101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Смена ценностей: цифровое издательство

  • Михаил Борисов
  • 28 сентября 2011 г.
  • 3438

Стремительно развивающийся современный мир диктует новые правила и устанавливает более жёсткие стандарты. Особенно в сфере ПО для мобильных технологий, где освоение новых направлений ведётся в условиях, фактически приближенных к боевым из-за очень уж толстого слоя пирога. Циклы выпуска очередных версий минимизируются, а вал работы нарастает — ведь современные продукты интегрируются со сторонними технологиями. Естественно, Publish не мог остаться в стороне и старался держать вас в курсе всех новостей о цифровом издательстве для мобильных платформ. Как только появились анонсы новой платформы Adobe Digital Publishing System (DPS) — сразу же последовал их обзор, активно обсуждались ещё «сырые» (бета) версии — чтобы жаждущие быть в первых рядах начали адаптироваться к новой реальности. И вот, решение вышло как коммерческое — вам предлагается обзор с акцентом на изменениях, появившихся за последние пару месяцев. Продукт динамично развивается, и вполне возможно, когда вы будете читать эти строки, снова произойдут изменения. Не пропустите…

Рынок

Количество и диспозиция главных игроков на рынке цифрового паблишинга не изменились — это Adobe и Woodwing, ориентирующиеся на пользователей InDesign, а также Quark, предлагающая системы для пользователей XPress и QPS (впрочем, решения Quark вряд ли имеют какую-то перспективу, кроме как для издательств с установленной QPS и большим количеством копий XPress). Woodwing раньше всех выпустила коммерческую систему, но продвигает решения, которые, помимо InDesign, требуют обязательной связки с собственным специализированным ПО, а его могут себе позволить только крупные издания. Adobe же формально стартовала позже (долгое время DPS в виде бета-версии предлагалась бесплатно), но из-за значительно более низкой стоимости своего ПО для издательства (InDesign 5.5 стоит 750 долл.) и его распространения (подписка на DPS начинается с 5940 долл. в год) будет по плечу издательствам меньшего масштаба (к этим цифрам могут добавляться дополнительные затраты, связанные с доставкой новых выпусков и продажей в выбранном интернет-магазине). И отдельные авторы, занимающиеся самиздатом, объединившись в пул, могут получить «агентскую» лицензию и вести совместную деятельность. Большой плюс Adobe ещё и в том, что дизайнеры могут продолжать работать в знакомом окружении, применять привычные приёмы, не задумываясь о том, бумажная это будет версия или цифровая.

Общая схема

Вся работа по созданию цифрового журнала связана с InDesign: вёрстка, включение интерактивных возможностей, мультимедиа, тестирование, сборка отдельных статей в одно издание и получение его в цифровой форме; содержимое передаётся на серверы доставки контента — в «облако». Готовый журнал — это обычная программа, имеющая к нему доступ. Схема описывает создание специализированного приложения (т. н. native — «родного» для выбранной ОС), что необходимо для отправки разового журнала или киоска в магазин приложений. Отдельные выпуски доставляются в приложения-киоски в специальном кросс-платформенном формате .folio, причём каждый выпуск может быть подготовлен в нескольких разрешениях под разные размеры и пропорции экранов.

Читатель, заходя со своего устройства в магазин приложений (App Store, Android Market, BlackBerry App World — список будет расширяться по мере развития других ОС), выбирает понравившийся выпуск журнала, производит покупку и, если захочет, оформляет подписку на издание — тогда свежие номера будут появляться в приобретённом киоске по мере выхода. Издателям и участникам редакционного процесса доступно бесплатное приложение Adobe Content Viewer для просмотра материалов на стадии подготовки.

Для доставки второго и следующих выпусков в приложения-киоски используются специальные серверы Adobe DPS. Этот цифровой контент не имеет отношения к магазинам приложений. Издателю необходимо самостоятельно оценить возможное количество загрузок в зависимости от ожидаемого спроса на журнал и заранее выкупить один или несколько пакетов загрузок (фактически это затраты на бесперебойный хостинг неограниченного объёма данных). Чем крупнее пакет, тем ниже общая стоимость; максимальная цена одного скачивания 0,3 долл. В помощь начинающим цифровым издателям в любой платный контракт DPS включено 5000 бесплатных загрузок для оценки спроса.

