Большинство значимых событий на рынке широкоформатной печати происходят за кулисами. Есть несколько причин основных изменений. Во-первых, продолжающийся успех латексных чернил HP, породивший новые тенденции. Во-вторых, приближающаяся выставка Drupa — все крупные производители принтеров хотят закончить работу над прототипами именно к ней.
А как только всем станет ясно, что MEMJET уже готов создавать широкоформатные решения, это станет третьим фактором.
В конце концов, революционные технологии выгодны всем.
Ещё одна — это печатающие головки Kyocera, врывающиеся в сферу широкоформатной печати по тканям (имеется в виду не только сублимационная печать рекламы на текстиле, но куда более масштабный рынок моды и интерьерного оформления). Но пока слишком высокая цена не позволяет устанавливать их в принтеры начального или даже среднего ценового уровней.
Латексные чернила от HP: первая из революционных технологий недавних лет
Латексные принтеры успешно продаются в некоторых регионах, хотя и энергопотребление у них значительное, и латексные чернила не все считают по-настоящему «водными». Да, экосольвентные и мягкосольветные принтеры успешно продаются по всему миру, но японские производители уже осознали — их ниша на рынке уменьшится, как только латексные и смоляные чернила на водной основе станут лучше.
В 2011 г. появилось второе поколение латексных принтеров шириной 3,2 м (HP Scitex LX850), а с ноября выпускается новое поколение начального уровня: HP Designjet L26500 и «вытянутый» 2,6-метровый HP Designjet L28500. Уже известно, какие принтеры будут представлены в 2012 г.
Я побывал в двух лабораториях, которые независимо друг от друга проводят испытания латексных чернил. Их температура отверждения лишь 60 °С (у первого поколения было 120 °С), а цветовая насыщенность более высокая, значит, они привлекут больше внимания, что весьма полезно для изготовления рекламы.
Главное преимущество латексных чернил других производителей (не HP) — работа с печатающими пьезоэлектрическими головками Epson, а не только с термальными. Оба вида имеют сильные и слабые стороны — люди хотят выбирать.
Логично, если в новом принтере Canon для наружной рекламы (показывался на двух последовательных выставках Canon Expo пару лет назад) будут термальные головки. Чтобы стать популярным, он должен предложить что-то новое, чего нет у латексных чернил HP. Иначе зачем клиентам менять HP, к которому уже успели привыкнуть, на что-то похожее? Если Canon (или кто-то ещё) выпустит латексный принтер с великолепной цветопередачей и хорошим цветовым охватом, это подстегнёт HP улучшить цвета своих чернил. А индустрия от этого только выиграет.
А как насчёт чернил Sepiax?
Sepiax AquaRes содержат на порядок меньше сольвентов, чем латексные. Но печатать на виниле с их помощью — дело не быстрое. Поэтому разработчикам чернил пришлось сузить специализацию. Я вижу хороший знак в том, что инновация не зависела от Staedtler Lumocolor. Появление таких чернил принесло очевидную пользу: они заставили нас вспомнить, что широкоформатная печать — не только производство рекламы.
С помощью Sepiax AquaRes можно печатать на коже или других нетипичных материалах. Однако для закрепления все чернила подобного типа требуют нагрева до 60 °С. И чтобы работать с чернилами термального отверждения, любой из современных принтеров придётся оборудовать качественным нагревательным элементом, обеспечивающим стабильную температуру по всей ширине ложа печати. Хотя на массовом рынке новые технологии малодоступны, именно чернила — ключевой элемент прогресса.
Но поскольку политика Epson запрещает использование любых других чернил в принтерах Mimaki, Mutoh или Roland, ни один японский производитель принтеров с печатающими головками Epson не может официально перейти на чернила Sepiax. Чтобы закрепить их, понадобится намного более высокая температура, чем может предложить любой немодифицированный сольвентный принтер. Прежде чем использовать AquaRes в качестве альтернативных чернил, придётся полностью переоборудовать нагревательную систему…
Если Sepiax будут работать лишь на принтерах с печатающими головками Ricoh и Spectrа, то их доля на рынке вряд ли достигнет прогнозируемого уровня. Будем надеяться, что ещё до Drupa появятся принтеры, специально созданные под Sepiax.
Если Canon и японские производители пьезоэлектрических головок начнут выпускать собственные чернила, отличные от латексных HP и Sepiax, это повлияет на рыночный потенциал AquaRes. Но пока мы не ознакомились с опытом использования Sepiax, преждевременно говорить об их потенциале.
Есть и другие удивительные чернила, созданные на иной химической основе. И в ближайшем будущем следует ожидать сюрпризов. Очевидно, что чернила являются базовым элементом для развития технологий, именно поэтому FLAAR добавила их оценку в сферу своей деятельности, чтобы стать ещё более полезной владельцам типографий, менеджерам и операторам принтеров.
