Артём Дюженков, генеральный директор типографии «Формула цвета» (Москва):
Что касается перспективных направлений развития типографии, то стратегические цели не менялись последние несколько лет. В первую очередь — автоматизация приёма, обработки и прохождения заказов. Это направление мы развиваем более пяти лет. К сожалению, это похоже на карабканье на гору без вершины. Идей больше, чем программистов, а стоят хорошие программисты очень дорого.
Второе направление — интернет-сервисы: расчёт и оформление заказа на сайте, онлайн-информация об этапах производства. Изюминка — «умный» калькулятор, просчитывающий десятки вариантов раскладок на разные форматы бумаги, на разном печатном оборудовании и предлагающий лучший, основываясь на стоимости. Он умеет считать листовую продукцию, визитки, буклеты, брошюры. Ближайшая задача — научить его расчёту календарей, блокнотов, отделочных операций.
Павел Ремизов, генеральный директор типографии «ВМГ-Принт» (Подольск):
Ещё в 2008 г. мы полностью переоснастили типографию, сделав ставку на максимальную автоматизацию печатного процесса. Купили новую печатную машину с автосклейками, системами автоматической приводки и автоматической подачи краски, многое другое. Это позволило нам сократить штат сотрудников и улучшить качество печати, а главное — мы получили стабильное качество продукции, практически полностью перестали зависеть от пресловутого человеческого фактора. В результате в кризисные годы объём печатной продукции увеличился вдвое.
Сейчас наша задача — освоение новых рынков с помощью разнообразного вспомогательного оборудования. В 2010 г. купили оборудование, позволяющее освоить печать газет формата А4, довести шаг печати в формате А3 до 4-х полос, расширить предложение по листовочной продукции. В 2011 г. планируем установить УФ-сушку, чтобы выйти на новый для нас рынок печати на мелованных бумагах.
Развитие бизнеса — это комплекс взаимосвязанных мероприятий. Каждое направление не должно существовать автономно. Основная задача руководителя — постоянно держать руку на пульсе своего детища и оперативно реагировать на малейшее изменение ситуации как внутри предприятия, так и в отрасли в целом. Мне кажется, нельзя выбрать лишь одно направление развития — всегда надо рассматривать несколько вариантов, комбинировать их, менять в зависимости от требований рынка и финансовых возможностей, искать что-то новое. Только тогда бизнес будет быстро развиваться.
Андрей Зарецкий, генеральный директор типографии «Август Борг» (Москва):
Кратко опишу своё понимание нынешних проблем полиграфии и их важность по 10-балльной шкале (за исключением производства упаковки):
-
Мировой кризис — не более 5.
-
Неизбежная сезонность большинства направлений, приводящая к неравномерности зарплат персонала или финансовых потерь работодателя — 6-7.
-
Усталость и нежелание сотрудников работать на износ в моменты пиковой загрузки типографии и абсолютно понятное требование стабильной и «нормальной» зарплаты даже в период сезонного спада — 7.
-
Возникновение (особенно в Москве) множества высокооплачиваемых рабочих мест в секторах, близких к государству (бюрократия, госучреждения, госкорпорации и т. п.) с достаточно мягкими условиями работы и, как следствие, отток специалистов — 7-8.
-
Полное отсутствие интереса государства к полиграфии — 8.
-
Смена бумажных информационных носителей электронными — 8-9 (это только начинает сказываться, но дайте год-два и…).
-
Усталость всё большего числа учредителей (как правило, это директора компании) от нарастающей бессмысленности ведения, а уж тем более расширения бизнеса — 9-10.
Продажа бизнеса сейчас практически невозможна, значит, путь спасения традиционный и единственный: снижение издержек (разумеется, без нарушения уровня работы типографии, а многие ресурсы по снижению издержек уже выработаны) и выявление наиболее прибыльных направлений.
Вывод: необходима концентрация на самых успешных и прибыльных проектах, то есть «сужение» производства. Специализация, специализация и ещё раз специализация!
