101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Журналы 2.0

  • Михаил Борисов
  • 10 ноября 2010 г.
  • 3344

Самая обсуждаемая тема в мире издательских технологий — выпуск электронных версий журналов для планшетных устройств. Тёплый приём iPаd дал понять издателям, что пришло время больших экранов: 10-дюймовки (вполне возможно, что появятся устройства с меньшей диагональю, но большей плотностью пикселей — и они тоже подойдут) способны расширить журнальную аудиторию.

Этот рынок переживает бурный рост: в дополнение к Blackberry PlayBook, Samsung Galaxy Tab, Apple iPad, HP Slate 500 в ближайшее время выйдет когорта на базе Android. Конкуренция снизит цены на устройства, т. о. увеличится число потенциальных читателей. Поэтому многие издания бросились осваивать новый рынок, и уже есть успешные примеры: журнал Wired за 3 недели на iTunes разошёлся в количестве 90 тыс. копий, что превысило месячный тираж бумажной версии.

Для онлайн-продаж и дополнительных сервисов необходимо специализированное ПО. В базовой конфигурации — редакторы для создания, публикации, оптимизации и продажи цифрового контента через разные каналы: напрямую пользователям, через магазины или ведущие площадки по дистрибуции. Дополнительные сервисы — реализация гибкой модели продаж и получение исчерпывающей аналитической отчётности. Такое ПО разрабатывают несколько ведущих игроков, основное внимание мы уделим продуктам Adobe.

Digital Publishing Platform — комплексное решение для создания и продажи цифрового контента через его поставщиков или магазины приложений. На момент написания статьи основной компонент Digital Publishing Suite был доступен только в виде prerelease-версии (финальная версия ожидается во II квартале 2011 г.).

Он позволяет создавать и распространять журналы через множество популярных сетевых ресурсов: Apple App Store, Android Market, Google Apps Marketplace, Blackberry App World и др., включая магазины приложений для планшетов, ноутбуков и настольных систем. Основан на хорошо зарекомендовавших себя форматах — PDF (для вёрстки текста) и HTML5 (от Flash отказались из-за жёсткой позиции главы Apple).

Adobe Digital Publishing Platform состоит из нескольких компонент: Production Service (собственно создание адаптированного макета), Distribution Service (безопасное хранение, хостинг и доставка цифрового контента на планшетные устройства и настольные компьютеры), E-commerce (оплата и стимулирование сбыта через продажу контента непосредственно пользователям по различным схемам дистрибуции), Analytics Service (предоставление подробной информации о читателях для оптимизации редакционных материалов и статистики просмотра читателем тех или иных материалов для увеличения продажи рекламы). Рассмотрим первую компоненту платформы, позволяющую создавать e-журналы, — Production Service.

Подготовка издания для онлайн-продаж требует минимум двух инструментов: InDesign (вёрстка) и коллекции Digital Publishing Suite. В последнюю входят программы, покрывающие все стадии трансформации традиционного издания в мультимедийный продукт: Digital Content Bundler, Overlay Creator, Digital Сontent Viewer.

Они поддерживают внедрение в электронную версию видеофайлов, аудиодорожек, слайд-шоу — фактически создаётся интернет-страница (если говорить о функциональности) с сохранением красивой вёрстки, которую позволяет PDF. Пример интерактивности вкупе с современными технологиями подачи информации — объёмная модель, которая отображается на странице и поворачивается за счёт скольжения пальцев по поверхности экрана. В полной мере реализуется мультитач для таких операций, как масштабирование выделенной области и др. Впечатляет!

В специально подготовленной электронной версии на той же площади читатели получат больше информации, чем в бумажной, — частенько главный редактор и художник издания в силу объективных причин не могут разместить все изображения, которые хотели бы донести до читателей. А тут ограничений нет: при нажатии на мини-копии изображения раскрываются в полном размере в одном окне.

Есть преимущества и перед интернет-версией издания: PDF сохраняет уникальность журнального бренда — чрезвычайно важное качество, особенно учитывая количество присутствующих на рынке глянцевых изданий. Вёрстка же в HTML достаточно сложна, и в большинстве случаев интернет-версия не передаёт уникальность дизайна.

Digital Publishing Suite будет распространяться в трёх редакциях: Professional Edition, Enterprise Edition и Per-issue fee. В последнем случае оплата за размер тиража фиксирована. Например, при 50 тыс. экз. каждый обойдётся издателю в 25 центов (всего за тираж 12 500 долл.). При 250 тыс. компания предлагает скидку — номер будет стоить уже 17 центов (всего 42 500 долл.). Если размер тиража изначально не определён, предлагается оплата за каждый проданный экземпляр (pay as you go) — комиссионные составят 30 центов.

Что касается профессиональной версии, то в дополнение к ежемесячному платежу в 700 долл. издатель платит определённый процент с каждой проданной копии журнала, зависящий от тиража. В ежемесячные отчисления входит использование Digital Publishing Suite для создания контента, корректно отображающегося на устройствах с различной диагональю, а также доступ к системе мониторинга читательской активности (проводится на базе Adobe SiteCatalyst).

