Несмотря на появление листовых печатных машин сверхбольшого формата с высокой скоростью печати, у рулонного офсета всё прибавляется преимуществ.
Рулонная офсетная печать славится экономичным выпуском больших тиражей (5–10 тыс. отт.) с использованием популярной для многих изданий недорогой лёгкой бумаги и фальцовкой продукции на выходе. Преимущества современных рулонных печатных машин: улучшенный контроль приводки, полнота производственного цикла с небольшим выходом макулатры, качество печати, рентабельность малых тиражей, сквозная автоматизация производства.
Джим Клоэфер, директор отдела рулонных печатных машин в KBA: «С появлением листовых машин увеличенного формата стандартные рулонные машины не останутся без работы».
Кай Шулер, директор управления проектом рулонных печатных машин в MAN Roland: «Типографиям, использующим листовые машины, будет трудно увести заказы у владельцев, оснащённых фальцевальными модулями рулонных машин, на которых печатаются книги, каталоги и другие издания. Рулонная технология значительно упростилась, и использующие её типографии прогоняют на своих машинах весь спектр тиражей от 500 до 300 тыс. экз. На рулонных печатных машинах можно осуществлять журнальную, дайджест- и дельта-фальцовку. Они превосходно соответствуют требованиям высокой производительности по показателям отт./ч., стр./ч., пропускной способности по количеству заказов в день».
Goss International, специализирующаяся на производстве исключительно рулонных печатных машин, считает своё оборудование конкурентоспособным. Грэхам Треветт, вице-президент по продажам: «Борьба на рынке листовых машин нас не пугает. Она открывает перед нами новые возможности. В каждом владельце перфектора я вижу потенциального клиента».
Рулонный офсет многое взял от ЦПМ. Данные о заказе обрабатываются программами управления печатной машиной для отладки каждого компонента, от рулона до фальцевальных модулей, что значительно ускоряет приводку, сокращает время производства и упрощает учёт специфических особенностей каждой единицы оборудования.
В последние годы крупные производители рулонных печатных машин ввели ряд инноваций: бесшестерёнчатые сервоприводы, формные цилиндры без пазов, автоматические устройства смены форм, настройка с обратной связью подачи красок, приводки полотна, автоматизированные фальцовки. Они позволяют печатным машинам быстро переходить от тиража к тиражу при минимальном участии оператора — важный шаг от ремесленничества в печати к полноценным технологическим процессам.
Качество больше не проблема
«Вопрос качества утратил актуальность, — говорит директор по маркетингу Mitsubishi Lithographic Presses Джордж Санчес. — При покупке рулонной печатной машины высокого класса качество — данность. Современные машины демонстрируют высокую скорость производственного процесса и приводки, рационально уменьшая размеры тиража. За 5 лет общие затраты времени на выпуск продукции снизились, а производительность возросла втрое, — отмечает Санчес. — Хотя отдельные заказы всегда будут выполняться на листовых машинах из-за особенностей материала и процесса производства, стоит задаться вопросом, способны ли широкоформатные листовые машины идти в ногу с рулонными, вне зависимости от размера тиража».
Директор рулонной печати в Komori Боб Бонжорно утверждает: «Дело уже не в скорости печати, а в скорости приводки, — насколько быстро происходит смена заказа и каковы при этом отходы производства».
«Приладка современных рулонных машин (смена бумаги и краски) осуществляется в пределах часа, — добавляет Клоэфер. — У состоящей из 4-х печатных секций рулонной машины перенастройка фальцовки, смена бумаги, смывка красочного аппарата, закладка новых красок и смена печатных форм занимают 40 минут. Если не менять краску, а только бумагу, остальные операции потребуют 30 минут. Смена печатных форм — в пределах 10 минут».
Рулонные печатные машины остаются конкурентоспособными, когда поступают заказы на малый тираж в 500 отт. и отходы печати составляют 1000 отт. со стандартной 4-цветной формы, сообщает KBA.
«Наш клиент осуществил в течении суток 110 приводок 8-страничного спуска для 4-цветной книги и всего отпечатал 350 тыс. отт., — говорит Треветт. — Это небольшой тираж, но если представить исполнение того же заказа на листовой печатной машине, он огромен».
Рулонная печать конкурирует и в сфере послепечатных процессов при выборочном и сплошном двухстороннем УФ- или водном лакировании, применяемом для повышения глянца и устранения царапин, что активно используется при печати книжных обложек.
«УФ-лакирование на рулонных печатных машинах не дороже, чем на листовых, т. к. оборудование то же, но расположено по-другому», — говорит Бонжорно. Производительность современных 4-секционных и машин с шириной рулона больше 96 см, включая 1-рулонные, укрепляет позиции рулонных.
«Клиенты всё ещё покупают машины небольшого размера, но ассортимент оборудования рулонных типографий обновляется в пользу машин увеличенного формата, чтобы за один оборот получать больше — 32, 48 или 64 стр.; объяснение кроется в сокращении штата, затрат, отходов бумаги и повышении автоматизации, — уверен Клоэпфер. — Для рулонной типографии всё заключается в уменьшении расходов — переход от 4-х машин к 2-м, от 6-ти к 3-м или от 3-х к одной».
