Для многих типографий ключ к снижению издержек — производство «в линию», особенно лакирование. Потому что важное преимущество процесса — быстрое отверждение нанесённого лака — позволяет с минимальными задержками отправлять продукцию на послепечатную обработку. Более того, отпечатанные листы защищены от истирания красочного слоя — риска, которому они будут подвергаться в послепечатной обработке. Ещё одна важная причина для лакирования — отказ или сведение к минимуму использования противоотмарывающего порошка, что особенно важно для последующего ламинирования.
Полиграфисты, как правило, хотят не просто блеснуть перед клиентом отпечатками с необычной отделкой. Они, что вполне закономерно, заинтересованы и в экономически эффективном производственном процессе. А это даёт производителям повод постоянно совершенствовать оборудование. И всё же лак — не цифровая печать и даже не офсет. Нельзя сравнивать эти технологии по скорости развития — у лакирования темп не тот. «Быстро здесь ничего не происходит, какие машины были, такие и остаются, принципиальных изменений нет», — разводит руками Григорий Фролов, технический эксперт «Ориентал Про». Но пусть не быстро, отрасль всё же меняется.
Масляный лак выходит из моды
Для большинства печатников лакирование начинается с нанесения защитного офсетного лака на основе масла через последнюю секцию машины или отдельным прогоном. Этот лак — та же офсетная краска, но без пигмента, поэтому сложностей в работе нет. Среди достоинств — простота нанесения, относительная влагостойкость, защита красочного слоя от истирания. Кроме того, он позволяет с большой точностью делать выборочное лакирование. Недостатки, ставшие причиной отказа от технологии, — продолжение достоинств. Сходство с офсетными красками проявляется также в медленном высыхании, тонком слое и необходимости противоотмарывающего порошка. А ещё отпечаток с масляным лаком плохо блестит и со временем желтеет, а для склеивания картонных коробок приходится подбирать специальные сорта клея.
Вода на подъёме
Воднодисперсионные лаки стали чаще применяться в качестве защитных. Они представляют собой тонкодисперсные растворы модифицированных акрилатов, водорастворимых смол, воска и добавок к воде. Высыхают за считанные секунды в результате впитывания воды материалом и испарения в сушках с горячим воздухом.
Как правило, защитные лаки наносят на весь оттиск. В результате работы недорогой двухвалковой системы на некоторые участки листа может наноситься избыточное количество лака. Для регулировки расхода в соответствии со скоростью машины используются характеристические кривые. Heidelberg даёт возможность с пульта Prinect CP2000 Center использовать предварительно заданные настройки или сохранять пользовательские. Одно из достоинств двухвалковой системы — широкий диапазон расхода лака: 1,5–8 г/м2. При замене гладкого дозирующего валика растрированным можно увеличить расход до 10 г/м2.
Матовые и глянцевые воднодисперсионные лаки применяются для коммерческой печати, производства упаковки и этикеток. В отличие от защитных лаков, вещества в составе воднодисперсионных лаков менее предназначены для быстрого образования плёнки, а скорее — для достижения требуемого внешнего вида. Всё это создаёт побочный эффект: эти лаки сохнут гораздо медленнее защитных. Поэтому при работе с ними нужны удлинённая приёмка и мощные сушки. Наибольшее качество и точность при лакировании матовыми и глянцевыми лаками достигаются в секции с камер-ракельной системой.
Вместо полотна — плёнка
Как правило, для сплошного лакирования печатники подкладывают под полотно несколько листов бумаги, равных по размеру тиражным. Это помогает избежать накопления лака за пределами поля печати. Офсетные полотна обеспечивают самый экономичный способ сплошного лакирования, но только если не учитывать частые остановки машины для смывки полотна из-за накопившейся краски. Выше быстродействие с лакировальными полотнами, покрытыми специальным резиновым составом, упрощающим перенос лака и препятствующим накоплению краски. Также с полотен удобнее снимается верхний слой резины для подготовки выборочного лакирования. Однако неточности в резке увеличивают время на приводку. Если работ с выборочным лакированием выполняется много, тогда хорошая альтернатива — полимерные формы. Полиэфирная плёнка, из которой, как правило, они изготавливаются, долговечнее и сохраняет постоянный размер. Резка проводится вручную или на режущем плоттере с учётом диаметра формного цилиндра, затем с участков, на которые должен наноситься лак, удаляется слой полимера.