От менее вредных чернил к более экологичным носителям
Поливинилхлорид (ПВХ) так же вреден для окружающей среды, как и печать сольвентными чернилами на виниле. Кроме экодвижения, отмечу тенденцию к уходу от ПВХ к экологичным материалам. Одним из нескольких материалов не-ПВХ является полиэтилен (ПЭ). Фабрику Yeong Jeou на юге Китая модернизировали для его производства специально под струйную печать. В январе я буду на фабрике и сфотографирую новое оборудование. Итак, тенденция-2012 — новые материалы для печати, такие как ПЭ, полипропилен (ПП) и др.
Как повлияет на широкоформатную печать переход на ЖК- и светодиодные экраны?
Большинство типографий слишком заняты производством и не замечают, что для демонстрации наружной и интерьерной рекламы всё чаще используются цифровые мониторы. То же самое когда-то случилось и с репрографическими типографиями, оснащёнными устаревшим оборудованием доцифровой эры, которые в последнее десятилетие безуспешно борются за жизнь по всей Северной Америке. Это может случиться и со студиями широкоформатной печати, если владельцы типографий не осознают и не оседлают новые технологии. Поэтому, от лица FLAAR, я хочу рассказать типографиям, как остаться в бизнесе, преуспеть и процветать.
Типографии постепенно понимают, что им придётся печатать не только рекламу: текстиль для интерьера и моды всё более востребован, и это нечто большее, чем обыкновенная сублимационная печать на полиэфире. Durst — наиболее дальновидный производитель принтеров. У неё есть модели для печати по керамике, деревянным панелям, а теперь — и по ткани для индустрии моды (показан в сентябре на текстильной выставке ITMA в Барселоне). Sun Innovations (Россия) также производит принтеры для различных применений, выходящих за рамки традиционной рекламной индустрии.
Пришло время подумать, что печатать, чтобы выжить во время массового перехода к рекламе на ЖК- и светодиодных экранах. FLAAR Reports начала освещать текстильную печать ещё несколько лет назад, а до этого мы изучали печать по дереву и по стеклу. В 2012 г. планируем «разобрать по косточкам» печать по керамике. Одними из крупнейших потребителей струйных головок являются принтеры для печати по керамике, наносящие чернила перед обжигом. Но есть и другие, печатающие по обожжённым образцам.
Печатающие головки Kyocera напомнили о себе
В последнее время меня часто спрашивают о головках Kyocera. Могу лишь повторить, что говорят другие: эти головки слишком дорогие. Чтобы построить принтер под определённую головку, производителю нужен тестовый экземпляр, но даже за него Kyocera хочет слишком много.
Epson производит головки для текстильных чернил, но не промышленного класса, как Spectra или Ricoh. Xaar и подобные вообще не подходят для чернил на водной основе. Несмотря на все трудности, даже в самых серьёзных текстильных принтерах стоимостью в полмиллиона евро используются головки Kyocera. Все крупные европейские бренды, и даже китайский Honghua, ставят Kyocera в свои принтеры. Есть даже своего рода рекламный ход, который используют в Китае, надеясь, что хорошая репутация японских производителей сделает привлекательным весь продукт.
Потенциал MEMJET
Годами технология MEMJET остаётся загадкой мира широкоформатной печати. До сих пор ни один принтер с их печатающими головками не был официально выпущен, из чего сложилось мнение, что рекламная компания сильно завышала потенциал MEMJET.
Я обожаю новые технологии, поэтому, чтобы узнать больше о MEMJET, специально поехал на выставку Graph Expo-2011 в Чикаго. Там мне удалось встретиться и побеседовать со многими интересными людьми, в том числе с главой отдела широкоформатной печати MEMJET и сотрудниками Xante. Я понемногу изучаю потенциал этой технологии и вижу: если она когда-нибудь проявит себя в работе с широким форматом 107 см, а не только в исследовательских лабораториях и демозалах, то это перевернёт мир репрографических принтеров, работающих на чернилах на основе красителей. Большие перемены наступят и для всей индустрии, если будут созданы другие чернила, способные работать с термальной технологией MEMS.
В 2011 г. на выставках Viscom Italia и SignAfrica я встречал новые узкорулонные принтеры с технологией MEMJET. Видел и два шириной в 107 см. Но всё это были прототипы. И до сих пор я не слышал, чтобы хоть один широкоформатный MEMJET-принтер эксплуатировали в реальной типографии.
То же и с MEMJET-принтерами узкого формата. Это новинки, поэтому ничего неизвестно о том, как часто засоряются головки, сколько времени и денег уйдёт на их замену, как пыль, изменения температуры и её сезонные колебания повлияют на качество печати.
Поначалу печатающие головки Epson тоже слишком часто засорялись. Понадобились годы, чтобы исправить дефект. И первое поколение латексных систем пришлось заменить вторым. Будем надеяться, появится и новое поколение MEMJET, которое докажет свою профпригодность за пределами лабораторий.
Drupa-2012 уже стимулирует развитие тенденций
Выставка проводится каждые 4 года. Но с 2004 г. FESPA также приобрела авторитет, и сейчас является престижной для презентации новых продуктов. В 2008 г. ожидалось, что всё внимание будет сосредоточено на Drupa. Но, на удивление всем, за два месяца до неё в Женеве прошла очень успешная FESPA. Мы ожидаем подобного же чуда в Барселоне, в начале 2012 г., тем более, на этот раз организаторы FESPA разумно решили провести её в более ранние сроки.
