Агентство «Вазари», в котором я работаю уже седьмой год, получило заказ от группы компаний «Бородино» на разработку нового дизайна упаковки слабоалкогольных напитков «Вертолёт». Заказчик не захотел отказываться от алюминиевых банок в пользу бутылок, чтобы не уходить в более дорогой сегмент, поэтому агентство разработало и представило несколько вариантов оформления банки. Обсуждались — объёмное тиснение на корпусе, термоусадочная плёнка с частичной или полной запечаткой, выборочная или сплошная лакировка банки. Каждая дизайн-концепция разрабатывалась с учётом технологического решения.
Заказчик выбрал дизайн, разработанный под полноцветную печать на термоусадочной плёнке.
Воплощение основной идеи — энергичность, агрессивность, молодёжная стилистика плюс вкус натурального фруктового сока — потребовало необычной фотосъёмки. Вся студия была забрызгана фруктовым соком, закидана семечками и кусочками зверски замученных фруктов. В процессе фотосессии мы в совершенстве освоили технологии раздавливания, разрывания и разбивания манго и винограда, лайма и барбариса, ананаса и даже средних размеров дыни!!
Однако заказчик не захотел увеличивать себестоимость производства и решил, как и раньше, печатать изображение напрямую по банке.
Для печати по алюминиевым банкам используются специализированные машины, конструктивно близкие к офсетным. Красочные аппараты (1) наносят краску на печатные формы, рельефные, как формы для высокой печати и флексографии (2). Со всех печатных форм соответствующее им изображение переносится на один цилиндр, на слой, функционально близкий к офсетному полотну (3). То есть формируется сразу многоцветное изображение, которое и наносится на банку (4).
Такой способ печати накладывает технологические ограничения. Во-первых, невысока линиатура растра — 85 lpi (примерно как у распечатки на офисном лазерном принтере). Во-вторых, нельзя печатать одну краску поверх другой. А между элементами разного цвета необходим небольшой технологический зазор — незапечатываемая обводка толщиной 0,1 мм. И никакого CMYK — ни о каких полноцветных фотореалистических изображениях речь не идёт.
Максимальное количество красок — 6. То есть формных цилиндров всего 7, но цвет фона белый, а белила поверх металла необходимо печатать в два слоя, чтобы добиться большей непрозрачности краски и получить более чистый белый цвет. Соответственно, на двух цилиндрах будут смонтированы одинаковые формы. Ещё один обязательный цвет — чёрный, для печати логотипа, текста и штрих-кода. В нашем распоряжении остаётся всего 4 цвета…
Вначале мы попробовали упростить изображения, но результат не устроил ни нас, ни заказчика. Сразу потерялись ощущения натуральности и агрессивности. Запросили подрядчика о возможности использовать стохастическое растрирование, но он не рискнул и отказался.
Тогда креативный директор агенства Дмитрий Халимонов предложил заняться растрированием самостоятельно. Причём вручную…
Не так давно в программе Adobe Illustrator появилась функция перевода растрового изображения в векторное — Live Trace. Она пришла на смену популярной некогда программе Adobe Streamline. Функция позволяет получить цветное, чёрно-белое или штриховое векторное изображение на базе растрового. Однако с такой экзотической задачей, как перевод фотографии в изображение, состоящее лишь из 100% плашек пяти или шести (считая чёрный) смесевых цветов, программа всё же не справилась.
Отдельные элементы, полученные после автоматической трассировки, использовались в качестве заготовок для ананаса, дыни и лайма. При этом для листьев ананаса были использованы одни настройки Live Trace, для чешуек — другие, для мякоти — третьи. Как ни странно, лучше всего сработал перевод полутонового изображения в штриховое. Отличалось только пороговое значение Treshold, определяющее границу между чёрным и белым в будущей векторной иллюстрации.
Точная доводка векторных изображений шла уже вручную, силами нескольких дизайнеров. Сложнее всего было нарисовать манго и виноград — при помощи плашечных объектов передать объём овального фрукта или ягоды, у которых нет никаких рельефных элементов.
Цвета красок мы выбирали при помощи веера Pantone Formula Guide (Solid Coated). Конечно, цвет на металле не полностью совпадает с эталоном на мелованной бумаге. На основе выбранных нами цветов Pantone подрядчик изготовил пробные выкраски на алюминии, и финальное утверждение цвета с заказчиком шло уже по ним. Для дыни, барбариса, лайма и манго были выбраны цвета в пределах одной цветовой гаммы — они отличаются по светлоте и насыщенности, но цветовой тон у них достаточно близкий. Для винограда и ананаса потребовался контрастный зелёный. Глубокие тени пришлось делать чёрными. Единственное, чем мы пожертвовали, — раздавленными вишнями на ананасово-вишнёвом коктейле. «Рельеф» ананаса мы сочли более важным элементом, и заказчик с нами согласился.
Кроме собственно цвета, у красок варьируется степень прозрачности. Мы старались делать фрукты непрозрачными, с менее заметным металлическим отблеском, а вытекший из них сок — прозрачным. Однако в случае с дыней и ананасом пришлось пожертвовать прозрачностью — цвет сока получался не очень чистым. Первоначально мы ориентировались на веер Pantone Foil Guide (к сожалению, компания Pantone его больше не выпускает). Окончательно прозрачность красок утверждалась также по выкраскам.
В итоге технические ограничения и сложности сыграли нам на руку — банки получились более интересными, новаторскими, агрессивными.
Об авторе: Модест Осипов (MOssipoff@vazari.ru), руководитель отдела предпечатной подготовки бренд-билдингового агентства «Вазари».