101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

«Винил» на бумаге. Победитель конкурса «Книга года — 2025» в номинации «Искусство книгопечатания»

  • Ирина Паялина
  • 24 ноября 2025 г.
  • 333
3 сентября в Электротеатре «Станиславский» прошла церемония награждения национального конкурса «Книга года — 2025». В номинации «Искусство книгопечатания» победил Каталог граммофонных пластинок конца XIX — середины XX века: каталог коллекции С. Н. Капустина, выпущенный Общественным благотворительным фондом «Возрождение Тобольска» и отпечатанный в типографии «Август Борг» в Москве.

Технические параметры издания

Обрезной формат — 245×285 мм

Объём — 372 полосы

Бумага блока — офсетная 120 г/м2

Красочность блока — 4+4

Форзац — бумага офсетная 160 г/м2 (Pantone7421)

Переплёт — № 8, картон 3 мм; на сторонки Альфа3 Silktec чёрный 8015, на первой сторонке тиснение 3 фольги (синяя 302, серая 924, золото 220), блинт под приклейкой, приклейка 4+0 (печать CMYK); на корешок Альфа3 Cowhide бордовый 5261R, тиснение — две фольги (серая 924, золото 220), каптал «бордо», ляссе «бордо».

Тираж 500 экз.

Каталог Грамофонных пластинок. Фото издателя

Издателем выступил Тюменский региональный общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска», цели которого: восстановить памятники культуры, поддержать материально полезные инициативы, направленные на возрождение народных промыслов и культурных традиций, помочь творческой молодёжи в осуществлении проектов, представляющих интерес для города, вовлечь в культурный оборот на добровольных началах культурно-исторические ценности, имеющиеся в частных собраниях, издавать книги, альбомы, буклеты о Тобольске, тоболяках, создать условия для развития туризма.

Дизайнер книги — Татьяна Делягина, выпускница факультета художественно-технического оформления печатной продукции МГУП им. И. Федорова. Общая работа над макетом заняла около шести месяцев, само производство — ещё полтора.

Работа дизайнера начиналась с блока, обложка создавалась в последнюю очередь.

Блок макет дизайнера

Издание, с одной стороны, — подарочное, но при этом призвано нести утилитарную функцию каталога, и в то же время у него есть историческое значение. Это объясняет сложное внутреннее построение. Каталог делится на две части: дореволюционные пластинки, информация о которых выдержана в холодной синей гамме, и ранний советский период в коричнево-бордовых тёплых тонах. Внутри этих частей есть дополнительное деление по заводам-производителям. И каждый разворот тоже делится на две части: правая — с каталожными данными, левая — персональная, посвящённая известным личностям.

По задумке дизайнера обложка должна была максимально ассоциироваться с виниловыми пластинками. Отсюда родилась идея использовать ткань и кожу. Остановились на чёрной ткани Silktec и бордовой экокоже Cowhide. Блинтовое тиснение и приклейка круга по центру также отсылают к настоящим пластинкам. Все материалы выбирали по сути издания: был важен не только визуальный, но и тактильный эффект. При этом было необходимо учитывать производственные возможности типографии и особенности материалов.

Важную роль сыграла принт-менеджер, подбиравшая типографию по трём критериям: надёжность, адекватная цена и удобство коммуникации. Из трёх претендентов выбрали «Август Борг».

Каталог Грамофонных пластинок. Фото издателя

Макеты разрабатывались дизайнером совместно с принт-менеджером, затем обсуждались с редактором и утверждались заказчиком. Все материалы, технологии, отделку придумывала дизайнер на основе пожеланий заказчика, а принт-менеджер и типография корректировали творческие запросы.

Типография принимала серьёзное участие: технологи давали советы, обсуждали со снабжением разные виды материалов, предлагали идеи, из которых дизайнер могла выбрать то, что было необходимо по оформлению.

Непросто было найти материалы, которые в сочетании дали бы нужный дизайнеру эффект. Вызывало беспокойство, что переплётный материал поступал двумя партиями, что могло повлечь разнооттеночность. Кроме того, три вида фольги на обложке по-разному ложились на выбранном материале Silktec. Сложности были, но всё обошлось. В итоге сложилось красивое и технологичное оформление, отвечающее одновременно желаниям заказчика и возможностям типографии.

Каталог Грамофонных пластинок. Фото издателя

Результат — победа в номинации «Искусство книгопечатания» национального конкурса «Книга года — 2025». Publish поздравляет с заслуженной наградой.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Мышкинский набор. Музей провинциального печатного и издательского дела

Publish продолжает серию публикаций о музеях, связанных с полиграфией. Музей открылся 1 мая 2017 года на базе закрывшегося МУП «Мышкинская типография».

«Перепечатка разрешается безвозмездно»

В 2025 году в Москве после двух лет реставрации открылся Музей-усадьба Льва Толстого «Хамовники».

Дом-музей рабочих-подпольщиков 1906 года в Перми

Мемориальный дом-музей «Подпольная типография Пермского комитета РСДРП 1906 года» открылся в Перми в 1968 году. Сейчас это один из филиалов Пермского краеведческого музея. Малоприметный деревянный домик, в котором реальная типография просуществовала меньше месяца, спрятался в глубине дворов среди современных каменных многоэтажек.

Возможность вспомнить: легендарный советский журнал «Кругозор»

В январе 2025 издательство V–A–C Press выпустило специальное издание от команды онлайн-журнала V–A–С Sreda, посвящённое развитию популярной музыки с 1985 по 2008 год. По внешним характеристикам — это ремейк легендарного советского журнала «Кругозор», который издавался с 1964 по 1992 год с ежемесячным тиражом до 500 000 экземпляров. О всех перипетиях и сложностях выпуска современной версии «Кругозора» читайте прямо сейчас.

Научно-популярное оскорбление

21 февраля 1632 года флорентийский печатник Джованни Баттиста Ландини с облегчением писал другу в Болонью: «Хвала Господу, закончил я сегодня книгу Галилея, которую завтра представят великому герцогу и принцам». Ландини и помыслить не мог, что всего через полгода сам папа римский будет гневно тыкать пальцем в титульный лист «Диалога о двух главнейших системах мира», прямо в эмблему его типографии, со словами «издевательство» и «насмешка», бросая страшные обвинения в неуважении к Святому престолу.



Новый номер

Шоурум Ricoh в Екатеринбурге. DTF-ураган. FAT-дизайн. Печать без промаха. Правильный гибрид. УФ-принтер с ИИ. Защитные технологии в полиграфии. Технология как магия. Выставка перемен. Ставка MEFU — на автоматизацию. Наношансы: выживет ли Landa?



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
Широкий УФ
25%
25 %
Сувенирный УФ
27%
27 %
ДТФ (текстиль)
20%
20 %
УФ ДТФ
20%
20 %
Латекс
7%
7 %
Экосольвент
12%
12 %
На водных чернилах
7%
7 %
Сублимацию
8%
8 %
Для прямой печати по ткани
10%
10 %
ДТГ («футболочный»)
3%
3 %
Проголосовало: 59