101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Сквозное управление цветом и альтернативные технологии растрирования в рулонном офсете *

  • 25 мая 2011 г.
  • 5530

* В части пособия «Техническое обслуживание на производстве как источник снижения затрат и продления срока службы оборудования» (Productivity maintenance to run leaner, longer & faster) собраны эффективные приёмы работы и организации труда для типографий рулонной офсетной печати. Опубликовано Web Offset Champion Group (WOCG).
© 1998 & 2002. Все права защищены.

Группа WOCG сформирована в 1998 г. для пропаганды эффективного опыта работы в индустрии рулонной офсетной печати, позволяющего повысить производительность, качество, безопасность труда и добиться настоящих «чемпионских» результатов. WOCG — совместный проект международных компаний, сотрудничающих с ведущими специалистами отрасли, типографиями и ассоциациями по всему миру. Члены группы являются ведущими поставщиками технологии, материалов и оборудования для всех этапов технологического процесса — допечатного, печатного и послепечатного: Aylesford Newsprint, Kodak GCG, MacDermid Printing Solutions, manroland, Muller Martini, Nitto-Permacel, QuadTech, SCA и Sun Chemical.

Цифровое воспроизведение тонов и растискивание

Растискивание растёт вместе с линиатурой из-за увеличения количества точек и совокупной окружности их краёв. В данном примере прирост всех точек одинаков, но значение растискивания разное: 10,6% для 52 лин./см (150 lpi), 17,6% для 94лин./см (240 lpi), 17,7% для растра Staccato 25мкм и 28,6% для растра Staccato 20 мкм. Источник: Kodak GCG

Воспроизведение тонов цифровым способом включает несколько этапов.

Всё начинается с цифрового файла (PostScript или PDF), в котором всем оттенкам присваиваются процентные значения непрерывного тона (от 0 до 100%), соответствующие определённой растровой структуре.

После этого файл конвертируется в битовое (растровое) изображение с помощью имеющегося в RIP алгоритма растрирования. При обработке файла RIP считывает из него процентные значения и создаёт битовую структуру из отдельных растровых элементов, соответствующих указанной для тона процентной величине. Например, при 50% половина площади растровой ячейки будет закрыта растровой точкой или несколькими хаотично разбросанными точками (FM).

Битовая карта выводится на печатные формы или цветопробы с формированием каждого растрового элемента несколькими пятнами лазера.

В печатной машине на точки печатной формы наносится краска, которая затем попадает на офсетное полотно и, наконец, на бумагу.

Растискивание (TVI, Tonal Value Increase). Стандартная составляющая печатного процесса, характеризующая разницу между указанным в цифровом файле значением оттенка и измеренным после вывода.

Если эталонная градация тона для 50% оттенка составляет 69%, растискивание оценивается в 19%. Если дальнейшие замеры покажут, что для получения градации тона в 69% необходим оттенок АТР (альтернативная технология растрирования) в 43%, необходимо откорректировать тон с 50% до 43%Растискивание в цифровом тоновоспроизведении. Имеет место при преобразовании цифрового файла в растровые точки с последующим воспроизведением цветопробной системой или печатной машиной. Итоговое значение тона не всегда соответствует искомому. Контролировать величину тона при выводе и достигать желаемых результатов при различных условиях печати помогает построение кривых растискивания. Важно понимать, что указанная в цифровом файле величина тона изменяется при каждом процессе визуализации. Это приводит к изменениям в значениях тона и отображается на финальном оттиске — отсюда и необходимость в построении кривых.

Растискивание — результат преобразования цвета в цифровом файле в передаваемый краской на бумаге реальный оттенок, т. е. это абсолютный (не относительный) прирост градации тона. Если указанный в файле 50% оттенок превращается в растровую структуру, поглощающую 69% света, значит, градация тона (эффективная площадь точки) на печатном листе составляет 69%, а общее растискивание — 19%.