Хотя сегодня Drupa уже не является Меккой для индустрии, а гостиницы стали слишком дорогими, да и проводить 14-дневное шоу в условиях сегодняшней экономики, мягко говоря, не разумно, следующая Drupa станет настоящим центром презентаций крупнейших брендов. Но представьте себе — большинство новинок можно будет увидеть раньше, на FESPA!
Азиатские и российские тенденции
Рассмотрение всех тенденций в принтерах, выпускаемых в Китае, Тайване и Южной Корее, заслуживает отдельной статьи. Жизнь в этих странах бурлит. Корея лидирует в рейтинге «качество по разумной цене». Очень хорошая репутация у комбинированных УФ-принтеров Dilli с транспортной лентой и планшетных Jetrix.
Теперь китайские производители из собственного опыта знают, что в Северной Америке или Западной Европе будет тяжело продать даже самый дешёвый, но некачественный принтер, тем более, если для него трудно найти запчасти.
В России у местных производителей УФ-принтеров есть преимущества. Им легче находить комплектующие, доставлять запчасти. Такие компании, как BigPrinter, продвигают инновационные решения. Их принтеры не были скопированы, поэтому содержат конструктивные решения, которых нет даже у самых известных принтеров в других частях мира.
Тенденции «узких» принтеров
Они делятся на нескольких видов: этикеточные (обычно рулонные), цифровые печатные машины (предлагаемые как замена офсетным) и настольные (чаще всего на популярной базе Epson 4800).
На следующий день после «Рекламы-2011» в Москве я посетил Label Expo Europe в Брюсселе. Замечу, что самыми технологически развитыми являются именно этикеточные принтеры. Всё больше брендов используют Kyocera: от струйной рулонной ЦПМ Oce JetStream, «железо» для которой выпускает Miyakoshi, до собственных моделей Miyakoshi.
Xaar и Spectra также представлены на этом рынке. И даже Durst, наиболее известная 5-метровым принтером, сейчас производит однопроходный струйный этикеточный. А о потенциале MEMJET я уже говорил.
Итоги
Чернила являются первопричиной инноваций на рынке и диктуют направление для принтеров всех специализаций — широкоформатных, этикеточных, узкоформатных настольных и промышленных. Следующая причина — печатающие головки.
На примере латексных HP видно, как индустрия выигрывает от появления новых чернил. Сегодня есть и другие инновации — Jetall от Hongsam, Anyjet для жёстких материалов и Jetbest для рулоннных, а ещё — AquaRes от Sepiax.
К сожалению, Staedtler Lumocolor, сделав ставку только на чернила, потерпела неудачу. Они до сих пор существуют, но их мало кто использует. Успех чернил заключается не только в химической формуле, важна поддержка бизнес-партнёров, особенно если месяцы работы над соответствующими печатающей головке чернилами закончились провалом.
Вот залог успеха печатающей головки: она должна быть новее, быстрее, иметь наименьший объём капли. Миру нужны новые головки Spectra, Ricoh, и Konica Minolta для латексных чернил, и новые чернила на основе смол, чтобы забрать право у Epson на использование этого типа. На принтерах с печатающими головками Epson (Mimaki, Mutoh, Roland) не разрешается печатать чернилами не японского производства. Этим запретом Epson тормозит распространение инноваций. Японские производители платят Epson большие деньги за право печатать с помощью их головок.
Вот почему Mimaki переключилась на Toshiba Tec, затем на Ricoh, а теперь и на Konica Minolta. Если в Epson не отменят монополию на свои чернила, то их доля рынка будет уменьшаться. Сейчас всё больше китайских производителей покупают головки Epson, особенно на фоне привычных партнёров. Работая с китайскими принтерами, Epson сможет удержать позиции на рынке. То, какими методами Epson пресекает развитие инновационных чернил, создаёт прекрасную возможность для других компаний. Таких как Dimatix (Spectra): их печатающие головки Q-класса, наряду с чернилами на водной основе, работают с сольвентными и УФ-чернилами.
FESPA-2012 и Drupa-2012 — события, на которые стремится попасть каждый производитель чернил, печатающих головок, принтеров и аксессуаров. Все с нетерпением ждут весенних новинок. А пока FLAAR по крупицам собирает информацию о предстоящих презентациях. И когда мы не скованы договором о неразглашении, с удовольствием делимся знаниями. Мы бы хотели быть полезными российским дистрибьюторам и производителям принтеров и помочь им подготовиться к изменениям на рынке, которые нас ждут в будущем.
Об авторе: Николас Хельмут, профессор FLAAR и университета Bowling Green State в 2001–2008 гг., автор дизайна полиграфии и сайта института — офис FLAAR Mesoamerica в Гватемале. Независимый институт FLAAR (в Европе 25 лет) сотрудничает с университетом 14 лет.
* Специально для Publish. (с) Nicholas Hellmuth, FLAAR Report, ноябрь, 2011.
Все фото в статье предоставлены FLAAR Report.