Петр Иванов, директор по продажам полиграфического комплекса «Экстра М» (Красногорск):
Наше предприятие работает на рынках газетной, журнальной печати и рекламно-каталожной продукции. Что касается газетной печати — несомненно, что падение объёмов изданий, которое мы наблюдаем в последние годы, продолжится. Предполагаю, что оно не будет превышать нескольких процентов в год от общего объёма газетного рынка в стране. Ожидаем большего интереса со стороны издателей к возможностям современных газетных комплексов, используемым лишь частично. Речь идёт о печати газет, в т. ч. на мелованной или суперкаландрированной бумаге, о вложениях рекламной продукции в газеты в режиме онлайн, о приклейке стикеров на первую полосу.
Падение объёмов газетного производства и желание издателей и рекламодателей добиться персонализации в газетном издании — факторы, заставляющие нас всерьёз изучать потенциал цифровых струйных машин.
На рынках журнальной печати и рекламно-каталожной продукции за последний год существенно оживились за счёт стабилизации в экономике страны и снижения таможенных пошлин на некоторые сорта бумаг с 15% до 5%. По нашему мнению, рост объёмов продукции на этих рынках вполне может продолжиться до 2015 г.
Сергей Бубен, директор типографии AVA Digital (Москва):
С завершением т. н. экономического кризиса и увеличением количества заказов нам опять пришлось вернуться к рассмотрению наболевших вопросов.
Во-первых, что выбрать: автоматизацию послепечатных процессов или массовое привлечение неквалифицированной рабочей силы? Помимо неуклонного соблюдения российского законодательства в области миграционной политики, выбрать первое нас подтолкнуло стремление к гарантированному качеству всей продукции и уход от такого тонкого момента, как человеческий фактор на производстве. Не секрет, что сейчас доля квалифицированных специалистов на рынке цифровой печати, да и в полиграфии вообще, не очень велика, и от настроения сотрудника зачастую зависит качество продукции. А при том количестве заказов, которое ежедневно проходит через наше производство, поставить проверяющего для контроля всей выходящей продукции нереально. Поэтому мы постарались максимально автоматизировать производство, лишив сотрудников возможности совершать ошибки в процессе работы.
Немаловажный фактор — стоимость аренды в нашем любимом городе. Ведь привлечение массы послепечатников требует не только непрерывного контроля за ними, но и значительных площадей, арендовать которые на постоянной основе невыгодно в связи с сезонностью нашего бизнеса.
Мы изначально понимали, что необходима автоматизация не только физического труда, но и умственного, которым занимаются менеджеры. После длительного ознакомления с продуктами, предложенными на рынке, изучения их сильных и слабых сторон, мы пригласили программиста и попытались сформулировать конкретные требования. И, по прошествии некоторого времени, получили замечательный продукт, который полностью автоматизировал не только расчёт заказа, но и его прохождение через производство и бухгалтерию. В результате менеджеры были избавлены от тупого перебирания бумажек и смогли больше сил уделять своей непосредственной работе — общению с заказчиками. Резко сократилась дебиторская задолженность, что укрепило решение придерживаться выбранного курса.
В своё время колумнист Publish Александр Шнайдер писал о том, что близится кризис полиграфии и некоторым предпринимателям пора бы, трезво оценив ситуацию, продавать бизнес или технику, пока ещё не поздно *. Реакция полиграфического сообщества была, по большей части, ироничной: дескать, Александр нашёл новой способ борьбы с конкурентами. «Он пугает, а нам не страшно», — таков был вердикт большинства.
Но прошло пять лет — и настрой кардинально изменился. Бравые заявления о том, что заграничный кризис до нас не доберётся, а системный кризис полиграфии виден только нытикам и бездельникам, сменились упадочническими настроениями. В ходе нашего летнего интернет-опроса оказалось, что многие не видят перспектив у полиграфического бизнеса.
Вот и ко мне пришла беда: стартёр заел, —
Теперь уж это не езда, а ёрзанье.
Но есть и другие мнения, и мы постарались их отразить. Да, у примитивной конкуренции, основанной на снижении цен, перспектив уже нет. Зато они есть на пути совершенствования производства, специализации и освоении новых видов продукции. Необходимы, извините за затасканное выражение, модернизация и инновации.
Эй вы, задние, делай как я!
Это значит — не надо за мной.
Колея эта — только моя,
Выбирайтесь своей колеёй.
Быть оптимистом в «тучные годы» легко, но лучше быть реалистом: это всегда ко времени.
* Шнайдер А. Вам пора // Publish № 9, 2006 ( http://www.publish.ru/author/4485914/text/4058042.html).