Характеристика растискивания (print characteristic) — графическое отображение соотношения между задаваемыми цифровым файлом градациями оттенка и градациями тона (т. е. площадью точки) на цветопробе и печатном оттиске.

Растискивание при воспроизведении растра бывает физическое и оптическое. Градация тона (эффективная площадь точки) — воспринимаемый в целом оттенок на печатном или цветопробном листе, комбинация физического и оптического растискивания. Это количество света, поглощаемого отпечатанной на листе точкой по сравнению с поглощением красочной плёнкой.

Физическое растискивание — изменение реального размера точек при тоновоспроизведении, имеющее место при формировании изображения и обработке печатной формы либо в процессе печати.

Оптическое растискивание — дополнительный свет, захватываемый растровой точкой, помимо её реальной площади. Причина его в том, что при контакте с белой бумагой свет частично рассеивается, но не отражается обратно, а поглощается находящейся рядом краской. Кроме того, попавший на внутреннюю кромку красочной точки свет отчасти рассеивается бумагой, выходит за пределы точки и проходит через запечатываемый материал. Диффузия света приводит к изменению оптической плотности на внешних краях точек и рядом с ними. Фактическое поглощение света оказывается больше физической площади точки, поэтому измеренная точка на самом деле оказывается крупнее.

Таким образом, градация тона — совокупный эффект поглощения света отдельной растровой точкой (площадь плюс оптическое растискивание).

1. Градация тона на оттиске, определяемая эффективной зоной точки, %<br>2. Растискивание, %<br>3. Линейный вывод в цифровом файле соответствует градации тона на печатном листе<br>4. Градация оттенка в цифровом файле, %Растискивание и цветовой баланс. Воспроизведение цвета в печатной машине определяет соотношение между основными триадными цветами. Исследования System Brunner подтверждают, что человеческий глаз крайне чувствителен к отклонениям в цветовом балансе, особенно в средних тонах и на серых участках изображения. Основная причина колебаний баланса по серому при печати триадными красками кроется в меняющихся показателях растискивания. Для идеального восприятия отклонение в балансе средних тонов не должно превышать ±2% между наибольшим и наименьшим значениями растискивания. На деле же стандартные производственные отклонения приближаются к ±4%. Разница между восприятием цветовых отклонений и техническими ограничениями компенсируется по методике стабилизации серого (GCR). Лучше сохранять нейтральный баланс при высоком/низком уровне растискивания, поскольку человеческий глаз не так чувствителен к изменениям градаций (темнее/светлее), как к отклонениям в цветовом балансе. (Стандарт System Brunner GlobalStandard контролирует баланс нейтрального серого в средних тонах с определением равных значений растискивания для каждого цвета триады и составных 3-красочных цветов.) В газетной печати значения растискивания для чёрного цвета отличаются от параметров CMY, поэтому для приведения контраста и растискивания чёрного к стандартным показателям потребуется отдельная кривая.

Баланс по серому. Стабильный баланс по серому — важнейшее условие для стабильных результатов печати триадными красками, а начинается он с цветоделения. Процентное соотношение растровых элементов CMY для получения нейтрального серого (по условиям SWOP и GRACoL) — 50% голубого, 40% пурпурного, 40% жёлтого.

Для баланса по серому и стабильности важно, чтобы разница в градациях тона дляголубого, пурпурного и жёлтого каналов не превышала 2%:<br>А — разбалансированное растискивание<br>В — сбалансированное растискивание ! При проблемах с серым цветом проверьте последовательность наложения красок, баланс краски и воды, калибр декеля. Если проблема не разрешилась, GRACoL рекомендует отрегулировать плотность красочной плашки (Solid Ink Density, SID) для хроматических цветов, ориентируясь на баланс по серому в средних тонах.