Для крупных издателей выгоднее Enterprise Edition — многолетнее соглашение о сотрудничестве, включающее дополнительные функции, которые помогут гибко реагировать на конъюнктуру рынка: поддержка ПО сторонних производителей, а также собственных технологий дистрибуции и оплаты контента; доступ к интерфейсам API для интеграции с внутрикорпоративными издательскими процессами, в т. ч. со службой управления подпиской, печати и электронной коммерции.

Взаимодействию с рекламодателем способствует интернет: например, после перехода по журнальной ссылке на сайт производителя вещи издатель получает финансовое вознаграждение. Если устройство поддерживает GPS, то по щелчку на рекламном блоке читатель узнает о ближайшей точке продаж. Дополнительное ПО включает поддержку оформления подписки на издания, извещение о выходе нового номера, сбор разнообразной статистики (какие страницы читатель посещал и распечатал, сколько потратил времени на просмотр рекламы и т. п.), причём в удобном виде для консолидации отчётности (XML, Excel), т. о. читатель оказывается под пристальным вниманием заинтересованных сторон.

Перейдём к практическим вопросам. Для типичного издания, не перегруженного интер- активностью, больше всего времени уходит на создание его горизонтальной (ландшафтной) версии — ведь планшеты снабжены акселерометром, который, в зависимости от положения устройства, выводит файл с требуемой ориентацией. Принципиальное значение имеет и организация внутренней структуры рабочей папки — в противном случае сборщик просто не включит некоторые компоненты в конечный продукт.

Рассмотрим в общих чертах технологию создания электронного журнала.

Шаг 1. На основе уже существующей вертикальной печатной версии издания в InDesign создаётся новый документ с размерами, соответствующими экрану просмотрового устройства (для iPad — 1024×768 пикселей). Как правило, это требует доработки каждой страницы по новым пропорциям. Кстати, Adobe рекомендует сохранять исходные файлы изображений в модели RGB, чтобы получить на экране наиболее сочные цвета. Менять разрешение не надо: при формировании конечного файла всё сделает сама программа. Поддерживаемые форматы — стандартные для Adobe: PSD, TIFF, AI и JPEG. Эта стадия ничем не отличается от традиционной подготовки бумажной версии — можно продолжать пользоваться мастер-страницами, слоями: всё будет корректно экспортировано.

Интерактивные элементы внедряются несколькими способами: относительно простые слайд-шоу, кнопки для перехода на интернет-страницы и области с возможностью прокрутки создаются в InDesign (группа операций (Window/Interactive) и автоматически включаются в сборочный выходной файл.

С помощью специального ПО Overlay Creator внедряются более сложные элементы: панорамирование (нужно 6 изображений для размещения на гранях виртуального куба, имитирующего окружающую среду; есть даже особое ПО для создания развёрток), круговой обзор, аудио/видеосодержимое (соответствующие элементы должны располагаться в папке OverlayResources, поддерживаются видеоформаты MP4/M4V по стандарту h.264). Интерактивное содержимое экспортируется в формате Flash (SWF) и через операцию Place добавляется на страницы в InDesign. Управлять интерактивностью и видеоэффектами непросто, нужны дополнительные знания — желательно привлечь специалиста.

Шаг 2. Создаётся горизонтальная версия. Для удобства документы можно назвать magazine_H.indd и magazine_V.indd (соблюдение такого способа записи избавит от проблем на стадии сборки издания). Затем — хорошо известная операция Package (сбор всех ресурсов в одной папке). Чтобы статья была включена в издание, она должна иметь свою мини-копию в растровом формате (70×70 пикселей, PNG, для использования в содержании). Оба варианта статьи сохраняются в одну папку — например, Final/Text Article. Аналогично для каждой статьи в издании — т. о. в папке Final появится столько папок, сколько отдельных материалов в издании, в каждой будут находиться по две сборки для обеих версий (вертикальной и горизонтальной). Это обязательное требование для корректной работы сборщика публикаций.

Шаг 3. Запускаем Digital Content Bundler. При первом запуске он потребует ввести Adobe ID (фактически адрес электронной почты), а если его у вас нет, придётся потратить пару минут на регистрацию и подтверждение своего профиля. Затем создаём новый проект, указываем путь к корневой папке, где собраны публикации, — после импорта редактор отобразит её содержимое в виде ленты из отдельных статей.

Пару слов об обложке. По умолчанию сборщик считает обложкой самый первый файл в родительской папке; если перед ним в алфавитном порядке идёт другая статья, произойдёт накладка. Это исправляется вручную (каждую страницу можно свободно передвигать на любое место публикации) либо операцией Change Cover.

Предусмотрен в сборщике просмотр результата в обеих версиях. При необходимости внести изменения достаточно пересохранить файл(ы) в InDesign и в Bundler воспользоваться кнопкой Refresh (Обновить).