Создание выпуска

Вся процедура была описана в предыдущем номере Adobe Magazine (http://www.publish.ru/adobe/2011/02/), напомню лишь основные моменты. Начало ничем не отличается от привычного порядка вещей при создании бумажной публикации, разве что задаётся размер документа в пикселях. В принципе, можно довольствоваться и одним соотношением сторон — при просмотре на устройстве с отличающимися пропорциями читатель увидит чёрные полосы по бокам экрана, что, по понятным причинам, нежелательно. При расположении объектов на странице использование контейнеров с привязкой к направляющим (guides) существенно облегчит подготовку версий номера под остальные устройства. Ведь в InDesign функция Enable Layout Adjustment при связи контейнеров с направляющими позволяет перекомпоновку автоматизировать, вам останется лишь в некоторых местах результат подправить, особенно если начинать работу с самого «широкого» варианта.

Журнал можно смотреть, повернув экран горизонтально или вертикально. Создание горизонтального варианта — отдельный кусок работы; как правило, она не ограничивается формальным вписыванием контента в новые пропорции. При творческом подходе можно постараться раскрыть содержание статьи более полно за счёт иной подачи иллюстративного материала — тогда она будет дополнять вертикальную версию, повышая рейтинг издания. Например, красивое изображение ландшафта или видеоролик в горизонтальном варианте статьи можно разместить полностью на весь экран, что даст иное ощущение от просмотра.

В Adobe DPS полный выпуск журнала (как и соответствующий файловый формат) называется folio, составляющие его статьи — articles. Журнал компонуется с помощью панели Folio Builder (Window • Extensions): сначала создаётся пустое folio, затем в него забрасываются статьи, каждой соответствует отдельный файл вёрстки (или два, если в журнале предусмотрены обе ориентации экрана). При операции Article • New в статью переводится открытый документ InDesign. Для каждой статьи задаётся формат изображений, качество (для JPEG) и внутреннее имя, по которому она будет видна в содержании. Среди дополнительных полей, используемых в дальнейшем в навигационном меню журнала, — описание (description), возможность плавной прокрутки страниц или постранично (smooth scrolling), авторы (byline), раздел издания (kicker), ключевые слова (tags) и пометка материала как рекламного (advertisement).

Следует помнить, что все статьи должны иметь одинаковый вид: вертикальный, горизонтальный либо оба одновременно. Альтернативная ориентация добавляется при входе в уже загруженную статью в окне Folio Builder и операции New. При этом изображение, которое будет отображаться в оглавлении, генерируется автоматически, но можно установить его и самостоятельно, т. к. интерактивные эффекты макета автоматически в превью не включаются.

При распределённой организации рабочего процесса материалы, подготовленные в другом месте, внедряются в folio командой Import. Это касается макетов, созданных в InDesign (с суффиксами _h и _v для разных ориентаций макета), и HTML-страниц. Функциональность DHTML-страниц пока поддерживается не в полном объёме, но в сочетании с JavaScript можно дополнять стандартные эффекты интерактивности собственными. Подготовленные статьи, например, рекламные блок, можно отправлять на согласование с заказчиком (Article • Share).

При сборке folio и его статьи отправляются в облачное хранилище, поэтому предпросмотр результата возможен не только в Desktop Viewer на ПК, но и в Adobe Content Viewer на мобильных устройствах. В последнем случае нужно просто ввести тот же Adobe ID, что использовался для доступа к панели Folio Builder.

Интерактив

Что уже заложено в DPS для создания интерактивных элементов? Многие мультимедийные возможности реализованы в самом InDesign 5.5, а функции их настройки плюс дополнительные эффекты доступны через панель Overlay Creator (Window • Extension). В журнал можно внедрять (в скобках названия соответствующих закладок в палитре Overlay Creator): гиперссылки и кнопки (hypertlinks, buttons); последовательности плавно сменяющих друг друга изображений — например, фото автомобиля с разных ракурсов, смена которых позволяет «покрутить» его со всех сторон (image sequences); слайдшоу (slideshow); аудиосопровождение (audio); видео-ряд (video); изображения, которые можно прокручивать в отдельном блоке, увеличивая любой фрагмент (pan & zoom); текстовые контейнеры, в которых прокручивается не поместившийся в отведённом месте текст (scrollable frames). Тут на первый план выходят способности грамотно воспользоваться обширными возможностями: чтобы было и красиво, и функционально, поскольку редкий пользователь любит ждать, пока загрузятся мегабайты журнала. Кстати, приоритетом загрузки статей в каждом folio можно управлять, чтобы, например, оглавление и самые интересные материалы «пришли» первыми и могли открыться, пока подгружается всё второстепенное. Палитра Overlay Creator максимально дружественна: в ней появляются подсказки, автоматически активизируется нужная закладка с эффектом в зависимости от типа выделения в InDesign.