 !  Удаление серого компонента (Gray Component Removal, GCR) помогает бороться с визуальными отклонениями в передаче тонов, стабилизируя результаты печати без видимой разницы в цвете (отчёт Ifra Special Report 2.16). Происходящее при этом замещение дорогостоящих цветных красок обычной чёрной сокращает затраты на расходные материалы, но корректировать передачу цветов в машине становится сложнее. GCR — часть стандарта ISO по газетному производству.

! Для удобства читателей важные моменты выделены специальными символами
Чем активнее GCR применяется к изображению, тем больше снижается суммарная плотность красочного покрытия (Total Ink Coverage, TIC). Иногда одной чёрной краски недостаточно, чтобы восполнить потерю плотности после удаления красок CMY, что затрудняет воспроизведение насыщенных тёмных областей. Решает проблему добавление к чёрному хроматических цветов (UCA, Under Colour Addition) до нужного уровня суммарной красочной плёнки в глубоких тенях с увеличением доли нейтрального серого. Вычитание из-под чёрного (UCR, Under Colour Removal) увеличит плотность красочного покрытия до соответствия стандартам SWOP/SNAP; применяется и для удаления лишних хроматических цветов в тёмных зонах с заменой на чёрный — для предотвращения отмарывания и слипания при избыточном красочном покрытии.

Оптимизация техпроцесса

Струйное цветопробное устройство Kodak Matchprint. Источник: Kodak GCGВ основе управления производством — техпроцесс с интегрированным управлением цветом: калибровка, характеризация (профилирование), преобразование (цвета). От действий на этих этапах зависят стабильность и повторяемость результатов. Нужно учитывать также:

  • что и как измерять;
  • проблемы техобслуживания;
  • проблемы с расходными материалами.

Цель — сбалансированное изображение, дающее стандартный баланс по серому после нанесения оттисков всеми печатными формами, как залог стабильной печати. Производственные профили — форма мониторинга качества печати. АТР крайне чувствительны к переменным в технологической цепочке, что чревато производственными проблемами. Следовательно, слагаемые успеха — систематическая работа по стандартам и правильное техобслуживание.

Стабилизация работы с традиционным AM-растром не потребует серьёзных изменений в отлаженных производственных процедурах: основные слагаемые повышения качества и стабильности — рекомендованные методики работы и верные инструменты для измерения, мониторинга и контроля за выводом. Сюда же относится подбор расходных материалов и полное техобслуживание допечатных и печатных систем. При работе с AM-растрами необходимо комплексное внедрение данных рекомендаций с пониманием их теоретической базы. Это основа для повышения качества традиционной AM-печати и предпосылка последующего внедрения АТР.

Цифровая и экранная цветопроба

Цветопроба Kodak Matchprint Virtual. Источник: Kodak GCG

Струйная цифровая цветопроба (digital ink proofing) сейчас занимает уверенные позиции, стимулируя развитие удалённых и виртуальных (экранных) цветопробных систем. Разрешение цветопробного устройства, тип растрирования и частоты должны соответствовать назначению цветопробы (дизайн, наполнение, контрактная цветопроба), виду работы и технологии печати.

Самый надёжный и к тому же бесплатный метод обеспечения стабильности на протяжении технологической цепочки — калибровка устройств цифровой цветопробы в соответствии со стандартом печати и заданными значениями, которые реально воспроизвести на печатной машине. Линеаризация обеспечит полное соответствие значений на входе и на выходе. Снятие характеристик с линеаризацией необходимо выполнять для каждого вида бумаги и разрешения, фиксируя вместе с другими влияющими на результат печати значениями.

 ! Контрактные цветопробы
  • Необходим стандарт с профилями для цветопробы (например, ICC).
  • В идеале выполняются из того же PDF-файла и на том же RIP, что и вывод пластин на CTP.
  • В сертифицированной цветопробной системе добавляется стандартная цветовая шкала с контрольными элементами (растискивание, красочная плотность и пр.).
  • Цветовой охват цветопробы должен соответствовать возможностям печатной машины с учётом тиражной бумаги и краски.
  • Условия просмотра при утверждении цветопробы и печати должны соответствовать стандартам ISO 3664 и D50.
  • Подпись заказчика с датой при утверждении в печать.

