101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Практический взгляд на "колор менеджмент"

  • 16 сентября 2010 г.
  • 4942

Солдат любит ясно, а дурак красно…

Основная, а пожалуй, и единственная цель полиграфического предприятия — удовлетворение цветовых ожиданий заказчика. Ей подчинены ежедневные и еженощные усилия персонала типографий, имеющих дело как с полноцветной, так и любой другой продукцией. Ради этой удовлетворённости полиграфисты пускаются во все тяжкие — выясняют цветовые ожидания заказчика при помощи цветопроб до начала печати, всеми правдами и неправдами «попадают» в цветопробу при печатании (зачастую в ущерб технологической дисциплине), наконец включают все свои актёрские и ораторские таланты, чтобы убедить заказчика: то, что получилось, и есть то, чего он ожидал… К счастью, современные средства контроля цвета и управления им на каждом этапе воспроизведения оригинала предоставляют нам исчерпывающий инструментарий для достижения главной цели, и большинство сейчас делает это достаточно легко.

Какие меры надо принять, чтобы не было мучительно больно за бесцельно потраченные бумагу и деньги? Возьмём газетную типографию, печатающую полноцветную продукцию…

Прежде всего определимся с критериями качества — что такое хорошо и что такое плохо для газетного продукта. Не буду тратить ваше драгоценное время на перечисление денситометрических норм и допусков — поговорим о том, что осталось за рамками стандартов. Сложившееся за последние годы отношение заказчика к качеству сделало рынок газетных продуктов в России специфическим. Многие зарубежные коллеги (особенно английские и американские) искренне не понимали моего неудовлетворения качеством и насыщенностью печати газеты на поставляемых ими машинах и красках. Для них это был вполне качественный продукт! А мне, как выразителю ожиданий заказчика, газета не нравилась — блёклая. В западном понимании, рынок газетной продукции в России уже перестал быть таковым и стал соответствовать признакам чисто «коммерческой» печати, со всеми вытекающими отсюда требованиями к качеству. Заказчик требует журнального качества, так как рекламодатель на меньшее не согласен. Отношения к газете как к «однодневному» продукту уже не будет. Так что и здесь мы идем своим путём.

Настройка печатной машины и… бригады

Раз заказчик требует газету посочнее и поярче, печатникам приходится открывать красочные ножи «на полную». Печатают чаще всего на предельных (и запредельных) оптических плотностях. И это диктует более жёсткие, чем обычно, требования к балансу краска/вода и состоянию печатной машины в целом. К сожалению, привычная для наших газетных типографий поддержка уровня подачи воды «с запасом» приводит к невозможности запечатать достаточную толщину красочного слоя без отмарывания и смазывания. Газета получается яркая, но грязная. И опять заказчик недоволен — придирается, требует скидок…

Первым этапом наведения порядка в цветовом хозяйстве должна стать профилактика избыточной подачи воды при печати. Только при её нормализации можно хоть как-то бороться за стабильность цветовоспроизведения. Конечно, не все печатники являются вредителями на своём рабочем месте. Зачастую невозможность уменьшить подачу воды объясняется отнюдь не твердолобостью печатника, а состоянием печатной машины. Нужно быть готовым, что в процессе борьбы «за воду» обнажатся подводные камни в виде плохо отрегулированных или вовсе повреждённых валиков и узлов их крепления, ножей зональной подачи краски и бог знает чего ещё. И даже если всё будет отрегулировано как следует — неправильно подобранный или дозированный концентрат увлажняющего раствора может не дать понизить количество подаваемой воды на форму.

Скрытой целью всех этих мероприятий первого этапа должно стать искоренение «почерка бригады». Если вы можете по газете, купленной утром в киоске, определить, какая бригада работала сегодня ночью, значит нужно срочно принимать меры. Делайте всё, что хотите и можете: учите печатников, перетасовывайте бригады, увольняйте всех и набирайте новых, — но добейтесь одинаковости во всех реакциях печатников на возникающие в данный момент условия печати. Газеты, выработанные разными бригадами, должны выглядеть строго единообразно.

В качестве дополнительного фактора стабильности для машин, не оснащённых системой предустановки красочных ножей, можно предложить следующее: если сможете добиться того, что красочные системы на всех башнях будут отстроены единообразно, и для достижения одинаковой оптической плотности (при одной и той же степени заполнения печатной формы) ножи на разных башнях нужно будет открыть на одинаковую величину, то рабочий поток в отделе допечатной подготовки можно дооснастить. Есть множество программ различной стоимости и функциональности, позволяющих генерировать красочный профиль по зонам подачи краски и распечатать его. Естественно, для применения такого софта с конкретной печатной машиной придётся провести калибровочную печать и серию тестов, но поверьте — игра стоит свеч. В результате каждый комплект форм будет укомплектован распечаткой с чётким указанием, на какую величину открыть каждый нож. Эту работу тогда выполнит не только специалист, но и малоопытный зарядчик, а печатник займётся делами поважнее. Кроме того, что такая предустановка сделает цветовоспроизведение более стабильным, существенно снизится пусковая макулатура, что немаловажно в условиях общего падения тиражей.

