Типографии, находящиеся не в столице, пока редко фигурируют в нашей рубрике «Например». Будем исправлять это упущение, ведь опыт успешного развития в регионах для многих наших читателей даже интереснее московского — он ближе к их реалиям.
О начале деятельности кемеровской типографии «ИНТ» на её сайте рассказано не без юмора: «Компания “ИНТ” заявила о себе на полиграфическом рынке в ноябре 1997 г., когда в её цехе была установлена небольшая однокрасочная офсетная машина Hamada E47. Несмотря на то, что оборудование было явно против, мы старались делать максимально качественную продукцию: и рекламные материалы, и этикетки, и книги, и многое другое». Заместитель директора по развитию Андрей Грузин поделился с нами секретом — оказывается, та самая «непослушная» Hamada была не первой. Начинали на самом деле чуть раньше — в 1996 г., и не с офсетной машины, а с ризографа. Однако специализация типографии с момента основания остаётся неизменной — разнообразная акциденция малыми и средними тиражами (до 1,5 тысяч).
В способностях последнего слова офсетной техники Андрею Грузину и его коллегам ещё предстоит убедиться |
Важной вехой в истории развития в типографии считают покупку второй печатной машины в 2001 г. Первый же печатный оттиск с однокрасочной Heidelberg GTO 52 вызвал у печатников восторг и привил любовь к этой машине у всего коллектива предприятия. В конце 2004 г. первую GTO заменили на двухкрасочную Heidelberg GTO 52-2, а отработавшая своё Hamada была отправлена на почётный отдых, уступив место двухкрасочной Heidelberg QuickMaster 46-2 в 2006 г. В 2008 г. году поменяли заслуженную GTO 52-2 на Heidelberg Speedmaster 52-4P3 с переворотом. Производственные мощности увеличились примерно втрое, появилась возможность более эффективно печатать двусторонние тиражи. А монтаж самой современной офсетной машины — Heidelberg Speedmaster SM 52 Anicolor — завершился только что. Параллельно развивались и послепечатные мощности. Среди заметных приобретений — Heidelberg Eurobind 600, линия по производству изделий на скобах Duplo System 5000. В итоге за полтора десятка лет собрали всё необходимое для финишных операций — от листоподборки и брошюровки до твёрдого переплёта и ламинирования.
«И всё же тут чего-то не хватает», — заметит любой опытный полиграфист. Всё верно — будучи ориентированной на рекламный рынок, «ИНТ» не могла игнорировать цифровую печать…
Знакомство с «цифрой»
«Первичное знакомство с “цифрой“ у нас состоялось в 2005 г. — начали с Xerox DocuColor 3535. Тогда мы перестали отказываться от мелких тиражей, превратившись в более универсального партнёра для наших заказчиков, — вспоминает Грузин. — Впрочем, особых требований к качеству печати на этой машине мы не предъявляли».
Оператор Виталий Китай готовит Xerox DocuColor 8080 к выполнению следующего заказа. Разумеется, замену бумаги в неиспользуемых лотках можно выполнять без остановки печати |
Это стало возможным в 2011 г., когда в «ИНТ» была установлена первая в России цветная ЦПМ Xerox DocuColor 8080. «Это было знакомство с цифровой печатью на новом качественном уровне, важная веха в нашем развитии», — признаётся Андрей. Модель 8080 — это решение промышленного уровня со скоростью печати 80 стр./мин. Дуплексная печать возможна на материалах плотностью до 300 г/м 2, широк и диапазон форматов бумаги — от 182×182 до 320×488 мм.
В июле 2012 г. состоялся следующий логичный шаг — установлена монохромная промышленная ЦПМ Xerox Nuvera Classic Light со скоростью печати 120 стр./мин и рекомендованной загрузкой до 4,3 миллионов страниц А4 в месяц.