В ультрафиолетовом свете
УФ-технология открывает практически неограниченные возможности в области послепечатной обработки, позволяя создавать необычные зрительные и тактильные эффекты на различных материалах. Добавьте к этому экономические преимущества: быстрота исполнения заказа и сушки. Для многих типографий УФ-лакирование может стать серьёзным конкурентным преимуществом. Расширяется спектр материалов, на которых можно печатать офсетом, обычным стало применение УФ-лаков в офсетных типографиях. Они печатают на невпитывающих материалах, пластиках, плёнках, металлизированной бумаге и картоне. А ведь раньше это была вотчина трафаретных машин. Офсетным типографиям пришлось освоить технологию нанесения красок и лаков, отверждаемых УФ-излучением или требующих особых технологий, таких как печать кроющими белилами. Всем требованиям удовлетворяет флексопечать. Многие производители (включая китайских) оснастили машины флексографскими секциями. Новая модель Clarity ZMG уже в базовой конфигурации оснащается анилоксами и электронной системой контроля толщины лакового слоя. Благодаря конструктивным решениям, удалось поднять скорость до 9000 отт./ч. «Это очень хорошая скорость для лакировки, т. к. машины весьма тихоходные. Наверное, это можно назвать тенденцией — выпуск более автоматизированных машин, что заметно даже у китайцев. Причём то, что раньше было в опциях, теперь в стандартной комплектации», — замечает Фролов.
Проблема УФ-отверждения — высокая температура, из-за которой может деформироваться запечатываемый материал. Следствие — существенное снижение производительности оборудования: уменьшение скорости печати или выполнение заказа за несколько прогонов с промежуточным охлаждением листов. Heidelberg совместно с IST Metz разработала систему для регулировки температуры CoolCure UV, которая устанавливается на Speedmaster CD 102. Способ получил название «инертизация»: кислород воздуха, негативно влияющий на процесс, замещается азотом. Технология позволяет снизить мощность УФ-излучения, т. е. экономить электроэнергию, при этом возрастает скорость работы без выделения паразитного тепла, и, кроме того, предотвращается появление типичного УФ-запаха. И хотя CoolCure UV предназначен для работы с тонкими полимерными плёнками, выигрыш будет и для бумаги с картоном.
Подобные решения УФ-отверждения (главным образом для УФ-печати) в инертной среде предлагают Adphos-Eltsoh и Eltex.
Новинки сезона
«За последнее время появилось несколько новых технологий, дающих интересные эффекты в линию. Например, анилоксовые валы в камер-ракельных лаковых системах, изготовленные не по классической технологии с “сотовыми” ячейками, а по новой технологии тройной спирали: вдоль всего вала нанесены спирали-“бороздки”, через которые и передаётся лак», — говорит Артём Автономов, начальник управления продаж печатного оборудования «НИССА Центрум». Новый анилоксовый валик может использоваться в любых машинах Ryobi с камер-ракельной лакировальной секцией.
«Так можно переносить почти на треть больше лака, существенно повысить глянец и пред-отвратить эффект апельсиновой корки! Это новые возможности при печати на прозрачных пластиках: через такую лаковую секцию можно покрывать оттиск толстым слоем белил, для чего раньше приходилось задействовать две или три печатные секции», — восхищается Автономов.
Подобная технология внедрена и в машинах Heidelberg в виде камер-ракельной системы с оптимизированными характеристиками Flexokit. А оптимизирована она для специального применения, включая нанесение золотых, серебряных, перламутровых и УФ-лаков, кроющих белил. Вместо растрированного валика с ячейками используется валик hashure с выгравированными тонкими спиралевидными каналами. Он подходит для лаков с частицами пигментов повышенной хрупкости, такими как чешуйки слюды в перламутровом лаке. Каналы в сочетании с несколько повышенным давлением предотвращают попадание пузырьков воздуха в камер-ракельную систему, препятствуя вспениванию лака. Повышенное давление способствует оптимальному заполнению валика, следовательно, нанесению более однородного по толщине слоя лака и повышенному глянцу в сравнении с традиционной камер-ракельной системой.
Система Flexokit делает лакирование экономичнее по отношению к материалам и рабочему времени, а также экологичнее. Например, благодаря шланговому насосу для подачи лака (лак проходит только через шланг, а не через насос) снизился объём работ по смывке машины, а остатки лака из шланга для пущей экономии можно сливать обратно в бак. Наличие второго контура подачи лака полезно для экономии времени на смывку и при работе с различными типами лаков: можно быстро перейти на другую систему, а загрязнённую камеру смыть вне печатной машины.