Борьба опыта и технологий на поле заказчика

Поработав над собой, можно с чистой совестью приниматься за заказчика. Главная рекомендация касается прихода нового клиента, особенно если печатается «пробный» тираж. Не ленитесь, не ограничивайтесь проверкой тестовых файлов — отправьте своего специалиста проверить настройки цветоделения, да и просто познакомиться. Как правило, большинство заказчиков на такое предложение сначала отвечает вежливым отказом типа: «Да мы уже столько лет печатались в ХХХ, и всё было нормально». Но поверьте моему опыту: в более чем половине случаев про особенности цветоделения под газетную печать никто даже и не слышал! Большинство операторов если и имеет опыт работы с типографиями, то, как правило, с листовыми и, не моргнув глазом, не меняют свои привычки и манеры при работе с газетной печатью. А если пустить подготовку печати пробного тиража на самотёк, вполне возможна ситуация, когда из-за некорректного цветоделения печатники не смогут раскрыть свои таланты. И удовлетворения цветовых ожиданий заказчика не произойдёт. Он не увидит веских причин менять типографию, если вы, конечно, не занимаетесь переманиванием типа «на копеечку подешевле».

Цветоделение под газетную печать имеет несколько особенностей, продиктованных способом закрепления краски и свойствами бумаги:

  • белая точка может и должна оставаться нулевой — серая бумага (по сравнению с мелованной) не будет «светиться» сквозь просвет, а тоновый диапазон немного расширится;
  • максимальный GCR — это не способ сэкономить цветную краску, а единственный путь минимизации последствий промахов печатной машины при отклонениях от нормального баланса «по серому»;
  • низкая линиатура и высокое растискивание требуют на порядок большего увеличения резкости фотографий, по сравнению с коммерческой печатью.

Профиль цветоделения можно попытаться сделать самому, но проще и правильнее воспользоваться стандартным профилем ISONewspaper26v4, в котором все эти ограничения, наряду с лимитом суммарного наложения красок в 240%, уже внесены. К сожалению, применение этого профиля не спасёт вас и заказчиков от промахов в подготовке фотографий — из-за сложности настройки цветовых параметров программ цветоделения или по причине банальной старости и, как следствие, «некалибруемости» оборудования заказчика. Поэтому работу профиля обязательно следует контролировать по реально получившимся CMYK-значениям «памятных» цветов. Например, светлые участки кожи европейца должны воспроизводиться только двумя цветами: Magenta 20–25% и Yellow 25–30%. Появление в рецептуре голубой составляющей сигнализирует о том, что подключён не тот профиль, а появление чёрной — о необходимости коррекции яркости и/или контрастности изображения. Правило здесь такое: общий цветовой тон элемента фотографии должен быть задан двумя цветами, а проработка деталей должна происходить при помощи чёрной краски. Кстати, это касается не только фотографий, но и цветных элементов вёрстки. Большинство дизайнеров, не задумываясь о последствиях, выбирают для элементов цвета, состоящие только из трёх цветных красок, а потом предъявляют претензии типографии даже за малейшую разнооттеночность при их воспроизведении. Всего этого можно избежать, заменив трёхцветную составляющую в таком цвете на чёрную. И сразу легче станет печатать и достигать главной цели в виде удовлетворения цветовых ожиданий заказчика.

Всю эту информацию и сам профиль цветоделения надо донести до исполнителей заказчика любыми средствами, иначе ни о каких положительных изменениях в качестве печати и контролируемости цветовоспроизведения и не мечтайте.

Методы контроля печати

После того как мы с необычайной лёгкостью разделались с заказчиками «всухую» на их поле, следует подумать о том, что они будут мстить. Поскольку мы их всему научили (на свою голову), они начнут требовать соблюдения всех нормативов по цветовос-произведению. Но мы-то с вами прекрасно понимаем: удержать оптические плотности в течение всего тиража при печати с 4–5 башен одновременно практически невозможно, и у заказчика всегда будет весомый повод придраться. Понятно, что он нас в этом упрекнёт, только если мы сами дадим такую возможность, разместив в корешке денситометрические метки, достаточные для инструментального измерения. К счастью, большинство редакций болезненно относятся к цветным меткам в корешке, которые портят внешний вид газеты, да и печатники чисто физически не могут пользоваться ими и денситометром для оперативного контроля печати (особенно это касается машин без предварительной установки красочных ножей и дистанционного управления красочными зонами, каковых в нашей стране большинство).

Но как же тогда нам проконтролировать работу печатников? Ведь изменение оптической плотности всего на одну десятую приводит к изменению расхода краски минимум на 10%! Хорошо, когда сэкономили, а если переборщили? В таком случае единственно доступное для газетчиков средство оперативного контроля печати — это метки баланса «по серому». Они не устраняют необходимости пользоваться денситометром, но минимизируют. Он желателен для определения степени «серости» эталонного поля путём измерения оптической плотности чёрного элемента подходящей площади, находящегося с серым эталоном в одной красочной зоне. В остальном приёмы печати с использованием баланса «по серому» не заключают в себе никаких секретов. Надо только, чтобы печатники чётко осознали взаимосвязь между серым эталоном и составным серым образцом, и поняли, как добиться его соответствия эталону. С эстетической же точки зрения такие метки являются своего рода компромиссом между типографией и заказчиком. Их можно стилизовать под метки для скоросшивателя, а в особо сложных случаях – замаскировать в элементах дизайна.