Для каждого выпуска можно ввести идентифицирующую информацию (название журнала, номер и название выпуска, дата публикации, дополнительные сведения), а к статьям добавить метаданные (ключевые слова, название, пометка статьи как рекламной — для систем агрегирования информации типа Adobe SiteCatalyst). При необходимости — создать шаблон с метаданными в формате XML и менять только некоторые поля, что гораздо удобнее, особенно для нескольких изданий.

Последний шаг в подготовке — экспорт журнала в виде файла с расширением issue. Потребуется выбрать размеры экрана из списка имеющихся и формат для сохраняемых изображений (JPEG или PNG). Редактор автоматически сократит их эффективное разрешение до приемлемого уровня.

Разумеется, результат желательно просмотреть на реальном устройстве — для этого должен быть установлен Digital Сontent Viewer. Сначала запускаем iTunes, в закладке Apps находим приложение Viewer (именно оно позволяет обмениваться документами с iPad), в нём указываем папку с собранным файлом .issue — через несколько секунд перенос завершён. Осталось только открыть номер на iPad и убедиться, что перевод из печатной версии в планшетную прошёл успешно.


Пляшем от InDesign

Решения предлагают и другие разработчики кросс-медийных редакционно-издательских систем, но почти все в качестве исходного инструмента предполагают Adobe InDesign. Например, WoodWing выпускает продукты для подготовки контента к чтению на гаджетах от Apple (Digital Magazine Tools for iPad) и Android-планшетах с поддержкой разных разрешений экрана. ПО продаётся для постоянного использования и в виде software subscription. Компания имеет в активе Newsfeed Publisher для передачи на планшеты новостей, появляющихся на сайтах газет в реальном времени или в виде утренних и вечерних блоков. Это расширение модуля управления содержимым Content Station, входящим в крупную издательскую систему WoodWing Enterprise. Среди клиентов — «Деловой экспресс» (Россия), Guardian (Великобритания), Observer (Великобритания), Time (США), Computer Press Media (Чехия), Mother Jones (США), Axel Springler (Германия) и др.

Реклама для e-журналов

SiteCatalyst (бывшая Omniture) относится к аналитическому направлению платформы Adobe Digital Publishing Platform и входит в крупный пакет решений Adobe Online Marketing Suite для онлайн-бизнеса. Используется крупными интернет-магазинами: eBay, Amazon, HP, Wal-Mart, Ozon.ru и др.

ПО предоставляет подробную статистику по всем интересующим аспектам: данные об эффективности рекламы, в т. ч. общее количество её просмотров, сведения о продажах номера с разбивкой по территориальному признаку, использовании интерактивного контента. Данные о предпочтениях пользователя позволят издателям предлагать рекламу, ориентированную именно на него. Дополнительные панели инструментов и отчёты конфигурируются с учётом специфических задач каждого издателя.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
С иголочки: всё о брендировании текстиля

Брендированный текстиль — это эффективный маркетинговый инструмент и отличный способ повысить лояльность клиентов и команды. Одежда — это беспроигрышный корпоративный подарок, поскольку люди хотят комфорта, удобства и при этом оставаться стильными и сопричастными общему делу. Но текстиль должен быть качественным и соответствовать ожиданиям целевой аудитории, чтобы обеспечить максимальную эффективность. Рассказываем о том, что делает мерч по-настоящему узнаваемым и индивидуальным, — о персонализации.

Бумага и картон в России: кто и что делает в 2024 году

В октябре 2022 года Евросоюз запретил импорт древесной массы и бумаги из РФ, поэтому отечественным ЦБК пришлось переключиться на поставки своей продукции в первую очередь российским предприятиям, а также перенаправить экспортные потоки на азиатские рынки, рынки Латинской Америки и Северной Африки. Как обстоят дела в сфере производства бумаги и картона — читайте прямо сейчас.

Брендирование мерча: всё, что нужно знать в 2024 году

Нанесение изображения на сувенирную продукцию (мерч) помогает в формировании индивидуального, хорошо узнаваемого, продающего образа компании. Технологии не стоят на месте, и в последнее время на рынке появилось множество новинок в области персонализации. Мы побеседовали с участниками рынка промопродукции и выяснили, какие виды нанесения с «вау-эффектом» они могут предложить клиентам.

Прометей Пролеткульта

К концу тридцатых годов прошлого века советская экономика развернулась во всю свою мощь, вырвавшись на второе место в мире по валовой продукции машиностроения, по выработке электроэнергии, алюминия, чугуна, по добыче ключевых природных ископаемых, а по темпам среднегодового роста экономики СССР поставил непревзойдённый никем до сих пор рекорд в 13,8%. А в апреле 1939 года после быстротечного судебного процесса был расстрелян Алексей Гастев — один из создателей советского экономического чуда. В жернова «чистки» попал основатель НОТ (научной организации труда) и самый передовой в области производительности труда идеолог эпохи.



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 40