Интересна разработанная Ryobi система структурирования поверхности УФ-лака UV casting system. Это отдельная секция (после лаковой), в которой находятся устройства для размотки, натяжения и смотки плёнки. Автономов описывает технологию так: «Через лаковую секцию наносится УФ-лак, в специальной секции с помощью плёнки с рельефом (голографические плёнки и т. п.) лаковому слою придаётся рельеф, немедленно закрепляемый УФ-лампами. На выходе получается оттиск со структурированным лаковым слоем: голографический эффект либо скрытые рельефные изображения и т. п.».
Преимущества технологии перед ламинированием — получение голографического эффекта в линию и работа с тонкими марками бумаги. Техническое воплощение чрезвычайно практично: передающую рельеф плёнку можно использовать несколько раз, а если секция не задей-ствована, переставить УФ-сушку в удлинённую приёмку. Секция позволяет осуществлять ещё один вид отделки — «холодное тиснение» (нанесение специального клея в лаковой секции и последующая онлайн-приклейка фольги).
Лак в «цифре»
Для различных целей может быть использован прозрачный тонер, который Kodak NexPress с помощью 5-й печатной секции наносит на отпечатанный лист. При сплошном покрытии листа он защищает от истирания и выравнивает неровности поверхности, оставшиеся вследствие различной толщины слоя тонера на разных участках бумаги. При выборочной печати «белым по белому» создаётся эффект выборочного УФ-лакирования, напоминающий водяные знаки. Руководитель проекта «Линия Диджитал» типографии «Линия График!» Наталья Болдырева предупреждает: «Поверх прозрачного тонера надпечатку не сделать: лазерный принтер не закрепит тонер, а чернила струйного не впитаются в бумагу». Специальное устройство Nexglosser повышает глянец отпечатка за счёт нагревания и своеобразного каландрирования: лист «прокатывается» на нагретой ленте с гладкой поверхностью. Эффект сравним со сплошным покрытием бумаги УФ-лаком. Увы, только сплошным. Через Nexglosser нельзя получить выборочное лакирование из-за сильного краевого эффекта: лак «растекается», а при нагреве по границе лаковой плёнки деформируется бумага.
Сплошное лакирование в «Линия Диджитал» не пользуется особым спросом, даже несмотря на низкую цену — стоимость отпечатка увеличивается всего на 3 цента. Легко предположить, что популярнее могло бы стать именно выборочное лакирование — это перспективнее для дизайнеров. Многие захотели бы получить эффект выборочного лака очень быстро и по минимальной цене с тиражом от 1 шт. И здесь дело за производителем, который просто обязан доработать технологию.
Полностью автоматизированный агрегат K2 Digicoater Premier от K2 Systems Group выполняет выборочное и полное лакирование УФ- и водно-дисперсионным лаками на скорости до 6000 отт./ч, работая с листами формата 38×53 см в широком диапазоне плотности. Вакуумный конвейер гарантирует, что даже самый тонкий материал попадёт в автоматическое приёмно-комплектующее устройство, не сместившись. K2 NexGen Inline Solution работает отдельно или может быть установлен в линию с цифровой печатной машиной шириной печати до 101 см (скорость работы 6000 отт./ч или 60 м/мин).
В машинах Epic Products для нанесения УФ и водно-дисперсионного лака применяется анилоксовый вал — та же технология, что и в лакировальных секциях офсетных печатных машин. Скорость автоматической машины CTi-635, устанавливающейся в линию с Xerox iGen 3 (и всех следующих версий), синхронизирована с максимальной скоростью «цифры» — 110 отт./мин. Доступно сплошное и выборочное лакирование, на выходе — полностью готовые к использованию отпечатки. Автономная модель Epic CT-660 работает на максимальной скорости 4000 отт./ч с листами от 100 до 350 г/м2 и размером до 508×660 мм. Для сплошного и выборочного лакирования используются полимерные формы.
Print Protector от Xeikon наносит на обе стороны цифрового отпечатка масляную эмульсию из воды/воска/силикона, формирующую невидимый защитный слой. Отпечатанные документы стойки к истиранию при постоянном использовании и не накапливают статическое электричество. Xeikon Print Protector совместим со всеми печатными устройствами Xeikon и работает в разных режимах (листовой, рулонный, автономный).
Устройство Duplo UltraOffline наносит УФ-лак на отпечатанные цифровым и офсетным способом листы (от офсетной бумаги 118 г/м2 до обложечной 350 г/м2). Характеристики: до 6232 отт./ч, автоматическая компенсация толщины листа, автоматическое подключение воздушного шабера для лёгких материалов, установка интенсивности УФ-ламп на 200 или 300 Вт, двустороннее лакирование.