Обязательным шагом должно стать устройство просмотрового стола в непосредственной близости от пульта управления печатной машиной. В идеале это должна быть полноценная просмотровая станция, но в большинстве случаев достаточно поместить над пультом управления нормированный источник света в специализированном светильнике и как-то изолировать ярко окрашенные, отражающие свет поверхности. Без обустройства правильного освещения на рабочем месте печатника о качестве и стабильности цветовоспроизведения можно и не думать. К сожалению, в большинстве периферийных газетных типографий, в которых я был, над рабочим местом печатника в лучшем случае висит стандартный потолочный светильник с установленными в него люминесцентными лампами неизвестного происхождения.

В качестве заключения

Управление цветом на протяжении многих лет является модной темой. Написаны десятки книг и сломано несметное количество копий в баталиях на тематических интернет-форумах. Технологии цветовоспроизведения регистрирующих и печатающих устройств становятся совершеннее, а результаты печати — предсказуемее. Цветная газетная печать уже не может оставаться в стороне от этого потока. Тенденции развития отрасли всё больше убеждают меня – заказчик в скором времени захочет воспринимать типографию буквально как офисный принтер: выбрал размер бумаги, отправил задание на печать и получил тираж. О том, что фотографии нужно цветокорректировать, переводить в другую цветовую модель (слова-то какие выдумали!!!), да ещё и размеры строго соблюдать, скоро никто и слышать не захочет! Я думаю, не за горами тот час, когда типографии будут не только принимать файлы вёрстки напрямую из издательской системы через интернет (как сетевой интернет-принтер), но и заниматься их цветоделением и оптимизацией для печати самостоятельно и в автоматическом режиме. Настал черёд и газетных типографий вплотную заниматься внедрением базовых элементов системы управления цветом, чтобы встретить эти времена во всеоружии.

И нам надо торопиться: пару лет назад я услышал о сингапурской типографии, в которой на пультах печатной машины отсутствуют ключи регулировки зональной подачи краски — красочные системы настолько хорошо отрегулированы, а технологическая дисциплина на стороне заказчика так строга, что подача краски на машине во время работы требует регулировки только «по общей». Мне это показалось фантастикой. Прошлой зимой я увидел то же самое в Южной Корее. Причём машине на тот момент было уже 11 лет. Ох, и обгоняют они нас…

Об авторе: Алексей Иванов (alexey.ivanov@primeprint.ru), директор по технологии и администрированию «Прайм Принт».


Общая схема движения информации о цвете в газетном производстве

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
С иголочки: всё о брендировании текстиля

Брендированный текстиль — это эффективный маркетинговый инструмент и отличный способ повысить лояльность клиентов и команды. Одежда — это беспроигрышный корпоративный подарок, поскольку люди хотят комфорта, удобства и при этом оставаться стильными и сопричастными общему делу. Но текстиль должен быть качественным и соответствовать ожиданиям целевой аудитории, чтобы обеспечить максимальную эффективность. Рассказываем о том, что делает мерч по-настоящему узнаваемым и индивидуальным, — о персонализации.

Бумага и картон в России: кто и что делает в 2024 году

В октябре 2022 года Евросоюз запретил импорт древесной массы и бумаги из РФ, поэтому отечественным ЦБК пришлось переключиться на поставки своей продукции в первую очередь российским предприятиям, а также перенаправить экспортные потоки на азиатские рынки, рынки Латинской Америки и Северной Африки. Как обстоят дела в сфере производства бумаги и картона — читайте прямо сейчас.

Брендирование мерча: всё, что нужно знать в 2024 году

Нанесение изображения на сувенирную продукцию (мерч) помогает в формировании индивидуального, хорошо узнаваемого, продающего образа компании. Технологии не стоят на месте, и в последнее время на рынке появилось множество новинок в области персонализации. Мы побеседовали с участниками рынка промопродукции и выяснили, какие виды нанесения с «вау-эффектом» они могут предложить клиентам.

Прометей Пролеткульта

К концу тридцатых годов прошлого века советская экономика развернулась во всю свою мощь, вырвавшись на второе место в мире по валовой продукции машиностроения, по выработке электроэнергии, алюминия, чугуна, по добыче ключевых природных ископаемых, а по темпам среднегодового роста экономики СССР поставил непревзойдённый никем до сих пор рекорд в 13,8%. А в апреле 1939 года после быстротечного судебного процесса был расстрелян Алексей Гастев — один из создателей советского экономического чуда. В жернова «чистки» попал основатель НОТ (научной организации труда) и самый передовой в области производительности труда идеолог эпохи.



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 40