Похоже, такой машины, как Xerox Nuvera Classic Light, в типографии очень не хватало — уже за первые 2 дня на ней отпечатали 30 000 страниц |
Мы попросили Андрея высказать своё мнение о цветной ЦПМ Xerox DocuColor 8080, ведь за полтора года в «ИНТ» накоплен большой опыт эксплуатации. Вот что он сказал, заодно поделившись собственными критериями выбора: «Это серьёзный аппарат, который очень далеко отстоит от всех офисных вариаций на тему цветной цифровой печати. Сочетание продуманной конструкции машины и ответственного подхода к сервису (при своевременном снабжении запчастями и расходными материалами, наличии и оперативном выезде инженеров) даёт хороший результат — неисправности устраняются сразу по прибытии специалиста, поэтому длительных простоев не бывает. Безусловно, конёк “Ксерокса” — это сервис. И это был ключевой аспект в выборе оборудования. Оттиски с современных машин одного класса примерно одинаковые, поэтому качество выставочного образца, к примеру, не может служить критерием при покупке. Надо смотреть на оттиски двухлетних машин, прошедших хотя бы одну полную смену ресурсных запчастей. Ведь стабильность качества в цифровой печати — это ключевой аспект». О монохромной ЦПМ у Грузина уже успело сформироваться краткое, но ёмкое мнение: «Про Nuvera вообще говорить не приходится — очень отказоустойчивая штуковина. Машина реально может работать (и работает) сутками, когда это надо».
Офсетно-цифровая синергия
Всё оборудование установлено в общем помещении. Исключение сделано только для печатного — комната для ЦПМ отделена от офсетного цеха. Это связано с разными требованиями к климатическим условиям для офсетных и цифровых машин.
В «ИНТ» есть инструмент автоматизации собственной разработки — CRM-система, облегчающая взаимодействие с клиентами. В ней хранится информация о заказах, производится расчёт стоимости и т. п. Что касается специализированного ПО для автоматизации техпроцессов, которое могло бы существенно повысить эффективность гибридного производства, это ещё впереди. Пока при выборе технологии печати для заказов руководствуются тиражом и сроками. Срочные работы независимо от тиража скорее всего попадут на «цифру», туда же отправляются и все заказы с небольшими тиражами.
Отдельный вопрос — послепечать. Участок общий, однако требования к финишным операциям для цифровых и офсетных тиражей разные. Андрей признался, что руководству типографии стоило немалых усилий добиться соблюдения более жёстких норм по отходам на таких операциях, как переплёт термоклеем цифровых тиражей: «Однако это скорее вопрос психологии и мотивации. У нас — современное и качественное послепечатное оборудование, поэтому на нём можно и нужно работать с меньшим процентом брака или вообще без оного. Для цифровых тиражей, где не бывает приладочных экземпляров, отводим больше времени на предварительную настройку».
Среди заказов бывают и «гибридные». Яркий пример — малотиражные рекламные блокноты. Листы в блоках одинаковые, поэтому их выгодно печатать офсетом. А цветные обложки исполняют «цифрой». Она же приходит на помощью при выполнении заказов на печать квитанций ЖКХ — по понятным причинам здесь офсетчикам делать нечего.
Грузин считает, что наличие на одном производстве офсетной и цифровой техники — это конкурентное преимущество: «Наш цифровой участок хорошо дополняет офсетный. Мне задают вопросы о внутренней конкуренции на производстве, о том, что сегменты у разного оборудования пересекаются, но я бы не стал это называть словом “конкуренция”. Это — взаимное дополнение». И с этим мнением не поспоришь — эффективность типографии с подобным профилем заказов оказывается гораздо выше, когда существующий набор оборудования даёт свободу манёвра. Тем более, что уже не первый год наблюдается тенденция снижения средних тиражей, а значит, работы для «цифры» становится больше. Теперь не приходится объяснять клиенту: «Напечатать у нас 1000 экземпляров вы сможете, а 200 визиток, 50 папок и 20 брошюр — это не к нам, будет слишком дорого». Клиент-то всегда прав!