101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Под грифом "ДСП", или Клей как идеальное оружие

  • Ольга Науменко
  • 7 апреля 2008 г.
  • 9791

Клей нужно знать в лицо

Усиление внимания к послепечатным процессам отмечают не только производители оборудования. Растут скорости автоматических линий, заказчики требуют снижения сроков готовности. Растёт и сложность продукции — надёжное скрепление блоков из бумаги разных типов становится для типографий важным конкурентным преимуществом. Поэтому клей для поставщиков расходных материалов стал стратегически важным объектом, а покупатели проявляют повышенный интерес к инновационным маркам.

Курс молодого бойца

Для прочного склеивания материалов важны следующие свойства и параметры клея.

  1. Вязкость (мПа×с) должна соответствовать свойствам склеиваемого материала. Подбирается в зависимости от характера работ и оборудования. Если используется форсунка, вязкость должна быть ниже. Клей должен быть достаточно жидким для оптимального дозирования при нанесении, но не проникать на оборотную сторону материала.
  2. Время открытое и схватывания — определяющие параметры для высокоскоростных автоматических линий. Открытое время — период, в течение которого клей сохраняет клеящие свойства после нанесения на материал в открытом состоянии до момента склейки.
  3. Клеящая сила — зависит от состава клея, определяет, насколько сложные материалы можно склеить.
  4. Плёнка — должна быть прочной и эластичной после высыхания, обеспечивать надёжное соединение двух материалов, иметь минимальную усадку.
  5. Липкость — должна быть достаточной, чтобы соединённые материалы оставались в зафиксированном положении до затвердевания плёнки.
  6. Иметь нейтральную реакцию (рН), чтобы бумага не желтела, а краски на оттиске не обесцвечивались.
  7. Клей не должен пениться.
  8. Экологичность.

Табель о рангах

В полиграфии применяют 4 вида клея: животного происхождения, дисперсионный, клей-расплав (термоклей) и полиуретановый. У каждого свои преимущества, недостатки и секреты.

Проверен временем

Клеи животного происхождения — настоящие старожилы. Они не токсичны, легко разлагаются и самые доступные по цене. Незаменимы для изготовления переплётных крышек. Температура — основной фактор, влияющий на свойства переработки и клеящую способность. Поэтому при работе с ними обязательно соблюдение температурного режима: 60-65ºС. Основной признак перегрева — неприятный запах. Он сигнализирует о необходимости полной замены клея в ёмкости. При температуре ниже нормы повышается вязкость и снижается клеящая способность.

Водно-клеевой десант

Коммерческий директор Дисперсионный клей — самый массовый. Область применения огромна: картонная упаковка, изготовление книг, брошюр, рекламная и сувенирная продукция. «Им склеивают около 90% упаковки, остальные 10% приходятся на термоклей и полиуретан», — отмечает руководитель промышленного отдела «Киилто» Александр Стебеньков. Они позволяют склеивать ламинированные материалы и покрытые УФ-лаком. «Желательно приобретать клей с уже необходимой вязкостью, а не разбавлять самостоятельно: это может привести к короблению картона и потере клеящих свойств», — рекомендует менеджер «Дубль В» Ольга Безуглова. Главный недостаток — дисперсия не морозоустойчива. В процессе замораживания и размораживания происходит разрушение полимерной коллоидной структуры, потеря её однородности. Один из заметных признаков — образование комков в клее.

Весенний призыв

В отличие от дисперсии, термоклеи не боятся холодов. Применяются для бесшвейного скрепления книг, брошюр и картонной упаковки. Обязательно соблюдение температурного режима, рекомендованного поставщиком. При повышенных температурах понижается вязкость клея, поэтому не наносится требуемое количество, получается неровный корешок; плюс клей окисляется — желтеет. В апреле 2007 г. Henkel представила новинку «Техномелт Q 3631» — низкотемпературный термоклей с рабочей температурой 130 ºС. Среди преимуществ — клей не меняет цвет, отсутствует запах, значительно снижается риск ожогов у операторов. «Мы разработали его специально взамен устаревшего корешкового клея для книг и журналов на газетной бумаге плотностью до 90 г/м2 “Смелтан 53107”. Когда он появился 10 лет назад, пользовался огромным успехом, но сейчас уже не отвечает потребностям рынка. Ассортимент склеиваемых материалов и качество продукции значительно выросли, поэтому от предшественника у “Техномелт Q 3631” осталась только цена», — замечает специалист по технической поддержке и продажам Henkel Максим Абрамов.

Как хорошо быть генералом

Сравнительно недавно на российском рынке появился полиуретановый (PUR) клей. Его используют для скрепления бумаги с УФ-лакированием и материалов с высоким содержанием наполнителей, для книг и брошюр, телефонных справочников с высокой нагрузкой, подвергающихся резким колебаниям температуры. Полиуретановый клей практически не реагирует на попадание печатной краски на корешок. Изготовление книги без ниток снижает её стоимость. Идеален для высококачественных рекламных журналов и брошюр. Основной недостаток — конечное закрепление только через 6-12 ч. Кроме того, поскольку клей схватывается за счёт реакции с влагой из бумаги и воздуха, необходимы специализированные машины. «Интерес к полиуретану вырос в разы. В 2007 г. в России на полиуретановый клей для брошюровки перешло уже 10 типографий, — рассказывает Абрамов. — Теперь на очереди новая технология: полиуретановый клей, отверждаемый УФ-излучением. Это позволит типографии сразу после брошюровки отгружать продукцию заказчику, контролировать качество и производить работы со скреплёнными блоками в линию».