 ! Дополнительные рекомендации по цветопробе

  • Устройства цифровой цветопробы необходимо регулярно калибровать, ежедневно проверять состояние печатающих головок.
  • Мониторы для экранной цветопробы калибруются по стандарту ISO 12646 и эксплуатируются в сертифицированных условиях просмотра — без попадания дневного света, вдали от дверей и окон.
  • На цветопробах проставляется дата — качество и цвета со временем могут ухудшаться.
  • На распечатке указывается название заказа и имя файла.
  • Указывается тип цветопробной системы и вид цветопробы (дизайнерская, содержания или контрактная).

АТР и цветопроба

Главное — не выбранный стандарт, а стабильность, точность и соответствие цветопробы. Соответствие цветопробы печатному листу — обязательное условие для внедрения АТР. Если у типографии возникают проблемы на уровне цветопроба/оттиск, их необходимо решить ещё до внедрения АТР. Цветопробы должны соответствовать допускам выбранного стандарта, иначе выявленные отклонения будет сложно ликвидировать. Задача типографии — стандартная цветопроба (и стандартные печатные листы), с которых легко снимаются характеристики. Они станут точкой отчёта для работы с АТР.

10 распространённых проблем с цифровыми допечатными файлами (GRACoL)

  1. Неверные либо отсутствующие шрифты.
  2. Полошение.
  3. Неполные либо повреждённые файлы.
  4. Избыточное масштабирование/вращение файлов с изображениями в программе вёрстки.
  5. Смесевые цвета не преобразованы в триадные и наоборот.
  6. Неверный формат полосы.
  7. Изображения с низким разрешением.
  8. Неверные поля выпуска под обрез.
  9. Неуместный либо некорректный треппинг.
  10. Неверное преобразование формата.

Важность работы с файлами

«Важны не инструменты — главное, что вы с ними делаете. Проведённое в США в 2003—2004 гг. исследование показало, что многие активно применяемые методики работы (с файлами) приводят к существенным визуальным и количественным отклонениям в воспроизведении цвета. Такие отклонения в техпроцессе существенно влияют на цветопередачу и предсказуемость результата, поскольку величину цветовых отклонений, появившихся на первых производственных этапах, компенсировать на более поздних стадиях проблематично и недёшево. Кроме того, широко распространено ошибочное мнение, что соответствие цветов на мониторе и в печатной машине достигается благодаря управлению цветом, тогда как его задача — сделать воспроизведение цвета более предсказуемым».

Color Managing Premedia Production (Управление цветом на допечатном этапе),
Майкл Робертсон, RIT, GATF World, т. 17/№ 6-12/2005.

Тот, кто готовит и подаёт материал, должен позаботиться о калибровке мониторов, сканеров, камер. Если дизайн-студия предоставляет типографии изображение, в него необходимо встроить профиль рабочего пространства, чтобы допечатный отдел понимал, чего от него хотят. Необходима информация о технологии печати и бумаге. Отлаженное взаимодействие, понимание особенностей техпроцесса и предоставление пробного файла — пример хорошего начала работы над заказом. Самые серьёзные ошибки в управлении цветом происходят при переводе из RGB в цветовое пространство CMYK для цветопробы и печати. Более широкий цветовой охват RGB необходимо ужать до возможностей CMYK без ущерба для цветов изображения. Выходящие за пределы цветового охвата оттенки заменяются наиболее близкими из доступных для выбранного устройства печати.

