь 2007. Copyright © 2007, Reed Business Information, a Division of Reed Elsevier Inc. All rights reserved.


Фольга на страже торговой марки

Фольга всё чаще становится средством борьбы с эскалацией подделки торговых марок. Ежегодные убытки американского бизнеса от фальсификатов оцениваются в 200-250 млрд долл. Производитель фольги Kurz предлагает эффективную защиту торговых марок из комбинаций компонентов, включая широкий ассортимент затруднённых для копирования оптических защитных знаков OVD (optical variable devices), среди которых голограммы и высокотехнологичная разработка Trustseal (см. фото). В ассортименте защитные опции на основе высокотехнологичной, сложной для подделки фольги. Дифракционные эффекты (холодное тиснение произведённой под заказ фольгой с непрерывным ультрамелким геометрическим узором, простая фольга с переливающимся радужным эффектом, голограммы с изображением) доступны на прозрачной фольге. Улучшая восприятие упаковки, она защищает товар, причём изменений в дизайн вносить не приходится.


( Наши

Холодная приклейка фольги в линию перспективна для повышения потребительских свойств печатной продукции. Она усиливает металлизированные эффекты, особенно при печати журнальной и рекламной продукции, упрощает производство и улучшает качество этикетки и упаковки. MAN Roland — первопроходец в холодной приклейке фольги в линию с печатью. Впервые устройство inlineFoiler Prindor было представлено широкой публике на Drupa-2004. Ныне произведено уже более 30-ти инсталляций (от Китая и Японии до США и Канады).

Возможность работать с системой холодной приклейки фольги inlineFoiler Prindor имеют не только счастливые обладатели новых машин, но и типографии, где есть Roland 700 более ранних лет выпуска. MAN Roland — поставщик системных решений и обеспечивает не только поставку оборудования, но комплексную поддержку производства. Это касается и поставок фольги по программе PrintCom. Для большей экономической эффективности MAN Roland разрабатывает доступные виды фольги совместно с азиатскими производителями. — Антон Кодинский, продукт-специалист по листовым машинам, технический отдел HGS


( Наши

Тиснение фольгой с модулем FoilStar — это уникальные возможности печати с компанией Heidelberg. Технология холодного тиснения фольгой теперь представлена на машинах Speedmaster CD 74, CD 102 и новой платформе XL105, при этом скорость достигает 18 000 отт./ч. Холодное тиснение помогает дизайнерам воплотить самые смелые идеи. Наша технология позволяет варьировать и получать на одном листе любые металлические оттенки при небольших экономических затратах. Важное преимущество — использование до 6-ти рулонов, что решает вопросы себестоимости и экономичности продукции. Достоинств у технологии много — высокое качество офсетной печати, скорость переналадки работы, производительность и т. д. В мире уже установлено около десятка таких машин. Отзывы клиентов впечатляют: они открыли новые возможности печати, рынки и ниши. — Сергей Слободчиков, продукт-специалист «Гейдельберг-СНГ»


( Наши

Словосочетание Added Value Printing прочно укрепилось в лексиконе современных полиграфистов. Трудно переводимым выражением принято обозначать технологии, придающие печатной продукции «дополнительную ценность» (или «стоимость») и обеспечивающие типографии дополнительную прибыль. Нанесение фольги в линию на печатной машине, несомненно, относится к данной категории, поскольку позволяет достигать на оттиске очень ярких и уникальных декоративных эффектов.

Можно долго анализировать сильные и слабые стороны процесса, отмечать его недостатки относительно традиционного горячего тиснения на специализированном оборудовании, указывать на повышенной расход фольги, акцентировать внимание на немалой стоимости устройств и т. д. Но рост числа установок подобных систем и расширение списка производителей печатного оборудования, продвигающих технологию, свидетельствуют о перспективности подобных решений.

В подтверждение отмечу, что ещё один ведущий производитель листовых офсетных машин, японская Komori, продемонстрировал на недавней выставке IGAS собственную разработку. ColdFoiler демонстрировалась на базе другой новинки Komori — машины Lithrone SX 29 (макс. формат листа 61в75 см). Главная особенность — более экономичное, по сравнению с конкурентами, расходование фольги.

Дополню зарубежного автора: имеется немалый опыт установок упомянутых в статье устройств Foiltone фирмы OFT Technology на печатные машины Komori. Проиллюстрирую это фотографией во многом уникального решения — 8-красочной (без устройства переворота листа) полноформатной машины Lithrone S40 с секцией лака, оборудованной сразу двумя решениями фирмы OFT Technology — системами Foiltone и Filmtone. — Денис Подобед, продукт-менеджер «ЯМ Интернешнл (СНГ)»

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Текстильная печать: итоги, тренды, планы

В начале нового года принято подводить итоги прошедшего и строить планы на будущее. Publish решил узнать, как прошёл 2023 год и какие планы на 2024-й у руководителей компаний, занимающихся цифровой текстильной печатью, и задал им несколько вопросов.

Выставка UPAKEXPO

Международная специализированная выставка упаковочного оборудования и готовых упаковочных решений под этим названием проводится впервые, хотя это всё та же знакомая нам upakovka. Ключевая идея UPAKEXPO — обмен профессиональным опытом и информацией по основным темам упаковочной отрасли. Ниже вы найдёте список экспонентов, которых мы отобрали как наиболее интересных для наших читателей.

Как дела у РПК?

Рекламно-производственные компании в 2023 году и анализ результатов их деятельности.

Дизайнерская бумага: рыночные вызовы и тренды

Фактически два года российская экономика находится в условиях беспрецедентно жёстких экономических санкций, которые затронули каждую сферу производства, в том числе такую, казалось бы, малозначимую область, как печать рекламной продукции на дизайнерской бумаге. Для некоторого числа типографий сокращение объёмов импорта материалов вызвало определённые проблемы, но прошёл значительный отрезок времени, и ситуация стала проясняться.



Новый номер

Тема номера: Текстильная печать: итоги, тренды, планы. Женский взгляд на цвет. GO!Digital WJ-640S. ARK-JET UV 2942. DRUPA 2024. О людях-барометрах и кадровых проблемах. Пути листового офсета. «Притяжение» будет. Широкоформатная печать. ПРОДЭКСПО 2024.



Как сегодня привлекать и удерживать персонал?
    Проголосовало: 105