Гиперссылки и кнопки особо представлять не нужно: они были в предыдущих версиях InDesign. Кнопка (Button) создаётся из любого объекта операцией Object • Interactive • Convert to button. Нетрудно разобраться и с событиями, по которым она будет активизироваться: самый распространённый — On Release (по отпусканию кнопки мышки), некоторые возможны только при сохранении в формате PDF. Там же настраивают её внешний вид: какой она будет изначально, в момент активизации и т. д. Любой эффект можно тут же просмотреть, чтобы убедиться в корректности его работы (Preview).

Для получения эффекта slideshow потребуется выделить в InDesign несколько изображений (они должны иметь одинаковые размеры) и через палитру Object States превратить их в единый объект. Используя Overlay Creator, тонко настраивают поведение эффекта — все настройки интуитивно понятны (скорость затухания, скорость смены изображений и др.). Установка Swipe to Change Image включает смену картинки по касанию пальцем экрана тач-устройств.

Эффект image sequences позволяет имитировать объём предмета за счёт покадрового отображения его ракурсов. Указываете папку с заранее подготовленными изображениями, настраиваете эффект (автопроигрывание или реакция на прикосновение пальцем), и читатель получает полное представление о форме предмета со всех сторон, управляя пальцем. Поскольку эффект позволяет максимально точно передать внешний вид товара, он наверняка будет востребован рекламодателями ювелирных изделий и аксессуаров — любых предметов, главным достоинством которых является внешняя сторона. Возможностей для применения image sequence очень много (например, интерактивные карты — удачный пример в приложении Early JamesTown), всё ограничивается только вашей фантазией.

Кто пользовался режимом Street View на картах Google, наверняка поражался возможности за счёт имитации поворота головы увидеть всю местность так, как если бы действительно там находился. Можно даже задрать голову или уткнуть взгляд в землю, что усиливает эффект присутствия. Аналогичная технология реализована и в InDesign (эффект Panorama) — потребуется 6 изображений выбранного места, чтобы читатель смог побывать там заочно. Картинки должны быть определённым образом созданы (иметь перекрытие с другими плоскостями с учётом изометрических искажений), для чего есть платные и бесплатные утилиты. Эффект идеально подходит при виртуальных путешествиях по музеям, поскольку позволяет рассмотреть не только привычные ракурсы, но и прекрасно оформленные потолок и пол.

Эффект Pan and Zoom имеет шансы стать самым востребованным. Он даёт возможность читателю просматривать по частям через окно контейнера всё изображение. Результат сродни тому, как дизайнер позиционирует изображение в InDesign: при прокрутке становятся видимы части, находившиеся за границами контейнера. Их можно увеличивать для детального просмотра, что при минимуме затрат даёт эффекту потенциал популярности.

Аudio и video — не эффекты в привычном понимании (хотя расположены в соответствующей панели), а возможность проигрывания аудио- или видеоряда заданного размера (Place media). Среди настроек — задание в качестве исходно отображаемой картинки любого кадра, проигрывание не дожидаясь полной загрузки ролика, отображение элементов управления по щелчку мыши (play, pause и т. п.) и синхронизация с загрузкой страницы. Пара слов в поддержку того, что вертикальная и горизонтальная версии выпуска не обязаны быть идентичными — это особенно наглядно проявляется в ситуации с видео или панорамными снимками: ведь при расположении устройства чтения горизонтально (и при включенной функции Fit to screen) читатель получит максимум впечатлений.

Вкладку WebContent также с натяжкой можно отнести к эффектам, поскольку она позволяет внедрить в журнал HTML. Однако за неброской вывеской скрывается интереснейшая вещь. В качестве адреса, по которому будет загружен HTML, может выступать любая ссылка, не обязательно локальный файл. Например, статью о путешествиях удобно снабдить ссылкой на интер-
активную карту Google. Дополнительные возможности раскрываются при внедрении HTML, имеющего в составе JavaScript. Поддержка HTML 5 позволяет работать с аудио/видеоматериалами, создавать сложные меню, запускать в оффлайне онлайновые игры, использовать конструкции на упоминавшемся SVG непосредственно внутри документа.

Управление изданием

Для компоновки, публикации и анализа folio, размещённых в «облаке» Adobe (уже в рамках платного пакета услуг), предназначена онлайн-панель Dashboard, в которой собраны основные инструменты управления цифровыми изданиями — Folio Producer, Viewer Builder и Analytics. Там же расположены ссылки на файлы помощи и дополнительные ресурсы, помогающие при создании цифровых изданий.