Постоянный контроль качества и соблюдение допечатных рекомендаций помогают бороться сошибками и отклонениями10 допечатных рекомендаций для любого процесса

  1. Полутоновые растрированные изображения должны иметь разрешение минимум вдвое больше линиатуры печати: 118 для линиатуры 59 лин./см (300 dpi для 150 lpi).
  2. Минимальное разрешение растровых файлов — 394 точек/см (1000 dpi).
  3. Файлы TIFF и EPS — 79–113 точек/см (200–400 dpi).
  4. Файлы изображений предоставляются в RGB или CMYK (TIFF/EPS).
  5. Для изображений RGB необходим цветовой профиль камеры или профиль стандартного для отрасли рабочего пространства — Adobe98, ColorMatchRGB или Prophoto (в противном случае может потребоваться цветокоррекция). Обязательное условие для изображений Photoshop RGB — встроенные профили с активированным параметром Preserve Embedded Profiles.
  6. Изображениям CMYK не требуется присвоение профиля. Их рекомендуется сохранять без сжатия и встроенных профилей.
  7. Файлы со страницами PDF должны соответствовать отраслевому стандарту PDF/X-1a или PDF/X-3 (спецификации файлов доступны на http://www.ghentpdfworkshop.org/ или http://www.certifiedpdf.net/).
  8. PDF-файлы должны включать все шрифты и изображения с высоким разрешением. В изображениях не должно быть ICC-профилей либо данных PostScript Colour Management.
  9. Тип бумаги определяет степень применения техники UCR на этапе цветоделения для получения приемлемого уровня суммарного красочного покрытия (Total Area Coverage, TAC).
  10. Если ICC-профили включают четыре метода преобразования цвета (относительный колориметрический, абсолютный колориметрический, перцепционный, по насыщенности) (rendering intent), результаты вывода будут разными в зависимости от применявшегося. Обычно он не встраивается в ICC-профиль, а применяется системой управления цветом. Удачный подход к согласованию — архитектура Adobe Common Color. Единый файл цветовых настроек (Color Setting File) для всех продуктов Creative Suite включает и профили, и предпочтительные настройки цвета. Типографиям и препресс-бюро рекомендуется выкладывать такие данные для дизайнеров на сайтах.
    Джули Шэффер. Communicating your colour needs (Обмениваясь данными по цвету)

Настройки для бикубической субдискретизации цветных и ч/б изображений в Adobe Distiller и аналогичных программах необходимо установить не менее чем на 118 лин./см (300 dpi)10 допечатных рекомендаций для работы с АТР