Главное — манёвры

Важно не только правильно выбрать клей, но и грамотно им пользоваться. «Если не хотите головной боли при склейке, начинать надо с допечатной подготовки, — говорит Степаненко. — Заранее сделайте выборку под краску и лак в местах склейки продукции. Хотя для “ленивых” можно подобрать пару лак/ламинат — клей, позволяющий склеивать без выборки. Варианты — “Графилак 579 КТ” и водно-дисперсионный Savatex 794. Если отпечатанный тираж не склеивается, категорически не рекомендуется покрывать его повторным слоем другого лака для улучшения клеящих свойств. Тогда уж точно ничего не склеится. Первопричина возможна в материале, неверно подобранных печатных красках, несоблюдении норм печати». Картон может быть не акклиматизирован, краски — содержать много воска, или печать выполнялась с избыточным увлажнением. «Для небольших типографий, применяющих различные материалы, рекомендую “универсальный” вариант клея, склеивающий большинство таких материалов. В случае работы на разных марках клеев возможны ошибки: например, оператор может просто перепутать, и тираж полностью уйдёт в брак. Универсальный вариант помогает предотвратить ошибки. Стоимость операции склейки составляет незначительную часть от цены всего тиража, но если возникнут сложности, весь технологический процесс придётся повторить с самого начала, что приведёт к существенным затратам», — отмечает Абрамов. Не всегда получается решить проблему самостоятельно, тогда лучше обратиться к поставщикам. «70% персонала “Киилто” работают в лабораториях, поэтому по желанию клиента мы в течение месяца разрабатываем новые рецептуры: изменяем вязкость, основу или максимально снижаем стоимость», — рассказывает Стебеньков.

Демобилизация

Традиционно считается, что послепечатная сфера давно исследована и статична. Только производители расходных материалов не думают останавливаться. «Заметен повышенный спрос на термоклей в секторе упаковки дисков для приклейки пластиковых треев. Раньше она осуществлялась клеевым пистолетом, теперь же многие перешли на автоматическое оборудование. Возникла необходимость в специальном клее с большой клеящей силой для склейки пластика с картоном за короткий период времени», — говорит Степаненко. Ситуация «нам бы подешевле» уходит в прошлое. «Качество вышло на первое место — покупатель согласен платить за хороший клей, предпочитая его дешёвым аналогам. Высокое качества клея гарантирует снижение брака, экономию материалов, а главное — отсутствие рекламаций от клиентов, что создаёт хорошее имя компании. Важный аспект для нас — сохранить качество от партии к партии. В этом году начнёт работать новый полностью автоматизированный завод по производству клея в Раменском»,  — рассказывает Стебеньков. Совершенству нет предела, а значит, есть место и для новых технологий в послепечати.

Клеи для полиграфии


Камедь (егип. «комми»), видимо, была самым первым клеем, известным людям. Это клейкое вещество из сока фигового дерева, аравийской акации. Сок течёт из трещин и надрезов коры, а на воздухе застывает в твёрдую массу. Издавна использовался и бальзам — смолистая жидкость, добываемая из надрезов коры бальзамового дерева. Такой сок теряет на воздухе часть эфирных масел и превращается в клеящую смолу.


Бумажный совет

Проблема со склейкой может прятаться в плохом качестве мелованного картона: мелованный слой непрочно соединён с основой. «Это легко проверить с помощью скотча Tesa, — рассказывает Безуглова. — Резко оторвите его с поверхности картона — разрыв должен идти по волокну картона. Так же можно проверить и качество нанесения лака в местах склейки».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
А что сейчас в полиграфии..? Заметки на полях.

Уважаемые дамы и господа, коллеги, друзья… Сказать, что многое изменилось с 24.02.2022 — не сказать ничего. Однако, времена не выбирают, и надо приспосабливаться к тем условиям, в которых мы находимся, живём и, надеюсь, ещё и будем развиваться!

Цифровое мышление в упаковке и этикетке

Аналитические исследования и опыт типографий, перешедших на цифровые технологии изготовления упаковки и этикетки, говорят о том, что перспективы на этом рынке очень велики. А производители готовы предоставить типографиям лучшие инструменты — ЦПМ и расходные материалы для них.

«Отмарывание» как микроистирание: откуда берётся и как с ним бороться?

К печатным оттискам в офсетной печати относительно их качества предъявляется много различных требований. Существует немало различных факторов, при помощи которых можно добиваться высокого качества печатной продукции.

Непотопляемые сегменты как источник прироста оборота

Отвечая на вопросы Publish, председатель Совета директоров Группы компаний «Танзор» Светлана Александровна Седова рассказала нам о становлении одного из немногих отечественных производителей расходных материалов, организации производственной деятельности, а также о том, как удаётся добиваться роста даже в условиях «пандемического» 2020 года.


Новый номер

Тема номера – «Цифровая печать по текстилю». «Например»: MAVEX Sport. Ксения Чепикова о бизнесе Гутенберга. Школа цифровой текстильной печати. Цифровая печать по гофрокартону. Справочник покупателя: текстильные принтеры. Что в России с самоклейкой?


Что по Вашему перспективнее при расширении печатных мощностей типографии: «цифра» или офсет?
    Проголосовало: 100