Folio Producer — набор инструментов для работы в связке с Folio Builder в InDesign — предоставляет удобный и компактный интерфейс для управления параметрами отдельных статей (название, описание и др.), порядком их следования, задания изображения для сопровождения заголовка статьи в оглавлении и др. Он позволяет напрямую внедрять в издание статьи в формате HTML (для таких материалов InDesign вообще не нужен). Если folio присвоен статус Public, оно пересылается на Distribution Service и становится доступным для загрузки в соответствующем приложении-киоске, иначе хранится в «облаке» для дальнейшей работы над ним.

Можно выгрузить любое folio в виде архива для создания «одноразового» приложения через Viewer Builder или отправки выпуска агрегаторам цифрового контента, распространяющим цифровые журналы через собственные киоски (zip-архивы folio собираются принимать и распространять магазины вроде Barnes and Noble).

Viewer Builder служит для конвертации созданного folio в приложение для дальнейшего распространения через интернет-площадки. Внешний вид журнала в типовом приложении однообразен (органы управления, структура содержания стандартны), но создавать персонализированный интерфейс можно только в старших Enterprise-версиях DPS. Если издание стремится сохранить индивидуальность, донести ощущение от бренда читателю, такое расширение — только вопрос времени.

Одно из важных преимуществ цифровых журналов перед бумажными — получение реальных данных о том, как читатели пользуются изданием, что позволяет проводить всесторонний анализ деятельности (Analytics). Издателям будет интересно узнать, какой вариант вёрстки читатели предпочитают; каким должен быть оптимальный размер журнала, чтобы пользователь не прекращал загрузку, исчерпав терпение при скачивании; какие статьи вызвали особый интерес; какова была последовательность просмотра материалов; что из мультимедийных эффектов владело их вниманием дольше всего и т. п.

Поскольку информация поступает максимально полно (от всевидящего ока не ускользнёт ничто: данные собираются даже в оффлайне и при первой возможности передаются Adobe), её удобно использовать при подготовке последующих выпусков. С имеющимися на руках козырями можно аргументированно выстраивать отношения с рекламодателями, которым теперь нечего бояться попасть впросак из-за дутых тиражей, как это часто происходит с бумажными версиями.

При покупке лицензии на Adobe Catalyst открываются расширенные возможности аналитики, собранные в Adobe Online Marketing Suite. Но и в базовой конфигурации DPS подписчикам всех планов доступны перечисленные метрики изданий.

Цена вопроса

На какие затраты придётся пойти при выпуске цифровых изданий? Сначала рассмотрим взаимоотношения с Adobe. Во-первых, приобретение InDesign 5.5 — около 750 долл. Лицензии на издательство достаточно одной, а количество киосков, выпусков номеров периодических изданий, их типов и платформ не ограничено.

Во-вторых, затраты по бесперебойному хостингу изданий на серверах Adobe: тут всё зависит от популярности издания. Тарифных планов два: Professional и Enterprise. Если планируется выпуск только одного наименования, достаточно платить 6 тыс. долл. в год за Professional (5 тыс. загрузок в цену включены, в придачу получаете статистику по количеству успешных/неудачных попыток скачиваний журнала). Дополнительные пакеты в 25 тыс. загрузок обойдутся по 22 цента каждая, а 250 тыс. и 500 тыс. — по 15 и 12 центов соответственно. Иными словами, скачивание 30 тыс. экз. издателю обойдётся в 11,5 тыс. долл. Тарифный план Enterprise обойдётся в 48 тыс. долл в год (включено 5 тыс. загрузок) и позволяет настраивать интерфейс и органы управления изданием в Adobe Viewer через SDK; обеспечивает интеграцию со сторонними сервисами посредством API (е-коммерция, управление подпиской, СУБД) и с Adobe Catalyst, предоставляющей глубокую аналитику и отчётность по технологии Adobe Omniture.

Теперь рассмотрим взаимоотношения с интернет-магазинами. Все популярные ресурсы — App Store, Android Market и др. — забирают 30% отпускной цены издания. Все попытки издателей снизить себестоимость продукции и получить персональные данные подписчиков наталкиваются на жёсткое противодействие Apple, которая недавно даже запретила создателям приложений размещать в них кнопки «Купить» или «Подписаться» с перенаправлением трафика из App Store на сторонние площадки. Остаётся продажа подписки через собственный сайт, но это дополнительные неудобства для читателей.