Что будет
Очевидно стремление отрасли к разработке оборудования, ускоряющего процесс послепечатной обработки. В борьбе за мгновенную выдачу результата, сравнимую по скорости с цифровой печатью, производители офсетных машин сделали большой шаг вперёд: печать УФ-красками, лакирование и припрессовка фольги в линию. «Цифровики» стараются наверстать отставание, разрабатывая отделочное оборудование с технологиями, которые уже внедрены в офсетной печати.
Всё и сразу
Тенденция повысить эффективность за счёт сокращения времени изготовления тиража коснулась и лакирования. Ещё в декабре 2006 г. в американской типографии была установлена первая в своём роде УФ-машина двусторонней печати — 10-красочная KBA Rapida 105, печатающая и лакирующая обе стороны листа (лак на первой стороне отверждается до переворота, что снимает риск отмарывания). Тогда же была запущена первая двусторонняя Komori LS440SP Lithrone Super Perfector с двусторонним лакированием. Расположенные в шахматном порядке (вверху и внизу) уникальные валы запечатывают и лакируют обе стороны без переворота листа. Heidelberg в 2007 г. начала поставку Speedmaster XL 105 с опцией двойного лакирования и межсекционными модулями отверждения шириной 102 см и производительностью 18 000 отт./ч. С 2007 г. Mitsubishi комплектует перфектор Diamond 3000TP модулем двустороннего лакирования для нанесения водных и УФ-лаков. Полноформатная машина (до 12-ти печатных секций) за один прогон последовательно запечатывает обе стороны без переворота. Листы попадают в приёмку уже с двусторонним лаком, просушенные и готовые к послепечатной обработке. Ранее Mitsubishi оснастила модулем дву-сторонней печати и лакирования переключаемый перфектор 3000R Double Diamond. Устройства двойного лакирования установлены до и после 3-цилиндровой системы Translink, передающей без переворота запечатанные с оборота листы на секции печати лицевой стороны. Машина доукомплектовывается УФ- и ИК-сушками. Производителей можно понять: функция лакирования делает из типовых машин уникальное оборудование с соответствующей наценкой.
Бизнес на лаке
Shanghai Dragon только недавно начала выпускать автоматические лакировальные машины с цепной проводкой бумаги (прежде только с ленточным конвейером), но в России их уже три. Примечательна инсталляция в типографии, где нет больше ничего, кроме лакировальной машины GUVJ1010 (на фото), весь бизнес построен только на ней. По словам поставщика, машина загружена в 2 смены, работает стабильно, приносит хороший доход.
Очередная новинка от Shanghai Dragon — автоматическая машина сплошного и выборочного лакирования DGUV1020. Особенности — удлинённый передаточный транспорт, оригинальная обратная система нанесения лака и централизованное управление с цветного экрана. Производительность модели DGUV достигает 8000 отт./ч, материалы от 80 г/м2.
Не офсетом единым
Трафаретный способ лакирования позиции не сдаёт. Автоматические цилиндровые машины широко используются для УФ-лакирования и отделки печатной продукции. На них можно с большой скоростью наносить на листовой материал глянцевый, матовый, перламутровый, рельефный, глитерный, металлизированный УФ-лаки, трафаретные краски или сочетать перечисленное для специальных эффектов. «Это служит главной задаче — выделить печатную продукцию из общего ряда, сделать её заметной для клиентов. Автоматические цилиндровые машины в основном находят применение в лакировании, отделке, печати POS-материалов, ценных бумаг и лотерейных билетов, деколей, в производстве промышленной электроники», — говорит руководитель направления «Отделка и упаковка» «НИССА Центрум» Филипп Шипков.
По данным немецкой SPS, производителя стоп-цилиндровых трафаретных машин, наибольшие изменения произошли именно в сегменте лакирования и отделки: с 30% до 50% увеличилась доля цилиндровых машин. В такой же пропорции изменились и доли рынка между трафаретными машинами с реверсивным печатным цилиндром и стоп-цилиндровыми.
Раньше большую часть производства занимали трафаретные машины с реверсивным печатным цилиндром как наиболее экономичное решение для лакирования и отделки. Однако значительное повышение требований к качеству лакирования и возможностям самой техники вывело на передний план стоп-цилиндровые трафаретные машины. Это произошло благодаря более высокой точности работы, производительности и универсальности стоп-цилиндровых машин. На «Полиграф-Интер-2007» демонстрировалась SPS Vitessa XP с макс. скоростью 4200 отт./ч — одно из лучших предложений для лакирования, отделки и трафаретной печати. Механическая точность равнения 0,025 мм гарантирует высокое качество при лакировании и печати тончайших линий, контуров и сложных изображений. Машины этой модели установлены в Москве в типографиях «Немецкая фабрика печати» и «Постпринт».