По этой книге можно изучать технологию полиграфического производства и различные виды отделки: вырубку, лазерную резку, тиснение серебряной и золотой фольгой в сочетании с печатью золотым пантоном, а также покрытие тремя видами тактильного лака. Книга в 48 полос + обложка форматом 23×33 см восхищает количеством различных интересных элементов.
Азбукварь. Родион Китаев, фото Руслан Шавалеев, © V–А–С Press |
Блок «Азбукваря» отпечатан офсетом CMYK 4+4 на бумаге SL Graphica Regular natural white 170 г/м2 и содержит:
- буквы А–Б — сквозное отверстие сквозь 2 листа, выполненное лазерной резкой, через которое виден зрачок;
- В–Г — глаз с глянцевым УФ-лаком, а блик — объёмный лак;
- Д–Е–Ё — на «Д» дверь открывается, за ней появляется пейзаж, а маленькие дырочки на дубовом листочке выполнены лазерной резкой. На «Е» вклеивается одна прозрачная пластиковая страница для «Ë» с частичной печатью CMYK и подложкой белилами УФ-офсетом;
- на букве «Ж» — «живет» pop-up-конструкция;
- «З» демонстрирует комбинацию золотой фольги и золотого офсетного пантона на мелких и сложных по форме объектах;
- И — «иллюминаторы» на игуане выполнены серебряной фольгой;
- С — тиснение серебряной фольгой;
- на страницах «У–Ф» — 3 разных вида тактильных лаков: объёмный, с глиттером, лак с эффектом пены;
- на «Х–Ц» открывается дверца холодильника, вырезанная лазером, плюс золотая фольга с голографическим эффектом;
- на «Ь–Ъ–Ы» — целых 6 дверок: эти объекты открываются, они выполнены вырубкой со штампом, внутри расположены тексты;
- на «Ю» шёлкографией отпечатан розовый цвет;
- на «Я» язык выделен глянцевым УФ-лаком.
Азбукварь. Родион Китаев, фото Руслан Шавалеев, © V–А–С Press |
Обложка из переплётного картона 1,5 мм, кашированная белым переплётным материалом Calista, и суперобложка, которая является плакатом из офсетной бумаги 120 г/м2 с односторонней офсетной печатью CMYK + две дополнительные составные краски «пантон». К форзацу на стороне переплёта приклеен карман, в который вставлен лист с кроссвордом. Книга отпечатана тиражом 1500 экземпляров.
Азбукварь. Родион Китаев, фото Руслан Шавалеев, © V–А–С Press |
Кто возьмётся за такой заказ? Как организовать весь процесс?
За производство издания отвечало принт-менеджерское «Бюро Маяк». На примере такого заказа можно понять, чем занимается бюро: принт-менеджеры полностью организуют весь процесс, начиная с подготовки макета в издательстве и заканчивая доставкой готового тиража заказчику. Так лаконично. Но если вернуться к описанию издания, то видно, что внутри — кропотливая многомесячная работа со 100% ответственностью за итоговый результат.
В любом сложном многоуровневом проекте работа принт-менеджера начинается с разговора с дизайнером (Степан Липатов) и координатором проекта (Дарья Атлас) об общей картине издания: что хотелось бы видеть. Бюро, в свою очередь, рассказывает, какие могут быть возможности. Принт-менеджер должен очень хорошо разбираться не только в производственных технологиях в целом, но и в возможностях доступных типографий. Дальше дизайнер и художник работают над иллюстрациями для создания постраничного макета. И затем на очередной встрече с принт-менеджером обсуждаются «хотелки» и реальные возможности. С этого этапа уже надо понимать примерный бюджет заказа. Например, в «Азбукваре» планировался другой переплёт: двухслойные страницы и полный разворот, но с учётом количества «фишек» в блоке от этого пришлось отказаться из-за стоимости и сделать обычный 7Б.
Азбукварь. Родион Китаев, фото Руслан Шавалеев, © V–А–С Press |
Весь этот процесс совсем не быстрый. Перед запуском принт-менеджерское бюро берёт на себя вопросы тестирования материалов и технологий. А после проверки опытным путём идёт ещё один важный процесс скрупулёзной подготовки файлов к печати и дальнейшей отделки. Под все технологии надо правильно подготовить макеты, в нужных местах сделать метки для отделочных процессов. С учётом стоимости материалов и производства ошибки на любом этапе будут стоить очень дорого. Тут подключаются технологи типографий.
Азбукварь. Родион Китаев, фото Руслан Шавалеев, © V–А–С Press |
После всех проверок и согласований начинается сам производственный процесс: «Азбукварь» делали 2,5 месяца. На протяжении этого времени было очень много контроля и решений технических и технологических проблем, которые всё равно возникают в процессе производства.
«Азбукварь» Родиона Китаева делали в трёх разных компаниях. Причина переразмещения части заказа не всегда сводится к технологическим возможностям типографии — иногда это сроки производства. Принт-менеджерское бюро может привлекать «свои резервы»: например, сотрудников на ручные операции, качество работы которых проверено на других заказах.
Может возникнуть ощущение, что если весь заказ от начала и до конца делать в одной типографии, то внешний принт-менеджер не нужен. Для простого заказа так и есть. В случае многоступенчатого и сложного производства требуется внешний профессиональный контроль.
Агата Чачко |
Директор «Бюро Маяк» Агата Чачко уверена: «Если бы типографии работали идеально, оказывали бы весь сервис, глубоко вникали в задачи и потребности клиентов, контролировали свою работу и добивались бы высокого уровня качества сами, мы были бы не нужны. Кроме того, понятие нормы по качеству — это не математика, а некоторая грань, лимитированная сверху техническими возможностями оборудования, а снизу — желанием сделать качественно. И принт-менеджер может правильно подобрать эту грань».
Самое сложное в этом проекте, по мнению Агаты, было сначала всё придумать, а потом всё проконтролировать. Однако результат стоил потраченных сил.
Григорий Чередов, директор издательских программ фонда V–A–C и Дома культуры «ГЭС-2»: «И мы, и автор очень довольны. Для нас эта книга стала самой экспериментальной с точки зрения технологий и процесса подготовки — и поэтому особенно долгожданной».