Выгодными новые рулонные машины считают Boyd Brothers Printing и St. Ives Inc. Boyd Brothers Printing (США), некогда листовая типография, собирается начать печать на новой 1,44-метровой 24-стр. Goss Sunday 2000 (2×6), т. к. хочет вернуть свою долю на рынке малотиражных изданий. У компании есть опыт экономии за счет использования рулонного материала для двух 8-красочных перфекторов Heidelberg Speedmaster 102, оснащённых автоматической листорезальной секцией CutStar.
«Мы работаем с заказами на малые тиражи от крупных издателей, поток заказов не иссякает из-за нашей ценовой политики, — говорит президент Джим Бойд мл. — Рентабельность повышает не только цена печати на рулонных машинах, но и использование лёгкой бумаги для печати некоторых больших тиражей». Новые рулонные машины позволяют использовать лёгкие бумажные материалы, которые невозможно обрабатывать на листовом брошюровочно-переплётном производстве.
С февраля у St Ives на заводе во Флориде эксплуатируется 16-страничная 1-рулонная Komori System 38 (2×4), работающая на рынке малотиражных изданий.
«Клиенты теперь быстрее оценивают преимущества рулонной печати благодаря возможностям технологии производить малые тиражи, — рассказывает генеральный директор подразделения St Ives в США Вэйн Ангстром. — Новая Komori позволяет работать с тиражами журналов в 5000 экз. Средняя величина тиражей ниже 50 тыс. Мы всё больше продаём продукции с тиражом 5–20 тыс. Когда размышляешь, что можно получить от 16- или 32-страничной машины 2×4 с автоматизированной системой управления замками крепления печатной формы, настройкой с обратной связью красочных зон и фальцовщиками, которую легко вернуть к настройкам предыдущего тиража, понимаешь, что приводка займёт всего 15 минут, а отход — 1000 экз. Когда мы выйдем на арену, составим серьёзную конкуренцию многим листовым печатным машинам. Наша Komori работает в 3 смены 7 дней в неделю».
«При печати одного из недавних заказов мы осуществили 19 приводок смаклатуройотходом, в среднем, 1200 экз. Мы отпечатали 630 тыс. качественных оттисков с 4,5% макулатуры от каждых 33 тыс. У листовой машины на это ушла бы уйма времени. У листовой печати всё меньше жизненного пространства: с одной стороны атакует «цифра», с другой — технологические усовершенствованное рулонное производство, которое позволяет побить все рекорды качества листовых машин».
Об авторе: Том О'Рурк, редактор Graphic Arts Monthly.
Новая альтернатива в листовой печати
Drupa-2008 Goss International подготовила принципиально новую концепцию печати, экономичную и существенно повышающую производительность при высоком качестве продукции формата B1. Рулонная Goss с печатными секциями M-600 и новой технологией порезки на листы на выставке будет работать со скоростью до 30 000 стр./ч. Разработанное совместно с VITS специально для неё устройство порезки на листы позволяет запечатывать в рулонной машине мелованную бумагу обычными красками без сушки. «Теоретически, это возможность выпускать аналог листовой продукции, но с гораздо большей производительностью», — резюмировал генеральный директор Боб Браун. На демонстрациях «перфектора» M-600 компания намерена сделать акцент на высоком качестве печати, быстрой переналадке, низком уровне отходов и гибкости на сверхкоротких тиражах. Такие возможности призвана обеспечить система интегрированных и автоматизированных опций подачи бумаги, предварительной настройки, смены печатных форм и непрерывного стапелирования листов. Журнальная печать с секциями M-600 («резина к резине») задействует весь формат листа (до 700 х 1020 мм), исключая характерные для листовых перфекторов поля. Длина новой машины без сушки эквивалентна 8-секционному перфектору. Для смесевых цветов и лаков возможна установка дополнительных секций. В опциональную комплектацию входит система автоматической смены печатных форм Goss Autoplate, цифровая система краскоподачи DigiRail, системы контроля с обратной связью автоматической предварительной настройки Goss Web Center, сокращения отходов и управления техпроцессом. По информации компании, Goss M-600 — самая популярная в мире 16-полосная машина рулонной коммерческой печати (2200 инсталляций).
Наши
Что однозначно можно отметить: не нужно противопоставлятьлистовой и рулонный офсет, они скорее дополняют друг друга. Если появится рулонная машина Goss с описанными возможностями - это, конечно же, можно считать большим прорывом в современной полиграфии. Что касается нашей типографии, то мы сделали вывод - экономически целесообразно печатать на наших высокопроизводительных рулонных машинах тиражи не менее 20-25 тыс. экземпляров. Именно так можно уменьшить с одной стороны, расходы заказчика, когда он не платит на малом тираже лишних денег за процент макулатуры при приладке и печати, и типографии, которая оптимизирует свой производственный процесс. Листовые машины же целесообразно использовать для периодики с небольшой регулярностью выхода, для обложек, вкладок и вклеек, рекламной продукции - до 10000 экземпляров. Кроме того, на листовых возможна печать "в линию" с нанесением дополнительных красок и лаков, в том числе дизайнерских. Установка же дополнительной красочной секции на рулонной машине - это значительное увеличение стоимости машины, что не всегда целесообразно, но зависит от особенностей типографии и её производственной программой. - Татьяна Абрамкина, менеджер по корпоративным коммуникациям ООО "Первый полиграфический комбинат".