И последний взнос — за разработческий аккаунт Developer Account держателю магазина. У Apple — 99 долл. в год, без которых доступа в App Store не будет.

Создание журналов для мобильных платформ остаётся дорогим удовольствием. Но теперь появились варианты, а экономику бизнеса можно чётко просчитать.


Добавь интерактив

Приложение может быть одноразовым журналом или киоском с доступом к хранилищу выпусков в «облаке», который пополняется очередными «номерами» по мере их выхода. Альтернативный вариант распространения журнала — в виде HTML 5, что позволит снизить себестоимость издания за счёт перехода на альтернативные платёжные системы, без необходимости немалых отчислений Apple и Ко.

Уже есть разработки, позволяющие выгружать статьи в виде HTML и добавлять в них интерактивные элементы, невозможные с помощью стандартного набора DPS. Например, технология 505k HTML Stacker от «Терем-Медиа» (на базе собственного фреймворка 505js) позволяет верстальщику или дизайнеру, а не программисту, прямо в InDesign добавлять в макет разнообразные интерактивные элементы, а затем автоматически создаёт их код, полностью готовый к включению в цифровое издание. Стоимость базовой конфигурации — 7 и 15 тыс. долл. (за возможность разработки собственных интерактивных элементов).


Сколько вешать в… пикселях?

Размеры издания задаются в пикселях не случайно: во-первых, из них состоят экраны устройств, а во-вторых, страницы издания передаются в растровом виде — JPEG настраиваемого качества или PNG. Звучит странно, но так и есть — типичный размер журнала в виде «нативного» приложения составляет около 200 Мбайт, а у богатых интерактивом не редкость и все 400. Как будет обстоять дело с iPad3, в котором разрешение экрана (по слухам) будет ещё выше, — непонятно: вероятно, подготовка контента в «родном» разрешении перестанет быть общим правилом.

Пока же Adobe предлагает бесплатный Wallaby — конвертор Flash в HTML 5, который разбирает анимацию на HTML, CSS, JavaScript и изображения (png и svg). Последний — достаточно простой язык для отображения векторных объектов, понимающий инструкции вроде <circle r=»50» cx=»50» cy=»50» fill=»green»/>. Полученный HTML без проблем внедряется в цифровой журнал. А в начале августа объявлено о публичном тестировании нового инструмента веб-анимации и разработки интерактивов Adobe Edge, непосредственно работающего с HTML5/CSS/JavaScript (множество любопытных примеров можно посмотреть на beta.theexpressiveweb.com).

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
С иголочки: всё о брендировании текстиля

Брендированный текстиль — это эффективный маркетинговый инструмент и отличный способ повысить лояльность клиентов и команды. Одежда — это беспроигрышный корпоративный подарок, поскольку люди хотят комфорта, удобства и при этом оставаться стильными и сопричастными общему делу. Но текстиль должен быть качественным и соответствовать ожиданиям целевой аудитории, чтобы обеспечить максимальную эффективность. Рассказываем о том, что делает мерч по-настоящему узнаваемым и индивидуальным, — о персонализации.

Бумага и картон в России: кто и что делает в 2024 году

В октябре 2022 года Евросоюз запретил импорт древесной массы и бумаги из РФ, поэтому отечественным ЦБК пришлось переключиться на поставки своей продукции в первую очередь российским предприятиям, а также перенаправить экспортные потоки на азиатские рынки, рынки Латинской Америки и Северной Африки. Как обстоят дела в сфере производства бумаги и картона — читайте прямо сейчас.

Брендирование мерча: всё, что нужно знать в 2024 году

Нанесение изображения на сувенирную продукцию (мерч) помогает в формировании индивидуального, хорошо узнаваемого, продающего образа компании. Технологии не стоят на месте, и в последнее время на рынке появилось множество новинок в области персонализации. Мы побеседовали с участниками рынка промопродукции и выяснили, какие виды нанесения с «вау-эффектом» они могут предложить клиентам.

Прометей Пролеткульта

К концу тридцатых годов прошлого века советская экономика развернулась во всю свою мощь, вырвавшись на второе место в мире по валовой продукции машиностроения, по выработке электроэнергии, алюминия, чугуна, по добыче ключевых природных ископаемых, а по темпам среднегодового роста экономики СССР поставил непревзойдённый никем до сих пор рекорд в 13,8%. А в апреле 1939 года после быстротечного судебного процесса был расстрелян Алексей Гастев — один из создателей советского экономического чуда. В жернова «чистки» попал основатель НОТ (научной организации труда) и самый передовой в области производительности труда идеолог эпохи.



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 40