  1. Сканируйте изображения (или попросите предоставлять оригиналы) с разрешением 118 лин./см (300 dpi). Изображения с низким разрешением, подходящие для традиционных AM-растров, не дадут раскрыть преимущества в детализации, которые предполагает повышение линиатуры. В сюжетах с большим количеством деталей могут проявиться артефакты пикселизации («лесенка» в изображениях).
  2. Убедитесь, что параметры рабочего процесса не предусматривают уменьшения изображений с разрешением от 118 лин./см (300 dpi). Проверьте, чтобы настройки для бикубической субдискретизации цветных и ч/б изображений в Adobe Distiller и аналогичных программах были установлены не менее чем на 118 лин./см (300 dpi).
  3. Применяйте алгоритмы компрессии без ухудшения качества изображений — G4, LZW либо Zip. Поскольку при печати с высокими линиатурами передаются мелкие детали, включая артефакты компрессии, не рекомендуется работать с форматами типа JPEG. Если сжатие JPEG — единственный вариант, установите параметры на максимальное качество (изображения должны сжиматься в формат JPEG только один раз; последующее сжатие того же файла приведёт к новой потере деталей и усугубит ситуацию с видимыми глазу побочными артефактами). Чтобы избежать дополнительной потери данных, перед редактированием сохраните файл JPEG как TIFF.
  4. К оригинальным изображениям с разрешением менее 118 лин./см (300 dpi) применяйте дополнительную процедуру увеличения резкости (sharpening) либо фильтр Unsharp Masking (USM) — АТР поддерживают нерезкие маски и файлы с повышенным разрешением. При повышении резкости настройки должны быть чуть ниже, чем для традиционных растров, поскольку при высоких значениях возможно резкое увеличение нежелательных шумов и зернистости изображения. Поэкспериментируйте с настройками, подобрав оптимальные для конкретного техпроцесса.
  5. Для изображений оставляйте полный тональный диапазон, не обрезайте, не корректируйте тени и высокие света, компенсируя особенности печатной машины, — для этой цели гораздо лучше подходят калибровочные кривые тонов. Сжатие тонального диапазона изображений до применения калибровки приведёт к потере деталей в самых светлых и тёмных тонах изображения либо сделает его «плоским».
  6. Высоколиниатурные АТР передают как нужные, так и нежелательные детали. Следовательно, уделите особое внимание таким моментам, как фотографическое зерно, которое является частью эффекта обработки либо же остаётся невидимым до момента растрирования.
  7. Важно обеспечить качество цветоделения — нежелательные тоновые скачки и разрывы в плавных переходах тона при работе с АТР проявляются сильнее.
  8. Высокие линиатуры и АТР реже прощают артефакты при цветоделении, в частности, переходы от CMY к K после чрезмерного применения техник GCR и UCR. Если для экономии красок или поддержания стабильности цвета используются критические значения GCR и UCR, не обойтись без контрольных замеров баланса, управления цветом и экспериментов.
  9. При сканировании и съёмке в цифровых изображениях возможен незначительный муар, который станет очевидным, только когда высокие линиатуры передадут присутствующие в изображении структуры муара. Такой феномен сложно предсказать: внимательнее относитесь к изображениям, для которых характерен сюжетный муар (ткани, текстиль, архитектурные структуры).
  10. Убедитесь, что исходные файлы прошли предварительную проверку публикаций — это поможет избежать проблем на последующих этапах.

Рекомендации призваны создать при допечатной подготовке условия для максимального повышения качества печати при работе с АТР. Чтобы успешно печатать на высоких линиатурах, необходимы стандартизированные процессы — стабильные и подконтрольные. Хорошие результаты демонстрируют АТР в комбинации со стандартными отраслевыми методиками работы при подготовке изображений, файлов и страниц, в управлении цветом и цветоделении. Предложенные рекомендации помогут оптимизировать стандартные методики, сфокусироваться на сканировании и подготовке изображений для повышения их качества и улучшения результата печати.  

Продолжение следует...  


* Продолжение.
Начало в Publish № 1/2, 3, 2011.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Автоматизация:ожидания vs реальность

С каждым днём всё меньше руководителей предприятий выступают за сохранение привычных, но устаревших технологий в производстве. Приверженцы консервативных взглядов имеют ложные убеждения о том, что автоматизация процесса управления предприятием — это затратное мероприятие, которое не сможет принести очевидной выгоды для компании. Надо ли говорить, насколько глубоко они заблуждаются?

Типография, которая поверила в свои возможности

Большие пространства и много книг — это первое, что бросается в глаза при посещении Дома культуры «ГЭС-2». Самой привлекательной и интересной литературой для меня стала серия детских книг, выпущенная в рамках издательской программы V–A–C. Это известные классические сказки, оформленные современными художниками. В серии вышли книги Х. К. Андерсена, Оскара Уайльда, Льюиса Кэрролла и Виктора Драгунского.

Дела семейные

Publish стремится к экспансии: рост и развитие — это неизбежность любого проекта, который не планируется к закрытию. Зафиксировать состояние невозможно, «стабильность» — это просто другое имя деградации.

drupa в поисках себя

Индустриальные выставки — и drupa не исключение — проекты коммерческие. Их процветание или упадок связаны с тем, насколько успешно они решают задачи своих клиентов — экспонентов и посетителей. И в последние годы мы можем видеть здесь глубокие изменения.



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 40